1
2
Пояснительная записка
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа
«Футбол»
• по содержанию является – физкультурно-спортивной,
• по уровню освоения – базовой,
• по форме организации - очной, групповой,
• по степени авторства – модифицированной.
Программа разработана в соответствии с действующими нормативно правовыми документами:
• Федеральный Закон РФ от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в РФ»;
• Федеральный Закон от 31 июля 2020 года № 304-ФЗ «О внесении
изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по
вопросам воспитания обучающихся»;
• Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 27
июля 2022 г. № 629 «Об утверждении порядка организации и осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным
программам»;
• "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения,
отдыха
и
оздоровления
детей
и
молодежи",
утвержденных
постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 г. N 28 «Об утверждении санитарных правил СП
2.4.3648-20».
• Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 № 678-р «Об утверждении
Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г.»;
• Национальный проект «Образование» (утвержден Президиумом Совета
при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам
(протокол от 24.12.2018 г. № 16);
• Целевая
модель
развития
региональной
системы
дополнительного
образования детей (приказ Министерства просвещения РФ от 3 сентября 2019 г.
№ 467);
3
• Методические
общеразвивающих
рекомендации
программ
по
проектированию
(включая
дополнительных
разноуровневые
программы)
(разработанные Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО «Московский
государственный педагогический университет», ФГАУ «Федеральный институт
развития образования», АНО ДПО «Открытое образование», 2015 г.) (Письмо
Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242);
• Устав МБУ ДО ДДТ р.п. Башмаково;
• «Положение о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программе МБУ ДО ДДТ р.п. Башмаково.
Реализация
дополнительных
физкультурно-спортивной
общеобразовательных
направленности
требует
программ
использование
многообразия методов и технологической работы, направленных на получение
качественно новых услуг дополнительно образования, создание оптимальных
условий для достижения ожидаемых результатов в обучении, воспитании,
развитии обучающихся, удовлетворения их индивидуальных возможностей,
потребностей, интересов раскрытия личного потенциала.
Актуальность программы:
Программа актуальна для детей и их родителей, так как её реализация
восполняет недостаток двигательной активности, имеющийся у детей в связи с
высокой учебной нагрузкой, неся оздоровительный эффект. В результате
деятельности по программе происходит воспитание волевых черт характера,
наблюдается благотворное воздействие на все системы детского организма,
происходит развивая таких физических качеств, как сила, быстрота,
выносливость, ловкость.
Футбол занимает одно из приобритетных мест в физическом воспитании
школьников, благодаря оздоровительной и образовательной направленности
среди других видов спортивной деятельности.
Педагогическая целесообразность - содержание программы позволяет
воспитать
и
выявить
талантливых
обучающихся,
профессионально
ориентировать их, способствовать личному развитию и самоопределению,
4
подготовить обучающихся для дальнейшего перехода на дополнительную
предпрофессиональную программу.
Отличительные особенности: программа рассчитана на более полное
изучение, закрепление, совершенствование полученных школьных навыков и
расширенное освоение более глубоких приёмов избранного вида спорта футбола.
Программа основана на следующих педагогических принципах:
- вариативности программного материала, интенсивности и величины нагрузок в
зависимости от этапа подготовки, индивидуальных особенностей обучающихся;
- единства и неразрывности воспитания, обучения, развития – в любом деле,
занятии присутствуют и воспитание, и обучение, и предпосылки для развития
личности ребенка;
- систематичности и последовательности – регулярность, последовательность,
взаимосвязанность занятий и система чередования нагрузок с отдыхом,
поэтапное увеличение объема и интенсивности физических нагрузок;
- постоянной обратной связи – непрерывное получение информации в ходе
занятий: педагог - обучающийся, обучающийся – педагог;
- постоянного самоанализа.
Воспитательный потенциал программы.
Главной задачей на занятиях и при проведении воспитательных мероприятий
является воспитание высоких моральных качеств, чувства коллективизма,
дисциплинированности и трудолюбия. Важную роль в нравственном воспитании
обучающихся играет непосредственно гимнастическая деятельность, которая
предоставляет большие возможности для воспитания этих качеств. Строгое
соблюдение
правил
техники
безопасности
при
участии
в
концертной
деятельности, четкое исполнение указаний педагога, отличное поведение на
занятиях, в школе, дома - на все это должен постоянно обращать внимание
педагог.
Волевые
качества-
настойчивость,
инициативность,
целеустремленность, выдержка, уверенность в своих силах, смелость и
решительность - в основном развиваются непосредственно в образовательном
5
процессе.
Цель Программы - формирование начальных знаний, культуры здорового,
безопасного образа жизни, укрепление здоровья обучающихся, умений и
навыков
в
футболе
для
дальнейшего
перехода,
обучающегося
на
дополнительную предпрофессиональную программу.
Задачи программы:
Образовательные (предметные):
формировать первоначальные знания, умения при игре в футбол;
получить элементарные теоретические сведения о личной
гигиене, технике безопасности, тактике и технике, правилах
игры в футбол;
обучить основам технических элементов, индивидуальной и командной
тактике при игре в футбол;
формировать практические умения в организации самостоятельных
занятиях футболом
Развивающие (метапредметные):
развить тактическое мышление и умение игры в футбол;
развить физические и специальные качества;
создать
комфортную
обстановку,
атмосферу
доброжелательности,
сотрудничества, включить в активную деятельность, ситуации успеха.
Воспитательные (личностные):
формировать организаторские навыки и умения действовать в коллективе;
воспитать чувство ответственности, дисциплинированность;
воспитать привычку к самостоятельным занятиям избранным видом
спортав свободное время;
формировать потребность к ведению здорового образа жизни.
Адресат программы: Программа рассчитана для детей от 8 до 15 лет.
На обучение по дополнительной общеразвивающей программе принимаются
дети, не имеющие медицинских противопоказаний к занятиям по футболу, по
6
личному желанию ребенка и заявлению родителей (законного представителя),
(при наличии вакантных мест), при этом сдача контрольно-тестовых упражнений
по ОФП и/или СФП не предусмотрена. Программа рассчитана мальчиков и
юношей в возрасте от 8 до 15 лет, не имеющих медицинских противопоказаний к
занятиям футболом.
Краткая характеристика возрастных особенностей обучающихся
8-10 лет
К началу этого периода у детей практически полностью завершается
формирование опорно-двигательного аппарата и начинается стабильный и
пропорциональный рост тела. Приходит в полное соответствие координация
зрения и движений тела. Дети в этом возрасте уже становятся маленькими
спортсменами, готовыми к освоению начальных технических элементов.
Постоянная потребность в движении сохраняется, хотя приобретает более
осмысленный характер.
11-12 лет
Достаточно высокая выносливость означает способность детей долгое время
совершать различные действия слабой интенсивности и относительно быстро
восстанавливаться. В этом возрасте ребенок уже способен осваивать основы
тактики, анализировать причинно-следственные связи и преимущества и
недостатки различных условий выполнения действий.
13-15 лет
К этому возрасту, в основном, завершается процесс формирования
психомоторных
функций.
Подростки
отличаются
своеобразными
особенностями: временные трудности в образовании условных рефлексов;
повышенная
возбудимость
и
эмоциональность;
преобладание
процессов
возбуждения над торможением; появление психической неуравновешенности.
Следствием этого является смена настроений, критическое отношение к
окружающим, и в первую очередь к взрослым, неадекватность ответных реакций.
Изменения проявляются и в функциях вегетативной нервной системы. Они
выражаются в повышенной потливости, в легко наступаемых колебаниях
7
частоты пульса, некоторых сердечнососудистых расстройствах, периодических
болях в области сердца, в неустойчивости артериального давления. Но несмотря
на это, подростки 13-15 лет уже могут овладеть многими технически сложными
приемами игры.
Сроки реализации программы: 1 год - 144 часа на весь период
обучения, рассчитана на 46 учебных недель.
Наполняемость учебной группы - от 15 до 25 человек.
Режим обучения: занятия проводятся согласно с утвержденным
расписанием образовательной организации.
Периодичность проведения занятий: 3 раза в неделю по 2
академических часа, (1 академический час- 45 минут), с перерывом между
учебными занятиями 15 минут.
Формы обучения: очная.
Особенности организации образовательного процесса: групповая,
индивидуальная (по индивидуальному учебному плану), состав группы
постоянный, разновозрастной.
Доступность реализации дополнительной общеобразовательной
программы:
Программа подразумевает под собой прием талантливых детей
(одарённых, мотивированных); детей, находящихся в трудной жизненной
ситуации, детей без ОВЗ.
Формы организация тренировочного процесса: теоретические (лекции,
беседы), практические, мастер-классы, соревнования, самостоятельная работа,
итоговая
аттестация,
электронное
обучение
(ЭО)
с
применением
дистанционных образовательных технологий (ДОТ) по приказуучреждения.
В программе предусмотрена разно-уровневая технология организации
обучения. Технология дифференцированного обучения позволяет обучить
каждого обучающегося на уровне его возможностей и предоставляет шанс
каждому ребенку организовать, в зависимости от его способностей и
индивидуальных
особенностей, свое обучение таким образом, чтобы
8
максимально использовать эти возможности.
Технология дифференцированного обучения позволяет акцентировать
внимание тренера-преподавателя на работе с различными категориями детей.
Практические занятия по физической, технической и тактической
подготовке проводятся в форме игровых занятий по общепринятой методике.
Руководителям секций рекомендуется давать занимающимся задания на дом
для
самостоятельного
совершенствования
физических
качеств
и
индивидуальной техники владения мячом.
Планируемые результаты
По окончанию программы обучающиеся должны владеть понятиями
«Техника игры», «Тактика игры», знать основные правила игры, владеть
начальными техническими приемами, применять полученные знания в игре
и организации самостоятельных занятий футболом.
Предметными
результатами
освоения,
обучающимися
содержания
программы, являются следующие умения:
овладеть начальными основами знаний, умений игры в футбол;
использовать,
полученные
теоретические
сведения
о
технике
безопасности, технике и тактике, правилах игры при практических
занятиях футболом;
иметь
представления
об
организации
самостоятельных
занятий
физическойкультурой и спортом, в частности футболом;
уметь
применять
технические
элементы,
тактические
индивидуальные икомандные действия при игре в футбол;
Метапредметными результатами являются:
применять первоначальные тактические навыки и умения при
игре вфутбол;
овладеть физическими и специальными качествами;
поддерживать
комфортную
доброжелательности,
сотрудничества,
обстановку,
включить
атмосферу
в
активную
9
деятельность, ситуации успеха.
Личностными результатами являются:
овладеть
организаторскими
навыками
и
умениями
действовать вколлективе;
проявлять дисциплинированность и ответственность;
иметь потребность к ведению здорового образа жизни.
Ожидаемый результат непосредственно проистекает из задач, поэтому
должен отражать все три заявленные в задачах составляющие: обучение,
развитие, воспитание личности учащегося.
Ожидаемым результатом прохождения программы должен стать интерес
детей к спорту, в частности, к футболу, укрепление здоровья, формирование
знаний, умений и навыков в избранном виде спорта - футбол, вовлечение в
систему регулярных занятиях спортом, и дальнейшего перехода на
дополнительную предпрофессиональную программу.
Учебный план
№
Наименование предметной области
п/п
1
Всего
часов
Инструктаж по технике
3
Безопасности
2
Техническая подготовка
20
3
Тактическая подготовка
18
4
Общая физическая подготовка
32
5
Специальная физическая
36
Подготовка
6
Игровая подготовка
14
7
Соревнования
11
8
Сдача контрольных нормативов
10
144
10
Учебно-тематический план
№ Наименованиетем
Количе
В том
п/п
ство
числе
часов
Теория
Практика
Формы
контроля
1
Вводноезанятие.
3
3
-
Опрос, беседа
2
Опрос,
Инструктаж по
технике безопасности.
Техническая подготовка (20)
2.
Тема 1. Общие
4
2
понятия.
беседа
Классификациятехники.
3.
Тема 2. Техника
4
2
2
Практическая
передвижения. Техника
работа
ударов
Зачет
по мячу.
4.
5.
Тема 3. Техника
4
2
2
Практическая
остановки мяча.Техника
работа
ведения мяча.
Зачет
Тема 4. Техника
4
2
2
Практическая
обманных движений,
работа
отбора мяча,
Зачет
вбрасывания мяча.
6.
Тема 5.
4
2
2
Техника вратаря.
Практическая
работа
Тактическая подготовка (18)
7.
Тема 1.
6
2
4
Тактика игры
Практическая
работа
Зачет
8.
9.
Тема 2.
6
2
4
Практическая
Тактика игры в
работа
нападении.
Зачет
Тема 3.
Тактика игры взащите.
6
2
4
Практическая
работа
11
Зачет
Общая физическая подготовка (32)
10.
Общая
32
15
17
физическая
Практическая
работа
подготовка
Специальная физическая подготовка (36)
11.
Специальная
36
-
36
Зачет
физическая
подготовка
Игровая подготовка (14)
12.
Игровая
14
-
14
подготовка
Практическая
работа
Соревнования (11)
14.
Соревнования
11
-
11
Зачет
Сдача контрольных нормативов (7)
15.
Сдача
7
-
7
144
34
110
Зачет
контрольных
нормативов
ИТОГО:
Тема. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.
Теория:
-инструктаж по технике безопасности;
-знакомство обучающихся с общими требованиями охраны труда, перед
началом, во время
занятия, после занятия, в аварийных ситуациях;
-гигиенические знания и навыки, закаливание.
Практика: упражнения общей физической подготовки.
Контроль: проверка знаний по технике безопасности во время занятий.
Раздел I. Техническая подготовка
12
Тема 1. «Общие понятия. Классификация техники»
Теория:
технические приёмы;
стилевые особенности в футболе;
требованиями сегодняшнего дня применительно к технике футбола
(быстрота и надежность, простота и эффективность);
классификация техники
футбола (техника полевого
игрока
и техникавратаря).
Практика:
движения с мячом и без мяча;
техника без мяча: бег и различные формы смены
направления бега игрока, техника прыжков, финты без
мяча и защитные позиции.
Контроль: проверка знаний и умений по общим понятиям,
классификациитехники полевого игрока и технике вратаря.
Тема 2. «Техника передвижения. Техника ударов по мячу»
Теория:
группы приёмов техники передвижения (бег, прыжки,
остановки,повороты);
взаимосвязь приемов и способов техники передвижения с
искусствомвладения мячом полевыми игроками и вратарем;
классификация ударов по мячу;
способы ударов по мячу ногой;
особенности траектории полета мяча.
Практика:
обычный бег,
бег спиной вперед, скрестным шагом, приставным шагом;
прыжки: толчком одной и двумя ногами;
13
остановки: прыжком и выпадом;
повороты переступанием, прыжком, поворотом на опорной ноге;
удары по мячу ногой: внутренней стороной стопы, внутренней,
средней ивнешней частями подъема, носком, пяткой.
Контроль: проверка знаний и умений по технике передвижения,
техникеударов по мячу.
Тема 3. «Техника остановки мяча. Техника ведения мяча»
Теория:
цель остановки мяча;
термин «остановка мяча»;
техника ведения мяча (способы).
Практика:
остановка мяча ногой: внутренней стороной стопы, подошвой,
подъёмом, бедром, с переводом, перевод мяча внутренней частью
подъема, переводмяча внешней частью подъема, остановка мяча
грудью, головой;
ведение мяча ногой разными способами.
Контроль: проверка знаний и умений по технике остановки мяча,
техникеведения мяча
Тема 4. «Техника обманных движений, отбора мяча, вбрасывания
мяча»
Теория:
основные приемы обманных движений: «уходом», «ударом»,
«остановкой»;
способы выполнения финтов и их разновидности;
техника отбора мяча;
эффективность использования отбора мяча;
техника вбрасывания мяча;
14
структура движения при вбрасывании.
Практика:
финт «уходом»;
«уход» выпадом;
«уход» с переносом ноги через мяч;
финт «ударом» по мячу ногой;
финт «ударом» по мячу головой;
финт «остановкой» мяча ногой;
финт «остановкой» грудью и головой;
отбор мяча в выпаде;
отбор мяча в подкате;
отбор толчком плеча;
вбрасывание мяча.
Контроль: проверка знаний и умений по технике обманных движений,
отбора мяча, вбрасывания мяча.
Тема 5. «Техника вратаря»
Теория:
техника игры вратаря;
отличительные особенности техники игры вратаря от техники игры
полевого игрока.
Практика:
ловля мяча снизу, сверху, сбоку, в падении;
отбивание мяча;
перевод мяча;
броски мяча.
Контроль: проверка знаний и умений по технике вратаря.
Тема раздела «Тактическая подготовка»
15
Тема 1. «Тактика игры»
Теория:
современная тактика футбола;
индивидуальные и групповые действия игроков.
Практика:
индивидуальные тактические действия: ведение мяча, выбор места,
финты,удары в створ
ворот, отбор, выбивание и перехват мяча;
групповые тактические действия.
Контроль: проверка знаний и умений по тактике игры.
Тема 2. «Тактика игры в нападении»
Теория:
основная задача команды, позволяющая окончить атаку
взятием воротсоперника;
средства усиления атаки.
Практика:
индивидуальные действия в нападении;
групповые действия в нападении;
командные действия в нападении.
Контроль: проверка знаний и умений по данной теме.
Тема 3. «Тактика игры в защите»
Теория:
основные задачи при выполнении защитных действий;
значение страховки игроков команды;
сущность смешанной защиты.
Практика:
индивидуальные действия в защите (передвижения, финты,
перехваты,отбивание, выбивание и отбор мяча);
16
групповые действия в защите;
командные действия в защите;
смешанная защита.
Контроль: проверка знаний и умений по тактике игры в нападении.
Тема. Общая физическая подготовка
Теория: значение общих физических упражнений для подготовки к
трудовойдеятельности, к защите
Родины.
Практика: выполнение общефизических упражнений, спортивные игры.
Контроль: проверка знаний и умений по общей физической подготовке. Тема.
Специальная физическая подготовка
Теория:
упражнения для развития умения «видеть поле»;
тактика нападения;
индивидуальные действия с мячом;
групповые действия;
тактика защиты;
индивидуальные действия;
тактика вратаря;
учебные и тренировочные игры, применяя в них изученный
программныйматериал.
Практика:выполнение
специальных
упражнений
по
физической
подготовке.
Контроль: проверка знаний и умений по специальной физической
подготовке.
Тема. Игровая подготовка
Теория: повторение правил игры, инструктаж по технике безопасности
вовремя игр.
17
Практика: общефизические упражнения, обучающие спортивные игры.
Контроль: проверка знаний и умений по игровой подготовке.
Тема. Соревнования
Теория: повторение правил игры в футбол, повторение правил по
техникебезопасности во время игры, анализ просмотренных видеофильмов.
Практика: соревновательные игры.
Контроль: проверка знаний и умений по данной теме.
Тема. Итоговое занятие. Сдача контрольных нормативов
Теория: повторениеправил по технике безопасности во время сдачи
контрольных нормативов.
Практика: сдача контрольных нормативов.
Контроль: проверка знаний и умений по данной теме.
18
1.Комплекс организационно – педагогических условий, включающий формы аттестации.
1.1. Календарный учебный график.
№
Наименование
п/п
предметной
Месяц учебного года
09
10
11 12
01
02
03
04 05
06
07
08
Всего
Аудит
часов
орные ическ ие
жуточ
занятия занятия
ная
области
Практ
Проме
аттест
ация
1
Инструктаж по технике
1
-
-
-
-
1
-
-
-
1
-
-
3
3
-
Безопасности
2
Техническая подготовка
2
2
2
2
2
2
2
2
1
1
1
1
20
10
10
3
Тактическая подготовка
2
2
2
1
1
2
2
1
1
1
1
2
18
6
12
4
Общая физическая подготовка
3
3
3
3
3
3
3
3
2
2
2
2
32
15
17
5
Специальная физическая
4
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
36
-
36
Подготовка
6
Игровая подготовка
5
4
5
14
-
14
7
Соревнования
3
4
4
11
-
11
8
Сдача контрольных
2
2
3
7
-
7
нормативов
Общий объем часов
144
34
110
15
Условия реализации программы
Программа реализуется при необходимом кадровом, материальнотехническом обеспечении и оборудовании. Занятия проводятся в спортивном
зале ФОКа, соответствующим санитарно-эпидемиологическим нормам и
технике безопасности, а так же на базе стадиона «Газовик» соответствующим
санитарно-эпидемиологическим нормам и технике безопасности.
Материально-технические условия реализации программы:
1. Футбольное поле.
2. Спортивный зал.
3. Футбольные ворота.
4. Футбольные мячи.
5. Инвентарь для проведения занятий (фишки, конусы, скакалки,
утяжелители и т.д.).
6. Гимнастические маты.
7. Шведская стенка.
8. Комплекты индивидуальной экипировки футболиста (спортивная форма
соревновательная).
9. Секундомеры
10. Звуковая и видеоаппаратура
11. Видеоматериалы о технических приёмах в футболе.
12. Квалифицированные кадры педагогических и медицинских работников.
Кадровое обеспечение.
Педагог дополнительного образования - Гришечкин Сергей Петрович,
Педагог дополнительного образования – Сапунов Виктор Васильевич.
Формы аттестации и контроля
Важным
отслеживание
моментом
результатов.
работы
по
Контроль
данной
позволяет
программе
определять
является
степень
эффективности обучения, проанализировать результаты, внести коррективы
в учебный процесс, позволяет детям, родителям, педагогам увидеть
20
результаты своего труда, создает благоприятный психологический климат в
коллективе.
Наиболее эффективной формой педагогического контроля физической
подготовленности
обучающихся
является
тестирование.
Тест
–
это
измерение или испытание, проводимое для определения способностей или
состояния человека.
Проводится
контроль
по
каждому
двигательному
качеству
и
анализирует результаты тестирования. Итоги контроля позволяют устранить
выявленные недостатки. Обучающиеся выполняют тесты в определенной
последовательности:
- на быстроту и координацию;
- на скоростно-силовые качества и гибкость;
- на силу;
- на выносливость.
Общую физическую подготовку отслеживают по положительной
динамике методом: диагностики, тестов, зачетных занятий. Наблюдение,
беседы, анкетирование проводятся для изучения педагогом изменений
внутреннего мира ребенка, его интересов, потребностей, проблем, знание
которых
позволяет
строить
воспитательную
работу
в
группе,
индивидуальные отношения с каждым воспитанником и максимально
индивидуализировать процесс обучения.
Сформированность технических навыков отслеживается педагогом:
-методом наблюдения;
-тестированием уровня физической подготовки;
-тестированием моторных способностей.
По результатам тестирования можно определить функциональное
состояние организма в целом, его адаптационные возможности в данный
момент.
21
Критерии оценки результативности
Развиваемое
физическое
Контрольные упражнения (тесты)
Норматив
Возраст
качество
Быстрота
6-7 лет
Бег на 30 м
6,5 с
Бег 60м со
12.3
старта
Челночный бег
10.2
3х10 м
Скоростно-
Прыжок в
силовые
длину с места
качества
Тройной
110 см
300 м
прыжок
Прыжок вверх
10см
со взмахом
руками
Выносливость
Бег 1000 метров
Без учета
времени
ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Оценочные
процедуры
освоения
программы
в
рамках
данной
образовательной программы осуществляются в ходе текущего контроля за
успеваемостью,
представляют
промежуточной
собой
аттестации,
совокупность
итоговой
аттестации
регламентированных
и
процедур,
организационную форму процесса оценивания, посредством которого
тренерами-преподавателями производится оценка освоения обучающимися
образовательной программы.
Оценочные
материалы,
обеспечивающие
реализацию
данной
образовательной программы представлены тестовыми заданиями по оценке
уровня физической, технической подготовки и контрольно-переводными
22
нормативами.
Тестовые задания для оценки освоения программы в части
практической подготовки.
При проведении тестирования по физической подготовке следует
обратить внимание на соблюдение требований инструкции и создания условий
для выполнения упражнений.
Подтягивание (для оценки силы и силовой выносливости мышц
плечевого пояса).
И.П. – вис хватом сверху на перекладине, руки на ширине плеч. Сгибание
рук до положения «подбородок над перекладиной», возвращение в и.п. до
полного выпрямления в локтевом суставе.
Методические указания: раскачивание тела на перекладине, сгибание ног,
перехват рук не допускаются. Критерием служит максимальное число
подтягиваний за 30 сек.
Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (для оценки уровня силовой
(динамической) выносливости мышц плечевого пояса, а так же статической
выносливости мышц спины, брюшного пресса, таза и ног).
И.П. – упор лежа. Сгибание рук до касания грудью пола (скамейки),
разгибание – до полного выпрямления рук.
Методические указания: ладони на ширине плеч, локти направлены назадв стороны. Голова, туловище и ноги составляют прямую линию, которая
сохраняется на протяжении всего выполнения упражнения. Дается одна
попытка. Фиксируется количество отжиманий при условии при условии
правильного выполнения теста в произвольном темпе без отдыха. Критерием
служит максимальное число отжиманий за 30 сек.
Поднимание туловища из положения лежа на спине (для оценки
уровня силовой (динамической) выносливости мышц брюшного пресса).
И.П. – лежа на спине, руки в замок за головой, ноги согнуты в коленях
на 90 градусов, ступни зафиксированы. Сесть, локтями коснуться коленей,
лечь.
23
Методические указания: фиксируется максимальное количество подъемов
за 30 секунд в одной попытке. Упражнение выполняется на гимнастическом
мате.
Прыжки через скакалку (для оценки уровня развития скоростных и
координационных способностей).
И.П. – скакалка сзади. Фиксируется максимальное количество прыжков за
1 минуту в одной попытке. Критерием служит максимальное количество
прыжков за 1 мин.
Бег 60 м с высокого старта (для оценки уровня развития скоростных и
координационных способностей)
Тестирование проводится на дорожке стадиона или легкоатлетического
манежа. Количество стартующих в забеге определяется условиями, при
которых бегущие не мешают друг другу. Разрешается одна попытка. После 1015 минутной разминки дается старт. Критерием, служит минимальноевремя.
Для
оценки
освоения
программы
обучающимися
в части
технической подготовки используются тестовые упражнения, перечисленные
в
таблице.
Для
обучающихся
определенных
возрастных
категорий
представлены и нормативы.
Развиваемое
Контрольные упражнения (тесты)
физическое качество
Норматив
6-7 лет
Быстрота
Бег на 30 м
6.5 с
Бег 60м со
12,3
старта
Челночный бег
10.2
3 х 10м
Скоростно -силовые
качества
Прыжок в
110 см
длину
Тройной
300 м
прыжок
24
Прыжок
10 см
вверх со взмахом
руками
Выносливость
Бег 1000
Без учета
метров
времени
Воспитательная работа.
Эффективность воспитательной работы во многом зависит от чёткости
ее планирования. В процессе воспитательной работы предполагается
использование разнообразных форм, которые подразделяются на массовые
(участие всех групп в школе), групповые (с участием одной или нескольких
групп), индивидуальные (рассчитанные на отдельных обучающихся).
Основным документом планирования является план воспитательной
работы по основным направлениям:
- Спортивно-оздоровительное;
- Гражданско-патриотическое.
План включает разделы: культурно-массовая работа, индивидуальная
работа.
Активная и творческая совместная деятельность тренеров, учителей,
родителей — залог дальнейшего совершенствования работы спортивной
школы по подготовке высококвалифицированных футболистов и воспитанию
гармонически развитых граждан нашего общества.
Требования техники безопасности в процессе реализации программы
Обеспечение безопасности обучающихся и предупреждение травм при
проведении тренировочных занятий является одной из главных задач
организации тренировочной работы.
Для
обеспечения
безопасности
занятий
футболом
обязательно
выполнение требований инструкций для обучающихся и соблюдение правил
техники безопасности.
Обязанности педагога отражены в инструкции по технике безопасности
при проведении тренировочных занятий.
25
2.5. Список литературы
1. Каменская Е. Н. Педагогика: учебное пособие / Е.Н. Каменская. – М.:
Дашков и
2007. – 320 с
2.Волков Л.В. Теория и методика детского и юношеского спорта. – Киев:
Олимпийская литература, 2002.
3. Гладышева А.А. Морфологические основы физического воспитания юных
спортсменов. - Сб. докл. II Всес. конф. по проб. юнош. спорта. - М.: 1971.
4. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и
экспериментального психологического исследования. -- М.: Педагогика,
1986. - 240 с.
5. В. Промский, Н. Ковеня, «Футзал» - современный метод подготовки,
г.Кострома, 2016 г.
6. Б. Цирик, «Игровые упражнения в тренировке футболистов» 2016 г.
7. С. Андреев, «Мини-футбол», издат. «Физкультура и спорт», 2015 г.
8. В. Варюшкин, «Тренировка юных футболистов» изд. «Физическая
культура» РФС, Москва, 2017 г.
9. М. Годик, С. Мосягин, И. Швыков «Поурочная программа подготовки
юных футболистов», Москва, 2014 г.
10. «Футбол – обучение базовой техники», Москва 2016 г., Национальная
академия футбола «Уроки футбола» час.1,2,3
11.
Ф.
Иорданская,
подготовленности
«Мониторинг
футболистов
в
физической
условиях
и
функциональной
учебно-тренировочного
процесса», изд. «Советский спорт», 2016 г.
12. Основы управления подготовкой юных спортсменов. Под общей
редакцией Набатниковой М.Я., М.: ФиС, 2012 г.
13. Юный футболист. Учебное пособие для тренеров. Под общей редакцией
Лаптева А.П. и Сучилина А.А. М.: ФиС, 2013г.
14. Теоретическая подготовка юных спортсменов. Пособие для тренеров
спортивных школ. Под общей ред. Буйлина Ю.В. и Курамшина Ю.В. М.:
ФиС, 2011 г.
26
15. Кузнецов А.А. Футбол. Настольная книга детского тренера. - М.:
Олимпия; Человек, 2007.
Перечень интернет ресурсов
1. http://www.teoriya.ru/ - теория и практика физической культуры;
2. http://amfr.ru/edu/mishka/ - сайт ассоциации мини – футбола России.
3. Общероссийский проект мини - футбол в школу;
4. http://www-rohan.sdsu.edu/dept/coachsci/index.htm - наука о тренерской
работе.
Методические материалы
Особенности организации образовательного процесса
Отличительными особенностями этих занятий будут являться:
- обеспечение постепенного нарастания величины физической нагрузки
задается определенной последовательностью в планировании физических
упражнений, имеющих разные характеристики по энерготратам;
- от начала к окончанию основной части занятия конструкция
включения физических упражнений сохраняет определенное постоянство: на
развитие быстроты - силы – выносливости;
- по сравнению с другими типами занятий по футболу, заключительная
часть более продолжительная, поскольку должна быть достаточной, чтобы
обеспечить
восстановление
организма
после
выполнения
воспитанниками значительных физических нагрузок.
Методическое обеспечение программы
Основными формами образовательной деятельности в спортивной
школе
являются
теоретические
и
групповые
практические
занятия,
тренировки по индивидуальным планам, календарные соревнования, учебные
и
товарищеские
игры,
учебно-тренировочные
занятия
в
спортивно-
оздоровительном лагере и на учебно-тренировочном сборе, занятия по
подготовке
и
сдаче
контрольных
нормативов,
воспитательно-
профилактические и оздоровительные мероприятия.
Особенности проведения занятий
27
в спортивно-оздоровительных группах (СОГ)
Задачи:
укрепление здоровья детей;
разносторонняя физическая подготовка;
устранение недостатков в физическом развитии;
обучение основам техники, индивидуальной и групповой
тактики.
Подготовка юных футболистов характеризуется широким
применением различных способов и методов тренировок, а также
упражнений из других видов спорта (плавание, легкая атлетика, подвижные
и спортивные игры), где используется игровой метод.
На этом этапе не надо планировать занятия со значительными
физическими
и
психологическими
нагрузками,
которые
допускают
использование однообразного и монотонного обучающего материала.
Во время обучения технике игры следует ориентироваться на
использование необходимого количества различных подготовительных
упражнений. Надо стабилизировать технику движения и добиваться
формирований стойких двигательных навыков. В это время у юных
спортсменов закладывается разносторонняя техническая база - такой подход
является предпосылкой для последующего технического совершенствования.
На этом этапе обучения можно привлекать юных спортсменов к
соревнованиям по общей физической подготовке, вспомогательным видам
спорта по упрощенным правилам (на малых футбольных площадках) и
выполнение контрольных упражнений для этой возрастной группы.
Организация учебно-тренировочной работы в СОГ
Основной формой учебно-тренировочного процесса являются:
групповые учебно-тренировочные и теоретические занятия, тестирование,
участие в соревнованиях и матчевых встречах.
Перевод обучающихся по годам обучения на спортивнооздоровительном этапе многолетней подготовки осуществляется при
28
условии положительной динамики прироста спортивных показателей.
Продолжительность одного учебно-тренировочного занятия не может
превышать более 2 часов.
Для
реализации данной программы необходимо наличие материальной базы:
спортивный зал, оснащенный необходимым оборудованием и спортивным
инвентарем для проведения полноценных тренировок по общей физической,
специально физической и технико-тактической подготовке, футбольное поле
и мячи.
Спортивно-оздоровительный этап
Цель — привить интерес к систематическим занятиям футболом.
Задачи: Обеспечить разностороннюю физическую подготовку обучающихся,
изучить основы техники, тактики, правила игры в футбол, освоить
теоретические сведения о гигиене и врачебном контроле.
Предполагаемый результат: обучающиеся должны усвоить процесс
игры в соответствии с
правилами
«малого
здоровье. Годовые планы конкретизируются
планов на
каждый
месяц.
На
футбола»,
укрепить
составлением
рабочих
основании
рабочих
планов
разрабатываются тематическое планирование занятий.
Основной
формой
тренировки
являются
учебно-тренировочные
занятия. Применяются комплексные и тематические занятия по физической,
технической и тактической подготовке. При планировании комплексных
уроков в занятие нельзя включать большое количество нового материала.
Теоретическая подготовка
Инструктаж по охране труда и технике безопасности на УТЗ и
соревнованиях.
Физическая культура и спорт в России. Спорт в России.
Развитие футбола в России и за рубежом.
Общее понятие о гигиене. Личная гигиена. Закаливание. Режим и
питание спортсмена.
Врачебный контроль на занятиях футболом. Самоконтроль. Оказание
29
первой медицинской помощи.
Тренировка
как процесс
формирования
двигательных
навыков.
Восстановление физиологических функций организма после различных
нагрузок.
Значение всесторонней физической подготовки. Утренняя зарядка.
Разминка перед тренировкой и игрой. Краткая характеристика средств общей
и специальной физической подготовки.
Понятие о спортивной технике. Основные недостатки в технике
футболистов и пути их устранения.
Основные понятия о стратегии, системе, тактике и стиле игры.
Моральные
качества
спортсмена:
смелость,
решительность,
настойчивость в достижении цели, чувство ответственности, взаимопомощи,
коллективизма. Психологическая подготовка.
Разбор правил игры. Права и обязанности игроков. Роль капитана
команды. Участие в соревнование как важнейшее условие непрерывного
роста и совершенствования технической и тактической подготовленности
юных футболистов.
Общая физическая подготовка
Общая физическая подготовка (ОФП) решает задачу повышения общей
работоспособности.
В
качестве
основных
средств,
применяются:
общеразвивающие упражнения, как с предметами (гантели, скакалки,
набивные мячи, гимнастические палки, обручи), так и без предметов, а также
упражнения из других видов спорта (гимнастика, акробатика,
легкая
атлетика, плавание, лыжи, спортивные игры). Все эти средства оказывают
общее воздействие на организм занимающихся, при этом развивается и
укрепляется опорно-двигательный аппарат, совершенствуются функции
внутренних
органов
и
систем,
улучшается
координация
движений,
повышается уровень двигательных качеств, укрепляются защитные функции
организма. Скоординированное развитие основных физических качеств
(силы, ловкости, быстроты, выносливости и гибкости) - необходимое условие
30
успешной подготовки футболиста.
Характеристика основных физических качеств
Сила:
-
это
способность
преодолевать
внешнее
сопротивление
или
противодействовать ему.
Сила мышц - основа движения и биологический фундамент всех
двигательных
способностей
деятельность
игрока,
человека.
обусловленную
Она
влияет
на
выносливостью,
двигательную
ловкостью
и
гибкостью. Сила мышц может проявляться без изменения их длины изометрически (в статическом режиме деятельности), сокращением длины изотонически
(в
динамическом
режиме),
увеличением
длины
-
полиметрически (в ослабляющем режиме). В футболе все эти режимы
деятельности встречаются в разных комбинациях. Говоря о физической
подготовке, занимающихся футболом мы выделяем три основные категории
силы:
- статическую силу - способность развивать максимальное усилие, в
статическом режиме деятельности. Статическая сила - основа для остальных
видов проявлений силы.
- динамической силы - способность развивать усилие несколько раз
подряд
за
определенное
время
в условиях
быстрого
движения
и
динамического режима деятельности мышц;
- взрывной силы - способность развивать максимальное усилие за
очень короткий промежуток времени (в момент удара, броска, отражения
мяча). В основе движения лежит разовое максимальное мышечное усилие с
учетом подготовки к этому движению (замах).
Для развития силовых способностей, в школьном возрасте у ребят
применяются упражнения динамического характера (в том числе упражнения
на быстроту и ловкость). Мышцы и кости детей этой возрастной категории
не подготовлены к большим силовым нагрузкам статического характера.
Поэтому максимальная нагрузка не должна превышать 30% веса учащегося.
31
Силовые упражнения обязательно следует сочетать с упражнениями на
расслабление (это позволяет предотвратить снижение гибкости мышц), а
после применения силовых упражнений, проводить легкие пробежки,
выполнять висы па перекладине или шведской стенке, растягивания,
подвижные игры. В процессе развития силы обязательно нужно использовать
тренировочные
средства,
позволяющие
мышечной
системе
быстро
восстанавливаться.
Рекомендуемые темы теоретической подготовки:
1. Общая характеристика силовых способностей.
2. Физиологические характеристики силы.
3. Средства развития силовых способностей.
Быстрота.
Быстротой называется способность выполнять в определенных условиях
какие-либо действия за возможно короткое время. В футболе, где постоянно
меняются интенсивность и динамика движений, требования к быстроте и к
скоростным качествам особенно высоки. Быстрота - это такое двигательное
качество, которое успешно развивается именно в подростковом возрасте. Вот
почему это качество необходимо развивать сразу, с первых занятий
футболом. Для развития быстроты следует подбирать хорошо усвоенные и
знакомые упражнения. В противном случае, ребята не смогут выполнять их
на предельной скорости, т.к. внимание занимающихся будет сосредоточено
на выполнении самих упражнений. Следовательно, в этом случае вы не
решите и основную задачу - развитие быстроты. Упражнения для развития
этого физического качества рекомендуется включать в тренировочные
занятия сразу же после разминки, когда организм хорошо разогрелся, а
признаки утомления еще не наступили.
Быстрота - это качество, которое подразделяется на такие понятия, как:
1. Быстрота реакции и мышления определяется временем от получения
импульса до ответа на него. Она зависит от скорости протекания нервных
процессов, а также от чувствительности рецепторов. Различаем простую
32
реакцию - ответ на один импульс (старт) и сложную - выборочную реакцию
на разные импульсы, получаемые в конкретной обстановке. Для спортивной
игры типична сложная реакция.
2. Быстрота выполнения простых игровых действий. Простые действия,
выполняемые с высокой скоростью, имеют две фазы: фазу возрастающей
скорости (стартовая скорость) и фазу стабильной скорости (спринтерская
скорость). Максимальная скорость, которую можно развить, зависит не
только от уровня скоростных данных, но и от уровня развития динамической
силы и техники движений.
3. Быстрота выполнения сложных игровых действий - это общее умение
двигаться. Мы рассматриваем комплексы движений без мяча, типичные для
любой игры: различные старты, повороты и прыжки, изменения манеры и
направления бега. В движении с мячом игрок демонстрирует координацию,
степень владения техникой. Именно освоение технической стороны игровых
действий помогает показывать ритмичную и скоростную игру.
4. Быстрота взаимодействия футболистов - это организация игры, строящаяся
на взаимосвязи отдельных звеньев играющих, которые решают (при помощи
наигранных комбинаций) типичные игровые ситуации. Характер розыгрыша
этих комбинаций определяет стиль команды, всю структуру взаимодействий
игроков.
Каждое из приведенных выше проявлений быстроты и скорости можно
развивать, как отдельно, так и в комплексе.
Между скоростью бега и быстротой реакции нет тесной связи: игрок с
быстрой реакцией не обязательно должен обладать высокими спринтерскими
данными.
Рекомендуемые темы теоретической подготовки:
1. Общая характеристика быстроты.
2. Физиологические характеристики быстроты.
3. Средства развития быстроты.
Выносливость
33
-
это
относительно
способность
высокой
к
длительной
интенсивности.
Во
двигательной
время
деятельности
занятий
футболом
выносливость подразделяют на общую и специальную.
Общая выносливость определяется способностью игрока длительный
период
выполнять
движения
средней
интенсивности,
используя
функциональные возможности организма (особенно сердечнососудистой и
дыхательной систем). Работают все группы мышц, что положительно влияет
и на специальную выносливость.
Специальная выносливость определяется способностью выполнять
(согласно
требованиям
игры)
сложную
двигательную
деятельность
продолжительное время и с высокой интенсивностью. Такая способность
зависит от возможностей организма сохранять работоспособность при
движениях с максимальной интенсивностью. Ее характеризуют быстрота и
стабильность нервных процессов. Вынослив не только утомляющийся
позднее других, но и тот, кто продолжает активные действия, несмотря на
усталость. Это значит, что высокая степень этого физического качества
предполагает и высокий уровень и моральных и, особенно, волевых качеств.
Воля - это активное проявление моральных и умственных качеств личности:
игрок видит препятствие и сознательно, усилием воли его преодолевает.
Рекомендуемые темы теоретической подготовки:
1. Общая характеристика выносливости.
2. Физиологические характеристики выносливости.
3. Средства развития выносливости.
Ловкость
- это способность быстро и точно координировать движения при
решении самых неожиданных задач во время игры. Связана она
с
комплексом физиологических и психических факторов и представляет собой
способность к движению и состояние организма. Степень ловкости
определяет умение игрока координировать свои движения. Ловкость бывает
обшей и специальной,
34
Задачи общей ловкости - расширить запас двигательных навыков.
Общая
ловкость
-
основа
ловкости
специальной,
приобретаемой
занимающимися футболом и физической подготовкой с использованием
разных форм подготовки.
Специальной ловкостью мы называем способность быстро и красиво
выполнять двигательные действия в изменяющихся условиях игры.
Специальная ловкость - это основа технической стороны игровой
деятельности, которая тесно связана с мыслительными способностями. Вот
почему, используя на занятиях упражнения на развитие этого качества,
обучающиеся вскоре начинают чувствовать, что они стали лучше думать,
воспринимать и предугадывать ход игры. Ловкость следует развивать на всех
этапах подготовки.
Рекомендуемые темы теоретической подготовки:
1. Общая характеристика ловкости.
2. Физиологические характеристики ловкости.
3. Средства развития ловкости.
Гибкость
- способность человека выполнять движения с большой амплитудой.
Она зависит от подвижности суставов, эластичности мышц и связок.
Гибкость разделяется на общую и специальную.
Общая гибкость-
подвижность во всех суставах, она обеспечивает выполнение жизненно
необходимых двигательных действий. Специальная гибкость- это гибкость
для выполнения специальных двигательных действий, где она имеет
решающее значение. Футболисту в ходе игры приходится выполнять ряд
сложных действий: удары по мячу в падении, отбор мяча в подкате и т.д.
Упражнения на развитие гибкости выполняются футболистами в
течение всего годового цикла тренировки. Особенно важны элементы
гимнастики и акробатики.
Подвижность
- способность выполнять большой объем движений с эффективным
35
использованием своих анатомо-физиологических данных, находящихся в
прямой зависимости от эластичности соединительных тканей, сухожилий и
мышц,
а
также
от
состояния
нервной
системы,
влияющей
на
работоспособность мышц и регулирующей их координационные функции.
Подвижность позволяет выполнять технически сложные игровые действия.
Рекомендуемые темы теоретической подготовки:
4. Общая характеристика гибкости.
5. Физиологические характеристики гибкости.
6. Средства развития гибкости.
Средства развития ОФП
1.Общеразвивающие
упражнения
без
предметов
(развитие
гибкости, силы,ловкости).
Упражнения для рук и плечевого пояса. Сгибание и разгибание,
вращение, махи, отведения и приведения, рывки. Упражнения
выполняются на мести и в движении.
Упражнения для мышц шеи: наклоны, вращения и повороты головы в
различных направлениях.
Упражнения для туловища.
Упражнения на формирование правильной осанки. В различных
исходных положениях - наклоны, повороты, вращения туловища. В
положении лёжа - поднимание и опускание ног, круговые движения
одной и обеими ногами, поднимание и опускание туловища.
Упражнения
для
ног:
различные
маховые
движения
ногами,
приседание на обеих и на одной ноге, выпады, выпады с
дополнительными пружинящими движениями.
Упражнения с сопротивлением.
Упражнения в парах - повороты и наклоны туловища, сгибание и
разгибание рук, перетягивание, приседание с партнёром, переноска
партнёра на спине и на плечах, элементы борьбы в стойке, игры с
36
элементами сопротивления.
2. Общеразвивающие упражнения с предметами (развитие силы, гибкости,
ловкости, быстроты).
Упражнения с мячами - поднимание, опускание, наклоны, повороты,
перебрасывание с одной руки на другую перед собой, над головой, за
спиной, броски и ловля мяча.
Упражнения на месте (стоя, сидя, лёжа) и в движении.
Упражнения в парах и группах с передачами, бросками и ловлей мяча,
Упражнения с гантелями, штангой, мешками с песком: сгибание и
разгибание рук, повороты и наклоны туловища, поднимание на носки,
приседания.
Упражнения с короткой и длинной скакалкой: прыжки на одной и
обеих ногах с вращением скакалки вперёд, назад; прыжки с
поворотами, прыжки в приседе и полу приседе.
Упражнения с малыми мячами - броски и ловля мячей после
подбрасывания вверх, удара о землю, в стену. Ловля мячей на месте, в
прыжке, после кувырка в движении.
3. Акробатические упражнения (развитие ловкости)
Кувырки вперёд в группировке из упора присев, основной стойки,
после разбега. Длинный кувырок вперёд. Кувырки назад. Соединение
нескольких кувырков.
Перекаты и перевороты.
4. Подвижные игры и эстафеты (развитие ловкости, быстроты, силы).
Игры с мячом, бегом, прыжками, метанием, сопротивлением, на
внимание, координацию.
Эстафеты встречные и круговые с преодолением полосы препятствий
из гимнастических снарядов, переноской, расстановкой и собиранием
предметов, переноской груза, метанием в цель, бросками и ловлей
мяча, прыжками и бегом в различных сочетаниях перечисленных
37
элементов.
5.Легкоатлетические
упражнения
(развитие
быстроты,
ловкости,
выносливости).
Бег на 30, 60, 100, 300, 400, 500, 800м.
Кроссы до 1000 м (в зависимости от возраста), 6-минутный бег.
Прыжки в длину и высоту с места и с разбега. Тройной прыжок с места
и с разбега.
Многоскоки. Пятикратный прыжок с места.
6. Спортивные игры.
ручной мяч,
баскетбол,
волейбол,
хоккей с мячом (по упрощенным правилам).
Специальная физическая подготовка
Упражнения для развития быстроты.
упражнения для развития стартовой скорости: по сигналу рывки на 5-
10 м из различных исходных положений: стоя, лицом и т.д. Эстафеты с
элементами старта. Подвижные игры.
Упражнения для развития дистанционной скорости: бег змейкой между
стойками, бег прыжками, эстафетный бег, обводка
препятствий
(на
скорость), переменный бег на дистанцию 50-100м (15-20 мин с макс.
Скоростью, 10-15 м медленно и т.д.
Упражнения для развития скорости: бег с быстрым изменением
способа передвижения, с изменением направления (до 180°), бег с
изменением скорости, «челночный бег»: 2х10, 4х5,4х10,2х15 и т.п.,
выполнение элементов техники в быстром темпе, бег с «тенью».
Для вратарей: рывки из ворот (на 5-15м) на перехват или отбивание
высоко летящего мяча, на прострел мяча, рывки на 2-3 м из различных
положений с последующей ловлей или отбиванием мяча, ловля теннисного
38
мяча.
Упражнения для развития скоростно-силовых качеств.
Приседание с отягощением (гантели, набивными мячами, штанга для
подростков весом 40-70% веса спортсмена) с последующим быстрым
выпрямлением. Прыжки на одной ноге, затем с отягощением. Спрыгивание
(40-80 см) с последующим прыжком вверх. Эстафеты с элементами бега,
прыжков, переноса тяжестей. Вбрасывание набивного мяча на дальность,
удары на дальность. Толчки плечом партнера, борьба за мяч.
Для вратарей: отталкивание от стены ладонями, пальцами, сгибание
рук в лучезапястных суставах, с гантелями с кистевыми амортизаторами,
сжимание теннисного мяча, ловля и броски набивного мяча (бросаемого
одним или двумя партнерами с разных сторон), из упора лёжа — хлопки
ладонями, прыжки в сторону с толканием двумя ногами, приставными
шагами и с отягощением.
Упражнения для развития специальной выносливости.
Переменный бег, кроссы с изменением скорости.
Многократно
повторяемые
технико-тактические
упражнения
(повторные рывки с мячом с обводкой стоек, ударом по воротам).
Игровые
упражнения
с
мячом
большой
интенсивностью,
тренировочные игры с увеличенной продолжительностью.
Для вратарей: ловля мяча с падением при выполнении ударов по
воротам с минимальным интервалом 3-5 игроками.
Упражнения для развития ловкости.
Прыжки с разбега толком одной и обеими ногами, доставая высоко
повешенный мяч головой, руками, ногой, тоже самое с поворотом на 90-180°.
Прыжки вверх с поворотом с имитацией удара головой, ногами.
Кувырок вперед и назад, в сторону через плечо.
Жонглирование мячом, чередуя удары бедром, стопой, головой.
Парные и групповые упражнения с ведением мяча, обводкой стоек,
обманными движениями.
39
Для
вратаря:
прыжки
с
короткого
разбега,
доставая
высоко
повешенный мяч руками, кулаком, тоже с поворотом на 180°. Упражнения со
скакалкой. «Колесо» с места, с разбега. Кувырок назад в стойку. Переворот
вперёд с разбега.
Техническая подготовка
Эти виды подготовки при проведении занятий по футболу можно
назвать основой обучения, в процессе которого обучающиеся осваивают
технико-тактические тонкости, учатся отрабатывать и совершенствовать
игровые комбинации, углубляют знания и способности.
Техническая и тактическая подготовка включает в себя освоение
специальных знаний и умений управлять мячом, а также обучение и
совершенствование взаимодействий в игровых упражнениях и самой игре,
развитие творческих способностей игроков.
Специальные знания при обучении - это процесс накопления
обучающимися навыков и умений для дальнейшего формирования базы
последующих действий футболистов в игре.
Обучающиеся футболу должны знать биомеханическую структуру
движения,
а
также
физиологические
и
биологические
процессы,
происходящие в организме во время учебно-тренировочных занятий, игры.
Все эти знания, получаемые в процессе обучения и закрепления, повышают
результативность действий, убыстряют процесс умения играть в футбол.
Техническая и теоретическая стороны игры - неотделимые части всей
деятельности футболиста на поле в каждой игровой ситуации.
Основой игровых действий футболистов в игре является техника, как
главное оружие игроков. В спортивных играх техника должна быть
стабильной и одновременно гибкой, разнообразной и неотделимой от
тактики. Техническая оснащенность помогает играющему решать ту или
иную игровую ситуацию, поэтому в процессе обучения необходимо
постоянно расширять арсенал технических приемов, которые должны прочно
усваиваться и закрепляться.
40
«Техника» определяется, как способ «двигательного действия, с
помощью
которого
двигательная
задача
решается
целесообразно,
с
относительно большей эффективностью». Необходимо обеспечить игрокам
целесообразную технику, которая представляет собой приспособление
образцового варианта к индивидуальным особенностям игрока.
Прежде чем приступить к освоению основных технических приемов
игры необходимо:
1. Разучивание технических приемов начинать с сильной ноги, т.е. с той,
которой легче бить по мячу. После освоения этих действий -переходить к
разучиванию приемов другой ногой.
2. Закреплять технические приемы в обстановке, приближенной к игровой.
3. Отрабатывать технические приемы систематически до устойчивого
правильного выполнения.
Особенности обучения техническим приёмам:
В группах СОГ обучение должно быть с помощью специальных
упражнений,
чтобы
обучающиеся
овладели
множеством
простых
технических приемов и освоили широкий арсенал двигательных навыков.
Упражнения должны быть простыми и доступными, выполняя их нужно на
месте или на малой скорости, по неподвижному или катящемуся мячу, без
сопротивления.
Обучение техническим элементам или приемам происходит с
сокращением времени на обработку мяча, с пассивным сопротивлением в
упражнениях, где применяются обманные движения, с разучиванием
дополнительных технических приемов и использованием их в сочетании с
ранее усвоенными.
Выбор технических средств конкретной игровой ситуации и игры в
целом требует рассматривать тактику не изолированно, а только в связи с
технической обученностью, тогда игроки смогут научиться творчески и
быстро выбирать и использовать именно те технические приемы, которые
больше всего подходят в данной ситуации. Обучение и совершенствование
41
игровых тактических комбинаций, как совместных действий футболистов,
проводятся практически так же, как обучение и совершенствование действий
отдельного игрока.
На учебно – тренировочных занятиях главное внимание следует
уделять сыгранности и взаимопониманию в малочисленных составах на
ограниченных площадках (1х1, 2х1, 2х2, 3х2 и т.д.), не забывая
совершенствовать технику движений у каждого с мячом и без мяча.
Вершина технической и тактической подготовки - освоение игровой
системы, которая представляет собой новую ступень в действиях игрока,
способного подчинять индивидуальные способности игровым возможностям
команды.
Постоянный эффективный контакт с мячом - ключ к успеху в обучении
игре.
Успех в работе с мячом - это оптимальное повторение большого
количества приемов, которыми жаждут овладеть молодые игроки и это
является основой обучающих процессов.
Эффективное обучение приемам работы с мячом и использование их в
играх является основополагающим для игроков, чтобы через обучение они
приобщались к большой игре.
На занятиях футболом легче использовать жизненную энергию
обучающихся на развитие чувства мяча, которое является лучшим мотивом
для дальнейшей практики и обучению игре.
Овладение техническими приемами дает возможность уверенно
продолжать движение вперед и получать большое удовольствие от игры. Из
всего многообразия технических приемов футболистов в период обучения
необходимо, прежде всего, освоить четыре основных упражнения и десять двенадцать упражнений по их совершенствованию, после чего дельнейшее
обучение происходит быстрее и более эффективно.
Тактическая подготовка
В футболе не бывает «чистой» техники. Она подчинена в игре тактике
42
и выполняет только те функции, которые необходимы для решения
тактических задач. Научится искусно владеть мячом можно только в живом и
тесном взаимодействии этих двух взаимообуславливающих компонентов
футбола.
Важно научить занимающихся следующим тактическим действиям:
оценивать расстановку сил (своих и противника); определять положение
мяча в конкретный момент игры, направление полёта мяча, предугадывать
действия
партнёров,
анализировать
разгадывать
складывающуюся
замыслы
противников,
обстановку,
выбирать
быстро
наиболее
целесообразную контрмеру и эффективно применить её.
Основными задачами тактической подготовки является:
1. Овладение основами командных тактических действий в нападении и
защите.
2. Совершенствование тактических умений с учётом амплуа футболиста.
3. Формирование
умений
эффективного
использования
технических
приёмови тактических действий в зависимости от определенных условий
и внешних факторов.
4. Развитие способности к быстрым переключениям от нападения к защите
и от защиты к нападению.
Тактическая подготовка подразделяется на тактику нападения и тактику
защиты.
Тактика нападения
Индивидуальные действия без мяча. Правильное расположение на
футбольном поле. Умение ориентироваться, реагировать соответствующим
образом на действие партнёров и соперника. Выбор момента и способа
передвижения для «открывания» на свободное место с целью получения
мяча.
Индивидуальные действия с мячом. Целесообразное использование
изученных способов ударов по мячу. Применение необходимого способа
остановок в зависимости от направления, траектории и скорости мяча.
43
Определение игровой ситуации, целесообразной для использования ведения
мяча, выбора способа и направления ведения. Применение различных видов
обводок (с изменением скорости и направления движения с
мячом,
изученные финты) в зависимости от игровой ситуации.
Групповые действия. Взаимодействия двух и более игроков. Уметь
точно и своевременно выполнить передачу в ноги партнёру, на свободное
место,
на
удар;
короткую
или
среднюю
передачи,
низом
или
верхом. Комбинация «игра в стенку». Выполнять простейшие комбинации
при стандартных положениях: начале игры, угловом, штрафном и свободном
ударах, выбрасывании мяча (не менее одной группе).
Тактика защиты
Индивидуальные
действия.
Правильно
выбирать
позицию
по
отношению опекаемого игрока и противодействовать получению им мяча,
т.е. осуществлять «закрывание». Выбор момента и способа действия (удара
или остановки) для перехвата мяча. Умение оценивать игровую ситуацию и
осуществить отбор мяча изучаемым способом.
Групповые
действия.
Противодействие
комбинации
«стенка».
Взаимодействие игроков при розыгрыше противником «стандартных»
ситуаций.
Тактика вратаря. Уметь выбрать правильную позицию в воротах при
различных ударах в зависимости от «угла удара», разыгрывать удар от своих
ворот, ввести мяч в игру (после ловли) открывшемуся партнёру, занимать
правильную позицию при угловом, штрафном и свободном ударах вблизи
своих ворот.
Особенности методики тактической подготовки
Цель тактической подготовки научить игроков наиболее эффективно
использовать силы и возможности для победы над соперником. Игрокам
важно овладеть различными тактическими вариантами и уметь ими
воспользоваться в разнообразных соревновательных условиях. Особенности
методики на данном этапе требуют:
44
1. Индивидуального подхода к игрокам при изучении сложных технико-
тактических приёмов.
2. Изучения командной тактики в условиях общепринятой игры 11х11.
3. Определение игровых амплуа игроков.
4. Углубления теоретической подготовки, направленной на изучение правил
игры, а также групповых и командных действий (тактических), проявления
самостоятельности в решении игровых ситуаций.
Рекомендуемые темы теоретической подготовки на все года:
Индивидуальные технические действия в защите и в нападении без
мяча.
Индивидуальные технические действия в защите и в нападении с
мячом.
Групповые технические в защите и в нападении действия.
Темы теоретической подготовки тактика нападения:
Индивидуальные тактические действия без мяча (определение игровых
амплуа игроков).
Индивидуальные тактические действия с мячом.
Групповые тактические действия (изучения командной тактики в
условиях общепринятой игры 11х11).
Темы теоретической подготовки тактики защиты:
1. Индивидуальные тактические действия.
2. Групповые тактические действия.
3. Тактика тактические вратаря.
Учебные и тренировочные игры
Игровая подготовка включает: учебные игры, спортивные игры,
эстафеты.
Учебные игры: Закрепление технических и тактических навыков
воспитанников в игровой обстановке происходит в учебных играх. Они
проводятся либо на одной половине площадки, либо на всей площадке.
Ученикам дается задание по пройденному учебному материалу.
45
Игру на одной стороне площадки проводят так. Повторяя какой-либо
учебный материал (например, взаимодействие двух-трех игроков с заслоном,
наведением или пересечением, а также игру в защите по системе «игрок
игрока» на своей половине поля или в области штрафного, предлагают одной
команде в течение 5-10 мин только нападать, а другой - только защищаться.
Затем команды меняются ролями, и в игре репетируют указанные педагогом
технические и тактические приемы. Педагог следит за правильностью
выполнения отдельных приемов и дает ученикам указание, если нужно
исправить ошибки.
В дальнейшем учебная игра на половине площадки проводится опятьтаки со специальным заданием, но смена нападающих и обороняющихся
происходит по-другому. Если, атакующие поразили ворота, то снова
нападают. А если обороняющиеся перехватили мяч при передаче соперников
или подобрали его рядом с воротами, то команды меняются ролями.
Победительницей считается команда, забившая больше голов.
Проводя учебную игру по всей площадке или двустороннюю игру, педагог
вводит некоторые условности и дает воспитанникам определенные задания.
1. Если команда забьёт гол, то она снова нападает. В такой игре удобно
шлифовать технику защиты и справлять ошибки футболистов. Остановив
игру и указав на грубую ошибку, педагог тут же демонстрирует правильное
выполнение приема.
2. Учебная игра 5 х 5. В каждой команде по 6-7 игроков. Запасные
входят в игру только после попадания в ворота их команды. Вновь
вышедший на площадку игрок заменяет того партнера, который опекал
соперника, забросившего мяч и начинает держать того же соперника.
3. Учебная игра с ограничениями. Например, запрещается вести мяч
больше 2-3 раз. При нарушении этого условия мяч переходит во владение
соперников.
4.Учебная игра с дополнительными условиями: правильно выполнять
технические приемы. Например, игрок может терять мяч, если во время
46
ведения не укрывает мяч туловищем или управляет мячом ближней к
сопернику ногой.
В учебных играх происходит освоение теоретических знаний,
проводимых в форме бесед продолжительностью 10-15 минут. Обучающиеся
осваивают следующие темы:
Основы игры в футбол: Владение мячом. Командные действия. Игра в
нападении и защите. Игра вратаря.
Установка на игру и разбор её проведения: Значение предстоящей
игры. Анализ игры всей команды и отдельных игроков.
Причины
выполнения или невыполнения соревновательной задачи.
Спортивные игры: Одним из средств подготовки юных футболистов
являются спортивные игры (баскетбол, хоккей, ручной мяч, пионербол), так
как все эти игры являются командными и их в значительной степени
объединяет общность игровых действий (индивидуальные, групповые,
командные).
Использование
спортивных
игр
при
подготовке
юных
футболистов обеспечивает, прежде всего, хорошую функциональную
подготовку,
способами,
учит
умению
учит
передвигаться
взаимодействию
по
площадке
участников
различными
игры,
развивает
игровое мышление. Вырабатывает командный дух, характер и волю к победе.
Эстафеты: Для развития быстроты и ловкости, как наиболее важных
качеств
футболиста,
используются
разнообразные
эстафеты
(с
препятствиями, в парах, скоростные, круговые, с предметами и
без
предмета).
Рекомендуемые темы теоретической подготовки на все года:
Методы
организации
подвижных
игр.
Эффективность
игровых
действий. Правила и организация игр.
Виды спортивных игр. Значение спортивных игр при подготовке юных
футболистов. Правила и организация спортивных игр (баскетбол,
гандбол, волейбол и т.д.).
Виды эстафет (с препятствиями, в парах, скоростные, круговые, с
47
предметами и без предмета и др.). Особенности организации
проведения эстафеты.
Соревнования
При подготовке юных футболистов по программе, предусматривается
проведение соревнований:
1. Внутригрупповые
Проводятся по общей физической подготовке, по подвижным и спортивным
играм, учебные игры по футболу.
2. Межгрупповые
Проводятся в виде соревнований по общей физической подготовке между
группами.
3. Районные и городские
Проводятся в виде товарищеских встреч и турниров уровня района, города.
48