программа Мир красок полон Жигалева 2024

I. Комплекс основных характеристик программы
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Мир красок полон»художественной направленности, рассчитана на обучение
детей 10-15 лет в течение 1 года.
Содержание программы основано на следующих нормативно-правовых
документах:
*Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 21.12.2012);
*Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
*Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. N 28 «Об утверждении СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
* Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
января 2021 года N 2 об утверждении санитарных правил и норм СанПиН
1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
*Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р
«Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года»;
*Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р «Об
утверждении стратегии развития воспитания на период до 2025 года»;
*Федеральный проект «Успех каждого ребенка» (утвержден протоколом
заседания комитета по национальному проекту «Образование» от 07.12.2018
г.№3);
*Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «Методические
рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих

программ (включая разноуровневые программы)»;
*Устав МБУ ДО ДДТ Р.П. БАШМАКОВО;
*Локальные акты учреждения: «Положение о порядке разработки и
оформления

дополнительной

общеобразовательной

общеразвивающей

программы МБУ ДО ДДТ Р.П. БАШМАКОВО», «Положение о формах
периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной
аттестации учащихся МБУ ДО ДДТ Р.П. БАШМАКОВО».
Актуальность программы для общества
Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение
содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает
необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств,
способных решать современные задачи эстетического восприятия и развития
личности в целом.
Актуальность программы для учащегося

Изобразительная деятельность занимает особое место в развитии и
воспитании

детей.

пространственного

Содействуя

развитию

воображения

мышления,

колористического

и

фантазии,

восприятия,

она

способствует раскрытию творческого потенциала личности, вносит вклад в
процесс формирования эстетической культуры ребёнка, его эмоциональной
отзывчивости. Воплощение своей фантазии в жизнь не только дает выход
творческой энергии ребенка, но и имеет практическую пользу.
Педагогическая целесообразность
Приобретая практические умения и навыки в области художественного
творчества, дети получают возможность удовлетворить потребность в
созидании, реализовать желание создавать нечто новое своими силами.
Занятия детей изобразительным искусством совершенствуют органы чувств,
развивают умение наблюдать, анализировать, запоминать, учат понимать
прекрасное, отличать искусство от дешевых поделок. Кроме того,
художественное творчество пробуждает у детей интерес к искусству, любовь и
уважение к культуре своего народа. Развитие личности в системе образования
обеспечивается, прежде всего, через формирование навыков общения в
коллективе в процессе учебной деятельности, формируя такие нравственные
качества, как коллективизм, умение сопереживать, готовность оказывать
помощь, желание радовать окружающих результатами своего труда.
Отличительная особенность данной программы в том, что она
рассчитана и адаптирована на полный курс обучения детей младшего
школьного возраста. Программа включает в себя не только обучение основам
дизайна, но и создание индивидуальных и коллективных сюжетнотематических композиций, в которых используются изделия, выполненные в
различных

техниках.

Программа

предусматривает

использование

нестандартных материалов для работы (бумага, бросовый материал, старые
вещи, фурнитура).
Занятия художественной практической деятельностью, по данной
программе решают не только задачи художественного воспитания, но и более

масштабные – развивают интеллектуально-творческий потенциал ребенка.
Освоение множества технологических приемов при работе с разнообразными
материалами в условиях простора для свободного творчества помогает детям
познать и развить собственные возможности и способности, создает условия
для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
Новизна программы
Новизна программы заключается в том, что она нацелена на создание
условий для самовыражения личности ребенка.
Впервые учащиеся знакомятся с основными направлениями дизайна,
художественного творчества охватывающими всю жизнь нашего общества, а,
следовательно, и каждого человека в отдельности.
Цель программы: создание условий для формирования у учащихся
представлений о художественной культуре как составной части материальной
и духовной культуры на основе вовлечения их в продуктивную творческую

деятельность в сфере изобразительной деятельности и декоративно –
прикладного искусства.
Задачи программы:
 сформировать у учащихся основ изобразительной грамоты, композиции
и дизайна, приемами работы с разными материалами;
 изучить процессы создания изделий различного назначения;
 развить логическое, абстрактное, творческое и пространственное
мышление учащихся;
 сформировать интерес к работе художника, дизайнера.
Адресат программы: дети 10-15 лет.
Возрастные особенности
Учащиеся 10-15 лет уже адаптированы к школьной жизни, организм
подстроился под сложный график, наладились отношения в коллективе, но
психика еще до конца не окрепла. Ребенок нуждается в советчике, и будет
хорошо, если самого внимательного слушателя и мудрого советчика он найдет
в педагоге. Важно не подавлять полностью волю ребенка, а разговаривая с ним
по-взрослому направлять ее в нужное русло.
В объединение принимаются организованные группы детей.
Форма обучения: очная.
Группа детей (12-15 человек) постоянны. Программа рассчитана на 1 год
освоения.
Режим занятий: занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа.
Общее количество часов освоения программы: 144 часа.

Уровни
освоения

Срок
обучения

Продолжительн

Количество

Количество

Возраст

час./нед

часов

учащихся

45

4

36

10-15 лет

45

4

108

10-15 лет

ость
занятия, час

Стартовый

2 мес.

Базовый

7 мес.

На стартовом уровне происходит выявление предпочтений и выбора
вида деятельности учащимися. В этот период происходит интенсивная
социальная адаптация детей, они активно включаются в образовательную
деятельность.

Учащиеся

знакомятся

с

различными

конструкторами.

Приобретают знания об основах дизайна и формируют изобразительную
грамоту. Выполняют творческие задания.
На базовом уровне постепенно уровень сложности повышается, начинает

использоваться нестандартный материал для работы. В процесс обучения
включаются головоломки и задания, связанные с логическим мышлением.
Учащиеся учатся конструированию из бумаги. Дети активнее включаются в
творческий процесс, становятся самостоятельнее.
У

детей

мотивируется

познавательный

интерес,

способность

к

творческому поиску, желание и умение учиться. Занятие-практикум и занятиеигра являются основной формой проведения занятий на данном этапе.
Особенности организации образовательного процесса
Программа основывается на следующих принципах:
 Принцип деятельностного подхода основан на получении знаний
учащимися не в готовом виде, а добывая их самостоятельно.
 Принцип непрерывности предполагает преемственность между всеми
этапами и ступенями обучения на уровне содержания, методик и
технологии. При этом учитываются психологические особенности
развития детей.
 Принцип целостности, при котором учащиеся формируют обобщенное
системное представление об окружающем мире (обществе, природе, самом
себе, мире деятельности и т.д.).
 Принцип психологической комфортности основан на том, что все
стрессообразующие факторы учебного процесса «удаляют», на занятиях
создается доброжелательная атмосфера, которая ориентирована на то,
чтобы реализовать такую идею педагогики как сотрудничество, развитие
диалоговых форм общения.
 Принцип вариативности – у учащихся формируются способности
систематически перебирать варианты и адекватно принимать решения в
случае выбора.
Программа тесно связана с повседневной жизнью: дети готовят
различные рисунки (поделки) к праздникам, помогают в оформлениикабинета,
делают праздничные плакаты для школы и т.д.

Региональный компонент программы включает в себя изучение
природы, животного мира, традиций Пензенской области знакомства с
интересными людьми нашего края. Предусматривает участия в городских и
региональных выставках, посвященных различным датам городов Заречного и
Пензы. Например, участие в выставках «Зеленая планета», «Мир, в котором я
живу» и т.д.
Обучение неразрывно связано с воспитанием, то есть, обучая, мы
воспитываем, а воспитывая, обучаем, в программе уделяется внимание
воспитательной деятельности. Кроме образовательных задач программа
решает и воспитательные задачи. У ребенка формируются и развиваютсятакие
качества, как мышление, трудолюбие, предприимчивость, способность
принимать решения, практичность, желание узнать, как можно больше,
формируется ценностное отношение к себе и другим людям. Главное –
разбудить активность детей, вооружить их способами совершенствования
деятельности и помочь «творить из себя» свободных, развитых, творческих

личностей.
Педагог поддерживает тесную связь с родителями, вырабатывая общую
стратегию и взгляды на воспитание детей. В начале учебного года проводится
собрание, где родители знакомятся с программой объединения, с расписанием
занятий, материальной базой объединения. В течение учебного года родители
знакомятся с деятельностью ребенка в объединении. В конце учебного года
они приглашаются на итоговое занятие. Многие родители, поддерживая
интерес своих детей к дизайну, приходят к ним на помощь.
Ожидаемые результаты обучения
Личностные результаты:
 широкая мотивационная основа творческой деятельности,
включающая социальные, учебно-познавательные и внешние
мотивы;
 адекватное понимание причин успешности/не
успешности творческой деятельности;
 устойчивый интерес к новым способам познания.
Метапредметные результаты:
 принимать и сохранять учебно-творческую задачу;
 самостоятельно находить варианты решения творческой задачи;
 учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
 проводить самоконтроль и самооценку выполненной работы;
 осуществлять

взаимный

контроль

и

оказывать

партнерам

в

сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
 осуществлять поиск нужной информации для выполнения задачи с
использованием учебной и дополнительной литературы в открытом
информационном

пространстве,

в

т.ч.

контролируемом

Интернет;
 анализировать объекты, выделять главное;
 осуществлять синтез (целое из частей);

пространстве

 обобщать (выделять класс объектов по к/л признаку).
Предметные результаты:
К концу обучения учащиеся должны знать:
 основы изобразительной грамоты, композиции и применять их на
практике;
 способы работы с бумагой, пластилином и применять их на практике;
 интересоваться работой художника дизайнера.
К концу обучения учащиеся должны уметь:
 работать группами, коллективно;
 достигать желаемых результатов;
 применять познавательные способности в работе;
 проявлять воображение и фантазию;

Учебный план программы «Мир красок полон»
Разделы программы

№

Стартовый уровень

Базовый уровень

1.

Пластилиновая сказка

2.

Чудо – карандаш

36

3.

Волшебная палитра

36

4.

Бумажная пластика

36

36

Итого: 144 часа

Учебный план программы содержит 4 раздела, которые учащиеся
изучают в процессе прохождения всех уровней.
Раздел «Пластилиновая сказка» - изучение способов и методов работы с
пластилином: подготовка к работе, отрезание, скатывание, скручивание,
подборка цвета. Изучение понятий: «пластилиновая живопись»,
«пластилиновая аппликация». Примеры создания аппликаций и картин из
пластилина. Применение полученных знаний на практике.
Раздел «Чудо-карандаш» - материалы и инструменты: свойства простого
и цветного карандаша. Изобразительные средства. Изучение понятий
«набросок», «этюд», «эскиз». Знакомство с изобразительными средствами:
линия, точка, штрих.
Раздел «Волшебная палитра» - теория цвета: теплый и холодный цвета.
Механический и оптический способ смешивания цветов.
Знакомство с изобразительными средствами: точка, линия, мазок, пятно.
Раздел «Бумажная пластика» - история появления, способ изготовления,
виды бумаги. Техника работы с бумагой: аппликация, мозаика, оригами,
полуобъемная и объемная композиции. Способы работы с бумагой: вырезания,
сгибание, разрывание, приклеивание. Трансформация плоской фигуры в
объемную.

Учебно-тематический план
(144 часа)
№
п/п

Разделы

Количество часов
Всего Теория Практика

1

Пластилиновая
сказка

36

12

24

2

Чудо –
карандаш

36

12

24

3

Волшебная
палитра

36

12

24

36

12

24

144

48

96

4

Бумажная
пластика
Аттестация по
итогам
прохождения
программы
Итого:

Формы контроля
Практические задания,
самостоятельная работа
Текущая аттестация. Выставка
и презентация
Практические задания,
самостоятельная работа
Текущая аттестация. Выставка
и презентация
Практические задания,
самостоятельная работа
Текущая аттестация. Выставка
и презентация
Практические задания,
самостоятельная работа
Текущая аттестация. Выставка
и презентация. Тестирование

Содержание программы
Раздел 1.
Пластилиновая сказка
Теория. Инструктаж по ТБ, ПБ, ПДД. Беседа и викторина по истории
появления и изготовления пластилина. Способы работы с ним: подготовка к
работе, отрезание, скатывание, скручивание, подборка цвета. Изучение
исходных форм: шар, цилиндр, конус, жгут.
Практика. Работа с пластилином: подготовка к работе, отрезание,
скатывание, скручивание, подборка цвета. Создание аппликаций и картин из
пластилина. Самостоятельная работа над изделием.
Контроль. Анализ работ на творческое применение полученных знаний
и умений. Выставка выполненных работ в объединении. Викторина по всему
разделу.
Раздел 2. Чудо – карандаш

Теория. Материалы и инструменты: свойства простого и цветного
карандаша. Изобразительные средства. Изучение понятий «набросок»,
«этюд», «эскиз». Знакомство с изобразительными средствами: линия, точка,
штрих.
Практика. Работа с изобразительными средствами: линия, точка,
штрих. Построение точки, прямой, отрезка, диагонали. Изображение
сюжетных рисунков.
Контроль.

Новогодняя

игра-квест.

Творческое

применение полученных знаний и умений. Педагогическое наблюдение за
работой и общением учащихся.
Раздел 3. Волшебная палитра
Теория. Теория цвета. Цвет как свойство тел. Механический и
оптический способ смешивания цветов. Изобразительные средства цвета.
Теплый и холодный цвета. Природные, первичные, вторичные цвета. Изучение
хроматических и хроматических цветов. Сочетание цветов в одежде.
Дидактические игры по цветоведению.
Практика. Выполнение заданий на умение применять понятий
«ассоциативное отражение в цвете». Работа с изобразительными средствами:
точка, линия, мазок. Выполнение изображений.
Контроль. Викторина. Анализ работ на творческое применение
полученных знаний и умений. Самостоятельная работа над изделием.
Выставка выполненных работ в объединении. Педагогическое наблюдение за
работой и общением учащихся.
Раздел 4. Бумажная пластика
Теория. Бумага. История появления, способ изготовления, виды бумаги.
Знакомство с техникой работы с бумагой: аппликация, мозаика, оригами,
полуобъемная и объемная композиции. Знакомство с трансформацией плоской
фигуры в объемную.
Практика. Работа с бумагой в разных техниках: аппликация, мозаика,
оригами, полуобъемная и объемная композиции. Выполнение различных
способов работы с бумагой: вырезание, сгибание, разрывание, приклеивание.
Трансформация плоской фигуры в объемную.
Контроль.

Викторина

«Бумага.

История

появления,

способ

изготовления, виды бумаги». Анализ работ на творческое применение
полученных знаний и умений. Самостоятельная работа над изделием.
Выставка выполненных работ в объединении. Педагогическое наблюдение за
работой и общением учащихся.

Календарный учебный график
№ у/н

1.

2.

3.

Дата

Тема занятия

Количество часов
Всего

Т

П

Вводный инструктаж по охране труда

2

1

1

Выявление уровня художественных
способностей учащихся. Тестирование

2

1

1

История появления, изготовления
пластилина

2

1

1

Лепка исходных форм: шар, цилиндр,
конус, жгут

2

1

1

Предметная лепка «Смешарики»

2

1

1

Приме
чание

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.
13.
14.
15.

16.

Предметная лепка «Смешарики»

2

0

2

Предметная лепка «Корзина с
овощами»

2

1

1

Предметная лепка «Корзина с
овощами»

2

0

2

Предметная лепка «Корзина с
овощами»

2

1

1

Сюжетная лепка «Любимый
мультфильм» (композиция на картоне)

2

1

1

Сюжетная лепка «Любимый
мультфильм» (композиция на картоне)

2

0

2

Декоративная лепка «Дымковская
барышня»

2

1

1

Декоративная лепка «Дымковская
барышня»

2

0

2

Предметная лепка «Зоопарк»

2

1

1

Предметная лепка «Зоопарк»

2

0

2

Предметная лепка «Зоопарк»

2

1

1

Сюжетная лепка героев м/ф
«Простоквашино»

2

1

1

Сюжетная лепка героев м/ф
«Простоквашино»

2

0

2

Свойства простого и цветного
карандаша

2

1

1

Понятия «набросок», «этюд», «эскиз».
Набросок «Золотая осень»

2

1

1

Набросок «Золотая осень»

2

0

2

Изобразительные средства: линия,
точка, штрих. Рисунок «Волшебная
птица»

2

1

1

Рисунок «Волшебная птица»

2

1

1

Рисунок «Волшебная птица»

2

0

2

Рисование сюжетных рисунков

2

1

1

Рисование сюжетных рисунков

2

0

2

Рисование сюжетных рисунков

2

1

1

Рисование сюжетных рисунков

2

1

1

Рисунок-фантазия «Зима в мультиках»

2

1

1

Рисунок-фантазия «Зима в мультиках»

2

0

2

Рисунок-фантазия «Зима в мультиках»

2

0

2

Рисунок-фантазия «Зима в мультиках».

2

1

1

Промежуточная аттестация

17.

18.

19.

20.

21.

22.

23.
24.
25.
26.
27.

28.

29.
30.

Групповой рисунок «Выдуманный
новогодний персонаж»

2

1

1

Групповой рисунок «Выдуманный
новогодний персонаж»

2

0

2

Открытка «С Новым годом!»

2

1

1

Открытка «С Новым годом!»

2

0

2

Теория цвета. Смешивание цветов

2

1

1

Теория цвета. Ахроматические и
хроматические цвета

2

1

1

Теория цвета. Цветовое сочетание в
образах

2

1

1

Теория цвета. Дидактические игры по
цветоведению

2

1

1

Рисование плаката «Подводный мир»

2

1

1

Рисование плаката «Подводный мир»

2

0

2

Игра на закрепление нового материла.

2

1

1

Форма. Рисунок «Мои любимые
игрушки»

2

1

1

Рисунок «Мои любимые игрушки»

2

0

2

Рисунок «Мои любимые игрушки»

2

0

2

Мазки. Цветы

2

1

1

Мазки. Цветы

2

0

2

Весёлый зоопарк. Рисунки животных

2

1

1

Весёлый зоопарк. Рисунки животных

2

0

2

Урок – фантазия. Удивительная страна

2

1

1

Урок – фантазия. Удивительная страна

2

0

2

Рисунок «зимний пейзаж»

2

1

1

Рисунок «зимний пейзаж»

2

0

2

История появления бумаги, способ
изготовления. Тестирование

2

1

1

Знакомство с техникой работы с
бумагой: мозаика, оригами,
полуобъемная и объемная композиции

2

1

1

Мозаика. Техника «Мономозаика»

2

1

1

Мозаика. Техника «Мономозаика»

2

0

2

Мозаика “Шахматка”

2

1

1

Мозаика “Шахматка”

2

0

2

31.

32.

33.

34.

35.

36.

Знакомство с оригами. Базовая форма:
«Треугольник». Оригами «Яхта и
пароход»

2

1

1

Базовая форма: «Воздушный змей».
Оригами «Сказочные птицы»

2

1

1

Базовая форма: «Воздушный змей».
Оригами «Домашние птицы на
лужайке»

2

1

1

Базовая форма: «Двойной треугольник»

2

1

1

Базовая форма: «Двойной квадрат»

2

1

1

Полуобъёмная композиция «Комнатные
растения»

2

1

1

Аттестация по итогам прохождения
программы

2

1

1

Оригами «Животные»

2

1

1

Объёмная композиция «Корабль»

2

1

1

Оригами «Закладки»

2

1

1

Оригами «Настольный органайзер»

2

1

1

Итоговое занятие. Награждение.
Подведение итогов

2

0

2

144

48

96

Итого:

Календарный учебный график
Год
обучения
2023-2024

Дата
начала
обучения
01.09.2023

Дата
окончания
обучения
31.05.2024

Всего
учебных
недель
36

Всего
учебных
дней
72

Количество
учебных
часов

Режим
занятий

144

2 раза в
неделю по
2 часа

Оценка результативности
В процессе аттестации выясняются следующие вопросы:
 достигается ли цель учебно-воспитательного процесса;
 существует ли положительная динамика в развитии учащегося по
сравнению с результатами предыдущих диагностических исследований.
В течение учебного года осуществляется следующие виды
аттестаций:
 текущий контроль (после каждой темы, раздела) позволяет

установить фактический уровень теоретических знаний по
модулям дополнительной общеобразовательной программы, их
практических умений и навыков;
 промежуточная аттестация (в конце полугодия) позволяет выявить
достигнутый на данном этапе уровень обученности учащихся,
соответствие его прогнозируемому и на этой основе оценить
успешность выбранных форм и методов обучения, а также при
необходимости скорректировать их;
 аттестация по итогам прохождения программы (в конце учебного
года) позволяет определить качество усвоения учащимися
общеобразовательной программ, реально достигнутый уровень
обученности детей в объединении.
При приёме учащегося в объединение педагог проводит входную
или

«стартовую»

аттестацию,

которая

позволяет

выявить

предварительные знания, умения и навыки «стартового» уровня
обученности детей и готовности их к изучению данного курса.
В реализуемой программе используются следующие формы
контроля:
 педагогическое наблюдение;
 анализ на каждом занятии педагогом и учащимися качества
выполнения работ;
 выполнение практических заданий педагога;
 тематические беседы;
 контрольное задание;
 творческие работы;
 тесты;
 участие в конкурсах, соревнованиях, выставках.
Используются следующие формы фиксации результатов:
- фото;

- видеозапись;
- отзывы детей;
- дипломы;
- грамоты;
- благодарности.
Формы предъявления результатов:
- фото;
- видеозапись;
- презентация творческих работ;
- конкурсы;
- выставки.

Проверка

понимания

и

усвоения

материала

происходит

непосредственно, на каждом занятии. Оценочный материал (см. Приложение).
Помимо исследования результатов учебно-воспитательной деятельности
объединения проводится анализ количества учащихся в объединении и его
сохранность.

Количественные

данные

учащихся

в

объединениях

анализируются два раза в течение учебного года. Анализируется количество
учащихся, возрастной состав, сохранность контингента учащихся, количество
мальчиков и девочек.
Сроки проведения аттестаций определяется «Положением о формах
периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной
аттестации учащихся МБУ ДО ДДТ Р.П. БАШМАКОВО».
Условия реализации программы
Кадровое обеспечение
Требования к педагогу дополнительного образования:
 высокий уровень профессионализма в области дизайна;
 высокий уровень квалификации и педагогического мастерства;
 владение современными педагогическими технологиями; современных
педагогических технологий в области дополнительного образования детей
учреждений научно-технической направленности;
 владение

педагогической

этикой;

психолого-педагогических

основ

развития творческого и логического мышления детей.
Методическое обеспечение
Организационно-методические основы образовательного процесса
В основе системы занятий лежит компетентностный подход,
направленный

на

формирование

ключевых

компетенций:

ценностно-

смысловых, общекультурных, учебно-познавательных, информационных,
исполнительских,

коммуникативных;

повышается

направленность за счёт системы творческих заданий.
Технологии обучения в объединении:

практическая

 технология развивающего обучения;
 технология проблемного обучения;
 игровая технология;
 Технологии, сберегающие здоровье;
 технология разноуровнего обучения;
 информационные технологии.
В процессе занятий используются различные формы занятий:
традиционные, комбинированные, практические, конкурсы, выставки и
другие.

Основной формой проведения занятий является занятие-практикум, в
ходе которого словесные методы сочетаются с наглядными. Также
используется практическая работа, которая включает:
 сгибание бумаги;
 многоэтапное складывание;
 резание ножницами по прямолинейному и криволинейному контуру;
 изготовление изделия по образцу;
 оформление полученных результатов.
Регулярно проводятся инструктажи по охране труда.
Практическое занятие может включать в себя самостоятельную работу,
по которой можно судить о том, насколько хорошо усвоена теория.
При сочетании словесно-наглядных методов с опорой на практический
материал используются следующие приёмы:
 дозированная поэтапная помощь взрослого;
 чередование умственного напряжения и разрядки;
 соблюдение охранного режима;
 развитие и коррекция высших психических функций (память, внимание,
мышление)
 расчленённость и поэтапность преподнесения материала;
 увеличение объёма тренировочного материала;
 включение заданий для самостоятельной обработки материала;
 организация обучения с основой на мотивацию успеха, доброжелательной
обстановки
В ходе занятий используются также фронтальные, индивидуальнофронтальные, групповые, индивидуальные и другие методы, в основе которых
лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях.
Особенно важны индивидуальные занятия с учащимися, поскольку
уровень подготовки и усвоения нового материала у учащихся разный. Если
одним детям нужно дополнительное объяснение и повторение пройденного

материала, то другие могут работать самостоятельно над более сложными
заданиями, например, создание персональной выставки в одном из
направлений дизайна.
А также методы: информативно-рецептивный, репродуктивный:
направленный

на

закрепление

знаний

и

навыков,

эвристический,

исследовательский, в основе которых лежит уровень деятельности учащихся.

Планирование и организация деятельности учащихся:
1. организация рабочего места;
2. анализ образца (если он используется на занятии);
3. составление плана изготовления работы;
4. подбор материалов, инструментов, приспособлений;
5. контроль;
6. экономное расходование материалов;
7. бережное отношение к инструментам.
В своей работе педагог использует:
 учебно-тематический план;
 методические разработки;
 дидактические материалы;
 диагностические материалы (анкеты, тесты и т.п.);
 мультимедийные средства обучения;
 ресурсы информационных сетей по подбору схем изготовления изделий;
 схемы поэтапного складывания изделий;
 стихи, загадки по темам занятий.
Материально-техническое обеспечение:
 оборудованное помещение для учебных занятий с детьми, соответствующее
всем санитарным нормам и технике безопасности;
 мультимедийная установка;
 белая и цветная бумага;
 белый и цветной картон;
 простые и цветные карандаши;
 клей ПВА, клей-карандаш;
 пластилин.
Информационное обеспечение
Нормативно – правовые документы
1.

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-фз «Об образовании в

Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 21.12.2012) [Электронный ресурс].
– URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/
2. Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности
[Электронный

по

дополнительным

общеобразовательным

ресурс].

программам»

–

URL:

https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405245425/
3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. N 28 «Об утверждении СП 2.4.3648-20 «Санитарно-

эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи» [Электронный ресурс]. – URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_371594/
4.Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
января 2021 года N 2 об утверждении санитарных правил и норм СанПиН
1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»
[Электронный ресурс]. – URL: https://docs.cntd.ru/document/573500115
5. Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р
«Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года»
[Электронный ресурс]. – URL: http://government.ru/docs/all/140314/
6. Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р «Об
утверждении стратегии развития воспитания на период до 2025 года»
[Электронный

ресурс].

–

URL:

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_180402/
7. Федеральный проект «Успех каждого ребенка» (утвержден протоколом
заседания комитета по национальному проекту «Образование» от 07.12.2018
г.№3) [Электронный

ресурс].

–

URL:

https://ioe.hse.ru/data/2020/07/17/1597041961/%D0%A4%D0%9F%20%D0%A3
%D1%81%D0%BF%D0%B5%D1%85%20%D0%BA%D0%B0%D0%B6%D0%
B4%D0%BE%D0%B3%D0%BE%20%D1%80%D0%B5%D0%B1%D0%B5%D
0%BD%D0%BA%D0%B0.pdf
8. Письмо
«Методические

Минобрнауки

России

рекомендации

по

общеразвивающих

программ

№

проектированию

(включая

от

18.11.2015

дополнительных

разноуровневые

[Электронный ресурс]. – URL:
content/uploads/documents/document

09-3242

программы)»

http://summercamps.ru/wpmetodicheskie-rekomendacii-po-

proektirovaniyu-obscherazvivayuschih-program.pdf
9. Устав МБУ ДО ДДТ Р.П. БАШМАКОВО [Электронный ресурс]. –
URL: https://utzar-new.tmweb.ru/upload/2022-

2023/%D0%A3%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%B2%20%D0%9C%D0%90%
D0%9E%D0%A3%20%D0%94%D0%9E%20%D0%A6%D0%94%D0%A2%D0
%A2.pdf
10. Локальные акты учреждения: «Положение о порядке разработки и
оформления

дополнительной

общеобразовательной

общеразвивающей

программы МБУ ДО ДДТ Р.П. БАШМАКОВО», «Положение о формах
периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной
аттестации учащихся МБУ ДО ДДТ Р.П. БАШМАКОВО» [Электронный
ресурс]. – URL: https://utzar- new.tmweb.ru/about/dokumenty.php
Информационные ресурсы для педагога
1. Агишева Е.А., Сарафанова Н.А. Леванова М.Д. «Современный дизайн
участка» – М.: ООО ИКТЦ «ЛАДА», 2010. – 311 с. [Электронный ресурс]
URL: https://fb2lib.ru/agisheva-t/sovremennyy-dizayn-uchastka/

2. Богатова И.В. «Оригами. Цветы» - М.: Мартин, 2019. - 112с.
[Электронный ресурс] URL: https://bookree.org/reader?file=595494
3. М.: Просвещение, 2011. – 175 с. [Электронный ресурс] URL:
https://pedlib.ru/Books/3/0491/3-0491-1.shtml
4. Гусаков М.А. «Аппликация» – М.: Просвещение, 2012. – 128 с.
[Электронный

ресурс]

URL:

https://archive.org/details/B-001-018-

060/mode/2up
5. Занд Ю. «Основы рисования карандашом». Из-во «Питер», 2011г. – 64 с.
[Электронный ресурс] URL: https://knigogid.ru/books/305641-osnovyrisovaniya-karandashom-dvd-rom
6. Норман Дональд А.

«Дизайн

промышленных

товаров».

Из-во

7. «Вильямс», 2009 г. – 384 с. [Электронный ресурс] URL: https://knigifb2.net/5349-dizayn-privychnyh-veschey.html
8. Розенсон И.А. «Основы теории дизайна». Из-во «Питер», 2008г. – 256 с.
[Электронный ресурс] URL: https://bookree.org/reader?file=1346497
9. Саттон Т. «Гармония цвета». Полное руководство по созданию цветовых
комбинаций»,

2010

г.

–

215

с.

[Электронный

ресурс]

URL:

https://bookree.org/reader?file=469975
10. Соколова Н.Д. «Русский музей – детям. Беседы об изобразительном
искусстве» – СПб: Детская литература, 2009. – 222 с. [Электронный
ресурс] URL: https://knigogid.ru/books/1212394-russkiy-muzey-detyambesedy-ob- izobrazitelnom-iskusstve
11. Устин В.Б. «Учебник дизайна». Из-во «Астрель», 2009г. – 254 с.
[Электронный ресурс] URL: https://bookree.org/reader?file=1346514
Интернет –ресурсы для педагога
1. ООО «Инфоурок» [Электронный ресурс] URL: https://infourok.ru/ (дата
обращения: 16.03.2023)
2. Цветовой круг [Электронный ресурс] URL: color.adobe.com (дата
обращения: 16.03.2023)

3. Мировые

новости

дизайна

[Электронный

ресурс] URL:

https://designnews.ru/news/ (дата обращения: 16.03.2023)
4. Behance [Электронный ресурс] URL: https://www.behance.net (дата
обращения: 16.03.2023)
5. Wikipedia [Электронный ресурс] URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/ (дата
обращения: 16.03.2023)
6. Google

Arts

and

Culture

[Электронный

ресурс] URL:

https://artsandculture.google.com/ (дата обращения: 16.03.2023)

Информационные ресурсы для детей и родителей
1.

Гульянц Э.К., Базик И.Я. «Что можно сделать из природного материала»

2.

М.: Просвещение, 2011. – 175 с. [Электронный ресурс] URL:
https://pedlib.ru/Books/3/0491/3-0491-1.shtml

3.

Занд Ю. «Основы рисования карандашом». Из-во «Питер», 2011г. – 64
с.[Электронный ресурс] URL: https://knigogid.ru/books/305641-osnovyrisovaniya-karandashom-dvd-rom

4.

Соколова Н.Д. «Русский музей – детям. Беседы об изобразительном
искусстве» – СПб: Детская литература, 2009. – 222 с. [Электронный
ресурс].

5.

Устин В.Б. «Учебник дизайна». Из-во «Астрель», 2009г. – 254 с.
[Электронный ресурс] URL: https://bookree.org/reader?file=1346514
Интернет –ресурсы для детей и родителей

1.

Цветовой круг [Электронный ресурс] URL: color.adobe.com (дата
обращения: 16.03.2023)

2.

Мировые

новости

дизайна

[Электронный

ресурс] URL:

https://designnews.ru/news/ (дата обращения: 16.03.2023)
3.

Behance [Электронный ресурс] URL: https://www.behance.net (дата
обращения: 16.03.2023)

4.

Google

Arts

and

Culture [Электронный ресурс]

https://artsandculture.google.com/ (дата обращения: 16.03.2023)

URL:

ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Диагностический комплекс
Расставь

в

правильной

последовательности

этапы

выполнения

коллективной аппликации:
- Складывание фигурок.
- Выбор размера и цвета фона.
- Выбор сюжета.
- Подбор бумаги для работы.
- Раскрашивание фона.
- Выбор фигурок и их размера.
- Окантовка работы.
- Расположение и наклеивание фигурок.
Диагностическая карта
«Результаты усвоения общеобразовательной общеразвивающей
программы «Радуга творчества»
I. Знание основных геометрических понятий и базовых форм
оригами.
• 1 год обучения – умение сделать квадрат из прямоугольного листа
бумаги (2 способа).
- Высокий уровень – делает самостоятельно,
- Средний уровень – делает с помощью педагога или товарищей,
- Низкий уровень – не может сделать.
II. Умение следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать
схемы изделий; создавать изделия, пользуясь инструкционными картами
и схемами.
- Высокий уровень – делает самостоятельно,
- Средний уровень – делает с помощью педагога или товарищей,
- Низкий уровень – не может сделать.
III. Развитие мелкой моторики рук и глазомера.

• умение вырезать геометрические фигуры: квадрат, треугольник, круг.
- Высокий уровень – почти полное совпадение вырезанного контура с
намеченными линиями;
- Средний уровень – имеются небольшие отклонения от контура
(несколько миллиметров) по одну сторону образца;
- Низкий уровень – значительные отклонения от намеченного контура
как в одну, так и в другую сторону.
IV. Создание композиций с изделиями, выполненными в различных
техниках; развитие художественного вкуса, творческих способностей и
фантазии; творческий подход к выполнению работы.
-

Высокий

уровень

–

работы

отличаются

ярко

выраженной

индивидуальностью;
- Средний уровень – работы выполнены по образцу, соответствуют
общему уровню группы;

- Низкий уровень – работы выполнены на недостаточном уровне.

V. Формирование культуры труда и совершенствование трудовых
навыков.
Оцениваются умения:
– организовать свое рабочее место,
– рационально использовать необходимые материалы,
– аккуратность выполнения работы.
Диагностическая карта. Критерии оценки ЗУН учащихся по
программе «Мир красок полон»(промежуточная аттестация)
(3-х бальная шкала)
Вид работы
Низкий уровень -1 балл
Средний уровень - 2 балла
Высокий уровень - 3 балла
1. Умение пользоваться инструментами.
Не знает и путает инструменты, не умеет пользоваться ножницами.
Знает предназначение, неуверенно держит в руках инструменты.
Хорошо знает все инструменты и применяет их в работе.
2. Умение работать природным материалом.
Не умеет составлять и использовать природный материал.
Различает виды плоской аппликации, но не умеет правильно применить.
Хорошо различает виды плоской аппликации, умело и эстетически
составляет композицию из листьев, цветов, трав.
3. Работа с бумагой.
Аппликация. Цветовые сочетания и фактурные.
Работа с клеем.
Не умеет составлять и подбирать аппликацию из геометрических фигур.
Грязно работает с клеем.

Может подобрать и составить аппликацию из геометрических фигур, но
самостоятельно работать не может.
Грамотно составляет и подбирает по цвету и геометрическим фигурам
аппликацию. Смело применяет другие материалы.
Тест «Основы цветоведения»
1. Цветовой спектр.
1.1. Какие цвета входят в круговой спектр?
Синий, фиолетовый, жёлтый, серый, коричневый, красный, оранжевый,
розовый, зелёный.
1.2. Какие цвета являются главными в цветовом спектре?
Красный, зелёный, жёлтый, оранжевый, синий, фиолетовый.
2. Хроматические и ахроматические группы.
2.1. Какие цвета относятся к хроматическим?
а) входящие в цветовой спектр

б) не входящие в цветовой спектр
2.2. Выберите хроматические цвета.
Синий, красный, серый, зелёный, чёрный, сиреневый, бордо, белый,
жёлтый, тёмно-серый, оранжевый.
2.3. Какие цвета называются ахроматическими?
Все остальные.
3. Тёплые и холодные цвета.
3.1. Отделите тёплые цвета от холодных (составьте 2 группы).
Синий, красный, охра, фиолетовый, зелёный, коричневый, жёлтый,
голубой, чёрный.
4. Цветовое сочетание.
4.1. Подбери гармоничное сочетание цветов к заданному цвету.
Красный: а) зелёный, синий, золотисто-жёлтый
б) фиолетовый, кирпичный, оранжевый, жёлтый.
Жёлтый: а) бордо, розовый.
б) фиолетовый, золотистый, шоколадно-коричневый.
5. Значение цвета
5.1. Чем руководствуемся при подборе цвета?
а) настроением
б) целевым назначением
в) традициями
г) форма, образ
д) структура
е) время
ж) обстановка
з) характер

ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Методика Комаровой Т.С.
АНАЛИЗ ПРОДУКТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1. Содержание изображения (полнота изображения образа)
2. Передача формы: высокий уровень – форма передана точно; средний

уровень – есть незначительные искажения; низкий уровень – искажения
значительные, форма не удалась.
3. Строение предмета: высокий уровень – части расположены верно;

средний уровень – есть незначительные искажения; низкий уровень – части
предмета расположены неверно.
4. Передача пропорций предмета в изображении: высокий уровень –

пропорции предмета соблюдаются; средний уровень – есть незначительные
искажения; низкий уровень – пропорции предмета преданы неверно.
5. Композиция.

А) расположение на листе: высокий уровень – по всему листу; средний
уровень – на полосе листа; низкий уровень – не продумана, носит случайный
характер.
Б) отношение по величине разных изображений: высокий уровень –
соблюдается пропорциональность в изображении разных предметов; средний
уровень

–

есть

незначительные

искажения;

низкий

уровень-

пропорциональность разных предметов передана неверно.
6.

Передача движения: высокий уровень – движение передано

достаточно четко; средний уровень – движение передано неопределённо,
неумело; низкий уровень – изображение статическое.
7. Цвет.

А) цветовое решение изображения: высокий уровень – реальный цвет
предметов; средний уровень – есть отступления от реальной окраски; низкий
уровень – цвет предметов передан неверно;
Б) разнообразие цветовой гаммы изображения, соответствующей

замыслу и выразительности изображения:
высокий уровень – многоцветная гамма;
средний уровень – преобладание нескольких цветов или оттенков
(теплые, холодные);
низкий уровень – безразличие к цвету, изображение выполнено в одном
цвете.
АНАЛИЗ ПРОЦЕССА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1. Характер линии:
А) характер линии:
высокий уровень – линия прерывистая;
низкий уровень – слитная;
средний уровень – дрожащая (жесткая, грубая);
Б) нажим:
высокий уровень– сильный, энергичный;

средний уровень – средний;
низкий уровень – слабый;
В) раскрашивание:
высокий уровень– мелкими штрихами, не выходящими за пределы
контура
средний уровень – крупными размашистыми движениями, иногда
выходящими за пределы контура
низкий

уровень

–

беспорядочными

линиями

(мазками),

не

умещающимися в пределах контура
Г) регуляция силы нажима:
высокий уровень – регулирует силу нажима, раскрашивание в пределах
контура;
средний уровень – регулирует силу нажима, при раскрашивании иногда
выходит за пределы контура;
низкий уровень – не регулирует силу нажима, выходит за пределы
контура.
2. Регуляция деятельности.
А) отношение к оценке взрослого:
высокий уровень – адекватно реагирует на замечания взрослого,
стремится исправить ошибки, неточности;
средний уровень – эмоционально реагирует на оценку взрослого (при
похвале – радуется, темп работы увеличивается, при замечании – сникает,
деятельность замедляется или вовсе прекращается);
низкий уровень – безразличен к оценке взрослого (деятельность не
изменяется)
Б) оценка ребёнком созданного им изображения:
высокий уровень– адекватна;
средний уровень – неадекватна (завышена, занижена);
низкий уровень – отсутствует.
3. Уровень самостоятельности:

высокий уровень– выполняет задание самостоятельно, без помощи
взрослого, в случае необходимости обращается с вопросами;
средний уровень – требуется незначительная помощь взрослого, с
вопросами к взрослому обращается редко;
низкий уровень – необходима поддержка, стимуляция деятельности со
стороны взрослого, сам с вопросами к взрослому не обращается.
4. Творчество.
• Самостоятельность замысла
• Оригинальность изображения
• Стремление к наиболее полному раскрытию замысла.

ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ
НА ВЫЯВЛЕНИЕ УРОВНЯ ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Задание: детям даётся стандартный лист бумаги с нарисованными на
нем в два ряда кругами одинаковой величины (диаметром 4,5 см). Детям
предлагалось рассмотреть нарисованные круги, подумать, что это могут быть
за предметы, дорисовать и раскрасить, чтобы получилось красиво.
Анализ результатов выполнения задания
Высокий уровень– наделяет предметы оригинальным образным
содержанием преимущественно без повторения одного и того же близкого
образа.
Средний уровень – наделяет образным значением все или почти все
круги, но допускает почти буквальное повторение (например, мордочка) или
оформляет предметы простыми, часто встречающимися в жизни предметами
(шарик, мяч, шар и т.д.)
Низкий уровень – не смог наделить образным решением все круги,
задание выполнил не до конца и небрежно.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Технология определения воспитанности учащихся
Отношение к деятельности
1. Самостоятельность

Высокий 13-15 б. – хорошо занимается без контроля со стороны,
правильно организует свое рабочее место, участвует в делах
детского объединения, побуждая к этому товарищей.
Выше среднего 10-12 б. – хорошо занимается без контроля со
стороны, правильно организует свое рабочее место, но не
побуждает к этому товарищей.
Средний 7-9 б. – хорошо занимается без контроля со стороны,
правильно организует свое рабочее место, но не всегда участвует
в делах детского объединения.
Ниже среднего 4-6 б. – не всегда хорошо занимается без
контроля

со

стороны, не

участвует

в

делах

детского

объединения.
Низкий 1-3 б. – при выполнении работ нуждается в руководстве
2.Инициативность и

Высокий

творчество

(разрабатывает эскиз, читает литературу по предмету, обсуждает

13-15

б. –

постоянно

в творческом

поиске

с друзьями узнанное, предлагает свои варианты при созданиях
коллективных композиций), помогает товарищам при разработке
эскизов.
Выше среднего 10-12 б. – постоянно в творческом поиске
(разрабатывает эскиз, читает литературу по предмету, обсуждает
с друзьями узнанное, предлагает свои варианты при созданиях
коллективных композиций), но не помогает товарищам при
разработке эскизов.
Средний 7-9 б. – в творческом поиске (разрабатывает эскиз,
читает литературу по предмету).
Ниже среднего 4-6 б. – может сам разработать эскиз, но в
основном работает по образцу.
Низкий 1-3 б. – выполняет работу при наличии образца,
предложенного педагогом, требует контроля.

3.Осознание значимости

Высокий 13-15 б. – уважительное и бережное отношение к

деятельности

результатам

труда (личное и общественное имущество,

творческие работы…) и побуждение к этому товарищей.
Выше среднего 10-12 б. – уважительное и бережное отношение
к результатам труда (личное и общественное имущество,
творческие работы…).
Средний 7-9 б. – уважительное и бережное отношение к
результатам своего труда, но не всегда к результатам труда своих
товарищей и к общественному имуществу.
Ниже среднего 4-6 б. – не всегда уважительное и бережное
отношение к результатам труда (личное и общественное
имущество, творческие работы…).
Низкий 1-3 б. – не осознает значимость труда, небережлив,
допускает порчу имущества
Отношение к окружающим людям
1. Уважительное

Высокий

отношение к старшим

неуважительного отношения к ним со стороны сверстников.

13-15

б.

–

уважает

старших,

Выше среднего 10-12 б. - уважает старших.

не

терпит

Средний 7-9 б. – уважает старших избирательно, кто пользуется
авторитетом.
Ниже среднего 4-6 б. – ко взрослым не всегда уважителен,
нуждается в руководстве.
Низкий 1-3 б. – не уважает старших
2. Уважительное

Высокий 13-15 б. – отзывчив, честен в отношениях,

отношение к

дружелюбно относится к сверстникам, осуждает грубость и не

сверстникам

терпит проявления лжи, встает на защиту слабых.
Выше среднего 10-12 б. – отзывчив, честен в отношениях,
дружелюбно относится к сверстникам.
Средний 7-9 б. – не всегда отзывчив и доброжелателен.
Ниже среднего 4-6 б. – часто конфликтует со сверстниками.
Низкий 1-3 б. – постоянно конфликтует со сверстниками.
Отношение к себе

1. Соблюдение правил

Высокий 13-15 б. – соблюдает правила культуры поведения,

культуры поведения

требует этого от других.
Выше среднего 10-12 б. - соблюдает правила культуры
поведения.
Средний 7-9 б. – не всегда соблюдает правила поведения.
Ниже среднего 4-6 б. – правила поведения соблюдает при
наличии контроля.
Низкий 1-3 б. – не соблюдает правила поведения

2. Самооценка

Высокий 13-15 б. – адекватная самооценка (достаточно
самокритичен, с помощью педагога может признать и увидеть
свои ошибки, уверен в себе, не боится браться за новые дела,
быстро

адаптируется

в

новом

коллективе,

жизненных

ситуациях)
Выше среднего 10-12 б. – в основном адекватная самооценка
Средний 7-9 б. – бывает адекватная и неадекватная самооценка
Ниже среднего 4-6 б. – часто бывает неадекватная самооценка
Низкий 1-3 б. – завышенная (не признает критику, излишне
самоуверен в себе, никогда не считает себя виноватым, а
перекладывает вину на других, образ «Я - лучше всех»)
заниженная (не уверен в себе, повышенная тревожность «Я не

справлюсь, я боюсь», долго адаптируется в новых условиях)

3.

Стремление

к Высокий 13-15 б. – знает свои сильные и слабые стороны,

самосовершенствованию

стремится изменить себя в лучшую сторону и помогает в этом
другим.
Выше среднего 10-12 б. - знает свои сильные и слабые стороны,
стремится изменить себя в лучшую сторону.
Средний 7-9 б. – знает свои сильные и слабые стороны, но не
всегда стремится изменить себя в лучшую сторону.
Ниже среднего 4-6 б. – не всегда знает свои сильные и слабые
стороны, нуждается в поддержке педагога.
Низкий 1-3 б. – не обращает внимания на свои слабые стороны,
нуждается

в

поддержке

педагога

положительных личностных качеств.

в

формировании


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».