Пояснительная записка
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа
«Изобразительное искусство»
•
по содержанию является – художественной,
•
по уровню освоения – стартовой, базовой.
•
по форме организации - очной, групповой.
•
по степени авторства – модифицированной.
Программа опирается на следующие современные нормативно-правовые
документы в сфере образования:
•
Федеральный Закон РФ от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в
РФ»;
•
Федеральный Закон от 31 июля 2020 года № 304-ФЗ «О внесении
изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»
по вопросам воспитания обучающихся»;
•
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении порядка организации и
осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным программам»;
•
"Санитарно-эпидемиологические
требования
к
организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи",
утвержденных постановлением Главного государственного санитарного
врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. N 28 «Об утверждении
санитарных правил СП 2.4.3648-20».
•
Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 № 678-р «Об
утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до
2030 г.»;
•
Национальный проект «Образование» (утвержден Президиумом Совета
при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам
(протокол от 24.12.2018 г. № 16);
•
Целевая модель развития региональной системы дополнительного
образования детей (приказ Министерства просвещения РФ от 3 сентября
2019 г. № 467);
Методические
дополнительных
рекомендации
по
общеобразовательных
социально-психологической
реализации
адаптированных
программ,
способствующих
реабилитации,
профессиональному
самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, с учетом
их особых образовательных потребностей.
•
Устав МБУ ДО ДДТ р.п. Башмаково;
•
Положение о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программе МБУ ДО ДДТ р.п. Башмаково.
Актуальность программы:
Программа актуальна для общества и государства, так как она имеет
художественно-эстетическую направленность, и её реализация основана на
приобщении детей к миру прекрасного развития активного интереса к
изобразительному искусству.
Также программа актуальна для обучающихся и их родителей тем,
что изобразительная деятельность оказывает большое влияние на развитие
восприятия, образного мышления и мелкой моторики ребенка. Занятия детей
изобразительным искусством совершенствуют органы чувств, развивают
умение наблюдать, анализировать, запоминать, учат понимать прекрасное.
Дополнительное
формирования
образование
ценностных
является
ориентаций,
мощным
инструментом
гражданской
идентичности
подрастающего поколения, приобщению к культурному наследию своей
Родины. Важно и актуально пробудить в ребенке стремление жить в
гармонии с окружающем миром, видеть и понимать прекрасное.
Педагогическая
последовательное
целесообразность.
изучение
Программа
методически
предусматривает
выстроенного
материала.
Выполнение поочередности тем и указанных в них задач занятий
обеспечивает художественное развитие ребенка.
Возрастные и психологические особенности детей этого возраста
позволяют ставить перед ними посильно сложные изобразительные задачи:
передавать в рисунках предметы разнообразных форм, величины, пропорции.
В программе особое внимание уделено развитию у детей цветного
восприятия, которое очень важно как для сюжетного, так и для
декоративного рисования.
Отличительной особенностью является то, что в использовании
традиционных и нетрадиционных методов и способов развития детского
творчества, направленных не только на формирование нравственноэстетических потребностей и развитие художественной культуры, но и на
интеллектуальное развитие, а также коммуникативные навыки обучающихся
в процессе рисования, применяются такие методы как: беседы, объяснения,
выставки, интегрированные занятия.
В начале каждого занятия несколько минут отведено теоретической
беседе, завершается занятие просмотром работ и их обсуждением.
Принципы, положенные в основу программы:
1. Принцип воспитывающего обучения - обучение дает не только
знания, но и вырабатывается поведение, формируются личностные
качества и т. д.
2. Принцип научности - знакомит учащихся с объективными научными
фактами, теориями, законами.
3. Принцип наглядности - научные понятия и закономерности легче
усваиваются обучающимися, если они подкрепляются конкретными
фактами в процессе сравнения, проведения аналогий и т.д.
4. Принцип
доступности предполагает
соотношение
содержания,
характера и объема учебного материала с уровнем развития,
подготовленности детей.
5. Принцип
занимательности –
создание
непринужденного
эмоционального общения посредством выстраивания всего досуга.
Воспитательный потенциал
Воспитательный потенциал ориентирован на создание условий
эмоционального комфорта и удовлетворение культурных потребностей
детей, развитие их духовного потенциала и художественно-творческих
способностей, что в итоге приводит к формированию основ культуры
ребенка,
коммуникативных
навыков,
ответственности,
дисциплины,
самодисциплины.
Цель и задача программы
Цель программы: Развитие художественно-творческих способностей
детей посредством изобразительной деятельности.
Задачи программы:
Обучающие:
1. Познакомить с жанрами и техниками изобразительного искусства.
2. Познакомить с различными художественными материалами.
3. Помочь приобрести умения грамотно строить композицию.
Развивающие:
1. Развить у детей внимание, память, фантазию, воображение.
2. Развить колористическое видение.
3. Развить художественный вкус.
4. Улучшить моторику, пластичность, глазомер.
Воспитательные:
1. Сформировать у детей устойчивый интерес к искусству.
2. Сформировать навыки: терпение, волю, усидчивость, трудолюбие
аккуратность.
Адресат программы:
Программа рассчитана на освоение детьми возраста 10-15 лет,
поэтому возрастные особенности личности обучающихся среднего этапа
являются основным фактором, который должен быть принят во внимание
педагога.
Форма реализации программы - очная.
Для реализации программы используются несколько форм занятий:
Ознакомительное занятие – педагог знакомит детей с новыми
методами работы в тех или иных техниках с различными материалами
(обучающиеся получают преимущественно теоретические знания).
Рисование с натуры – специальное занятие, предоставляющее
возможность изучать азы рисунка и живописи, используя натуру. Для
реализации программы используются несколько форм занятий:
Вводное занятие – педагог знакомит обучающихся с техникой
безопасности,
особенностями
организации
обучения
и
предлагаемой
программой работы на текущий год. На этом занятии желательно
присутствие родителей.
Рисование по памяти – проводится после усвоения детьми полученных
знаний в работе с натуры; оно дает ребёнку возможность тренировать свою
зрительную память.
Тематическое
занятие
–
детям
предлагается
работать
над
иллюстрацией к сказкам, литературным произведениям. Занятие содействует
развитию творческого воображения ребёнка.
таком
занятии
обучающиеся
получают
Занятие-импровизация – на
полную
свободу
в
выборе
художественных материалов и использовании различных техник. Подобные
занятия пробуждают фантазию ребёнка, раскрепощают его; пользуются
популярностью у детей и родителей.
Занятие проверочное – (на повторение) помогает педагогу после
изучения сложной темы проверить усвоение данного материала и выявить
детей, которым нужна помощь педагога.
Конкурсное игровое занятие – строится в виде соревнования в игровой
форме для стимулирования творчества детей.
Комбинированное занятие – проводится для решения нескольких
учебных задач.
Итоговое занятие – подводит итоги работы детского объединения за
учебный год. Может проходить в виде мини выставок, просмотров
творческих работ, их отбора и подготовки к отчетным выставкам.
Объём программы: 460 часов
Программа рассчитана на 1 год обучения
Расчет количества часов ведется на 2 учебных группы
1 группа – 230 часов год
2 группа – 230 часов в год
Общее количество часов в неделю
1 группа – 5 часов в неделю
2 группа – 5 часов в неделю
Режим занятий
Продолжительность одного академического часа 45 минут. Перерыв
между учебными занятиями 15 минут.
Общее количество часов в неделю:
1 группа – 5 часов
2 группа – 5 часов
Особенности организации образовательного процесса
Программа создана на основе программ по изобразительному искусству
и декоративно-прикладному творчеству под редакцией Б.М. Неменского, В.С
Кузина, авторской программы «Цветовушка» А.И. Цыгановой.
Форма организации деятельности учащихся на занятии: фронтальная,
групповая, особое внимание уделяется индивидуальной работе с детьми.
В связи с тем, что дети не могут выполнять монотонную, однообразную
работу длительное время, в занятия включены динамические паузы.
Фронтальная форма предусматривает подачу учебного материала всему
коллективу учащихся.
Индивидуальная
форма
предполагает
самостоятельную
работу
учащихся; оказание такой помощи каждому из них со стороны педагога,
которая позволяет, не уменьшая активности учащегося, содействовать
выработке навыков самостоятельной работы.
Групповая и парная работа позволяет выполнять наиболее сложные и
масштабные работы, помогает ощутить помощь со стороны друг друга,
учитывая возможности каждого ребенка.
Для
лучшего
освоения
содержания
программы
используются
различные формы занятий:
Аудиторные занятия:
традиционные занятия (сообщение новой темы, закрепление и
проверка ЗУНов, комбинированные занятия, занятие – зачет)
нетрадиционные занятия (занятие – игра, занятие – выставка, мастер –
класс, учебная игра; защита творческих работ; конкурс; выставка;
викторина; мастер-класс.)
внеаудиторные занятия (экскурсия, посещение выставок и
мастер-классов, конкурсы различного уровня, практическое
занятие на природе - пленер).
Планируемые результаты
По итогам изучения стартового и базового модуля « Изобразительное
искусство» учащийся к концу года обучения будет знать:
1. основные и дополнительные цвета;
2. цветовую гамму красок (тёплые, холодные цвета);
3. понятие «симметрия»;
4. контрасты форм;
5. свойства красок и графических материалов;
6. азы композиции (статика, движение);
7. пропорции плоскостных и объёмных предметов;
уметь:
1. смешивать цвета на палитре, получая нужные цветовые оттенки;
2. правильно использовать художественные материалы в соответствии со
своим замыслом;
3. грамотно оценивать свою работу, находить её достоинства и
недостатки;
4. работать самостоятельно и в коллективе;
5. выбирать формат и расположение листа в зависимости от задуманной
композиции;
6. соблюдать последовательность в работе (от общего к частному);
7. работать с натуры;
8. работать в определённой гамме;
Учебный план
№
Название модуля
п/п
Уровни программы на 1 год
Стартовый
Базовый
Всего часов
1
Рисунок
40
98
138
2
Живопись
34
58
92
74
156
230
Итого:
Учебно-тематический план
№
Название раздела и
темы
Всего Теория Практика
Форма
часов
контроля
Модуль 1 "Живопись" Раздел 1 «Вводное занятие»
1.1.1
Тема 1. Правила
1
1
-
Беседа.
техники безопасности
Педагогическое
в изостудии.
наблюдение за
работой и
общением
учащихся.
1.1.2
Тема 2. Вводное
4
1
3
Педагогическое
занятие знакомство с
наблюдение.
предметом.
анализ. Беседа
Раздел 2 « Цветовая гамма»
1.2.1
Тема 1.
Характеристика
4
1
3
Педагогическое
наблюдение.
цвета.
Творческое
задание. Беседа.
1.2.2
Тема 2. Знакомство с
5
1
4
Педагогическое
основными и
наблюдение.
составными цветами.
Творческое
задание. Беседа.
1.2.3
Тема 3. Орнамент с
5
1
4
основными цветами.
Творческая
работа.
Педагогическое
наблюдение.
1.2.4
Тема 4. Орнамент с
5
1
4
состовными цветами.
Творческая
работа.
Педагогическое
наблюдение.
Анализ.
1.2.5
Тема 5. Первые
5
1
4
Творческая
навыки работы с
работа.
акварелью.
Педагогическое
наблюдение.
1.2.6
Тема 6. Знакомство с
4
1
3
холодными цветами.
Творческая
работа.
Педагогическое
наблюдение.
Анализ.
1.2.7
Тема 7. Знакомство с
теплыми цветами.
4
1
3
Творческая
работа.
Педагогическое
наблюдение.
Анализ.
1.2.8
Тема 8. Упражнение
4
-
4
на составление
Творческая
работа.
сложных цветов.
Раздел 3 «Мир вокруг нас»
1.3.1
Тема 1. Проект « Мир
4
1
3
вокруг нас»
Творческая
работа. анализ.
Педагогическое
наблюдение.
1.3.2
Тема 2. Работа над
5
1
4
эскиза проекта «Мир
Творческая
работа.
вокруг нас»
1.3.3
Тема 3. Работа в
5
1
4
цвете «Мир вокруг
Творческая
работа
нас»
1.3.4
Тема 4. Презентация
2
-
2
Мини- выставка
проекта «Мир вокруг
творческих
нас».
работ.
Раздел 4 «Гуашь»
1.4.1
Тема 1. Знакомство с
4
1
3
материалом.
Педагогическое
наблюдение.
Анализ. Беседа.
1.4.2
Тема 2. Зарисовки
5
1
4
композиции «Лето
Творческая
работа. Анализ.
после дождя»
1.4.3
Тема 3. Зарисовка в
техники «Мазок».
5
1
4
Анализ.
Педагогическое
наблюдение.
Беседа.
1.4.4
Тема 4. Презентация
5
1
4
Мини- выставка
проекта «Лето после
творческих
дождя»
работ.
Раздел 5 «Натюрморт»
1.5.1
Тема 1. Работа над
5
1
4
эскизом
1.5.2
Тема 2. Работа в
работа.
5
1
4
цвете .
1.5.3
Тема 3. Завершение
Тема 4. Выставка
Творческая
работа.
4
-
4
работы.
1.5.4
Творческая
Творческая
работа.
2
-
2
Выставка
картин за год
творческих
обучения.
работ за 1 год
обучения.
Модуль 2 «Рисунок» Раздел 1 «Что есть рисунок в изобразительном
искусстве»
2.1.1
Тема 1. Беседа о
3
1
2
Педагогическое
рисунке, как о
наблюдение.
самостоятельной
Беседа. Анализ.
дисциплине в
изобразительном
искусстве.
2.1.2
Тема 2. Рисование,
3
1
2
Педагогическое
как возможность
наблюдение.
самовыражения.
Беседа. Анализ..
Раздел 2 «Технические приемы в освоении учебного рисунка»
2.2.1
Тема 1. Упражнение
5
2
3
Педагогическое
на проведение
наблюдение.
различных линий.
Беседа. Анализ.
Прямые, ломаные,
Творческое
волнистые, округлые,
задание.
спиральные.
2.2.2
Тема 2. Проведение
5
2
3
Педагогическое
вертикальных,
наблюдение.
горизонтальных и
Беседа. Анализ.
наклонных линий,
Творческое
деление отрезков,
задание.
углов. Квадрат в
вертикальной
плоскости.
2.2.3
2.2.4
Тема 3. Рисунок
5
1
4
Педагогическое
простых плоских
наблюдение.
предметов.
Беседа. Анализ.
Симметрия,
Творческое
ассиметрия.
задание.
Тема 4. Пропорции,
7
2
5
силуэт.
Беседа.
Педагогическое
наблюдение.
Творческая
работа.
Раздел 3 «Штриховка»
2.3.1
Тема 1. Виды
6
1
5
штриховки.
Педагогическое
наблюдение.
Беседа. Анализ.
Творческое
задание.
2.3.2
Тема 2. Работа в
прямолинейной
8
2
6
Педагогическое
наблюдение.
техники. Тушовка.
Беседа. Анализ.
Растушовка.
Творческое
задание.
2.3.3
Тема 3. Растяжка от
8
2
6
светлого к темному.
Педагогическое
наблюдение.
Беседа. Анализ.
Творческое
задание..
2.3.4
Тема 4. Растяжка от
8
2
6
темного к светлому.
Педагогическое
наблюдение.
Беседа. Анализ.
Творческое
задание.
2.3.5
Тема 5. Работа над
6
-
6
эскизом.
2.3.6
Тема 6. Выставка
Просмотр и
анализ работ.
2
-
2
работ.
Мини- выставка
творческих
работ.
Раздел 4 «Как изображать цветы»
2.4.1
Тема 1. Рисование
7
1
6
цветов карандашом.
Педагогическое
наблюдение.
Беседа. Анализ.
Творческое
задание.
2.4.2
Тема 2. Рисование
цветов постелью.
7
1
6
Педагогическое
наблюдение.
Беседа. Анализ.
Творческое
задание.
2.4.3
Тема 3. Итоговое
2
-
2
Мини- выставка
занятие. Выставка
творческих
работ.
работ.
Раздел 5 «Как рисовать овощи и фрукты»
2.5.1
Тема 1. Рисование
7
1
6
Педогогическое
овощей и фруктов
наблюдение.
фломастером.
Беседа. Анализ.
Творческое
задание.
2.5.2
Тема 2. Натюрморт.
7
1
6
.Педогогическое
Экзотические
наблюдение.
фрукты.
Беседа. Анализ.
Творческое
задание.
2.5.3
Тема 3. Работа над
7
1
6
эскизом.
Педогогическое
наблюдение.
Беседа. Анализ.
Творческое
задание.
2.5.4
Тема 4. Завершение
2
-
2
Педогогическое
работы. Выставка
наблюдение.
работ.
Беседа. Анализ.
Творческое
задание.
Раздел 6 «Построение композиции на листе, пропорции»
2.6.1
Тема 1. Что такое
композиция.
6
1
5
Педогогическое
наблюдение.
Беседа. Анализ.
Творческое
задание.
2.6.2
Тема 2. Изучение
6
1
5
пропорции.
Педогогическое
наблюдение.
Беседа. Анализ.
Творческое
задание.
2.6.3
Тема 3. Построение
6
1
5
композиции.
Педогогическое
наблюдение.
Творческое
задание.
2.6.4
Тема 4. Работа над
7
1
6
эскизом.
2.6.5
работа.
Тема 5. Завершение
6
-
6
работы.
2.6.6
Творческая
Творческая
работа.
Тема 6. Выставка работ.
2
-
2
Выстовка
творческих
работ за 1 год
обучения.
Итого:
230
43
187
Содержание программы на год
Модуль 1 Раздел 1 «Вводное занятие»
Тема 1. «Правила техники безопасности в изостудии»
Теория: Проведение инструктажа по технике безопасности
Техника безопасности в изостудии.
Контроль: Беседа. Педагогическое наблюдение за работой и общением
учащихся.
Тема 2. «Вводное занятие знакомство с предметом»
Теория: Знакомство с учебным планом. Основные формы работы.
Знакомство детей друг с другом.
Практика: Организация рабочего места. Знакомство с художественными
материалами и оборудованием.
Контроль: Педагогическое наблюдение, анализ, Беседа.
Раздел 2 «Цветовая гамма»
Тема 2. «Знакомство с основными и составными цветами»
Теория: Знакомство с основными цветами, изучение как меняется цвет при
смешивании.
Практика: Окрашивание листа в основные цвета.
Смешивание цветов.
Зарисовка картины из полученных цветов.
Контроль: Педагогическое наблюдение, Творческое задание. Беседа.
Тема 3. «Орнамент с основными цветами»
Теория: Изучение триады, такие как первичная, вторичные. История
орнамента.
Практика: Зарисовка геометрического орнамента (круг, треугольник).
Заливка орнамента основными цветами.
Контроль: Творческая работа, Педагогическое наблюдение. Беседа.
Тема 4. « Орнамент с составными цветами»
Теория: Рассмотрим примеры применение орнамента в современном мире, в
истории.
Практика: Зарисовка геометрического орнамента (круг, треугольник).
Заливка орнамента составными цветами.
Тема 5. «Первые навыки работы с акварелью»
Теория: Изучение свойства акварели, консистенцию, особенности работы с
материалом.
Практика: Заливка листа акварелью цветом. Зарисовка воображения.
Контроль: Педагогическое наблюдение, беседа, творческая работа.
Тема 6. «Знакомство с холодными цветами»
Теория: Знакомство с холодными цветами, где они присутствуют, какие
отличительные качества.
Практика: создание карточек с холодными цветами, Зарисовка природы с
холодными оттенками.
Контроль: Педагогическое наблюдение, Беседа, анализ, творческая работа.
Тема 7. «Знакомство с теплыми цветами»
Теория: Знакомство с теплыми цветами, где они присутствуют,
какие
отличительные качества.
Практика: Создание карточек с теплыми цветами. Зарисовка пейзажа в
теплых тонах.
Контроль: Анализ, Педагогическое наблюдение, беседа, Творческая работа.
Тема 8. «Упражнение на составление сложных цветов»
Практика: Создание орнамента произвольного узора, заливка сложными
составными цветами.
Контроль: Педагогическое наблюдение, творческая работа.
Раздел 3 «Мир вокруг нас»
Тема 1. «Проект мир вокруг нас»
Теория: Что нас окружает, изучение животного мира, птиц, растений.
Практика: Зарисовка природы в произвольном формате.
Контроль: Творческая работа, педагогическое наблюдение, анализ.
Тема 2. «Работа над эскизом «Мир вокруг нас»»
Теория: определить, что наиболее нравится ребенку в его мире, что его
окружает.
Практика: Зарисовка эскиза выбранного этюда,
дорисовка этюда,
подготовка эскиза к работе в цвете.
Контроль: Педагогическое наблюдение, Творческая работа.
Тема 3. «Работа в цвете « Мир вокруг нас»
Теория: повторение основных и составных цветов.
Практика: Делаем основную заливку эскиза цветом, смешиваем цвета,
работаем над эскизом в той цветовой гамме, как видит ребенок.
Контроль: Творческая работа, анализ. Педагогическое наблюдение.
Тема 4. « Презентация проекта «Мир вокруг нас»
Практика: Организовываем мини - выставку в изостудии работ по проекту
«мир вокруг нас»
Контроль: Анализ работ, Беседа.
Раздел 4 «Гуашь»
Тема 1. «Знакомство с материалом»
Теория: Что такое гуашь, какой он на вид. Изучаем где лучше применить
этот материал. Как его можно смешать чтобы получить другой цвет.
Практика: Смешиваем материал, делаем цветные карточки.
Контроль: Творческое занятие, беседа, анализ, педагогическое наблюдение.
Тема 2. « Зарисовка в технике «Мазок»
Теория: изучаем, что такое мазок, какие бывают виды, какой получается
мазок если его рисовать разными кистями.
Практика: Работаем с разным диаметром кисточки, положением листа при
нанесении, разное направление нанесения,
Контроль: Беседа, анализ, творческое занятие, педагогическое наблюдение.
Тема 3. «Зарисовка композиции «Лето после дождя»»
Теория: Какие бывают времена года, какие погодные условия бывают в
разный период, чем они характерны.
Практика: делаем набросок эскиза по воображению и представлении
ребенка, какое может быть лето, когда пройдет дождь. Зарисовка и работа
над эскизом в цвете.
Контроль: Беседа, анализ, Творческая работа, педагогическое наблюдение.
Тема 4. «Презентация проекта «Лето после дождя»
Практика: Организовываем мини- выставку работ учеников в изостудии.
Контроль: Беседа, анализ.
Раздел 5 « Натюрморт»
Тема 1. « Работа над эскизом»
Теория: Постановка натюрморта, правильная постановка, правильное
расположение на листе.
Практика: Зарисовка эскиза, прорисовка эскиза, подготовка эскиза к работе
в цвете.
Контроль: Беседа, анализ, творческое занятие, педагогическое наблюдение.
Тема 2. «Работа в цвете»
Теория: Выбор цветовой гаммы, выбор материала для работы.
Практика: Работа над эскизом в цветовой гамме.
Контроль: Беседа, педагогическое наблюдение, Творческая работа.
Тема 3. Завершение работы.
Практика: Прорисовка эскиза, подводим работу к завершению.
Контроль: Педагогическое наблюдение, Творческая работа, анализ.
Тема 4. «Выставка картин за год»
Практика: Организовываем выставку в изостудии всех работ за год.
Контроль: Наблюдение, анализ, беседа.
Модуль 2 «Рисунок» Раздел 1 « Что есть рисунок в изобразительном
искусстве»
Тема 1. «Беседа о рисунке, как о самостоятельной дисциплине в
изобразительном искусстве»
Теория: Что такое рисунок, В каких техниках он бывает, как он
разнообразен.
Практика: рисунок произвольной формы разными материалами.
Контроль: Беседа, анализ, педагогическое наблюдение.
Тема 2. « Рисование, как возможность самовыражения»
Теория: Что такое воображение.
Практика: Наброски своего воображения.
Контроль: Анализ, Беседа, Творческая работа.
Раздел 2. « Технические приемы в освоении учебного рисунка»
Тема 1.
«Упражнение на проведение различных линий. Прямые,
ломаные, волнистые, округлые, спиральные»
Теория: Что такое линия, какие они бывают.
Практика: рисование линий разной формы, Знакомство с приемами работы
графитным карандашом, постановка глаза и руки учащихся.
Контроль: Педагогическое наблюдение, анализ, творческое занятие.
Тема 2. «Проведение вертикальных, горизонтальных и наклонных
линий, деление отрезков, углов. Квадрат в вертикальной плоскости»
Теория: Что такое горизонт, что такое вертикаль, что такое деление, точка
горизонта.
Практика: Определение на листе горизонта, нахождение точки горизонта,
деление отрезков на части. Деление углов.
Контроль: Анализ, творческое занятие, педагогическое наблюдение.
Тема 3. «Рисунок простых плоских предметов. Симметрия, асимметрия»
Теория: Что такое симметрия и асимметрия, где она находится.
Практика: Рисуем квадрат. Треугольник, цилиндр в плоскости. Соблюдая
симметрию и асимметрию.
Контроль: Педагогическое наблюдение. Беседа. Анализ. Творческое
задание.
Тема 4. «Пропорции, силуэт»
Теория: Что такое пропорция, что такое силуэт. Как искать пропорцию.
Практика: Зарисовка силуэта карандашом с пропорциями.
Контроль: Беседа. Педагогическое наблюдение. Творческая работа.
Раздел 3 « Штриховка»
Тема 1. «Виды штриховки»
Теория: Какие бывают виды штриховки, в какой области она применяется,
какими материалы используются.
Практика: Делаем таблицу штриховки графитным карандашом разной
мягкости и разным нажатием руки, от легкого нажатия к сильному.
Контроль: Педагогическое наблюдение. Беседа. Анализ. Творческое
задание.
Тема 2. «Работа в прямолинейной технике. Тушевка. Растушевка»
Теория: Где применяется тушевка, а где растушевка. Для чего она нужна,
как она изменяет вид рисунка.
Практика: Создание произвольного эскиза в техники тушевки и в техники
растушевки.
Контроль: Педагогическое наблюдение. Беседа. Анализ. Творческое
задание.
Тема 3. «Растяжка от светлого к темному»
Теория: Как правильно растягивать штриховку, тушевку и растушевку в
рисунке. Как влияет нажатие на эффект.
Практика: Создание произвольного эскиза в техники растяжка штриховки,
тушевки и растушевки.
Контроль: Педагогическое наблюдение. Беседа. Анализ. Творческое
задание.
Тема 4. «Растяжка от тёмного к светлому»
Теория: Как правильно растягивать штриховку, тушевку и растушевку в
рисунке. Как влияет нажатие на эффект.
Практика: Создание произвольного эскиза в техники растяжка штриховки,
тушевки и растушевки.
Контроль: Педагогическое наблюдение. Беседа. Анализ. Творческое
задание.
Тема 5. «Работа над эскизом»
Практика: Зарисовка эскиза объемных фигур такие как квадрат, цилиндр,
шар, ромб. Соблюдая пропорции, симметрию, асимметрию. С помощью
штриховки придаем объемность фигуре.
Контроль: Педагогическое наблюдение. Творческое задание.
Тема 6. «Выставка работ»
Практика: Выставка работ рисунков.
Контроль: Анализ, беседа, просмотр работ.
Раздел 4 « Как изображать цветы»
Тема 1. «Рисование цветов карандашом»
Теория: виды цветов, их особенности.
Практика: Зарисовка эскиза ромашки, мака, лилии. Легкая штриховка
теневых частей.
Контроль: Педагогическое наблюдение. Беседа. Анализ. Творческое
задание.
Тема 2. «Рисование цветов пастелью»
Теория: Знакомство с материалом пастель, ее особенности, где применяется.
Практика: Зарисовка эскиза в цвете, роза, ландыш.
Контроль: Педагогическое наблюдение. Беседа. Анализ. Творческое
задание.
Тема 3. «Итоговое занятие. Выставка работ»
Практика: Мини - выставка творческих работ учеников в изостудии.
Контроль: Беседа, анализ, наблюдение.
Раздел 5 « Как рисовать овощи и фрукты»
Тема 1. «Рисование овощей и фруктов фломастером»
Теория: виды овощей и фруктов, их особенности.
Практика: Зарисовка эскиза огурец, виноград, яблоко
Контроль:
задание.
Педагогическое
наблюдение.
Беседа.
Анализ.
Творческое
Тема 2. «Натюрморт экзотические фрукты»
Теория: Какие фрукты считаются экзотическими, почему они экзотические,
где они растут.
Практика: Правильная постановка натюрморта, определение композиции на
листе, определении стороны куда падает свет. Наброски эскиза.
Контроль:
Педагогическое
наблюдение.
Беседа.
Анализ.
Творческое
задание.
Тема 3. «Работа над эскизом»
Теория: Повторение материала.
Практика:
Работа
над
эскизом,
применяем
штриховку.
Тушевку,
растушевку.
Контроль: Беседа, анализ, творческое работа, педагогическое наблюдение.
Тема 4. «Завершение работы. Выставка работ»
Практика: Проработка рисунка, завершение рисунка, Выставка творческих
работ в изостудии.
Контроль: Педагогическое наблюдение, анализ, просмотр работ.
Раздел 6 « Построение композиции на листе, пропорции»
Тема 1. Что такое композиция.
Теория: Что такое композиция в рисунке, какая она бывает, как правильно ее
построить.
Практика: Построение простой композиции на листе.
Контроль: Педагогическое наблюдение, анализ, Творческое задание.
Тема 2. «Изучение пропорции»
Теория: что такое пропорция, как она измеряется, какую роль играет в
рисунке.
Практика: Перенесение разных фигур на лист в соотношение с
пропорциями.
Контроль: Педагогическое наблюдение, анализ, Творческое задание.
Тема 3. «Построение композиции»
Теория: обсуждение выбора композиции для зарисовки.
Практика: самостоятельная постановка композиции в определенном стиле.
Контроль: Педагогическое наблюдение. Анализ. Беседа.
Тема 4. «Работа над эскизом»
Теория: Повторение пропорция, силуэт, штриховка.
Практика: выполнение наброска для работы с эскизом.
Контроль: Творческое задание, беседа, анализ, педагогическое наблюдение.
Тема 5. «Завершение работы»
Практика: Прорисовка композиции, подготовка композиции к выставке.
Контроль: Творческое занятие, педагогическое наблюдение.
Тема 6. «Выставка работ»
Практика: организация выставки творческих работ.
Контроль: Анализ, Беседа.
Форма №1 Календарного учебного графика 1 группы
Год
Дата
Обучения начала
Обучения
Дата
Название
Всего
окончани дисципли учебных
я
обучения
ны
недель
Количест Режи
во
м
учебных занят
Часов
ий
Рисунок
46
138
2 раз в
неделю
по 3 часа
1
01.09
31.08
Живопись
46
92
2 раз в
неделю
по 2 часа
Форма №1 Календарного учебного графика 2 группы
Год
Дата
Обучения начала
Дата
Название
Всего
окончания дисциплины учебных
Обучения обучения
недель
Количество Реж
учебных
им
Часов
заня
тий
Рисунок
46
138
2 раз в
неделю
по 3 часа
1
01.09
31.08
Живопись
46
92
2 раз в
неделю
по 2 часа
Форма №2 календарного учебного графика (для 1 группы)
№
Месяц
Число
п\п
Время
Форма
Кол-
Тема
Место
проведе
занятия
во
занятия
проведения
Цветовая
МБУ ДО
Беседа,
гамма.
ДДТ
педагогическое
ния
1
Форма контроля
часов
Сентябрь/
2.09;04.09
13:00-
теория/
Октябрь
09.09;11.09
16:00;13
практика
16.09;18.09
:00-
Технические
наблюдение,
23.09;25.09
15:00
приемы.
анализ,
45
30.09;02.10
Творческая
07.10;09.10
работа
14.10;16.10
21.10;23.10
28.10;30.10
2
Ноябрь/
06.11
13:00-
Теория/П
Декабрь
11.11;13.11
16:00;13
рактика
18.11;20.11
:00-
25.11;27.11
15:00
02.12;04.12
40
Проект «Мир
МБУ ДО
Беседа,
вокруг нас».
ДДТ
педагогическое
Штриховка
наблюдение,
анализ,
Творческая
работа
09.12;11.12
16.12;18.12
23.12;25.12
30.12
3
Январь/
06.01;08.01
13:00-
Теория/П
Февраль
13.01;15.01
16:00;13
рактика
20.01;22.01
:00-
27.01;29.01
15:00
40
Гуашь.
МБУ ДО
Беседа,
Изучение
ДДТ
педагогическое
цветов.
наблюдение,
анализ,
03.02;05.02
Творческая
10.02;12.02
работа
17.02;19.02
24.02;26.02
4
Гуашь.
МБУ ДО
Беседа,
Зарисовка
ДДТ
педагогическое
Март/Апре
03.03;05.03
13:00-
Теория/П
ль
10.03;12.03
16:00;13
рактика
17.03;19.03
:00-
овощей и
наблюдение,
24.03;26.03
15:00
фруктов.
анализ,
45
31.03;02.04
Творческая
07.04;09.04
работа
14.04;16.04
21.04;23.04
28.04;30.04
5
Май/Июнь
Построение
МБУ ДО
Беседа,
композиции.
ДДТ
педагогическое
05.05;07.05
13:00-
Теория/П
12.05;14.05
16:00;13
рактика
19.05;21.05
:00-
Натюрморт.
наблюдение,
26.05;28.05
15:00
Творческая
анализ,
работа.
Творческая
43
02.06;04.06
работа
09.06;11.06
16.06;18.06.
23.06;25.06
30.06
6
Построение
МБУ ДО
Беседа,
композиции.
ДДТ
педагогическое
Июль/Авгу
02.07
13:00-
Теория/П
ст
07.07;09.07
16:00;13
рактика
14.07;16.07
:00-
Натюрморт.
наблюдение,
15:00
Творческая
анализ,
работа.
Творческая
12
работа
Форма №2 календарного учебного графика(для 2 группы)
№
Месяц
Число
п\п
Время
Форма
Кол-
Тема
Место
проведен
занятия
во
занятия
проведения
Цветовая
МБУ ДО
Беседа,
гамма.
ДДТ
педагогическое
ия
1
Форма контроля
часов
Сентябрь/
03.09-05.09
13:00-
Теория/П
Октябрь
10.09-12.09
16:00;13:
рактика
17.09-19.09
00-15:00
45
24.09-26.09
Технические
наблюдение,
приемы.
анализ,
01.10-03.10
Творческая
08.10-10.10
работа
15.10-17.10
22.10-24.10
29.10-31.10
2
Ноябрь/
05.11-07.11
13:00-
Теория/П
Декабрь
12.11-14.11
16:00;13:
рактика
19.11-21.11
00-15:00
40
Проект «Мир
МБУ ДО
Беседа,
вокруг нас».
ДДТ
педагогическое
Штриховка
наблюдение,
26.11-28.11
анализ,
03.12-05.12
Творческая
10.12-12.12
работа
17.12-19.12
24.12-26.12
3
Январь/
02.01
13:00-
Теория/П
Февраль
09.01
16:00;13:
рактика
14.01-16.01
00-15:00
40
Гуашь.
МБУ ДО
Беседа,
Изучение
ДДТ
педагогическое
цветов.
наблюдение,
21.01-23.01
анализ,
28.01-30.01
Творческая
04.02-06.02
работа
11.02-13.02
18.02-20.02
25.02-27.02
4
Март/Апре
04.03-06.03
13:00-
Теория/П
ль
11.03-13.03
16:00;13:
рактика
18.03-20.03
00-15:00
25.03-27.03
42
Гуашь.
МБУ ДО
Беседа,
Зарисовка
ДДТ
педагогическое
овощей и
наблюдение,
фруктов.
анализ,
01.04-03.04
Творческая
08.04-10.04
работа
15.04-17.04
22.04-24.04
29.04
5
Май/Июнь
06.05-08.05
13:00-
Теория/П
13.05-15.05
16:00;13:
рактика
20.05-22.05
00-15:00
32
Построение
МБУ ДО
Беседа,
композиции.
ДДТ
педагогическое
Натюрморт.
наблюдение,
27.05-29.05
Творческая
анализ,
03.06-05.06
работа.
Творческая
работа
10.06
17.06-19.06
24.06-26.06
6
Июль/Авгу
01.07-03.07
13:00-
Теория/П
ст
08.07-10.07
16:00;13:
рактика
15.07-17.07
00-15:00
15
Построение
МБУ ДО
Беседа,
композиции.
ДДТ
педагогическое
Натюрморт.
наблюдение,
Творческая
анализ,
работа.
Творческая
работа
Форма №3 календарного учебного графика (для модульной,
комплексной, конвергентной программ)
Сроки
Сроки реализации модуля(предмета),
реализации,
количество часов в неделю
кол-во
Модуль (Рисунок)
Модуль
учебных
1
(Живопись)
недель
Режим занятий
2
01.09-31.08
01.09-31.10.,
01.11-31.12.,
2 занятие по 2
46 недель
3 часа в неделю
2 часа в неделю
часа (90мин)
По 3 часа
(135мин)
Условия реализации программы.
Учебное помещение по адресу: р. п. Башмаково ул. Плеханова, д.24,
соответствует требованиям санитарных норм и правил, установленных
Санитарными
правилам
(Постановление
Главного
государственного
санитарного врача РФ от 28.09.2020 N 28 "Об утверждении санитарных
правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи").
Материально-техническое обеспечение
Для успешной реализации программы необходимо наличие:
•
учебное помещение, столы или мольберты, стулья на каждого
обучающегося;
•
учебно-методических
материалов
(рабочие
комплексная программа, методические пособия);
•
поурочное планирование практических занятий;
программы
и
•
специальная литература;
•
подобранный и обобщенный материал по темам занятий;
•
наглядно-иллюстративный материал (книги по истории искусств,
художественные журналы, репродукции и иллюстрации, видеоматериалы о
жизни и творчестве художников, таблицы, лучшие работы обучающихся,
фотографии, выставочные работы);
•
раздаточный
материал
(технологические
карты,
контрольно-
измерительные материалы);
•
демонстрационный материал (натуральные объекты, изображения
предметов, явлений, таблиц, картин схем, чертежей).
•
натюрмортный фонд
Для занятий обучающиеся должны иметь:
№
Дисциплина
Перечень материалов
1
«Рисунок»
папка с бумагой (А-3, А-4), простые карандаши,
резинку, кнопки,
точилка (канцелярский нож).
2
«Живопись»
папка с бумагой (А-3, А-4), холст (А-3), простые
карандаши, резинку, палитра, ветошь,
акварельные краски, гуашевые краски,
кисти, кнопки, точилка (канцелярский нож).
Ожидаемые результаты и способы их проверки
Задачи
Результат
Образовательные • самостоятельное последовательное ведение работы;
(предметные)
• самостоятельное создание художественного образа;
• самостоятельное построение цветовой гармонии;
-самостоятельное создание целостности цветотонального
решения листа.
Метапредметные • самостоятельно технически реализовывать замысел;
• моделировать формы сложных предметов тоном;
• самостоятельно собирать и анализировать материал к
сложной сюжетной композиции;
• рисовать по памяти предметы в разных положениях;
• выразительно решать постановки с передачей
их эмоционального состояния.
Личностные
• представление об искусстве и духовной культуре России
и стран мира;
• навыки
самостоятельной
организации
своей
деятельности;
• усидчивость,
настойчивость,
целеустремленность,
аккуратность,
• навыки коммуникации и работы в команде (группе);
• активная гражданская позиция;
• чувство патриотизма;
• способность
к
саморазвитию
и
быстрой
социализации в условиях современной жизни.
Формы аттестации
Результат освоения материала данной программы может быть
проведен в форме выставки работ учащихся, участия в конкурсах. Для
определения результативности используются следующие формы контроля:
контрольное задание, тест, викторина, наблюдение, выставка.
Промежуточная
аттестация
включает
в
себя
проверку
теоретических знаний и практических умений и навыков. Промежуточная
аттестация проводится в следующих формах: мини-выставка, конкурс.
Промежуточная аттестация поводится в конце полугодия (Март, Август).
Аттестация по завершению программы проводится по окончании
обучения по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программе в форме итоговой выставки.
Способы определения результативности занятий:
наблюдение;
сравнительный анализ;
результативность участия в конкурсах.
самооценка;
Критерии оценки
Низкий уровень ─ учащейся овладел менее ½ объема теоретических
знаний и практических умений, навыков, предусмотренных программой. Не
может исполнить основные элементы и ритмические комбинации, плохо
ориентируется в пространстве на основе круговых и линейных рисунков.
Средний уровень ─ овладел не менее ½ объема теоретических знаний
и практических умений, навыков, предусмотренных программой. Правильно
исполняет основные элементы и ритмические комбинации, но иногда
требуется
помощь
педагога,
выразительно
двигается
под
музыку,
ориентируется в пространстве на основе круговых и линейных рисунков.
Высокий уровень ─ показывает высокие знания теоретического
материала, овладел всеми умениями и навыками, предусмотренными
программой. Правильно исполняет основные элементы и ритмические
комбинации,
выразительно
двигается
под
музыку,
ориентируется
в
пространстве на основе круговых и линейных рисунков. Исполняет движения
в парах, в группах.
Результаты
аттестации
фиксируются
в
«Протоколе».
Если
обучающийся полностью освоил образовательную программу, ему выдается
«Свидетельство
об
окончании
обучения
общеобразовательной общеразвивающей программе».
по
дополнительной
Литература для педагогов
•
Бесчастнов, Н.П. Сюжетная графика / Н.П. Бесчастнов. -
М.:
Гуманитарный исследовательский центр Владос, 2015. – 399с.
•
Кирцер, Ю. М. «Рисунок и живопись» 6-е изд. / Ю. М. Кирцер. –
М., 2005. – 272с.
•
Коротеева, Е.И. «Искусство и ты» / Е.И. Коротеева. - М.,
«Просвещение», 2017. – 144с.
•
Мосин, И.Г. «Рисование» / И.Г. Мосин. - Екатеринбург, У –
Фактория, 2000 . – 120с.
•
Рыжкин, А.Н. Как рисовать голову человека и капитель / А.Н.
Рыжкин. – М.: Эксмо, 2017. – 56с.
•
Рыжкин, А.Н. Как рисовать фигуру человека / А.Н. Рыжкин. – М.:
Эксмо, 2017. – 56с.
•
Прокофьев, Н.И. Техника живописи и технология живописных
материалов / Н.И. Прокофьев. - М.: Гуманитарный исследовательский центр
Владос, 2016. – 158с.
•
Сокольникова, Н.М. «Рисунок. Живопись. Композиция.
Краткий
словарь
художественных
терминов»
/
Н.М.
Сокольникова. – Обнинск: Титул, 1996. – 96с.
•
Шаров,
В.С.
Академическое
обучение
изобразительному
искусству. – 2-е изд. / В.С. Шаров. – М.: Издательство «Эксмо», 2018. –
648с.
•
Энциклопедия для детей. Т. 7. Искусство. Ч. 1. Архитектура,
изобразительное и декоративно-прикладное искусство с древнейших времен
до эпохи Возрождения. – 2-е изд. - М.: Аванта, 2005.
•
Энциклопедия для детей. Т. 7. Искусство. Ч. 2. Архитектура,
изобразительное и декоративно-прикладное искусство XVII-XX веков. – 2-е
изд. - М.: Аванта, 2005.
Литература для обучающихся и родителей
•
Аксеонов, Ю.Г. «Рисунок и живопись» 2 тома / Ю.Г. Аксеонов [и
др.] – М.:
«Изобразительное искусство», 2000. – 152с.
•
Бесчастнов, Н.П. «Черно – белая – графика» / Н.П. Бесчастнов. –
М.: Гуманитарный исследовательский центр Владос, 2016. – 271с.
•
Буханцев, Л.В. «Рисование гипсовых слепков с голов античных
скульптур» / Л.В. Буханцев. - Воронеж; «изд.ВГПУ», 1996. – 23с.
•
Василевская Л.А. «Специальное рисование» / Л.А.
Василевская. –
М.:
«Изобразительное искусство», 2001. – 120с.
•
Ермильченко, Н.В. «Галерея знаменитых мастеров. Энциклопедия
живописи для детей»
/ Н.В. Ермильченко, А.В. Новгородова, Л.Н. Жукова. – Москва.: Белый
город, 2012. – 240с.
•
Сергеев А.А. «Русские живописцы» - Москва: Белый город, 2008. –
48с.
•
Сокольникова
Н.М.
«Краткий
терминов»; Обнинск; «Титул»; 2001г.
словарь
художественных