программа валяние из шерсти Комарова 2024

Пояснительная записка
Дополнительная

общеобразовательная

общеразвивающая

программа

«Валяние из шерсти»


по содержанию является - художественной,



по уровню освоения – базовой,



по форме организации - очной, групповой,



по степени авторства – модифицированной.
Программа «Валяние из шерсти» является дополнительной

общеобразовательной общеразвивающей программой и разработана в
соответствии с действующими нормативно-правовыми документами:
• Федеральный Закон РФ от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в
РФ»;
• Федеральный Закон от 31 июля 2020 года № 304-ФЗ «О внесении
изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»
по вопросам воспитания обучающихся»;
• Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении порядка организации и
осуществления

образовательной

деятельности

по

дополнительным

общеобразовательным программам»;
• "Санитарно-эпидемиологические

требования

к

организациям

воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи",
утвержденных постановлением Главного государственного санитарного
врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. N 28 «Об утверждении
санитарных правил СП 2.4.3648-20».
• Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 № 678-р «Об
утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до
2030 г.»;

• Национальный проект «Образование» (утвержден Президиумом Совета
при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам
(протокол от 24.12.2018 г. № 16);
• Целевая модель развития региональной системы дополнительного
образования детей (приказ Министерства просвещения РФ от 3 сентября
2019 г. № 467);
• Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих

программ

(включая

разноуровневые

программы)

(разработанные Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО «Московский
государственный

педагогический

университет»,

ФГАУ

«Федеральный

институт развития образования», АНО ДПО «Открытое образование», 2015
г.) (Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242);
• Устав МБУ ДО ДДТ р.п. Башмаково;
• «Положение

о

дополнительной

общеобразовательной

общеразвивающей программе МБУ ДО ДДТ р.п. Башмаково.
Актуальность программы:
Программа актуальна для детей и их родителей, так как является одной из
современных форм обучения - модульная система, которая сегодня
становится все популярней в силу своей динамичности и высокой
результативность. Обучение по данной программе позволяет создать
благоприятные условия для интеллектуального и духовно – нравственного
воспитания личности обучающегося, развития познавательной активности и
творческой

самореализации.

Она

призвана

познакомить

детей

с

особенностями валянии из шерсти и «поделок из пряжи», способствует
адаптации

обучающихся

к

нестабильным

социально-экономическим

условиям, подготовке к самостоятельной жизни в современном обществе.
Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что она
развивает личностные качества и психические процессы у детей, и
основывается на преподавании теоретического материала параллельно с

формированием практических навыков у детей. Так, например, в ходе
систематического труда рука приобретает уверенность, точность. Такой
труд способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе
глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости,
точности в выполнении действий.
Язык различных видов искусства делает художественную деятельность
уникальным средством воспитания, обучения и развития ребенка. Занятия
декоративно-прикладным

искусством

дают

возможность

раскрыть

заложенную в человеке потребность в творчестве, желание созидать,
создавать прекрасное своими руками. Приобщение детей к искусству
развивает способность воспринимать прекрасное в жизни, раскрывает перед
ними огромный мир чувств, рождает возвышенный образ мыслей,
одухотворяет его. Эстетическое освоение мира приводит к гармонии
чувственно-эмоциональной, рационально-интеллектуальной, волевой сфер
человека.
Отличительные особенности программы «Валяние из шерсти»
Для реализации программы «Валяние из шерсти» были подобраны и
систематизированы материалы которые формируют и развивают такие
важные свойства визуального восприятия, как: целостность – свойства,
позволяющие получить целостный образ предмета во всем многообразии.
Предметность,

выражающаяся

в

восприятии

наглядного

образа

к

определенным предметам внешнего мира. Осмысленность, обеспечивающая
осознание того, что воспринимается. Обобщенность – отражение единичных
объектов, однородных с другими по какому – то признаку. Избирательность
– преимущество выделения одних объектов по сравнению с другими.
Образовательный
принципах:

процесс

базируется

на

следующих



принцип научности в сочетании с доступностью

реализуется через тщательный подбор всех учебных заданий с
учётом возраста и индивидуальных особенностей детей;


принцип наглядности помогает создать представление о предлагаемой

деятельности; способствует более глубокому и прочному усвоению
материала программы, повышает к ней интерес;


принцип систематичности и последовательности предусматривает

построение программного материала от простого к сложному, от известного
к неизвестному, от легкого к трудному, что обеспечивает равномерное
накопление и углубление знаний обучающихся;


принцип

целостности,

обеспечивающий

неразрывную

связь

обучения, воспитания и развития на каждом занятии;


принцип

природосообразности

и

культуросообразности

-

построение содержания программы с учётом региональных культурных
традиций.
Цель программы: создание условий для развития познавательной
активности, логического мышления и позитивной мотивации к изготовлению
поделок своими руками.
Задачи:
Образовательные:
 включение ребёнка в познавательную деятельность по изготовлению
поделок своими руками;
 приобретение практических навыков при работе с ножницами,
картоном, клеем, выполнение поделок своими руками
Личностные:
 развитие культуры поведения в социуме, навыков здорового образа
жизни.

Метапредметные:
 развитие мотивации к познанию изготовления поделок своими руками;
 развитие самостоятельности, мировоззрения и нравственной позиции.
 развитие воображения и фантазии ребенка; приобщать к практической
 художественной деятельности; от простого к более сложному
терпеливо и аккуратно постигать азбуку мастериц
 воспитание интереса к мировой художественной культуре.
Воспитательная деятельность.
Образование и воспитание неразрывно связано между собой. От
воспитания у детей и подростков отношения к национальной культуре,
традициям народа, к окружающей природе и др. Развитие детского
творчества во многом зависит от умения детей работать с различными
материалами и соответствующими инструментами.
Также, декоративно-прикладное искусство способствует формированию
таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение.
Воспитание любви к Родине является одной из главных задач нравственного
и патриотического воспитания.
Воспитательная деятельность в детском коллективе направлена на
развитие у обучающихся коммуникативных навыков, навыков здорового
образа жизни, на формирование активной жизненной позиции. Большое
воспитательное значение имеют традиции, совместные поездки на конкурсы,
выставки, фестивали.
Адресат программы. Возраст детей, участвующих в реализации данной
образовательной программы от 8 до 15 лет. Дети младшего школьного
возраста, находятся в большой эмоциональной зависимости от педагога.
Программа рассчитана

на

освоение

детьми

возраста

8-15

лет,

поэтому возрастные особенности личности обучающихся среднего этапа
обучения являются основным фактором, который должен быть принят во
внимание педагога. Учитывая основные психологические новообразования

среднего школьного возраста, педагог обязан также учитывать особенности
проведения занятий на данном этапе и строить учебный процесс согласно
формуле успешного обучения: преподавание техники изготовления игрушки
должно

строиться

прикладному

на

понимании

творчеству

обучающихся,

как

вовлекающему

сопереживанию,

совместную

сущности

процессу
в

себя

обучения

декоративно-

взаимодействия
стремление

увлеченность

педагога

к

и

соучастию,

коммуникационно

-

познавательной деятельностью. Такие условия способствуют личностноориентированной направленности обучения и помогают обучающемуся стать
активным участником учебного процесса.
Краткая характеристика возрастных особенностей обучающихся:
Возраст 8-10 лет
Это

период

можно

характеризовать

как

начальный

уровень

осознанного умения учиться; период начала освоения научных понятий,
развития навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками для
достижения общей цели, развитие самоконтроля и самооценки.
Возраст 11-15 лет
Обучающиеся этого возраста склонны к выполнению самостоятельных
заданий и практических работ на занятиях. Они с готовностью берутся за
изготовление как отдельных декоративных изделий, живо откликаются на
предложение сделать что-то самостоятельно.
Объём и сроки освоения программы. Объем программы рассчитан на 1
год. Общее количество часов в год – 144 часа.
Продолжительность занятия 1 года обучения – 2 часа по 45мин урок и
15мин. (по 2 занятия 2 раза в неделю).
Программа создаёт условия для интенсивной социальной адаптации детей и
направлена на повышение психологической готовности ребёнка к
включению в образовательную деятельность, практического погружения в
процесс обучения в школе.

Формы обучения.
Форма проведения занятия - очная. Групповая форма с выраженным
индивидуальным подходом.
Виды, формы и особенности проведения занятий.
Программа совмещает в себе две формы реализации: групповую и
индивидуальную. Каждое занятие по темам программы, как правило,
включает теоретическую часть и практическое выполнение задания.
Основная часть материала отводится практическим занятиям, которые
включают в себя выполнение графических зарисовок в альбоме
костюмов, орнаментов, моделей игрушек и изготовление игрушек.
По программе проводятся следующие виды занятий: беседа, диспут,
защита проектов, лекция, «мозговой штурм», открытое занятие, практическое
занятие.
Формы работы коллектива:
 участие в выставках, семинарах;
 мастер – классы;
 защита проектов;
 содружество с другими объединениями рукоделия;
 встреча с народными умельцами;
 посещение выставок декоративно-прикладного искусства.
Особенности организации образовательного процесса: модульная.
Режим занятий соответствует возрасту обучающихся:
1 год обучения – 2 раза в неделю по 2 часа, 144 часа в год.
Прогнозируемые (планируемые) результаты 1 год обучения:

Предметные:

 знать безопасные приемы работы с фильцевальной иглой;
 знать способы получения изделий из шерстяных волоконразными
способами и их применение в быту;
 знать особенности профессий валяльного производства;
Метапредметные:
 готовность применять полученные знания и приобретенный опыт
творческой деятельности при реализации различных проектов для
организации содержательного культурного досуга;
 умение планировать свою работу, находить необходимый материал,
оценивать результат своего труда;
 участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска
компромиссов, распределение функций и ролей;
 Личностные:
 принятие окружающего мира во всем его социальном, культурном,
природном и художественном разнообразии;
 наличие эмоционального отношения к искусству, эстетического
взгляда на мир;
 широкая

мотивационная

основа

художественно-творческой

деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и
внешние мотивы;
 интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам
самовыражения;

Учебный план

№

Наименование учебных дисциплин, курсов, разделов тем

п/п

Количество часов
1 год
обучения

1. Вводное занятие. Техника безопасности

2

2. Виды шерсти. Инструменты и принадлежности.

12

3. Цвет. Цветовой круг

12

4. Основы композиции.

20

5. Техника и приемы изготовления плоских изделий(картин,

41

панно, украшений) методами мокрого и сухого валяния.
6. Выкладывание художественного войлока.

51

Понятие орнамента.
7. Рельефные мотивы.

-

8. Технология изготовления настенных панно.

-

9. Техника и приемы изготовления полу объемных и объемных

-

изделий методами мокрого и сухого валяния.
10. Изготовление украшений из шерсти методами сухого и

-

мокрого валяния
11.

Контроль и учет знаний

2

12.

Организация выставки, подведение итогов.

4

Итого:

144

Учебно - тематический план 1 год
№

Наименование учебных дисциплин, курсов,

п/п

разделов тем

Количество
часов
Всего

Т

П

контроля

час
1. Вводное занятие. Техника безопасности

2

Формы

1

1

Беседа,
наблюдение

2. Виды шерсти. Инструменты и

12

10

2

принадлежности.
3. Цвет. Цветовой круг

Беседа,
наблюдение

12

10

2

Беседа,
наблюдение

4. Основы композиции.

20

10

10

Беседа,
наблюдение

5. Техника и приемы изготовления плоских

41

20

21

изделий(картин, панно, украшений) методами

Беседа,
наблюдение

мокрого и сухого валяния.
6. Выкладывание художественного

51

20

31

войлока.Понятие орнамента.
11.

Контроль и учет знаний

Беседа,
наблюдение

2

-

2

Беседа,
наблюдение

12.

Организация выставки, подведение итогов.

4

-

4

Беседа,
наблюдение

Итого:

144

71

73

1. Вводное занятие.
Теоретическая часть. О сухом и мокром валянии народов нашей страны.
Современное валяние. Материалы и инструменты. Техника безопасности при
работе с ножницами и иглой.
2. Виды шерсти, инструменты и приспособления.
Теоретическая часть Краткая

характеристика,

разновидность,

область

применения шерстяных волокон
Практическая часть. Определение вида шерсти из предложенных образцов.
3. Цвет. Цветовой круг.
Теоретическая часть. Видимый спектр. Цвет спектра. Цвета круга: теплые и
холодные. Цветовой тон и насыщенность. Хроматические и ароматические
цвета. Контраст и гармония цветов.
Практическая часть. зарисовка цветового круга.
4. Основные понятия о цвете и колорите. Гармоничные сочетания цвета
в композиции.
Теоретическая часть. С древнейших времен до наших дней цвет тесно
связан с жизнью человека в ее различных психологических, эмоциональных
и духовных проявлениях. Показать ребятам как посредством цвета можно
управлять вниманием зрителя, привлекать его взгляд к предметам в
определенной последовательности: от главного к второстепенному.
Колорит в декоративно-прикладном искусстве характеризуется взаимосвязью
всех цветовых элементов изображения, его цветовым строем, служит одним
из важнейших средств эстетической эмоциональной выразительности,
компонентом художественного образа. Вместе с ребятами определить

различные цветовые сочетания колорита на примерах: спокойные или
напряженные, холодные и теплые, светлые и темные, по степени
насыщенности и силы цвета – яркие и сдержанные. Разобрать с детьми
начальные сведения о спектральных, хроматических и ахроматических
цветах, цветовом тоне, яркости, насыщенности, теплых и холодных цветах,
контрастности, цветовой гамме.
Рассмотреть гармонию в цвете как гармоничное сочетание цветовых
комбинаций с учетом всех основных характеристик цветов – светлоты,
насыщенности, цветового тона, формы и размеров цветовых площадей.
Композиция

–

основа

создания

художественного

произведения.

Формирование художественного образа в произведениях декоративноприкладного искусства происходит в результате совокупности элементов и
мотивов композиции, единства их конструктивных и смысловых связей.
Нарисовать несколько простых композиционных решений на листах бумаги,
и на примерах обсудить с ребятами правила и закономерности композиции о
целостности и пропорции, равновесии, ритме и контрасте, нюансе в
композиции, ее симметрии и асимметрии, статичности и динамике.
Практическая часть: составить фантазийный рисунок для валяния применяя
динамику, асимметрию или любой другой вид композиционного решения.
5. Техника и приемы изготовления плоских изделий.
Теоретическая часть. Программа имеет практическую направленность, что
позволяет учит Практическая часть: вать индивидуальные особенности
каждого ребенка, способствует развитию творческой личности. Практически
все работы, выполненные учащимися, могут стать украшением интерьера,
подарком, наглядным пособием, выставочным экспонатом.
Практическая часть: Вальцевание, валяние и смешанная техника. Их
различные жанры живописи. Плоские и рельефные мотивы в картинах и
панно. Определение техники( фильцевание, валяние, смешанная техника.)

6. Выкладывание художественного войлока орнаментом.
Теоретическая часть. Знакомство с орнаментом как художественным
украшением в основе которого лежат растительные, геометрические,
животные и смешанные декоративные мотивы, символические изображения
и атрибуты. Выделить в орнаменте понятия ритма, раппорта, метра.
Рассмотреть на примерах ленточные, сетчатые и замкнутые орнаменты
(ограниченные геометрической формой), орнаменты с убывающим ритмом.
Источником вдохновения для творческого порыва ребенка могут послужить
исторические произведения искусства, яркое многообразие народного
декоративно-прикладного творчества, накопленный веками опыт русских
мастериц в орнаментации и украшении валянием одежды и предметов быта.
Рассмотреть вместе с детьми иллюстрации и фотографии орнаментов
валяния. Определить стилистические направления, цветовую гамму валяние
русского Севера, Юга и Центральной России. Зарисовать основные
орнаментальные мотивы валяния разных регионов и областей.
Практическая часть: Составить и раскрасить на основе полученных знаний
свой орнамент. Выполнить его в технике сухого валяния составить с детьми
репродукции вышивки на листах бумаги.
7.Контроль и учет знаний
Просмотр итоговых работ, творческий зачет.
8. Организация итоговой выставки.
Подбор работ, подведение итогов, награждение активных воспитанников
объединения.
Способы проверки результатов освоения программы:
- входной контроль;
- текущий контроль;
- промежуточная аттестация;

Условия реализации программы
Занятия проводятся в светлом проветриваемом помещении. Количество
посадочных мест – 12. У каждого учащегося имеется своё рабочее место,
удобная мебель.

В кабинете имеются шкафы для хранения папок с

накопительными материалами, необходимая литература, выкройки,
методические пособия, инструменты, которые помогают обучающимся
при изготовлении игрушек. Для реализации программы «Валяние из
шерсти» используется большое количество наглядных материалов: полки
и стенды с лучшими работами обучающихся.
Формы организации деятельности обучающихся.
Фронтальная: работа педагога со всеми учащимися одновременно
(беседа, показ, объяснение и т.п.).
Коллективная: организация проблемно-поискового или творческого
взаимодействия

между

всеми

учащимися

одновременно

(создание

коллективного арт-объекта, коллективного панно и т.п.).
Групповая: организация работы в малых группах, в том числе в парах,
для выполнения определенных задач. Задание выполняется таким образом,
чтобы был виден вклад каждого учащегося. Группы могут выполнять
одинаковые или разные задания, состав группы может меняться в
зависимости от цели деятельности.
Индивидуальная: применяется для работы с каждым конкретным
обучающихмся в целях лучшего усвоения информации, теоретического
материала и технологических приёмов, а также отработки практических
навыков.

Также

используется

для

работы

с

одарёнными

детьми,

мотивированными к более активной и продуктивной работе.

Формы аттестации и контроля.
Цель контроля: побудить воспитанника к самосовершенствованию,
воспитать

умение оценивать свои достижения и видеть перспективу

развития.
Для оценки результативности знаний и умений проводится:
-вводный

контроль

(цель:

диагностирование

знаний

и

умений

обучающихся в начале обучения). Осуществляется в начале учебного
года виде устного опроса детей, наблюдения педагога.
-текущий

контроль

материала);

(цель:

текущий

определить

контроль

степень

осуществляется

усвоения
на

каждом

учебного
занятии:

наблюдение за деятельностью ребенка.
-промежуточный контроль (цель: по окончании первого полугодия провести
сравнение с началом года, определить результат обучения);
- итоговый контроль (цель: после изучения всего курса определить
уровень развития обучающихся, их творческие способности). Итоговый
контроль чаще всего проводится в форме отчётной выставки детского
творчества.
Предполагаемые результаты
Освоение

детьми

программы

внеурочной

деятельности

по

общекультурному направлению «Валяние из шерсти» направлено на
достижение

комплекса

результатов

в

соответствии

с

требованиями

федерального государственного образовательного стандарта. Программа
обеспечивает

достижение

обучающимися

следующих

личностных,

метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
 познание мира через образы и формы декоративно-прикладного искусства;
 навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении
практических творческих работ;
 ориентация на понимание причин успеха в творческой деятельности;

 способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности;


возможности реализовывать творческий потенциал

в собственной

художественнотворческой деятельности,


формирование

коммуникативной

компетентности

в

общении

и

сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной,
творческой деятельности;
Метапредметные результаты:
 умение самостоятельной работы при выполнении практических творческих
работ;


умение

организовывать

учебное

сотрудничество

и

совместную

деятельность с педагогом и сверстниками; работать индивидуально и в
группе;
 умение объективно оценивать собственную художественную деятельность;
 умение соотносить свои действия с планируемыми результатами;
 умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности ее решения;
 умение выражать свое отношение, давать эстетическую оценку творческим
работам.
Предметные:


приобретать

и осуществлять практические

навыки и

умения

в

художественном творчестве;


осваивать

особенности

художественно

–

выразительных

средств,

материалов и техник, применяемых в декоративно – прикладном творчестве;
 развивать фантазию, воображение, художественную интуицию, память;
 совершенствовать умение пользоваться иглами для фелтинга.

К концу освоения первого года обучения по модульной программе
обучающиеся овладевают знаниями: обучающиеся будут знать:
 Технику безопасности на занятиях.
 Основы организации рабочего места.
 Основные законы композиции.
 Понятие «цветовой круг».
 Материалы и инструменты для валяния.
 Хорошо знать номера используемых игл и их значение в работе.
 Владеть терминами (знать отличие) войлок, фетр, фильцевание, фелтинг.
 Технику сухого валяния.
 Технику мокрого валяния.
 Правила работы с войлоком. обучающиеся будут уметь:
 Организовывать рабочее место.
 Владеть инструментами для валяния.
 Владеть навыками сухого и мокрого валяния.
 Создавать композиции и правильно находить цветовое решение.
 Обрабатывать войлок различной толщины.
 Использовать элементы декорирования (пуговицы, бусины, нити и т. п).
Информационно методические условия реализации
ДОП «Методическое обеспечение».
Данная программа рассчитана на 1 года обучения и направлена на
развитие духовно-нравственного развития личности ребенка на основе
постижения им нравственных основ народной культуры и раскрытие его
творческого

потенциала

посредством

освоения

техники

прикладного

искусства.
Эффективность
проблемности.

обучения

Постановка

и

повышается
решение

при

введении

проблемных

задач

элементов
развивает

творческие способности, делает работу более осмысленной. Очень важно
озадачить

ребенка

поиском

самостоятельного

решения.

Для

этого

воспитанникам предлагаются творческие задания, с помощью которых они
сами создают свои собственные эскизы выкроек, приобретают и повышают
навыки работы с материалами и инструментами.
Программа обеспечивает соединение единства трех задач: обучающие,
воспитывающие и развивающие, через следующие формы и методы
организации занятий: экскурсии, беседы, викторины, художественнодидактические игры, творческие встречи, коллективные творческие дела,
выставки-отчеты, защита творческих работ с применением методов:
репродуктивные,

диалогические,

частично-поисковые,

наглядные,

продуктивные, проективные.
Значительное место в программе уделяется методу самооценки, т. е.
рефлексии взаимооценки.
Опорными элементами технологии проведения занятий являются:
 постановка цели и задач;
 мотивации творческой деятельности;
 совместная практическая деятельность и обучающего;
 творческая работа воспитанников под контролем педагога;
 самостоятельная работа воспитанников;
 выполнение

обучающимися

различных

творческих

заданий

по

программе;
Для отслеживания результативности обучения по программе «Игрушечное
мастерство» используются формы контроля знаний, умений и навыков детей:
комплексное тестирование по предмету, самоконтроль, проведение викторин,
анкетирование, участие в выставках, презентация творческих работ,
оформление персональных выставок.

В процессе освоения программы предусматриваются коллективная и
групповая деятельность. Значительное место отводится индивидуальной
форме обучения с детьми.
Материальная база.
1. Помещение для теоретических и практических занятий;
2. Учебные материалы:
 выставка книг о животных;
 шаблоны разных животных;
 различный материал, мех, драп, поролон, синтепон, синтепух;
 открытки, фотографии;
 таблицы, схемы;
 дидактический материал.
3. Технические средства:
 фотоаппарат;
 шесть разных цветов
 канцелярские принадлежности:
 альбомы, карандаши, мел, иглы, булавки, ножницы, шило.

Литература
Для взрослых:
1. Арнхейм И.А. Искусство и визуальное восприятие.М.: 2014 г.
2. Бушелева Б. Поговорим об воспитании. М,:2015г.
3. Вениаминова М., Воспитание детей.М,:2014г.

4. Власова А.А., Карельсткая И.Ю. Все о войлоке и фильцевании.
Приложение

к

журналу

«Чудесные

мгновении»М,:Агенство

Дистрибьютер Прессы, 2012г.
5. Маслов А.В. «Кубанская старина»2013г
6. 6.Люцкевич Л. Игрушки в технике фильц,- М.:Эскимо, 2012г.
7. 7. Кнаке Ж.Картины из фетра своими руками: Практическое
производство-М,:»НИола-Пресс)2013г.
8. 8. Власова А.А., «Ручная работа» ИздательствоООО «Бонниер
Пабликейшенз»2014г.

Для детей:

1. Гусакова М.А. Аппликация журнал «Школа и производство».2012г.
2. Хамцова О. А. «Кубанская азбука»2014г.
3. Аксёнова А.М. Войлок. Самые красивые и модные украшения,
аксессуары и игрушки. – М.: Хаваст, 2011
4. Валяльщики всех стран, объеденяйтесь (Электронный ресурс). – Режим
доступа: http://london-fleur. livejournal. com/10690.html
5. Валяние

войлока.

Основы

мокрого

валяния

для

начинающих

(Электронный ресурс). – Режим доступа:http://inhandmade.ru/mokroevalyanie/valyanie-vojloka-osnovy-valyaniya.html
6. Валяние. Материалы для творчества (Электронный ресурс) – Режим
доступа:http://www.livemaster.ru/catalogue/materialy-dlyatvorchestva/valyanie
7. Зайцева А. А.. Войлок и фетр. Иллюстрированная энциклопедия. – М.:
Экспо, 2010.
8. История

валенок

(Электронный

ресурс).

доступа: http://www.hnh.ru/handycraft/history_of_felt_boots

–

Режим

9. История

валяния

(Электронный

доступа: http://www.livemaster.ru/

ресурс).

–

Режим

topic/80353-istoriya-

valyaniya?vr=1&inside=0
10. История валяния войлока (Электронный ресурс). – Режим доступа:
flickr.com/ingermaaike
11. Каике

Ж.

Картины

из

фетра

своими

руководство. – М.: Ниола-Пресс, 2010.

руками.

Практическое


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».