Пояснительная записка.
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа
«Знатоки родного края» туристско-краеведческой направленности, стартового,
базового уровня освоения, по степени авторства является модифицированной.
Программа разработана в соответствии со следующими нормативно–
правовыми документами:
-Федеральный Закон РФ от 29.12.2012 г. №273 «Об образовании в РФ»;
-Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629
"Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам";
-"Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения,
отдыха
и
оздоровления
детей
и
молодежи",
утвержденные
постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 г. N 28 «Об утверждении санитарных правил СП
2.4.3648-20»;
- Указ президента РФ «Об объявлении в РФ Десятилетия детства» от 29 мая 2017
года, № 240;
-Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 года № 996 – р «Об
утверждении Стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025 года»; -Федеральный проект «Успех каждого ребенка» (утвержден протоколом заседания
комитета по национальному проекту «Образование» от 07.12.2018 г.№3);
-Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «Методические
рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ
(включая разноуровневые программы)»;
-Устав и локальные акты Учреждения.
Актуальность программы
Программа актуальна для общества, так как изучение истории родной земли,
истинной истории нашего Отечества, его трудовых и культурных традиций,
устоев народа остается важнейшим направлением в воспитании чувства любви к
малой и большой Родине.
Программа актуальна для ребенка постоянной востребованностью продукта
практической деятельности обучающегося:
-анализировать различные виды источников получения информации;
-выбирать тему и ставить задачи проектной или исследовательской работы;
-составлять отчет о проделанной работе;
-уметь подготовить презентацию на заданную тему;
-вести диалог и брать интервью в соответствии правилами и этикетом;
-работать самостоятельно, в макро и микро группах.
Отличительные особенности программы
Данная программа
разработана на основе многолетнего педагогического
опыта известных педагогов (А.И.Савенков, Лихачев Д.С., Ушинский К.Д и д.р) и
предлагает
большую
исследовательской
самостоятельную
деятельности,
путем
работу,
развивает
самостоятельных
навыки
исследований
в
различных поисковых системах и архивах, и нацелена на их творческое
самовыражение.
Содержание программы включает в себя разделы: «Введение», «Мой край на
карте Родины», «Я и моя семья», «Моя малая Родина», «Природа нашего края»,
«Туризм в родном крае».
Обязательную часть разделов программы составляет теоретический материал и
практические
задания.
Тематическое
планирование
является
достаточно
условным и может варьироваться в зависимости от конкретных условий и
запросов обучающихся.
Принципы, положенные в основу программы:
1. Принцип воспитывающего обучения - обучение дает не только знания, но и
вырабатывается поведение, формируются личностные качества и т. д..
2. Принцип научности - знакомит учащихся с объективными научными
фактами, теориями, законами.
3. Принцип наглядности - научные понятия и закономерности легче
усваиваются обучающимися, если они подкрепляются конкретными фактами в
процессе сравнения, проведения аналогий и т.д.
4. Принцип доступности предполагает соотношение содержания, характера и
объема учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей.
5. Принцип занимательности – создание непринужденного эмоционального
общения посредством выстраивания всего досуга.
Педагогическая целесообразность
Поисково-исследовательский принцип в организации краеведческой работы
предполагает вооружение обучающихся элементарными приемами научного
исследования, привитие им умений и навыков самостоятельного приобретения
знаний,
повышение
познавательной
активности
и
развития
творческих
способностей.
Цель программы:
Формирование основ краеведческой культуры своей малой Родины через
познавательный интерес, приобщение учащихся к научно – исследовательской
деятельности по изучению родного края.
Задачи:
-формировать
и
развивать
компетентности
информационно-коммуникационных
технологий;
в
области
развитие
использования
мотивации
к
овладению культурой активного пользования словарями и другими пои –
-научить определять понятия, создавать обобщения, устанавливать причинноследственные связи, строить логическое рассуждение, делать выводы;
-учить организовывать
сверстниками;
работать
сотрудничество и совместную деятельность со
индивидуально
и
в
группе:
формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение;
-развивать проектно- исследовательские способности;
-формировать культуру общения и поведения в социуме;
- воспитывать любовь к малой и большой Родине.
Адресат программы.
На обучение по программе зачисляются дети (мальчики и девочки) с 10
до 13 лет, желающие заниматься краеведением.
Прием обучающихся производится в сентябре. Однако, это не
исключает возможности приема и доукомплектования при наличии
вакантных мест в группах на протяжении календарного года.
Группы формируются разновозрастные, с учетом уровня подготовки
обучающихся. Наполняемость группы – 15 человек.
Объем и срок реализации программы
Дополнительная
образовательная
общеразвивающая
программа
«Знатоки
родного края» рассчитана на 1 год обучения - 144ч.
Продолжительность занятий: 2 раза в неделю по 2 час. 1 академический часа 45 мин. с 10 минутным перерывом.
Режим проведения занятий: Основу учебного процесса составляют
индивидуальные и групповые занятия очной формы обучения
Количество часов в неделю: 4 часа.
Особенности организации образовательного процесса
Программа включает два уровня освоения: стартовый, базовый.
"Стартовый уровень" формирует исследовательские способности учащихся,
культуру здорового образа жизни, обеспечивает мотивацию личности к познанию,
труду, на организацию их свободного времени.
"Базовый уровень" предполагает расширение его информированности в истории
родного края, обогащение навыками общения с
сверстниками, земляками,
работать индивидуально и в группе, формулировать, аргументировать и
отстаивать свое мнение и умениями определять понятия, создавать обобщения,
классифицировать, строить логическое рассуждение, делать выводы.
Предполагается участие родителей в образовательном процессе, в виде
помощи своим детям в самостоятельной исследовательской деятельности,
организации экскурсий, акций.
Во время проведения практической работы за компьютером проводится
комплекс упражнений для глаз, перед экскурсией проводится инструктаж по
технике безопасности.
Форма организации образовательного процесса
Для наилучшего усвоения материала программы используются различные
формы и методы организации учебно-воспитательного процесса:
- формы занятий: беседа, проблемная лекция, исследование, творческий отчёт,
защита исследовательских работ, презентация работ.
- способы обучения: индивидуальная и групповая работа.
- форма подведения итогов: устный опрос, тестирование, деловая игра,
практическая работа, исследовательские работы, презентация и др.
- методы организации учебно-воспитательного процесса: словесные методы
(проблемная беседа, диспут, дискуссия, публичное выступление обучающегося с
докладом);
наглядные
методы
(демонстрация
способов
деятельности:
демонстрация презентации); практические методы (самостоятельное выполнение
творческих заданий, проведение исследовательской деятельности); проблемнопоисковые методы; методы самостоятельной работы (обучающиеся приобретают
навыки работы с дополнительной литературой, с интернет ресурсами).
Планируемые результаты.
1.Предметные результаты:
По окончанию изучения программы обучающиеся будут знать:
-историю, географию, культуру родного края;
-историю своего рода, своей семьи, традиции и обычаи своей семьи, свою
родословную;
-историю Малой Родины и родного края;
-имена и биографии знаменитых соотечественников, прославивших малую
родину;
-предпринимателей односельчан, работающих на благо Малой Родины.
Обучающиеся будут уметь:
-рассказать о себе, как носителе характера той или иной национальности;
-анализировать различные виды источников;
-проводить анализ своих работ;
-подготовить презентацию на заданную тему;
-выбирать тему и ставить задачи исследовательской работы.
2.В результате освоения программы, обучающиеся приобретут следующие
компетенции:
Личностные:
-готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на
основе мотивации к обучению и познанию;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности
семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
- осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку,
его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции.
Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем
взаимопонимания;
- освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной
жизни в группах и сообществах.
Метапредметные:
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать,
самостоятельно
выбирать
основания
и
критерии
для
классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое
рассуждение, делать выводы;
-умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
педагогом и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее
решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета
интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
-формирование
и
развитие
компетентности
в
области
использования
информационно-коммуникационных технологий;
-уметь пользоваться словарями и другими поисковыми системами.
Формы аттестации
Основные методы отслеживания (диагностики) успешности овладения
обучающимися содержанием программы:
− педагогическое наблюдение;
− педагогический анализ результатов анкетирования, тестирования, опросов,
выполнения обучающимися творческих заданий, участия в мероприятиях, защиты
исследовательских работ, презентаций.
− Устный опрос проводится на практических занятиях, обучающиеся выступают с
докладами, сообщениями, дополнениями, участвуют в дискуссии, отвечают на
вопросы педагога. Оценивается уровень домашней подготовки по теме,
способность
системно
и
логично
излагать
материал,
анализировать,
формулировать собственную позицию, отвечать на дополнительные вопросы.
− Деловая игра проводится на теоретических и практических занятиях. На
занятии моделируется проблемная ситуация, для которой учащиеся должны найти
решения с позиции участников ситуации. Оцениваются применение методов
решения проблемных ситуаций, способность работать в группе, умения
анализировать условия и адекватно выстраивать последовательность собственных
действий.
−
Презентацию
обучающиеся
выполняют
с
применением
необходимых
программных средств, представляя в презентации решение поставленных
педагогом задач. обучающиеся выступает с презентацией на занятии или сдаёт её
в электронном виде педагогу. Оцениваются владение материалом по теме
презентации, логичность, информативность, способы представления информации,
решение поставленных задач.
− Тестирование проходит в письменной форме. Обучающийся получает
определённое количество
тестовых заданий. На выполнение
выделяется
фиксированное время в зависимости от количества заданий. Результат
тестирования оценивается в зависимости от процента правильно выполненных
заданий.
− Беседы в форме «вопрос – ответ» с ориентацией на сопоставление, сравнение,
выявление общего и особенного. Опрос проводиться доброжелательно и
тактично, что позволяет снимать индивидуальные зажимы у обучающихся
обеспечивает их эмоциональное благополучие.
− Рефлексии в кругу для подведения итогов занятия по теме и получения
обратной реакции с целью наблюдения за усвоением материала, за обстановкой
внутри коллектива.
− Беседы с элементами викторины или конкурса, позволяющие повысить интерес
обучающихся и разнообразить образовательную часть процесса работы над
исследованием.
− Мини-презентации защиты идей, моделирование социальных результатов
исследования, отслеживание уровня усвоения теоретической базы про-граммы,
определение успешности её реализации на практике.
− Практикумы после каждой пройденной темы по повторению пройденного и
подведению промежуточных итогов работы: общая рефлексия, самопрезентация.
Система контроля и оценивания результатов представлена в приложении к
программе:
Промежуточная аттестация проводится в форме защиты темы исследовательской
работы
Учебный план
Наименование разделов
Уровень освоения
Стартовый
базовый
1-9 недель
10-27 недель
обучения
обучения
Вводное занятие
2
Раздел. «Мой край на карте
12
Родины»
РАЗДЕЛ «Я
И МОЯ СЕМЬЯ ».
6
РАЗДЕЛ «МОЯ МАЛАЯ РОДИНА»
28
РАЗДЕЛ «НАША ГОРДОСТЬ»
22
РАЗДЕЛ «ПРИРОДА НАШЕГО КРАЯ»
28
РАЗДЕЛ «ТУРИЗМ В РОДНОМ КРАЕ »
44
Итого:
14
128
Учебно-тематический план
№п.п.
Количество часов
СОДЕРЖАНИЕ
РАЗДЕЛОВ , ТЕМ
1.
ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ .
всего
теория
2
2
практика
Форма аттестации и
контроля
Викторина по
правилам технике
безопасности.
2.
РАЗДЕЛ «МОЙ КРАЙ
НА КАРТЕ
2.1.
7
2
1
1
ФЛАГ .
тестирование
Викторина по
СИМВОЛЫ
ГОСУДАРСТВА
2.2.
5
РОДИНЫ»
РОССИЯ – РОДИНА
МОЯ .
12
– ГЕРБ И
2
1
1
ГИМН РОССИИ
ПЕНЗА – ЧАСТИЦА
изученной теме
рефлексия
2
1
1
беседа
2
1
1
тестирование
6
2
4
Мини-
РОССИИ.
СИМВОЛИКА КРАЯ.
2.3.
ПОСЕЛОК, В
КОТОРОМ МЫ
ЖИВЕМ.
3.
РАЗДЕЛ «Я
И МОЯ
СЕМЬЯ».
презентация «Я
И
МОЯ СЕМЬЯ».
3.1.
ПРОФЕССИИ МОИХ
2
1
1
«вопрос – ответ»
РОДИТЕЛЕЙ.
3.2.
МОЯ
Беседа в форме
4
1
3
Мини-презентация
30
6
24
Защита
РОДОСЛОВНАЯ.
4.
РАЗДЕЛ «МОЯ
МАЛАЯ РОДИНА»
исследовательских
работ «Моя малая
Родина»
4.1.
РАБОЧИЙ ПОСЕЛОК
6
2
4
Проект-схема
БАШМАКОВО –
экскурсии по
ЧАСТИЦА
родному поселку
ПЕНЗЕНСКОГО КРАЯ
4.2.
ИСТОРИЯ
6
2
4
Проект
исследовательской
НАЗВАНИЯ УЛИЦ
работы «Моя
улица».
4.3.
НАСЛЕДИЕ НАШЕГО
18
2
16
Защита
ПОСЕЛКА .
Исследовательских
ИСТОРИЯ ПОСЕЛКА
работ, проектов
В ЛИЦАХ .
«История поселка в
лицах»
5.
РАЗДЕЛ «НАША
22
4
18
презентация
8
2
6
Презентация
ГОРДОСТЬ»
5.1.
ЗЕМЛЯКИ-
«Земляки -
СПОРТСМЕНЫ
спортсмены».
5.2.
ГЕРОИ-ЗЕМЛЯКИ В
14
2
12
Представление
ГОДЫ ВЕЛИКОЙ
проектов.
ОТЕЧЕСТВЕННОЙ
Рефлексия.
ВОЙНЫ
Практическая
работа.
6.
РАЗДЕЛ «ПРИРОДА
НАШЕГО КРАЯ»
28
10
18
Защита проектов,
исследовательских
работ «Природа
Сурского края»
6.1.
ПОЛЕЗНЫЕ
4
1
3
Тест по изученной
теме. Устный опрос
ИСКОПАЕМЫЕ
ПЕНЗЕНСКОЙ
ОБЛАСТИ
6.2.
КЛИМАТ.
2
1
1
рефлексия
6.3.
РЕКИ ПЕНЗЕНСКОЙ
4
2
2
Проект «Реки
края»
ОБЛАСТИ И
БАШМАКОВСКОГО
РАЙОНА.
ЭКСКУРСИЯ НА Р.
ОРЬЕВ
6.4.
РАСТИТЕЛЬНЫЙ
6
2
4
Беседа с
МИР. КРАСНАЯ
элементами
КНИГА НАШЕГО
викторины
КРАЯ.
6.5.
ЖИВОТНЫЙ МИР.
6
2
4
Беседа с
КРАСНАЯ КНИГА
элементами
ПЕНЗЕНСКОГО
викторины
КРАЯ.
Создание проекта
«Удивительный
мир животных
края».
6.6.
НАРОДНЫЕ
6
2
4
44
12
32
6
2
4
Тестирование
ПРОМЫСЛЫ
7.
РАЗДЕЛ «ТУРИЗМ
В РОДНОМ КРАЕ»
7.1.
«ТУРИЗМ –
ПОЗНАНИЕ, ОТДЫХ ,
СПОРТ ». ПРАВИЛА
ПОВЕДЕНИЯ В
ПОХОДЕ
Устный опрос
тест
7.2.
ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ
4
2
2
тестирование
2
1
1
Беседа с
ЗНАКИ
7.3.
СНАРЯЖЕНИЕ
элементами
ТУРИСТА
викторины
7.4.
ОКАЗАНИИЕ
8
2
6
Практическое
занятие
ПЕРВОЙ
МЕДИЦИНСКОЙ
ПОМОЩИ
7.5.
СТРАХОВКА
2
1
1
опрос
4
2
2
рефлексия
18
2
16
Деловая игра «Мой
ТУРИСТА
7.6.
КОСТРЫ И
КОСТРОВЫЕ
ПРИНАДЛЕЖНОСТИ .
ОРГАНИЗАЦИЯ
КОСТРА В
ПОХОДНЫХ
УСЛОВИЯХ
7.7.
ОРГАНИЗАЦИЯ И
первый поход»
ПОДГОТОВКА К
ПОХОДУ.
8.
ИТОГОВОЕ
2
2
Защита проекта
«Мой Пензенский
ЗАНЯТИЕ
край»
ИТОГО:
144
41
103
Содержание программы
Тема . Вводное занятие.
Теория.
Характеристика
содержания
программы,
обоснованность
последовательности изложения материала. Формы и методы организации
обучения.. Планы и задачи на данный год. Режим работы. Дисциплина на
занятиях. Техника безопасности при проведении занятий на улице и в помещении.
Вводное занятие. Правила поведения.
Практика.
Контроль. Викторина по правилам технике безопасности.
Раздел «Мой край на карте Родины».
Тема . Россия – Родина моя. Символы государства – герб и флаг. Гимн России.
Теория. Разъяснения понятий «патриотизм» и «патриот». История создания герба,
флага и гимна России. Их символизм и значение.
Практика. Рисунок на тему «Я - патриот своей страны».
Контроль. Викторина по изученной теме. Рефлексия.
Тема . Пенза – частица России. Символика края.
Теория. История возникновения области. Обозначение герба, гимна и флага
Практика. Разработка тематического рисунка. Экскурсии в краеведческий музей
г. Пенза, исторические музеи: с. Поим; с. Вадинск; с. Кувака и.т.д.
Контроль. Беседа.
Тема . Поселок, в котором мы живем.
Теория. История основания поселка Башмаково и появления первых жителей.
Практика. Составление рассказа о появлении семьи в поселке.
Контроль. Устный опрос.
Раздел «Я и моя семья»
Тема . Профессии моих родителей.
Теория. Что такое профессия? Значение правильно выбранной профессии в жизни
человека.
Практика. Подготовка рассказа о профессии своих родителей.
Контроль. Беседа в форме «вопрос – ответ»
Тема . Моя родословная.
Теория. Родословие. Наука о родословной человека: практические цели и роль в
истории. Законы
и
правила
генеалогии.
Виды
генеалогического
древа.
Определение степени родства. Родовая поколенная роспись. Родной дом и семья:
ДОМ – территория семьи, мир вещей. Мир дома. Домашний порядок.
Практика. Дополнение в составление своей родословной. Источники знаний о
родословной. Определение степени родства. Игра «Родословное дерево – ветвь
моего дерева».
Контроль. Рефлексия. Мини-презентация
Раздел «Моя малая Родина»
Тема . Рабочий поселок Башмаково– частица Пензенского края.
Теория. Современное Башмаково. Жизнь и промыслы поселка.
Практика. Составление схемы экскурсии по р.п. Башмаково.
Контроль. Проект-схема экскурсии по родному селу
Тема . История названия улиц.
Теория. Понятие годоним. Этимология названия улиц. Хроника появления улиц
Практика. Интеллектуальная игра «Придумай название улицы». Составление
проекта альбома по истории села. Хронология. Работа с архивными материалами.
Составление плана исследовательской работы, цели, задачи, содержательная
часть, вывод.
Контроль. Проект исследовательской работы «Моя улица».
Тема . «Наследие нашего поселка. История поселка в лицах»
Теория. Известные жители поселка, их вклад в развитие области, страны,
поступки и наследие.
Практика.
Работа
с
архивными
материалами.
Составление
плана
исследовательской работы, цели, задачи, содержательная часть, вывод.
Контроль. Исследовательская работа.
Раздел «Наша Гордость»
Тема . Земляки-спортсмены
Теория. Знакомство с биографией спортсменов -земляков и их достижениях.
Практика. Подготовка рассказа на тему «Вы наша гордость!»
Контроль. Защита проекта «Земляки-спортсмены».
Тема . Герои земляки Великой Отечественной войны.
Теория. Знакомство с биографией и подвигом земляков.
Практика. Посещение Аллеи Героев р.п. Башмаково. Изучение архивных
документов. Работа с интернет -ресурсами. Проектная деятельность, цели, задачи,
содержательная часть, вывод.
Контроль. Рефлексия.
Контроль. Представление проектов.
Раздел «Природа нашего края»
Тема . Полезные ископаемые Пензенской области.
Теория. Полезные ископаемые края и их география, использование данных
ресурсов.
Практика. Экскурсия в карьер с. Шереметьево.
Контроль. Тест по изученной теме. Устный опрос
Тема . Климат. Сезонные изменения погоды.
Теория. Изучение климата и погоды Пензенской области.
Практика. Работа с картами.
Контроль. Рефлексия.
Тема . Реки Пензенской области и Башмаковского района. Экскурсия на берег
реки Орьев.
Теория. Понятие гидрологии. Что изучает гидрология. Река Орьев ее значение.
Практика. Экскурсия на берег р. Орьев.
Контроль. Защита проекта «Реки края».
Тема . Растительный мир. Красная книга нашего края.
Теория. Растительный мир. Красная книга нашего края. Лиственные и хвойные
деревья. Их значение в жизни животных и экономике области. Понятие
растениеводства, отрасли. Значение в жизни области. Работа с Красной книгой.
Лекарственные растения региона, их расположение и применения
Практика. Работа с картами Пензенской области, Красной книгой области.
Контроль. Беседа с элементами викторины.
Тема . Животный мир. Красная книга Пензенского края.
Теория. Животные в Пензенской области. Их места обитания, питание и
деятельность.
Практика. Работа с картами Пензенской области, Красной книгой области
Экскурсия в зоопарк г. Пенза.
Контроль. Защита проекта «Удивительный мир животных края».
Тема . Народные промыслы
Теория. Народное зодчество в Пензенской области. Промыслы Башмаковского
района.
Практика. Подготовка презентации об одном народном ремесле на выбор.
Экскурсия в музей народного творчества г. Пенза.
Контроль. Тест
Раздел «Туризм в родном крае».
Тема «Туризм – познание, отдых, спорт». Правила поведения в походе
Теория.
Понятие туризм. Виды туризма, нормативы, значки. Туризм в
современной культуре. Воспитательная роль туризма. Законы, нормы, правила и
традиции туризма. Этика туриста.
Практика. Подготовка рассказа на тему «Почему мне нравится туризм?»
Контроль. Тест. Устный опрос.
Тема. «Топографические знаки»
Теория. Значение топографических карт для туристов. Виды масштабов.
Масштабы топографических карт. Способы измерения расстояний на местности и
на карте. Условные знаки.
Практика. Работа с картами разного масштаба. Упражнения по измерению
расстояния
на
карте.
Ориентирование
карты
по
компасу.
Создание
топографической карты местности.
Контроль. Опрос.
Тема . «Снаряжение туриста»
Теория.
Понятие о личном и групповом снаряжении. Перечень личного
снаряжения для летних и зимних походов. Индивидуальные наборы. Уход за
снаряжения, правила хранения.
Практика. Составление списка личного и группового снаряжения. Укладка
рюкзаков. Работа со снаряжением, уход за снаряжением.
Контроль. Беседа с элементами викторины.
Тема . «Оказание первой медицинской помощи»
Теория. Понятие о гигиене. Значение закаливания, физических упражнений,
правильного питания, достижения высоких спортивных результатов. Вредное
влияние курения, алкоголя, наркотиков на здоровье и работоспособность
спортсменов.
Походная
медицинская
аптечка:
состав,
хранение
и
транспортировка. Личная аптечка туриста. Основные приемы оказания первой
доврачебной помощи. Приемы транспортировки пострадавшего.
Практика. Оказание первой медицинской помощи условно пострадавшему
(определение травмы, постановка диагноза, практическое оказание помощи).
Контроль. Практическое занятие.
Тема.
«Костры и костровые принадлежности. Организация костра в походных
условиях».
Теория. Выбор места для костра, определение места для забора воды. Заготовка
дров.
Типы
костров.
Разжигание
костра.
Способы
разжигания
Организация костра в походных условиях. Костровые принадлежности.
костра.
Практика. Подготовка доклада на изученную тему
Контроль. Рефлексия.
Тема. Организация и подготовка к походу.
Теория. Правила и особенности разжигание костра. Меры безопасности в походе.
Этика туриста. Правила поведения в населенных пунктах.
Практика. Практикум по укладке рюкзака, выбору и подгонке снаряжения.
Определение
мест,
пригодных
для
организации
привалов
и
ночлегов.
Развертывание и свертывание лагеря. Бивачные работы: оборудование кострового
места, поиск и заготовка дров, разжигание костра, установка палаток, уборка
бивака. Совершение пешеходных походов выходного дня.
Контроль. Деловая Игра «Мой первый поход».
Итоговое занятие. Защита проекта «Мой Пензенский край».
Перечень планируемых мероприятий объединения «Знатоки родного края»
на учебный год.
- Экскурсии в районный, краеведческий музей.
- Экскурсии в Музеи Пензенской области, по историческим местам района, Пензенской области (осенние, весенние, летние каникулы);
- Возложение цветов к мемориалам погибших в годы Великой Отечественной войны р.п. Башмаково Аллея Героев, Парк Победы к 9 мая;
- Сбор материалов о земляках – участниках войн, оформление экспозиций
(в течение года);
- Участие в акции «Сувенир на праздник» (декабрь, март);
- Совершение однодневных экскурсий, походов и экспедиций по Пензенской
области
и
району
с
целью
знакомства
с
природой,
достопримечательностями, бытом народов области (в течение года).
историей,
1.Календарно – учебный график
месяц
сентябр
октябр
ь
ь
ноябрь декабрь январь февраль март апрель май Итого
в
учеб
год
Кол-во 4
4
4
4
4
4
4
4
4
36
8
8
8
8
8
8
8
8
72
16
16
16
16
16
16
16
16
144
нед.
Кол-во 8
зан.
Кол-во 16
час.
Материально-техническое обеспечение программы
Для реализации программы необходим учебный кабинет соответствующий
санитарно-гигиеническим нормам
и
оснащенный мебелью и учебным
оборудованием.
Для реализации программы необходимо следующее оборудование: ноутбук,
проектор, компьютер.
Наглядный материал: образцы фотографий, мультимедиа файлы по теме занятий.
Методическая литература: книги, журналы, фотографии по истории поселка,
района, области. Материалы по краеведческому и патриотическому воспитанию.
Кадровое обеспечение: педагог дополнительного образования
Список литературы для педагога:
1. Агапова И.А., Давыдова М.А. Мы – патриоты! - М.: «ВАКО», 2006.
2. Антошкин М.К..Герб, флаг и гимн России: изучение государственных
символов
Российской Федерации в школе. Методические рекомендации М.:
«Айрис – пресс», 2003. 80с
3. Дополнительное образование, 1999, № 2, с 9-16
4. Итоги Всесоюзной переписи населения 1989 года. Сельские населенные пункты
Пензенской области. Пенза, 1990 (с материалами за 1979 и 1989 годы).
5. Методика историко-краеведческой работы в школе – М.: Просвещение, 1982 –
223 с.
6. Отчизна в сердце нашем. Издательство: М.: Плакат. 208 страниц; 1985 г
Пензенская энциклопедия. М., Научное издательство «Большая российская
энциклопедия», 2001.
7. Павленкова Ф. М. Великие россияне. Биографическая библиотека.: «ОЛМА
Медиа Групп», 2007. – 639 с.
8. Полубояров М. С. Весь Пензенский край Историческая топография Пензенской
области. 2007-2010 годы.
9. Строев К. Ф. Краеведение. М., 1967.- 139 с.
10. Хованский Н.Ф. Помещики и крестьяне Саратовской губернии. Саратов, 1911
11. Юдин В. Дни величальные, Саратов, 1992 г.
Литература для детей и родителей:
1. Арапова Л. И. Музейные термины. М., 1986.- 134 с.
2. История Отечества в лицах. М. Издательство «Книжная палата», 1993 г.
3. Курило Л. В. Краеведение и туризм: Учебное пособие. М., 1999.-72 с.
4. Рассказы русских летописей XV-XVII вв. Издательство «Детская
литература»,1976 г.
Интернет ресурсы:
1 http://kraeved-pnz.ru/
2 https://dep_irkimpi.pnzgu.ru/
3http://kraeved-pnz.ru/%d0%bf%d0%be-%d1%81%d0%bb%d0%b5%d0%b4%d0%b0%d0%bc%d0%b7%d0%b0%d0%b1%d1%8b%d1%82%d1%8b%d1%85%d1%83%d1%81%d0%b0%d0%b4%d0%b5%d0%b1%d0%bf%d0%b5%d0%bd%d0%b7%d0%b5%d0%bd%d1%81%d0%ba%d0%be%d0%b9-%d0%be/
4 http://suslony.ru/Penzagebiet/PenzKray.htm
Приложение.
Критерии оценки
результатов аттестации
Критерии оценки уровня теоретической подготовки учащихся:
№
ФИО
п\п
учащегося
Соответствие уровня
Широта кругозора в данной
теоретических знаний
образовательной области
Свобода восприятия те
информаци
программным требованиям
Критерии оценки уровня практической подготовки учащихся:
№
ФИО
п\п
учащегося
Соответствие уровня развития
Свобода владения специальным
практических умений и навыков
оборудованием и оснащением
Качество выполнения п
задания
программным требованиям
Критерии оценки уровня воспитанности учащихся, уровня развития:
№
ФИО
п\п
учащегося
Критерии оценки уровня воспитанности
Культура
Культура
Культура
Осмысленность и свобода
поведения
межличностных
организации
использования специальной
отношений
практической
терминологии.
деятельности
Уровни сформированности учебной деятельности учащихся
низкий
Незнание или слабое
средний
Осознание приема,
высокий
Осознание приема,
Творч
прак
знание приема, неумение
умение вспомнить и
сохранение его в памяти,
сформулировать его
сформулировать его с
умение самостоятельно
помощью извне
его сформулировать
Выбор нужного приема и
Выбор нужного приема с
Самостоятельный выбор
применение его по
небольшой помощью
нужного приема,
образцу только с
извне и самостоятельное
усвоение способа
помощью педагога
применение по образцу.
деятельности по образцу с
Осознание легко
вариациями
различимых связей
между приемами
Непонимание связей
Осознание легко
Глубокое осознание
между приемами
различимых связей
связей между приемами
между приемами
Узнавание ситуаций
Самостоятельное
Самостоятельное и
применения приемов с
узнавание наиболее
творческое применение
большой помощью извне
типичных ситуаций
приемов в различных
и в зависимости от
применения приемов
ситуациях
ситуаций
Неумение самостоятельно Умение обобщать и
Обобщение и
обобщать способы
сформулировать прием
самостоятельное
деятельности при
решения несложной
нахождение приемов
решении учебных задач
учебной задачи с
решения учебных задач
помощью педагога
Неумение осуществлять
Осуществление
Самостоятельное
перестройку и перенос
перестройки и перенос
осуществление
приема
приема с помощью
перестройки и переноса
педагога и в несложных
приема в различных
ситуациях
ситуациях
Отсутствие умения и
Самостоятельное
Самостоятельное
навыка самостоятельного
применение приема на
применение приема на
применения приема
уровне умения
уровне навыка
Низкий темп учебной
Средний темп учебной
Высокий темп учебной
деятельности, ее
деятельности,
деятельности, устойчивый
исполнительский
неустойчивый интерес к
интерес, потребность в
характер, отсутствие
ней
творческих действиях
интереса к ней
Оценочные материалы берите из планируемых результатов и вставляйте в
таблицу
Оценочные материалы
Оценочный лист
благо Малой Родины
односельчан, работающих на
прославивших малую родину
Знают предпринимателей
соотечественников,
Итоговая оценка
знаменитых
Знает имена и биографии
Родины и родного края
Знает историю Малой
родословную
обычаи своей семьи, свою
рода, своей семьи, традиции и
Знает историю своего
учащегося
края.
п\п
Оцениваемые критерии
географию, культуру родного
ФИ
Знает историю,
№