Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Волшебный пластилин»
•
по содержанию является - художественной,
•
по уровню освоения - базовой,
•
по форме организации - очной, групповой,
•
по степени авторства - модифицированной.
Программа разработана в соответствии с действующими нормативно
-
правовыми документами:
•
Федеральный Закон РФ от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в
РФ»;
•
Федеральный Закон от 31 июля 2020 года № 304-ФЗ «О внесении
изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»
по вопросам воспитания обучающихся»;
•
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении порядка организации и
осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным программам»;
•
"Санитарно-эпидемиологические
требования
к
организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи",
утвержденных постановлением Главного государственного санитарного
врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. N 28 «Об утверждении
санитарных правил СП 2.4.3648-20».
•
Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 № 678-р «Об
утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до
2030 г.»;
•
Национальный проект «Образование» (утвержден Президиумом Совета
при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам
(протокол от 24.12.2018 г. № 16);
•
Целевая модель развития региональной системы дополнительного
образования детей (приказ Министерства просвещения РФ от 3 сентября
2019 г. № 467);
•
Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих
программ
(включая
разноуровневые
программы)
(разработанные Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО «Московский
государственный
педагогический
университет»,
ФГАУ
«Федеральный
институт развития образования», АНО ДПО «Открытое образование», 2015
г.) (Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242);
•
Устав МБУДО ДДТ р.п. Башмаково;
•
«Положение
о
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программе МБУДО ДДТ р.п. Башмаково.
Программа ориентирована на культурологическое образование, нравственное
и художественно-эстетическое воспитание учащихся, на развитие их
творческих
способностей
в
области
хореографического
искусства.
Способствует удовлетворению индивидуальных потребностей учащихся в
художественно-эстетическом развитии.
Актуальность программы. Программа актуальна для обучающихся
и их родителей, так как занятия танцами способствуют улучшению
художественного и эстетического вкуса, формируют огромный потенциал на
развитие моторики обучающихся, обеспечивают полноценные условия для
самореализации
личности
и
обладают
огромным
воспитательным
потенциалом.
Программа
ориентирована
на
формирование
у
обучающихся
творческого отношения к поделкам из пластилина, формирование знаний и
умений, связанных с усвоением способов техники лепки, воспитание
эстетического вкуса, тем самым позволяет расширять представления о видах
лепки, стилях и направлениях в пластилинографии, способствующих ранней
профессиональной ориентации и успешной адаптации к жизни в обществе.
Таким
образом,
актуальность данной программы объясняется
государственным и социальным заказом и обуславливается достижением
физического и психологического комфорта.
Занятия пластилинографией
помогают развивать такие качества и навыки, как:
-координация, наблюдательность, умение как концентрировать, так и
переключать внимание;
-логика, усидчивость, гибкость восприятия, аналитические способности;
-эмоционально-творческое воображение, условность, художественные
способности;
-владение речью, мимикой, жестами.
- повышают сенсорную чувствительность, т.е. способствуют тонкому
восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики, пропорций
- развивают воображение, пространственное мышление, общую ручную
умелость, мелкую моторику;
- синхронизируют работу обеих рук;
- формируют умение планировать работу по реализации замысла,
предвидеть результат и достигать его; при необходимости вносить
коррективы в первоначальный замысел.
-
обогащает
ребёнка
в
художественном
и
творческом
плане.
Занимаясь лепкой, обучающиеся получают также знания по основам
изобразительной грамоты и рисования, декоративно-прикладному искусству.
Важным и ценным является то, что лепка вместе с другими видами
изобразительного искусства развивает ребёнка эстетически. Дети учатся
видеть, чувствовать, оценивать и созидать по законам красоты.
В процессе обучения расширяется общий кругозор детей, адаптация к
условиям деятельности в коллективе, развитие основных психических
качеств личности, творческих способностей.
Педагогическая целесообразность программы заключается в том,
что программа предусматривает дифференцированный подход к обучению,
учет
психофизиологических особенностей
условиях социально-культурного развития
учащихся.
общества
В
современных
главной задачей
образования становится воспитание растущего человека, способного к
творческому саморазвитию, самореализации. Современные дети живут и
развиваются в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях
быстро меняющейся жизни от ребенка требуется, чтобы он вырос не только
сознательным членом общества, не только здоровым человеком, но и
инициативным, думающим, способным на творческий подход к любому делу,
умеющим ориентироваться в быстро изменяющейся жизни, патриотом своего
края. Приобретая практические умения и навыки в области декоративноприкладного
творчества,
дети
получают
возможность
удовлетворить
потребность в созидании, изготовлении предмета материальной культуры
своими силами с раннего возраста. Участвуя в выставках, конкурсах разного
уровня, получая интересующий его материал, добытый своими силами, дети
чувствуют свою значимость среди сверстников.
Отличительные особенности программы. Особенностью данной
программы является то, что программа предлагает обучиться приемам и
техникам в разных видах лепки и разными пластичными материалами. В
результате, не обладая очень высокими способностями, получив, умения и
навыки по программе, каждый ребенок может своими руками создать
эстетически красивую и полезную вещь, создать как плоские, так и объемные
композиции, воплощая в ручном труде всю свою детскую фантазию и
воображение. Тем самым позволяет расширять представления о
пластилинографии, ее стилях и направлениях, способствующих ранней
профессиональной ориентации и успешной адаптации к жизни в обществе.
Программа помогает реализовать собственные способности ребёнка,
обеспечивает органичное сочетание досуга с различными формами
образовательной деятельности. Программа основана на следующих
педагогических принципах:
- вариативности программного материала, интенсивности и величины
нагрузок в зависимости от этапа подготовки, индивидуальных особенностей
учащихся;
- единства и неразрывности воспитания, обучения, развития – в любом деле,
занятии присутствуют и воспитание, и обучение, и предпосылки для
развития личности ребенка;
систематичности
и
последовательности
–
регулярность,
последовательность, взаимосвязанность занятий и система чередования
нагрузок с отдыхом, поэтапное увеличение объема и интенсивности
физических нагрузок;
- постоянной обратной связи – непрерывное получение информации в ходе
занятий: педагог - учащийся, учащийся – педагог;
- постоянного самоанализа.
В лепке используется нетрадиционная художественная техника
изобразительного искусства – пластилинографии.
Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графия»создавать, изображать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает
материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла.
Принцип данной технологии заключается в создании лепной картины с
изображением более или менее выпуклых, полуобъёмных объектов на
горизонтальной поверхности.
Воспитательный потенциал программы
Главной задачей на занятиях и при проведении воспитательных
мероприятий является воспитание высоких моральных качеств, чувства
коллективизма, дисциплинированности и трудолюбия. Важную роль в
нравственном воспитании учащихся играет непосредственно художественная
деятельность, которая предоставляет большие возможности для воспитания
этих качеств. Строгое соблюдение правил занятий , четкое исполнение
указаний педагога, отличное поведение на занятиях, в школе, дома - на все
это должен постоянно обращать внимание педагог. Творческие качества
ребенка - настойчивость, инициативность, целеустремленность, выдержка,
уверенность в своих силах, - в основном развиваются непосредственно в
образовательном процессе.
Цели и задачи программы
Цель программы - создание комфортной эмоциональной среды для
формирования потребности детей в регулярных занятиях лепки из
пластилина и развития творческих способностей.
Задачи программы:
построение
образовательной среды,
направленной на
развитие
творческой личности ребёнка в ключе общечеловеческих ценностей;
формирование
знакомство
знаний
с
по
основам
принципами
пластического
взаимодействия
искусства,
всех
видов
изобразительного искусства в системе национальной и мировой
культур;
обучение
самостоятельной
художественного
работы
над
созданием
образа (художественной формы);
обучение образному мышлению и образной передаче увиденного
в произведении искусства;
обучение,
применяя
ту.
или
иную
технику,
добиваться
наибольшей пластической выразительности;
формирование чувства неповторимости стиля, характера пластического
искусства, мировоззрения воспитанников.
формирование гуманистических ценностей и идеалов, выработка
человеческого достоинства, ответственности за свои поступки;
формирование способности работать коллективно (дети- педагогродители), проживать жизнью коллектива Дома детского творчества;
воспитание
представлений
о
прекрасном
как
о
совершенстве,
гармоничности; - воспитание практической готовности к творческому
созиданию.
становление
эмоционально-чувственной
базы
в
культуре
взаимодействия с миром природы, миром людей, с духовным опытом
человечества;
формирование творческой мотивации, устремлённости к созиданию
и способности в своём творчестве передавать красоту окружающего
мира;
создание условий для раскрытия таланта каждого воспитанника
и преодоления психологических барьеров, мешающих полноценному
самовыражению через многообразие видов творческой деятельности.
Адресат программы
Программа «Волшебный пластилин» создана для обучающихся 7-12
лет.
Занятия в каждой возрастной группе строятся с учетом возрастных
особенностей.
Дети
возрастной группы (7-9 лет)
отличаются
нетерпением,
желанием научиться всему. При этом они неплохо усваивают теорию, но на
практику не хватает терпения. Поэтому педагогу нужно, не перегружая
заданиями, беседовать с учащимися и демонстрировать то, что получится,
если постепенно и правильно осваивать материал. На занятиях с такими
детьми используются элементы игры, специализированная информация
подается в доступной форме. Это период интенсивного физического
развитии.
Формируются
систематическому
труду.
способности
Внимание
к
целенаправленному
неустойчиво
(преобладает
непроизвольное внимание). Память и мышление носят образный характер.
Возрастная особенность – подражание старшим. Формируются свойства
личности: ответственного отношения к учебе, готовности учиться, чувства
дружбы, товарищества, любви к Родине. Нравственные качества становятся
более устойчивыми. Характерные положительные черты – доверчивость,
бескорыстие, чистота, сердечность, доверие к педагогам. Сосредоточенность,
концентрация внимания у детей младшего школьного возраста может быть
достаточно интенсивной, особенно при выполнении интересной работы.
Однако
устойчивость
внимания
недостаточно
развита,
могут
часто
отвлекаться. Для младшего школьника характерна рассеянность. Она связана
с общей неустойчивостью внимания. Мышление у детей младшего
школьного возраста развивается от эмоционально-образного к абстрактнологическому. «Дитя мыслит формами, красками, звуками, ощущениями
вообще», - говорил К. Д. Ушинский.
У детей средней возрастной группы(10-12 лет)
более развита
образная память (зрительная, слуховая) и менее - словесно-логическая. Все,
что связано с наглядностью, яркостью впечатлений, что вызывает сильные
чувства, запоминается легко и надолго. В процессе обучения у детей быстро
развивается и смысловая (словесно-логическая) память. Ребенок начинает
усваивать не только конкретные, но и некоторые абстрактные понятия. У
него расширяется объем памяти, увеличиваются быстрота усвоения и
точность воспроизведения.
Объем и срок освоения программы.
Количество часов:
Первый год обучения -184 часа , 2 раза в неделю по 2 часа;
Форма реализации программы — очная
Срок реализации данной программы — 1 учебный год.
Режим занятий
Продолжительность занятий 45 минут с 10 минутным перерывом.
Формы организации работы на занятии – групповая. Количество
детей, находящихся одновременно в группе не более 15 человек.
Педагогические принципы программы: - принцип систематичности
и последовательности (формирование знаний, умений и навыков в системе.
- подхода(создание условий для участия учащегося в создании творческого
продукта, при которых он учиться ставить цель, формулировать задачи,
достигать результата);
- принцип включения учащихся в исследовательскую деятельность (на
первых порах надо учить всему: как выявлять проблемы, как определить тему
исследования, как разрабатывать гипотезы, как наблюдать, как провести
эксперимент и т.п., а исследовать ученик будет только то, что ему
действительно интересно. Его природный дар исследователя нуждается в
неустанной педагогической заботе);
- принцип конвергентности (включение в программу самостоятельных, но
взаимосвязанных модулей);
-
принцип
восприятию.
когнитивности
(развития
способности
к
умственному
Особенности организации образовательного процесса.
Программа предполагает стартовый уровень освоения:
Первый
грамотности,
уровень
которая
стартовый
-
характеризуется
это
получение
общими
элементарной
представлениями
о
предстоящей деятельности. Рассчитан на один год обучения, занятия
проводятся 2 раза в неделю по 2 часа.
Создаётся группа первого года обучения в количестве 15 человек,
проявляющих
интерес
к
данному
виду
искусства
без
специальной
подготовки. Возраст детей от 7 до 9 лет. Никаких особых требований при
наборе детей не предъявляется. Основное требование - выполнение
правил и порядков, установленных в ДДТ и в объединении «Волшебный
пластилин» в частности. Педагог создаёт условия стартовых возможностей
личности.
Уровень
освоения
предполагает
расширение
кругозора
и
информированности в данной области искусства, приобретение умение
и
навыков
лепки,
совместной
деятельности,
адаптации
в
коллективе через различные формы досуговой деятельности. На занятиях
первого
года
обучения
широко
используется
возможность
игровой
деятельности.
Большая часть времени отводится на творческую работу, чтобы
ребёнок ощущал себя активным, творческим мастером, пробующим свои
силы в пластическом искусстве. На данном этапе обучения практикуется
индивидуальный подход, предлагающий каждому ребёнку особый вариант
задания, доступный его уровню и возрасту.
Основные цели, задачи, направления деятельности программы
Первый уровень - стартовый
Цель – формирование у детей устойчивого интереса пластическому
искусству.
Задачи:
-
расширение
кругозора
детей
через
знакомство
с
историей,
традициями и культурой народов мира;
-
знакомство с основными свойствами пластилина, технологичными
процессами и методами лепки малых форм пластики;
- знакомство с правилами и приёмами организации труда и
безопасности работы; - овладение
основными
знаниями
пластического искусства;
- овладение навыками передачи в лепке простейших форм основной
модели;
- знакомство
с
отличительными
пластического искусства;
особенностями
видов
и
жанров
-
обучение простейшим композиционным приёмам, необходимым для
передачи движения и покоя.
- овладение простейшими приёмами и способами лепки
из пластилина - воспитание чувства коллективизма;
- воспитание трудолюбия в учебно-воспитательной работе.
Планируемые результаты.
Ожидаемые результаты реализации программы.
По окончании 1 года обучения учащиеся будут знать:
-
правила техники безопасности при работе с колюще – режущими
инструментами;
- технологию изготовления изделий из пластилина;
- основы построения композиции.
Будут уметь:
- соблюдать правила техники безопасности;
- правильно изготавливать и обрабатывать изделия из пластилина;
- правильно оформлять готовое изделие.
В результате обучения в объединении предполагается, что учащиеся
будут обладать ключевыми образовательными компетенциями,
личностными - интерес, любознательность к выбору занятий лепкой,
эстетические потребности при изготовлении работ.
Метапредметные результаты
познавательные: умение самостоятельно выделять, формулировать для
себя цель в своей работе.
регулятивные: умение находить и исправлять ошибки, выполненные в
поделках, определение затруднения, осознание того, что уже освоено и что
еще нужно усвоить, последовательный переход от одной технологической
операции к другой с речевым проговариванием;
коммуникативные: владеть терминологией технологических процессов.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Количество часов
Стартовый
уровень
Название разделов, тем
1-й год обучения
Вводное занятие
2
Лепка из исходной формы
6
Упражнения для
42
начинающих
Сложные аппликации из
58
пластилина
Полуобъемные и объемные
76
изделия
Итого
184
Учебно-тематический план 1 года обучения
(уровень стартовый) (7-9)
№
1
Название темы, разделы
Количество часов
всего
теория практика
2
2
Инструменты и материалы, 2
2
Вводное занятие
Форма
аттестации
контроля
Опрос
тестирование,
правила безопасности
проверка ТБ.
2
Лепка из исходной формы 6
3
3
Викторина
Магазин игрушек.
2
1
1
Домашнее
Исходная форма - шар.
задание на
«Неваляшка»
выполнения
самостоятель
но
Исходная форма – цилиндр. 2
1
1
Дерево
Исходная форма – конус.
за детьми
2
1
1
Пирамида
3
Упражнения для
Наблюдение
Групповая
оценка работ
42
6
36
5
2
3
Устный опрос
5
2
3
Домашнее
начинающих
Натюрморт «Богатый
урожай».
Изделие «Мухомор»
задание на
выполнения
самостоятель
но
Изделие «Мухомор в траве» 4
2
2
Групповая
оценка
Изделие «Подосиновики».
4
2
2
Самостоятель
ная работа
Лепка цветов
12
1
11
Подготовка
презентаций
Лепка фруктов.
12
1
11
Защита
творческих
работ
4
Сложные аппликации из
58
4
54
14
1
13
пластилина.
Изготовление миниатюры
Устный опрос
«Клоуны в цирке»,
групповая
«Большие гонки».
оценка работ
Лепим насекомых и
13
4
9
паукообразных
Подводное царство.
Мини
выставка
16
1
15
Мини
выставка
Лесное царство
15
6
9
Защита
творческих
работ
5
Полуобъемные и
76
22
54
20
10
10
объемные изделия.
Изготовление миниатюры
«Повар и поваренок»
Изготовление миниатюр
Мини
выставка
40
15
25
Мини
выставка
Итоговое занятие
16
ИТОГО:
184
16
89
Зачет
95
Содержание программы
Содержание учебно-тематического плана 1 года обучения.
Раздел 1. Вводное занятие (2 часа)
Теория: объяснение задач и примерной программы объединения.
Общие
вопросы
организации
объединения.
Правила
поведения
объединении. Права и обязанности учащихся. Культура поведения на
в
занятиях. Знакомство с материально-технической базой объединения.
Демонстрация работ. Рассказ учащимся о назначении инструментов, порядок
их
хранения,
правила
безопасности
труда,
пожарной
безопасности
(инструктаж). Экскурсия по ЦД(Ю)ТТ.
Практика: организация рабочего места. Разгадывание кроссворда
«Материалы и инструменты». Входная диагностика (опросник).
Контроль: Контроль посещаемости
Раздел 2. Лепка из исходной формы (6 часов).
Теоретия:
понятие:
шар,
цилиндр,
конус
-
как
простые
геометрические формы и производные от них разнообразные жгуты.
Практика: упражнение в выполнении различных приѐмов лепки.
Лепка простых геометрических форм и жгутов. Последовательность
выполнения простого изделия по нотации и схеме на основе геометрических
форм. Самостоятельная работа: лепка простых по форме игрушек.
Контроль: Викторина
Раздел 3.Упражнения для начинающих (42 часа).
Теоретия: знакомство с различными техниками и приѐмами лепки:
лепка из целого куска, приѐм вытягивания, придавливание, приглаживание,
присоединение и др.
Практика: отработка приѐмов раскатывания жгутиков разной длины,
раскатывание шара разного диаметра.Лепка простых изделий по нотации с
доработкой исходной формы. Самостоятельная работа: лепка овощёй,
фруктов, грибов и ягод.
Контроль :Выставка изделий
4. Сложные аппликации из пластилина. (58 часов)
Теория: изучение разнообразных простых приѐмов доработки
различных форм. Комбинированный способ лепки. Понятие соразмерность
изделия,композиция, пропорции человека, цветовая гамма. Применение
исходных форм в сложных изделиях.
Практика: Отработка приѐма вытягивания из целого куска, лепка
сложных изделий по нотации с доработкой исходной формы.
Контроль: Дискуссия.
Раздел 5. Полуобъемные и объемные изделия (76 часов).
Теория: изучение разнообразных приемов для создания объемных
видов и форм. Правила изготовления пластилиновых миниатюр.
Практика: изготовление миниатюр, создание творческой работы.
Контроль: мини выставка.
Комплекс организационно-педагогических условий
Календарный учебный график
Первый год 184ч 2 раза по 2часа
Условия реализации программы
Материально-техническое
объединения
гигиеническим
проводятся
требованиям
в
обеспечение
помещении,
(сухое,
теплое,
программы.
отвечающим
просторное,
Занятия
санитарнос
хорошим
искусственным и естественным освещением). Для проведения занятий
имеются:
- компьютер;
- видеотека;
- дидактический материал и методические разработки;
- шкафы для размещения наглядного материала и методической
литературы;
- шкафы для хранения инструментов, пластилина, лака, растворителя;
(Инструменты и приспособления нужно хранить так, чтобы не портились их
рабочие части. Размещение каждого вида инструментов в различных ящиках,
в определённом порядке обеспечивает быструю раздачу их во время
занятий);
- инструменты: ножницы, досочки;
- стенды для образцов изделий;
- материалы: бумага, наборы пластилина, лак, растворитель;
- столы, стулья, клеенки для труда;
- наглядные пособия (К основным видам наглядных пособий,
используемых
на
занятиях,
относятся
образцы
изделий,
красочные
иллюстрации, фотографии изделий, таблицы, схемы Методическое обеспечение условия программы
Данная программа осуществляется при наличии в объединение детей
в возрасте от 7до12лет. Состав объединение «ВОЛШЕБНЫЙ ПЛАСТИЛИН»
в течении учебного года – постоянный. Важнейшими условиями успешной
реализации программы являются следующие: методические: интенсивное
применение методов индивидуально-групповой работы, методик (игровые,
проэктные, личностоъно-ориентированые)
Дидактические: необходимо создание по каждой учебной теме.
Процесс
реализации
программы
обеспечивается
участием
основного
кадрового состава с определенными должностными обязанностями
профессиональной
кадрового
подготовкой.
обеспечения
и
с
В
результате
целью
проведенного
достижения
высокого
и
анализа
уровня
реализации практической части программы, своевременного обеспечения
новинками
методической
литературы,
возникла
необходимость
в
привлечении специалистов, компетентных в данном деятельности: педагог
дополнительного образования, прошедший курсы повышения квалификации
художественной направленности
Принципы обучения:
принцип воспитывающего обучения;
принцип научности;
принцип связи обучения с практикой;
принцип систематичности и последовательности;
принцип доступности;
принцип наглядности
принцип сознательности и активности;
принцип прочности.
Методы обучения.
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
1. Словесный (объяснение, беседа, рассказ); - наглядный (показ, наблюдение,
демонстрация приемов работы); - практический; - эмоциональный (подбор
ассоциаций, образов, создание художественных впечатлений).
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
2.
Объяснительно-иллюстративный — обучающиеся воспринимают и
усваивают готовую информацию.
3. Репродуктивный — обучающиеся воспроизводят полученные знания и
освоенные способы деятельности частично — поисковый — участие детей в
коллективном поиске, решении поставленной задачи совместно с педагогом.
Формы организации образовательного процесса – индивидуальная,
групповая
Формы
организации
учебного
занятия:
беседы,
выставки,
конкурсы, праздники, практические занятия, презентации, экскурсии.
Педагогические технологии.
При
организации
дополнительного
образования
обучающихся
применяются как традиционные, так и инновационные технологии.
Педагогическая технология - это содержательная техника реализации
учебного процесса.
Грамотное сочетание традиционных и инновационных технологий
обеспечивает
развитие
у
обучающихся
познавательной
активности,
творческих способностей, мотивации в учебно-воспитательном процессе.
1. Групповые технологии:
- дидактические игры;
- занятия-путешествия, экскурсии и пр.
2. Педагогические технологии на основе личностно-ориентированного
подхода:
- личностно-ориентированное обучение;
- технология индивидуального обучения (индивидуальный подход,
индивидуализация обучения);
- коллективный способ обучения;
- игровые технологии.
3. Культуро - воспитывающая технология дифференцированного
обучения по интересам обучающихся, включающая в себя:
- ежегодный опрос обучающихся, родителей (законных представителей)
- тестирование развития специальных способностей;
- определение готовности и области интересов вновь поступающего
обучающегося;
- определение интересов и других показателей для дифференциации.
При
контроле
знаний дифференциация
углубляется
и переходит в
индивидуализацию обучения, что означает организацию учебного процесса,
при которой выбор способов, приемов, темпа обучения обусловлен
индивидуальными особенностями обучающихся.
4. Объяснительно-иллюстративные технологии.
Главные методы данного обучения - объяснение в сочетании с наглядностью,
а виды деятельности обучающихся - слушание и запоминание.
Воспитательная работа
Главной задачей в занятии с обучающимися является воспитание
моральных качеств, чувства коллективизма, дисциплинированности и
трудолюбия,. Формирование чувства ответственности перед товарищами,
обществом и нравственных качеств личности должно осуществляться
одновременно с развитием волевых качеств. Большое воспитательное
значение имеет личный пример и авторитет педагога дополнительного
образования.
Талантливый
педагог
воспитывает
в
ребенке
дисциплинированность, умение контролировать свои эмоции, признавать
свои ошибки и трезво смотреть на ситуацию, уверенность в себе, упорство.
Во взрослой жизни эти навыки помогают человеку достойно выходить из
сложившихся жизненных ситуаций, достигать поставленных целей. Какую
бы цель ни поставил перед собой человек - добиться успехов в бизнесе,
показать отличные ТВОРЧЕСКИЕ результаты, создать надежную семью и
воспитать ребенка,
- навыки, полученные на ЗАНЯТИЯХ, помогут ему достичь этой цели.
Воспитательная работа в процессе должна быть направлена на развитие и
совершенствование значимых свойств личности. Она включает мероприятия,
которые обеспечивают решение задач по формированию культуры здорового
и безопасного образа жизни, воспитания гражданственности и патриотизма.
Для этого педагогом используются разнообразные формы работы с
обучающимися:
- акциях, праздниках: «День здоровья», «Со спортом всей семьей»
- проведение конкурсов, акций, выставок, направленных на приобщение
обучающихся к социально-педагогической деятельности по профилактике
пагубных
привычек,
пропаганде
здорового
образа
жизни,
ведению
исследовательской и творческой деятельности, участию в волонтёрском
движении;
- повышение уровня мотивация обучающихся за счет поощрений, убеждений
и др.;
-
самостоятельная проектная работа в летний оздоровительный период.
Большое внимание отводится работе с родителями:
-
проведение собраний, дискуссионных площадок, встреч по вопросам
воспитания культуры ДЕТЕЙ воспитания в условиях дистанционного
обучения;
- разъяснительные работы среди обучающихся и родителей (законных
представителей) по правовым вопросам и разрешению конфликтных
ситуаций в семье;
- посещение всеми участниками образовательных отношений (обучающийся,
педагог, родитель) Психологическая подготовка на данном этапе выступает
как воспитательный и самовоспитательный процесс соревнований.
Кадровое обеспечение
Реализацию
программы
обеспечивает
педагог
дополнительного
образования, имеющий высшею категорию и обладающий не только
профессиональными знаниями, но и компетенциями в организации и ведении
образовательной деятельности творческого объединения художественного
направления.
Формы аттестации (контроля).
Приемлемыми формами для определения результативности усвоения
программы «ВОЛШЕБНЫЙ ПЛАСТИЛИН» отражающие цели и задачи
программы
являются:
творческая
работа;
выставки;
викторины;
тестирование, анкетирование; беседы с детьми и родителями; анализ
коллективных и индивидуальных творческих работ; наблюдение за детьми в
процессе работы; конкурсы внутри объединения и учреждения; итоговые
занятия
после
изучения
каждой
темы;
промежуточная
и
итоговая
диагностика (в конце полугодий). Итоговая диагностика проводится в форме
творческого задания. Основным критерием в оценке творческих работ
является новое, оригинальное, придуманное, изобретённое и художественно
оформленное.
Методы
наблюдение;
отслеживания
педагогический
результативности:
анализ
педагогическое
результатов
тестирования,
анкетирования, опрос, выполнение творческих заданий, участие в выставках,
мониторинг.
Виды аттестации/контроля:
- Входной контроль (тест, беседы): определение исходного уровня знаний и
умений.
- Текущий контроль (опрос, контроль за качеством выполненных изделий на
практических занятиях, текущие выставки работ): определение уровня
усвоения изучаемого материала по темам.
- Промежуточный и итоговый контроль (выставка работ, защита
творческого проекта, выставка): Определение результатов работы и степени
усвоения теоретических и практических знаний, умений и навыков, а также
сформированности личностных качеств.
Мониторинг знаний, умений, навыков обучающихся объединение
«Волшебный пластилин»
Важнейшая задача в деятельности УДО – передать детям знания,
сформировать у них умения и навыки по профилю работы. Чтобы определить
уровень базовых ЗУН, которыми овладели учащиеся, создана четкая система
контроля, состоящая из 3-х уровней.
1- ый уровень – определение начального уровня ЗУН учащихся
(входной контроль).
2- ой уровень – промежуточный контроль.
3- ий уровень - итоговый.
Все три этапа контроля отражаются по каждому ребенку в
диагностических листах. Степень овладения ребенком теми или иными
знаниями,
умениями,
навыками
фиксируется
цветограммой
или
символическими знаками и анализируется . Эта система дает возможность
проследить развитие каждого ребенка, степень усвоения программы, для
того, чтобы своевременно внести в работу коррективы.
Кроме этого в работе используются такие методы диагностирования
образовательных результатов как: опрос, анкетирование, наблюдение,
выставки, беседы с детьми и родителями
Мониторинг сохранности контингента объединение «Волшебный
пластилин»
Деятельность коллектива невозможна без постоянного отслеживания
сохранности
контингента,
которая
является
одним
из
показателей
результативности его деятельности. В условиях свободного выбора детьми
вида
деятельности,
педагога,
образовательной
программы
это
дает
возможность увидеть динамику предпочтений детей, их заинтересованность
выбранным видом деятельности.
Предлагаемая
форма
содержит
в
основном
количественные
показатели и позволяет отслеживать потери или прирост среднесписочного
годового состава воспитанников. Кроме того, можно увидеть динамику
продолжительности обучения детей, а также динамику возрастного и
полового состава контингента. Отслеживание сохранности контингента
воспитанников ведется по результатам отчетной документации.
Мониторинг достижений и творческой активности обучающихся
объединение « Волшебный пластилин»
Образовательным результатом можно считать итог работы ребёнка в
образовательном процессе, организованном педагогом, т.е. это итог освоения
ребёнком предлагаемого ему содержания образования. Таким образом,
образовательный
результат
в
первую
очередь
выражен
в
ребёнке,
представляет плод его усилий в собственной образовательной деятельности;
это выражение степени его успешности.
Именно
успешность
ребёнка
выступает
главным
результатом
педагогической деятельности, а мера этой успешности определяется только
относительно каждого ребёнка как личности.
В
мониторинге
достижения
ребёнка:
достижений
участие
в
фиксируются
выставках,
наиболее
конкурсах,
значимые
и
других
мероприятиях разного уровня.
Мониторинг
личностного
развития
(полнота
освоения
программы) обучающихся объединение «Волшебный пластилин»
Данный мониторинг выстраивается с учётом трёх равнозначных
задач:
- обучение,
- воспитание,
- развитие.
Диагностируя «Обучение», исследуются ЗУНы, которые получает
ребёнок, осваивая программу, а также качество практической деятельности
обучающихся.
В блоке «Воспитание» одним из главных направлений воспитания
является
профессиональная
самоопределение.
Занятия
ориентация
в
творческом
и
профессиональное
объединении
оказывают
значительное влияние на формирование профессиональной направленности
обучающихся, воспитывая у них потребность в творческой деятельности и
самореализации.
Используются тесты:
Для обучающихся 7-9 лет – «Профессионально важные качества»
Для обучающихся 10-12 лет – «Профессиональные интересы»
Исследуя социальную активность, особое внимание уделяется
коллективной
активности,
толерантности,
соблюдению
нравственно-
этических норм.
В
блоке
«Развитие»
мониторинг
опирается
на
самооценку
обучающихся, так как она влияет на эффективность социальной адаптации
личности, является регулятором поведения в деятельности, от неё зависит,
как будет развиваться личность. От того, какой тип самооценки присущ
ребёнку, зависит то, как он будет учиться, общаться, какой тип поведения
будет преобладать и многое другое.
Для выявления самооценки используются следующие методики:
для обучающихся – методика «Лесенка»
В зависимости от вида самооценки определяем уровень:
- завышенная самооценка
- средний уровень - адекватная
- высокий уровень
- заниженная – низкий уровень.
К особенностям личностной сферы также относятся творческие
способности – дивергентное мышление (беглость, оригинальность, гибкость,
точность), воображение, самостоятельность, творческая мотивация. Изучение
особенностей личности ребёнка в системе его социальных отношений
происходит по следующим параметрам: удовлетворённость отношениями в
группе, положение личности в коллективе и его сплочённость, а также
коммуникативные навыки, которые измеряются при помощи наблюдения,
анкетирования, тестирования. Коммуникабельность рассматривается, как
умение ребёнком налаживать контакт со сверстниками, педагогами. Высокий
уровень коммуникабельности – умение сотрудничать, участвовать в
совместной
деятельности,
считаться
с
мнением
других,
проявлять
инициативу, подчиняться обстоятельствам.
Низкий уровень – конфликтность, желание подчинять себе других,
проявление агрессии.
Для выявления коммуникативных навыков используются следующие
методики:
Для обучающихся – тест «Удовлетворённость отношениями в группе,
положение личности в коллективе, его сплочённость»
Для
обучающихся
организаторские навыки».
11-12
–
тест
«Коммуникативные
и
Уровень развития мыслительной деятельности: образное мышление,
фантазия, создание ярких выразительных образов; творческая активность,
фантазия. Умение самостоятельно работать над изделием в выбранной
технике. Аналитические способности.
Уровень
личностного
развития:
организационно-волевые,
ориентационные, поведенческие качества. Самооценка, самоконтроль.
Ребенок, посещающий учреждение дополнительного образования,
должен испытывать на занятиях психологический комфорт. Это важно для
сохранности контингента обучающихся, а также в целях здоровьесбережения
детей.
Поэтому
необходимо
отслеживать
уровень
психологического
комфорта ребенка в процессе занятий. Уровень психологического комфорта
ребенка, обучающегося по программе, отслеживается по следующим
критериям: желание посещать занятия, общая удовлетворенность процессом
или результатом образования, познавательная активность и инициатива,
чувство защищенности, устойчивости, позитивного отношения к будущему,
сложившийся коллектив, традиции, стремление к совместной полезной
деятельности.
Список литературы:
Литература для педагогов:
1. Горичева В.С. Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина Ярославль: Изд-во Академия развития, 2009.
2. Горяева Н.А., Островская О.В. «Декоративно-прикладное искусство в
жизни человека». Просвещение. Москва. 2000.
3. Давыдова Г.Н. Детский дизайн. Пластилинография - Москва: Изд-во
Скрипториев, 2009– 80с.
4. Ильковская Ю.А. Игрушки своими руками. [Текст] - М.: ООО ТД
«Издательство Мир книги», 2007.-240с.: ил.; цв. вкл.16с.
5. Конышева Н.М. «Лепка в начальных классах». - М.: 1985.
6. Конышева Н.М. Лепка в начальных классах. [Текст]: Пособие для учителя.
Из опыта работы/ Н.М. Конышева. – М.: Просвещение, 1995.-80 с, ил.
7. Лыкова И.А. Едем-гудим (сюжетная лепка) [Текст]: учебно-методическое
пособие/ И.А.
Лыкова – И. Д.: «Карапуз», 2005.
8. Лыкова И.А. На море океане (сюжетная лепка) [Текст]: учебнометодическое пособие/ И.А. Лыкова – И. Д.: «Карапуз», 2005.
9.
Лыкова
И.А.
методическое
Печки-лавочки
пособие/
И.А.
(сюжетная
Лыкова
–
И.
лепка)
[Текст]:
Д.:
«Карапуз»,
учебно2005.
10. Молотобарова О.С. Кружок изготовления игрушек-сувениров. [Текст]:
Пособие для руководителей кружков.-2-е изд., дораб. – М.: Просвещение,
1990.-176 с.: ил.
11. Пластилиновые фигурки животных. [Текст] - М.: Эксмо; Донецк: СКИФ,
2011.-64с.: ил.- (Азбука рукоделия).
12. Поделки и сувениры из соленого теста, ткани, бумаги и природных
материалов / перевод с польского - Москва: Изд-во Мой мир, 2006г. – С. 35129.
13. Ховорт И.С. Классные безделушки и украшения из бумаги, теста, глины и
пластики для девчонок и мальчишек: более 60 направлений для творчества /
Перевод с англ. О. Озеровой - Москва: Изд-во Эксмо-Пресс, 2009. - 128с.
14. Цецилия Лариш. Сам себе гончар - Москва: Изд-во Аркайм, 2009. – С. 517.
Шептуля А.Э. Домашние обереги своими руками – Москва: Изд-во Эксмо,
2012. – 64с.
Литература для учащихся и родителей:
1.
Бардина Р.А.
«Изделия народных художественных
промыслов
сувениров». - М.:1999.
2. Богуславская И.Я. «Дымковская игрушка». - Ленинград: 1988.
3. Горичева В.С. Мы наклеим на листок солнце, небо и цветок - Ярославль:
Изд-во Академия развития, 2010. – 95с.
и
4. Горичева В.С. Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина Ярославль: Изд-во Академия развития, 2009. – 190с.
5. Дайн Г.Л. «Русская игрушка». - М.: 1987.
6.
Поделки
и
сувениры
из
соленого
теста,
ткани,
бумаги
и
природныхматериалов / Перевод с польского - Москва: Изд-во Мой мир,
2006г. – С. 35-129с.
7. Попова О.С., Коплан Н.И. «Русские народные промыслы». - М.: 1981.
8. Румянцева Е.А. Украшения для девочек – Москва: Изд-во Айрис-пресс,
2008. - 68с.
9. Ховорт И.С. Классные безделушки и украшения из бумаги, теста, глины и
пластики для девчонок и мальчишек: более 60 направлений для творчества. /
Перевод с англ. О. Озеровой - Москва: Изд-во Эксмо-Пресс, 2009. - 128с.
10. Цецилия Лариш. Сам себе гончар - Москва: Изд-во Аркайм, 2009. – С. 517.
11. Шухова С. Поделки из всякой всячины – Москва: Изд-во «Айрис - пресс»,
2011г. - 185с.
Интернет-ресурсы
1.
http://claycow.ru/ourproducts/claytoy
- дымковская
и
филимоновская
игрушки, как всемирно известные;
2.
http://www.docme.ru/doc/469169/dymkovskaya-glinyanaya-igrushka
-
презентация по дымковской игрушке;
3. https://filimonofskay-igrushka.ru/ - филимоновская игрушка;
4. https://www.perunica.ru/chistiy_ist/9566-gzhel-istoriya-promysla-i-foto.html
Народные промыслы» Гжель - история промысла
5. https://yandex.ru/turbo?text=https%3A%2F%2Fschci.ru%2Fgjelskaya_rospis.ht
ml&d=1 – гжельская роспись на посуде
6.
https://www.livemaster.ru/topic/1721441-hohloma-kak-traditsiya-istoriya-
vozniknoveniya - хохлома как традиция.
7.
https://ihappymama.ru/poshagovyj-master-klass-po-lepke-lepim-milyh-
zhivotnyh/ - Пошаговый мастер-класс по лепке. Лепим милых животных
Приложение
-
Контрольно-измерительные материалы
Опрос «Правила безопасности»
Ребятам предлагается ответить на следующие вопросы:
Что запрещается при работе с пластилином? (раскидывать по полу,
размазывать по столам и стульям, работать без подкладочного материала,
кидаться пластилином по кабинету, брать в рот).
Где должны храниться стеки, пока вы ими не работаете? (У
противоположного края стола (для правшей)).
Где лучше спрятаться при пожаре в школе, в шкафу, или под столом?
(Прятаться нельзя, нужно покинуть здание вместе с остальными
ребятами).
Что нужно сделать после объявления сигнала тревоги во время занятия?
(Быстро собраться, встать в строй и организованно покинуть здание
вместе с остальными ребятами).
Что запрещено во время эвакуации? (Прятаться, отставать от строя,
толкаться, убегать вперед без группы).
По какой стороне дороги нужно двигаться при отсутствии тротуара? (По
левой).
Где нужно переходить дорогу? (В специально отведенном месте,
убедившись, что машины отсутствуют или пропускают вас).
Опрос «Знания о лепке»
Что такое предмет «Лепка»?
Из какого материала можно заниматься лепкой?
Какие инструменты нужны для лепки?
Какие бывают способы лепки?
Рассказать о способах лепки из жгута?
Как нужно вести себя на уроках лепки по технике безопасности с
инструментами, такими как острые стеки, ножи и т.д.?
Опрос по теме «Способы лепки»
1. Как называется искусство лепки из соленого теста? (тестопластика)
2. Как называется мечта, выдумка, нечто не существующее в реальности?
(фантазия)
3. Соразмерность, соотношение частей предмета между собой и по величине?
(пропорциональность)
4. Элементы изображения, частично выступающие над плоским фоном и
создающие выпукло-вогнутую поверхность? (рельеф)
5. Как называется равнозначное положение правой и левой части предмета?
(симметрия).
6. Как называется положение линии или предмета соответственно линии
горизонта? (горизонталь).
7. Способ лепки предмета из отдельных частей? (Конструктивный).
8. Вид рельефа: изображение выступает над плоскостью менее чем
наполовину. (Барельеф).
9. Кусок пластилина помещают между ладоней и совершают круговые
движения ладонями. Назовите прием лепки. (Скатывание шариков).
10. Защипнуть пластилин между двух или трех пальцев и слегка потянуть.
Название приема лепки. (Прищипывание).
11. При помощи чего нужно разогреть пластилин перед работой? (Ладони).
12. В изделиях, выполненных из какого материала, присутствует мука?
(Соленое тесто).
13. Путем раскатывания шара от большой толщины к меньшей получается
...(Жгут).
14. Из какой базовой фигуры можно слепить: голову, туловище, уши? (Шар).
15. Картина, выполненная из пластилиновых валиков, шариков, дисков.
Название данной технике. (Модульная.)
Опрос «Народные промыслы России»
1. Расскажите, где и когда появилась Филимоновская игрушка.
2. Какие характерные особенности имеет пластика Филимоновской игрушки.
3. Назовите приемы лепки Филимоновской игрушки.
4. В чем схожесть и различие Филимоновской и Дымковской глиняных
игрушек?
5. Какие цвета используются в росписи Филимоновской игрушки?
6. Назовите символы и знаки, используемые в Филимоновской игрушке.
Назовите элементы росписи.
7. Где "родилась" Дымковская игрушка?
8. Какие особенности есть у Дымковской игрушки?
9. Какие цвета чаще всего используют при росписи Дымковской игрушки?