программа Я волонтер Вахмистрова 2024

2

I Комплекс основных характеристик программы
1. Пояснительная записка.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Я
- волонтёр» имеет социально-гуманитарную направленность, по уровню
освоения – разноуровневая: стартовый, базовый, по степени авторства является
модифицированной, по форме организации образовательного процесса – очная.
Программа разработана в соответствии со следующими нормативно –
правовыми документами:
Федеральным Законом РФ от 29.12.2012 г.№ 273 «Об образовании в РФ»;
Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9.11.2018 г. №
196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной
деятельности

по

дополнительным

общеобразовательным

программам»;

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 No 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.
3648-20

"Санитарно-эпидемиологические

требования

к

организациям

воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"
Федеральным проектом «Успех каждого ребенка» (утвержден протоколом
заседания комитета по национальному проекту «Образование» от 07.12.2018 г.
№3;
Письмом Минобрнауки России №09-3242 от 18.11.2015 «Методические
рекомендации

по

проектированию

дополнительных

общеразвивающих

программ (включая разноуровневые программы)»
Уставом МБУДОДДТ р.п. Башмаково и Положением о дополнительной
общеразвивающей программе.
Актуальность программы.
Задача социального становления личности ребенка сегодня является
важной и актуальной. От того, какие ценности будут сформированы у детей
3

сегодня, от того насколько они будут готовы к новому типу социальных
отношений, зависит путь развития нашего общества и в настоящее время, и в
будущем. В связи с этим важную социально-значимую роль приобретает
организация деятельности по созданию условий для социального становления
подростков, развития их социальной активности.
Участие

в

общественно

направленной

деятельности,

социально

признаваемой и одобряемой, позволяет подростку осознать и оценить себя,
приобрести уверенность в себе и своей значимости для других, формирует у
подростка общественно направленную мотивацию.
Миссия нашего волонтерского объединения – внести вклад в физическое и
нравственное оздоровление общества, сделать жизнь окружающих светлее и
ярче. Мы понимаем, что невозможно заставить человека жить здоровой и
гармоничной жизнью, если он этого не хочет. Но мы можем помочь ему
осознать ответственность за свою жизнь и поставить его в ситуацию свободного
выбора. Иначе говоря, сформировать его социальную компетенцию.
Активная жизненная позиция, умение взаимодействовать и включаться в
проект, умение получать и передавать информацию – это то, чем должен
обладать волонтер для успешной работы. Все это будет формироваться в
процессе подготовки волонтеров – на профилактических и обучающих занятиях,
на занятиях тренингах, учебах и сборах. По принципу «равный – равному»
волонтеры будут передавать сверстникам информацию на днях профилактики и
«добрых уроках», в выступлениях на сцене, в ролевых и интерактивных играх.
Обучая других, будут обучаться сами.
Особую

актуальность

в

настоящее

время

приобрел

вопрос

использования дистанционных образовательных технологий и электронного
обучения, где основными формами дистанционного процесса обучения
являются практико-ориентированные учебные занятия, творческие и онлайнмастер-классы, тематические праздники, акции, онлайн-задания, интерактивные
лекции. Работа в волонтерском отряде поможет ребятам поменяться внутренне,
и даже внешне. Сам подросток обретет самоуважение, станет уверенным и в то
4

же время научится проявлять толерантность и уважение к окружающим.

В

процессе освоения программы учащийся получает личную книжку волонтера,
которая согласно Закону Российской Федерации №839 от 28.июля 2014 года
«Об

утверждении

программам

Порядка

высшего

приема

на

обучение

образования»,

дает

по

образовательным

возможность

получить

дополнительные баллы при зачислении в высшее учебное заведение.
Новизна предлагаемой программы заключается в выборе метода обучения
данному виду общественной деятельности. В основу программы положен
«Цикл Колба» формируется
практического

обучение через опыт, согласно которому, у учащихся

личный социальный опыт в четыре этапа: приобретение
опыта

в

добровольческой

деятельности;

критическое

осмысление полученного опыта; обдумывание полученного знания его анализ и
оценка; эксперимент по применению на практике полученных теоретических
знаний, через реализацию социального проекта.
Отличительной особенностью программы.

Анализ отдельных программ

дополнительного образования по волонтерской деятельности, показал, что
отличие программы «Я – волонтёр» от уже существующих программ состоит в
следующем:
- изменения в разделе «Содержание программы» (введение новых тем в
учебный план, а именно включение направлений деятельности РДШ);
- программа подразумевает изучение направлений Российского движения
школьников, такие как: гражданская активность, личностное развитие, военнопатриотическое, информационно – медийное;
- изменения в количестве часов для изучения тем;
- в структурировании тем по разделам.
Такой подход позволяет получить определенный опыт по организации
социально - значимой деятельности, формировать готовность к осознанному
выбору участия в волонтерской деятельности в любом из направлений.
Обучение по данной программе рассчитано на 2 года и представляет собой
систему взаимосвязанных творческих заданий, деловых игр и тренингов,
5

проводятся обсуждения и дискуссии на интересные темы, в процессе которых
отрабатываются навыки руководства малым коллективом или группой, техника
ведения разговора, спора, умение упорядочить точки зрения, достигать согласия
и находить решения в группе. Обучающийся получает поддержку и уважение
сверстников, имеет возможность приобрести новых друзей, иметь практику
общественной жизни, он чувствует себя нужным и способным помочь
множеству людей, оказавшихся в трудной ситуации.
В связи с переходом на смешанное обучение в программе используются
преимущественно информационно-коммуникационные технологии, которые
позволяют интенсифицировать формы и методы традиционных подходов к
обучению.
В результате обучения по программе осваиваются такие предметные
области как:
-

общественные

мировоззренческой,
гражданской
Приверженности

науки,

что

ценностно-смысловой

идентичности,
ценностям,

способствует
сферы

учащихся,

поликультурности,
закрепленным

формированию
российской

толерантности.

Конституцией

Российской

Федерации; формирование навыков критического мышления, анализа и
синтеза, умений оценивать и сопоставлять методы исследования, характерные
для общественных наук; формирование целостного восприятия всего спектра
природных, экономических, социальных реалий;
-

математика и информатика, что способствует развитию представлений о

роли информатики и ИКТ в современном обществе, понимание основ правовых
аспектов использования компьютерных программ и работы в Интернете;
формирование представлений о влиянии информационных технологий на
жизнь человека в обществе; принятие этических аспектов информационных
технологий. Осознание ответственности людей, вовлеченных в создание и
использование информационных систем, распространение информации;
6

-

физическая

культура,

экология

и

основы

безопасности

жизнедеятельности, что создает условия для развития экологического
мышления, навыков здорового, безопасного и экологически целесообразного
образа жизни, понимание рисков и угроз современного мира; знание правил и
владение навыками поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях
природного, социального и техногенного характера; владение умением
сохранять эмоциональную устойчивость в опасных и чрезвычайных ситуациях,
а также навыками оказания первой помощи пострадавшим; умение действовать
индивидуально и в группе в опасных и чрезвычайных ситуациях;
-

индивидуальный проект, что способствует формированию навыков

коммуникативной,
мышления;

учебно-исследовательской

способности

интеллектуальной

к

инновационной,

деятельности;

деятельности,
аналитической,

формированию

навыков

критического
творческой,
проектной

деятельности, а также самостоятельного применения приобретенных знаний и
способов действий при решении различных задач.
-

Педагогическая целесообразность.
Проблемы социальной активности и социального воспитания в последние

годы стоят как никогда остро. Большая часть того, что учащиеся слышат и
видят о социальных проблемах общества в средствах массовой информации, не
только не готовит их к будущей жизни, а, наоборот, делает безответственными
по отношению к представителям старшего поколения, исторической памяти
народа.
И тем острее встаёт вопрос о развитии социальных компетенций учащегося,
формировании его активной гражданской позиции, воспитании традиционных
человеческих ценностей: милосердия, сострадания, сохранение семейных
традиций, уважения к национальной аутентичности и исторической памяти
народа,

гордости

за

свою

страну.

Участие

в

социально-значимой

добровольческой деятельности способно вызвать позитивные изменения в
личности.

Добровольческая

деятельность

предоставляет

учащемуся

возможность:
7

-

проявить себя в различных моделях взаимодействия, приобрести навыки,

необходимые

в

дальнейшей

жизни,

для

ответственного

лидерства

и

исполнительской деятельности;
-

сориентироваться в различных видах профессиональной деятельности,

получить реальное представление о предполагаемой профессии или выбрать
направление профессиональной подготовки;
-

овладеть полезными социальными и практическими навыками напрямую

не относящимися к профессиональному выбору человека, но важными для
жизни.
Цель

программы:

формирование

активной

гражданской

позиции

учащихся путем включения в добровольческую деятельность, формирование
коммуникативных социальных, профессиональных компетенций.
Задачи программы.
Развивающие:
-

развивать социальную одаренность и социальную компетентность

-развивать

«универсальные»

компетенции:

критическое

мышление,

креативность, умение работать в команде, коммуникативные навыки, навыки
социального проектирования
-

развивать личностные качества и социально-эмоциональный интеллекта:

ответственность, инициативность, стремление к саморазвитию и самопознанию,
саморегулирование, эмпатийность.
-

Обучающие:

-

обучить основам социального проектирования на примере создания и

реализации добровольческих проектов
-

обучить практикам социального творчества и активности

-

обучить основам работы с единой информационной системой для

добровольцев «ЕИС ДОБРО РФ».
Воспитательные:

8

-

на

основе

идейных

принципов

добровольчества

воспитывать

патриотическую личность; формировать у учащихся активную гражданскую
позицию.
Программа направлена на формирование общественной активности
личности учащихся. Ориентирована на развитие мотивации к занятию
добровольческой деятельностью в различных ее направлениях.
В результате освоения программы учащийся приобретет не только навыки
волонтерской активности, но и приобретет знания в области медиаинформационных технологий.
Адресат программы: данная программа предназначена для

учащихся

среднего и старшего школьного возраста 14-18 лет, имеющих склонности к
проявлению

социальной

активности

и

занятию

общественно-полезной

деятельностью. Именно в этом возрасте у учащихся проявляется осознанная
потребность в самоопределении. Процесс развития личности в этот период
тесно связан с возрастными особенностями, которые оказывают значительное
влияние

на

формирование

личности.

Средний

школьный

возраст

характеризуется появлением ряда специфических черт, важнейшими из
которых являются стремление к общению со сверстниками и появление в
поведении признаков, свидетельствующих о

желании

утвердить свою

самостоятельность, независимость, личностную автономию.
В старшем школьном возрасте сильнее становятся индивидуальные различия в
интеллектуальной деятельности, что связано с развитием самостоятельного
мышления, интеллектуальной активности, творческого подхода к решению
задач. При таких разных возрастных особенностях среднего и старшего
школьного возрастов объединяющим является занятие любимым делом.
Условия набора учащихся: для реализации программы принимаются все
желающие в возрасте 14-18лет, без предварительного отбора и готовые
заниматься добровольческой деятельностью.
Объем и срок реализации программы
9

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа «Я - волонтёр»
рассчитана на 2 года обучения для первого года обучения - 216 ч. и второго
года обучения – 216 ч.
Продолжительность занятий: 2 раза в неделю по 3 час. 1 академический часа
- 45 мин. с 10 минутным перерывом.
Режим проведения занятий:
Количество часов в неделю: 6 часов для первого года обучения и 6 часов для 2
года обучения.
Форма обучения: очная.
Особенности организации образовательного процесса: программа включает
два уровня усвоения материала.
На стартовом уровне (первый год обучения) обучающиеся знакомятся с
историей развития добровольчества в России и мире; с направлениями
добровольческой

деятельности

и

пробуют

свои

силы

в

организации

деятельности добровольческого отряда, что создает благоприятные условия для
развития мотивации к дальнейшему занятию добровольчеством.
На базовом уровне (первый и второй год обучения) раскрываются основные
теоретические аспекты различных видов добровольческой деятельности в
социальном направлении и основы социального проектирования. Разработка и
реализация социального проекта позволяет отработать полученные базовые
знания в сфере социального добровольчества на практике.
Предоставляет обучающимся возможность получить навыки социальной
активности

в

различных

направлениях

добровольческой

деятельности.

Включает в себя подготовку добровольцев по различным социально - значимым
вопросам, развивает коммуникативные умения, организаторские навыки,
знания по технологии командной работы, реализации социальных проектов,
совершенствование навыков лидерского поведения, расширение опыта участия
в общественно-значимых акциях и проектах. Готовности к осуществлению

10

добровольческой деятельности в сфере патриотического и экологического
волонтерства.

2.Планируемые результаты освоения программы
К концу первого года обучения
обучающиеся будут знать:
-

историю возникновения и развитии волонтерского движения в России и

мире;
-

основы работы с разными возрастными категориями граждан.

-

основы волонтерской этики;

-

права и обязанности добровольцев;

-

что такое социальный проект и социальная акция;

-

формы и методы проведения социально-значимых мероприятий и акций;

-

основы написания социальных проектов. - основные направления

детского добровольчества:
обучающиеся будут уметь:
-

организовать группу детей для проведения с ней социальной акции;

-

самостоятельно адаптировать предложенное занятие для определенного

возраста детей;
-

разработать и изготовить необходимый дидактический материал;

-

работать в графических редакторах и приложениях по созданию

информационных буклетов, презентаций, плакатов;
-

организовать и провести социально-значимое мероприятие;

-

самостоятельно разработать проект;

-

анализировать осуществимость планируемого мероприятия и результаты

своей деятельности.

11

К концу второго года обучения
обучающиеся будут знать:
-основы медиаволонтерства;
-основы онлайн-волонтерства;
-основы патриотического волонтерства;
-

принципы работы волонтеров культуры;

-

основы эковолонтерства;

-

основные

ежегодные

добровольческие

акции

и

мероприятия

регионального и федерального уровня, а также по направлениям РДШ;
основы работы в единой информационной системе для добровольцев

-

«ЕИС ДОБРОРФ»:
обучающиеся будут уметь:
организовывать и проводить социально-значимые акции различной

-

направленности: культурной, патриотической, экологической и т. д.;
-

писать пост и пресс-релизы;

-

взаимодействовать с представителями старшего поколения;.

-

пользоваться интернет платформами для добровольцев и участников

РДШ;
пользоваться личной книжкой волонтера.

-

3.Содержание программы

Учебно-тематический план 1-го года обучения
№

Название темы/раздела

п\п

Количество часов
всего

теория

3

2

Форма аттестации

практика и контроля

Стартовый уровень
1

Вводное занятие.

1

беседа

Введение в образовательну
ю программу «Я волонтёр».
12

2

Кто такие добровольцы?

6

2

4

беседа

3

Направления

6

2

4

беседа

3

1

2

беседа

3

1

2

Беседа

3

1

2

Беседа

3

1

2

Беседа

6

2

4

Беседа

16

2

14

беседа

16

2

14

беседа

9в

2

7

презентация

добровольческой
деятельности
4

Я - доброволец!
Добровольческий отряд.

5

Детский добровольческий
отряд (объединение). Что это
такое?

6

Актив добровольческого
отряда.

7

Лидер добровольческого
отряда – его роль и
обязанности.

8

Выбираем

направление

работы отряда.
9

Имидж добровольческого
отряда

10

Подготовка
информационной компании о
добровольческом отряде

11

Презентация

отряда

образовательных
организациях
Основы социального проектирования (базовый
уровень)
12

Что такое социальный

3

1

2

беседа

3

1

2

беседа

6

1

5

беседа

проект?
13

Этапы социального
проектирования

14

Как описать проблему?

13

15

Социологическое

6

1

5

беседа

6

1

5

Практические

исследование – поиск
информации.
16

Инструменты подготовки
анкет для исследования

17

Постановка цели проекта

упражнения
3

1

2

Практические
упражнения

18

Формулировка задач проекта

3

1

2

Практические
упражнения

19

Формируем команду проекта

3

1

2

беседа

20

Планирование мероприятий

12

2

10

Практические

проекта
21

Создаем календарный план

упражнения
3

1

2

Практические
упражнения

22

Оценка проекта

3

1

2

Практические
упражнения

23

Бюджет проекта

3

1

2

Практические
упражнения

24

PR-компания проекта

6

1

5

Презентация

25

Реализация социального

42

-

42

Практические

проекта

упражнения

26

Презентация проекта

37

2

35

презентация

27

Итоговое занятие

3

-

3

беседа

216

33

183

Итого

Содержание программы 1-го года обучения
Тема1. Вводное занятие. Введение в образовательную программу «Я волонтёр».

14

Теория: Вводный инструктаж. Общие правила безопасности. Знакомство с
группой. Знакомство с программой. Что такое единая информационная система
для добровольцев? Как работает ресурс. Какие возможности дает для
добровольца. Личная книжка волонтера.
Практика: Регистрация учащихся в единой информационной системе для
добровольцев «ЕИС ДОБРО РФ». Создание личного кабинета. Регистрация
личной электронной книжки волонтера.
Контроль: беседа.
Тема 2. Кто такие добровольцы?
Теория: Волонтерская деятельность её цели и задачи. Добровольчество и
социальные

обязанности:

в

чем разница?

Нормативно

добровольческой (волонтерской) деятельности.
образовательного

ресурса

для

правовая

база

Возможности

добровольцев

«Доброуниверситет» в системе «ДОБРО РФ». Просмотр информационного
ролика по теме на странице «Доброуниверситета».
Практика: обсуждение материалов ролика. Ролевая игра «Я – доброволец» на
разграничение

понятий

социальные

обязанности

и

добровольческая

деятельность. Работа с методическим пособием «Тетрадь добровольца»: ответы
на вопросы.
Контроль: беседа
Тема 3. Направления добровольческой деятельности
Теория:

Направления

волонтерской

деятельности.

Добровольчество

в

медицине. Волонтеры культуры. Волонтеры спасатели. Волонтеры Победы.
Социальное волонтерство. Событийное волонтерство.
Практика: обсуждение и анализ достижений добровольческих организаций
региона.
Ролевая игра погружение в деятельность добровольца.
Контроль: беседа.
15

Тема 4. Я - доброволец!
Теория: Почему люди становятся добровольцами? Как известные личности
принимают участие в волонтерской деятельности. В чем отличие от
благотворительности и добровольчества. Знакомство с историей успешной
деятельности добровольцев (просмотр фильма «Доброволец» 2019).
Практика: выполнение упражнений в рабочей тетради: «Волонтер это…»,
«Мои достижения». Написание мини-эссе «Почему я решил стать волонтером?
Контроль: беседа.
Тема 5. Детский добровольческий отряд (объединение). Что это
такое?
Теория: знакомство с федеральной программой «Ты решаешь» асоциации
волонтерских центров. Знакомство с понятием и признаками детского
добровольческого объединения, его возможностями. Знакомство с практиками
работы успешных детских добровольческих отрядов.
Практика: обсуждение и анализ деятельности известных добровольческих
отрядов. Ролевая игра "Мой день в отряде".
Контроль: беседа
Тема 6. Актив добровольческого отряда.
Теория: что такое актив отряда? В чем заключаются функции активистов,
распределение обязанностей.
Практика:

тестирование

на

лидерские

способности

(Е.Жариков,

Е.

Крушельницкий) / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социальнопсихологическая диагностика развития личности и малых групп. – М. 2002.
C.316-320)
Контроль: беседа
Тема 7. Лидер отряда – его роль и обязанности.
Теория: кто такой лидер отряда? Ответственность и обязанности лидера
команды.
16

Практика: тест «Капитан или пассажир?» (Е. Жариков, Е. Крушельницкий) /
Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая
диагностика развития личности и малых групп. – М. 2002. C.316-320).
Контроль: беседа

Тема 8. Выбираем направление работы отряда.
Теория: Основные направления социального волонтерства. Деятельность
социальных организаций, фондов и НКО Пензенской области. Проекты
Детского

Фонда,

Фонда

местного

сообщества

«Гражданский

союз»,

Российского движения школьников.
Практика: выполнить задания в рабочей тетради «В чем именно нуждаются
люди?», «Кому вы готовы помочь?», «Какие вы знаете социальные и
медицинские учреждения, где может быть востребована помощь волонтеров?»
Контроль: беседа
Тема 9. Имидж добровольческого отряда.
Теория: понятие «имидж». Определение миссии отряда. Понятие «логотип»,
слоган (девиз).
Практика: работа с информационными ресурсами на сайте программы «Ты
решаешь» (заполнение карточки отряда). Разработка эскиза логотипа отряда.
Презентация эскизов, выбор и утверждение лучшего.
Контроль: беседа
Тема 10. Подготовка информационной компании о добровольческом
отряде.
Теория: что такое информационная компания. Планирование информационной
компании, способы проведения. Графический редактор

Postlab, Postro.

Текстовый редактор Word.
Практика:

работа

с

графическими

редакторами:

PostLab

(мобильное

приложение по созданию плакатов и коллажей), Postro(редактор плакатов,
листовок). Работа с шаблонами Word.
17

Контроль: презентация.
Тема 11. Презентация отряда.
Теория: формы презентации волонтерского отряда: флешмоб, ролики на
школьных площадках, пресс-релиз и пост-релиз в соцсетях.
Практика: подготовка реквизита для флешмоба. Проведение флешмоба на
территории ОУ. Написание пост- и пресс-релизов для размещения в
социальных сетях.
Контроль: презентация.
Тема 12. Что такое социальный проект?
Теория: понятие «социальный проект». Границы социального проекта.
Социальная проблема. Результат проекта и способы его измерения.
Практика: обсуждение возможных проблем в окружающем социуме. Поиск и
выявление проблемы для социального проекта. Поиск путей решения:
обсуждение возможных вариантов, анализ подобных проектов имеющих
успешную реализацию.
Контроль: беседа.
Тема 13. Этапы социального проектирования
Теория: понятие «этапы проекта». Границы и сроки реализации этапов
проекта.
Практика: работа в личном кабинете Добро Университет. Просмотр и
обсуждение видеопрезентации «Этапы социального проекта». С целью
закрепления полученных знаний, дать ответы на контрольные вопросы в
тетради. Сделать опорные записи в рабочей тетради.
Контроль: беседа.
Тема 14. Как описать проблему?
Теория: понятие «проблема» социального проекта. Актуальность проблемы.
Причины проблемы и ее развитие. Уникальность решаемой проблемы.

18

Практика: Ролевая игра «Как определить проблему социального проекта?», с
целью закрепления полученных знаний, дать ответы на контрольные вопросы в
рабочей тетради.
Контроль: беседа
Тема 15. Социологическое исследование – поиск информации.
Теория:

источники

информации

для

исследования.

Социологическое

исследование – как инструмент работы над социальным проектом. Статистика.
Средства массовой информации, как источник информации. Опрос и
анкетирование.
Практика: Игра-тренинг «Как проводить социологическое исследование?», с
целью закрепления полученных знаний, дать ответы на контрольные вопросы в
рабочей тетради.
Контроль: контрольное упражнение.
Тема 16. Инструменты подготовки анкет для исследования
Теория: сервисы и приложения для создания опросов и анкет (GoogleForms,
Survio, SurveyMonkey, Testograf).
Практика: просмотр и обсуждение видео-уроков по работе с приложениями.
Создание анкеты в GoogleForms.
Контроль: контрольное упражнение..
Тема 17. Постановка цели проекта
Теория: понятие «цель» проекта. Технология SMART.
Практика: Просмотр и обсуждение видео-урока «Цель проекта», с целью
закрепления полученных знаний, дать ответы на контрольные вопросы в
рабочей тетради.
Контроль: контрольное упражнение.
Тема 18. Формулировка задач проекта
Теория:

понятие

индикатор.

«задачи».

Количественный

индикатор.

Качественный

Практика: Просмотр и обсуждение видео-урока «Определение
19

задач проекта», с целью закрепления полученных знаний, дать

ответы на

контрольные вопросы в рабочей тетради.
Контроль: беседа.
Тема 19. Формируем команду проекта
Теория: что такое команда проекта? Как понять, кто нужен в команде? На что
ориентироваться при подборе членов команды?
Практика: Игра-тренинг «Как сформировать команду проекта?», с целью
закрепления полученных знаний, дать ответы на контрольные вопросы в
рабочей тетради.
Контроль: беседа
Тема 20. Планирование мероприятий проекта
Теория: понятие «мероприятие проекта». Исполнители, сроки и ресурсы
мероприятия. Метод обратного планирования. Диаграмма Ганта.
Практика: работа в разделе рабочей тетради «Планирование мероприятий
проекта»:

составление

плана

проекта,

выделение

ключевых

событий,

формирование команды для отдельных мероприятий проекта. С целью
закрепления полученных знаний, дать ответы на контрольные вопросы в конце
урока.
Контроль: беседа.
Тема 21. Создаем календарный план
Теория: сервисы и приложения, в которых можно создавать календарный план.
MicrosoftExcel, Trello, GooglCalendar,Bitrix.
Практика: создание плана с использованием приложения.
Контроль: контрольное упражнение.
Тема 22. Оценка проекта
Теория: что и когда нужно оценивать в проекте. Индикаторы оценки проекта.
Практика: Просмотр и обсуждение видео-презентации

«Как оценивать

проект?», с целью закрепления полученных знаний, дать ответы на
контрольные вопросы в рабочей тетради.
20

Контроль: беседа.
Тема 23. Бюджет проекта
Теория: понятие «бюджет проекта». Структура бюджета проекта. Алгоритм
составления

бюджета

проекта.

Варианты

финансирования

социальных

проектов.
Практика: Обсуждение и анализ возможных способов финансирования
проекта.
Составление плана по привлечению возможных спонсоров проекта.
Контроль: беседа.
Тема 24. PR-компания проекта
Теория: понятие «PR-компания». Аналитический этап социальной PRкампании. Средства реализации социальной PR-компании. Критерии оценки
эффективности социальной PR-компании.
Практика: разработка и проведение PR-компании на странице отряда в
социальной сети «Вконтакте» и «Телеграмм».
Контроль: презентация.
Тема 25. Реализация социального проекта
Практика: работа над проектом в соответствии с планом мероприятий.
Подготовка и реализация мероприятий проекта. Ведение дневника проекта.
Ведение записей в рабочей тетради.
Контроль: презентация проекта
Тема 26. Презентация проекта
Теория: правила публичного выступления. Правила написания текста
презентации. Правила создания презентации в приложении. Как работать с
готовым шаблоном презентации социального проекта.
Практика: создание презентации в приложении. Защита презентации
(публичное выступление). Работа с готовым шаблоном.
Контроль: контрольное упражнение.
Тема 27. Итоговое занятие
21

Практика: тестирование по итогам освоения материала первого года обучения.
Анализ и обсуждение результатов добровольческой деятельности за год: анализ
достижений отряда и отдельных членов команды. Построение перспектив
развития деятельности отряда на следующий год.
Контроль: беседа.
Учебно-тематический план 2-го года обучения
(базовый уровень)
№

Название темы/раздела

п\п

Количество часов

Форма аттестации и

всего

теория

практика

контроля

1

Вводное занятие.

3

3

-

беседа

2

Основы оказания помощи

9

2

7

творческий конкурс на

пожилым людям
3

Основы

лучшую листовку
событийного

36

8

творческий

28

волонтерства

«Лучший

конкурс

пригласительный

билет».

4

Волонтерство

в

сфере

36

8

28

защита проекта.

культуры
5

Онлайн-волонтерство

12

2

10

беседа

6

Эковолонтерство

54

3

51

творческий конкурс.

7

Основы

15

3

12

Индивидуальная беседа

15

3

12

Защита проектов

33

6

27

Творческое задание

3

1

2

Защита презентаций

216

39

177

медиа-

волонтерства
8

Патриотическое

волонтерство
9

Волонтеры

Победы.

Волонтеры лета.
10

Итоговое занятие
Итого

22

Содержание программы 2-го года обучения
Тема 1. Вводное занятие
Теория: вводный инструктаж. Общие правила безопасности. Знакомство с
программой курса второго года обучения.
Практика: обсуждение и анализ изменений и достижений в сфере
добровольчества.
Контроль: беседа
Тема 2. Основы оказания помощи пожилым людям
Теория: механизм оказания волонтерской помощи. Санитарно-гигиенические
нормы для волонтеров. Особенности взаимодействия с пожилыми людьми.
Действия волонтеров в экстренных и нестандартных ситуациях.
Практика: Мастер-класс по работе с пожилыми людьми от активистов
движения Волонтеры. Изготовление тематических листовок в приложении и
пакете Ворд.
Контроль: творческий конкурс на лучшую листовку.
Тема 3. Основы событийного волонтерства
Теория:

что

такое

событийное

волонтерство?

История

событийного

волонтерства в России. Права и обязанности участников событийного
волонтерства. Кто такой событийный волонтер и что он должен уметь?
Функции событийного волонтера. Цели и этапы волонтерской программы.
Набор и отбор волонтеров. Подготовка и обучение событийного волонтера.
Структура

организации

на

мероприятии.

Что

вам

дает

событийное

волонтерство. Какие сервисы предоставляются событийному волонтеру.
Стратегии развития в событийном волонтерстве. Знакомство с программой
мобильности волонтеров. Основные направления программы мобильности
волонтеров.
23

Практика: Составление плана участия в общешкольных мероприятиях в
качестве событийных волонтеров. Изготовление реквизита, пригласительных
буклетов, афиш к основным общешкольным мероприятиям и региональным и
федеральным акциям.
Контроль: творческий конкурс «Лучший пригласительный билет».
Тема 4. Волонтерство в сфере культуры
Теория:

история

формирования

культурного

волонтерства

в

России.

Программа «Волонтеры культуры». Направления культурного волонтерства.
Ценность волонтерской деятельности для государства и учреждений культуры.
Зарубежный опыт работы с волонтерами в сфере культуры.
Практика: Подготовка реквизита для

районных акций и мероприятий:

«Масленица», «От зерна до каравая», «Рождественские чтения» и т.д.,
проведение тематических экскурсий по историческим местам Башмаковского
района, подготовка и проведение мастер-классов. Составление проекта
«Экскурсионный тур по родному краю».
Контроль: защита проекта.
Тема 5. Онлайн-волонтерство
Теория: знакомство с понятием «онлайн-волонтерство». Задачи и возможности
добровольчества в сети интернет.
Практика: онлайн взаимодействие с благотворительными организациями
Пензенской области: репосты основных событий Пензенского отделения
Российского Детского фонда, фонда «Гражданский союз», «Рука помощи»,
Российского движения школьников.
Контроль: беседа.
Тема 6. Эковолонтерство

24

Теория: Большой мир эковолонтерства. Экологическая культура волонтера.
Организация

экологических

сопровождение
организации

акций

экологической

волонтерской

и

флешмобов.

волонтерской

уборки

Информационное

деятельности.

на природной

территории.

Основы
Основы

организации акции по приёму вторсырья и просвещению в сфере раздельного
сбора

отходов.

Акции

по

приёму

опасных

отходов

(батареек,

электроники).Знакомство с движением «Добровольные лесные пожарные».
Основы волонтерства в приютах для безнадзорных животных
Практика: Организация и проведение акций по сбору вторсырья, батареек на
территории

микрорайона.

Участие

во

всероссийских,

региональных

и

муниципальных экологических акциях «Покормите птиц», «Зеленая планета».
«Чистый поселок». Изготовление и раздача информационных буклетов,
листовок.
Контроль: творческий конкурс.
Тема 7. Основы медиа-волонтерства
Теория: понятие «медиа-волонтерсво». Задачи и значение работы медиаволонтеров. Отличие медиа-волонтерства от онлайн-волонтерства. Отличие
статьи от поста в социальных сетях. Этика журналиста. Ответственность за
информацию и содержание статьи.
Практика: Подбор материала и написание статей и постов на странице
отряда. Контроль: индивидуальная беседа.
Тема 8. Патриотическое волонтерство
Теория: Патриотическое волонтерство. Задачи и значение работы волонтеров в
данном направлении. Знакомство с успешными практиками в реализации
добровольческих проектов патриотического направления.
Практика: организация и проведение патриотических акций регионального и
федерального уровня. Акции, посвященные дням воинской славы России.
25

Акции и мероприятия, посвященные памятным датам России, Героям
Отечества. Создание проектов.
Контроль: защита проектов.
Тема 9. Волонтеры Победы. Волонтёры лета
Теория:

знакомство

с

движением

«Волонтеры

Победы».

История

возникновения и развития движения в России и за рубежом. Задачи и значение
работы Волонтеров Победы. Основные акции и направления работы.
Практика: подготовка и проведение акций и мероприятий для ветеранов ВОВ
Пензенского района (изготовление поздравительных буклетов, изготовление
сувениров к праздничным датам и Дню Победы). Организация и участие в
акции «Георгиевская ленточка», «Сад Победы», «Окна Победы», «Письма
Победы», «Свеча Памяти». Составление плана на лето. Встреча с волонтерами
других добровольческих объединений.
Контроль: творческое задание.
Тема 10.Итоговое занятие
Теория: подведение итогов работы объединения. Презентация достижений
активистов отряда. Оценка деятельности отряда за два года обучения.
Практика: презентация личных достижений учащихся. Написание эссе «Мой
опыт добровольца».
Контроль: защита презентаций.
II. Комплекс

организационно-педагогических условий

реализации

программы
1.Календарно – учебный график
1 год обучения
месяц сентяб
рь

октяб ноя

декаб

янва

февр

рь

рь

рь

аль

брь

март

апрель май

Итого
в учеб
год

Кол-

4

4

4

4

4

4

4

4

4

36
26

во
нед.
Кол-

8

8

8

8

8

8

8

8

8

72

24

24

24

24

24

24

24

24

24

216

март

во
зан.
Колво
час.
2 год обучения
меся

сентяб

октяб ноя

декаб

янва

февр

ц

рь

рь

рь

рь

аль

Кол-

брь

апрель май Итого в
учеб год

4

4

4

4

4

4

4

4

4

36

8

8

8

8

8

8

8

8

8

72

24

24

24

24

24

24

24

24

24

216

во
нед.
Колво
зан.
Колво
час.

2.Условия реализации программы

1.Учебный кабинет,

оборудованный МФУ и

интерактивной доской,

компьютером, ноутбуком с выходом в интернет.
2.Доступ к обучающей платформе для добровольцев ЕИС ДОБРО
3.Методички для добровольцев.
4.Дневник добровольца. 5. Канцтовары.
6. Графические редакторы и приложения: PostLab, Postro, MicrosoftExcel, Trello,
GooglCalendar,Bitrix, ZohoShow.
3. Формы контроля и подведения итогов реализации программы.
27

В результате освоения программы происходит развитие личностных
качеств, общекультурных и специальных знаний, умений и навыков,
расширение опыта творческой деятельности.
Вводный контроль: проводится в начале обучения с целью выявления
способностей учащихся.
Промежуточная аттестация - после изучения разделов программы, реализации
акций и проектов.
Формы организации учебного занятия:
Программа «Я – волонт1р» предусматривает теоретические, практические и
индивидуальные занятия.
Теоретические занятия проводятся в виде групповых, развивающих,
обучающих занятий, сборах, бесед и т.д. Состав группы 15 чел. Практические
занятия

проводятся

в

виде

игр,

конкурсов,

акций.

Оформление

информационных стендов, плакатов, листовок.
В каждой теме программы «Я - волонтёр», есть теоретическая и
практическая часть. Теоретическая часть включает сведения о сущности,
правовых аспектах, истории становления и развития волонтерского движения.
Особое внимание уделяется формам и видам волонтерской деятельности.
Практическая часть работы направлена на получения навыков взаимодействия
в команде, социального проектирования, проведения мероприятий в форматах
волонтерской деятельности.
4. Методическое обеспечение программы:
Эффективность

занятий

в

значительной

степени

определяется

применением разнообразных форм и методов обучения:


объяснительно-иллюстративный метод,



репродуктивный метод,



метод проблемного изложения,



частично-поисковый, или эвристический метод,



игры,
28



тренинги,



коллективные мероприятия,



мастер – классы,



акция
Для реализации поставленных целей и задач используется линейный

принцип

построения

содержания.

Он

выражен

в

последовательном

расположении тем программы для постепенного освоения содержания.

5. Список литературы.
Литература для педагога:
1. Н.И. Горлова, Д.Т. Маковецкая «Сборник волонтерских практик в сфере
культуры» методические рекомендации. // электронное издание 2019г.
2 .С.В. Ерофеев «Настольная книга медиа-волонтера» – М.: ГБУ города Москвы
«Мосволонтёр», 2018. – 82 с
3.

Львова С. В. Организация волонтерского движения в образовательной

организации:
учеб.-метод. пособие : в 3 ч. / С. В. Львова, Л. Ю.
Овчаренко, Ю. В. Челышева – Москва: Перо, 2018 – Ч. 1
– 101 с.

4.

Обучение служением: Методическое пособие / Под редакцией О.В.

Решетникова, С.В.
Тетерского. - М.: АВЦ, 2020. — 216 с
29

А. С. Федоров, В. А. Зотова Методическое пособие «Модель школьного

5.

добровольческого отряда». – М.: Издательство «Перо», 2018. – 101 с.
Литература для учащихся и родителей: 1. Дневник волонтера. Рабочая
тетрадь для учащихся 8-10-х классов / Сост. О.И. Ефимова.
Под ред. О.И. Ефимовой, А.Н. Бубновой. — М.: АНО «ЦНПРО», 2015. —
32 с. 2. 100 причин стать волонтером. Непридуманные истории о
волонтерстве в казенных учреждениях. — М.: 1000 бестселлеров, 2019. —
400 с.
Интернет ресурсы:
1.

https://roseco.su/2020/04/online-course/

2.

https://dobro.ru/

3.

https://www.mchs.gov.ru/deyatelnost/dobrovolchestvo-volonterstvo-v-

mchs-rossii
4.

https://www.mchs.gov.ru/deyatelnost/bezopasnost-grazhdan

5.

https://xn--b1agpccjfbucrelc9ign.xn--p1ai/

6.

https://volonterkultury.ru/

Приложение №1.
Критерии оценки результатов аттестации
Критерии оценки уровня теоретической подготовки обучающихся:
№

ФИО

Соответствие

Широта

Свобода

Осмысленность и

п\п

обучаю

уровня

кругозора в

восприятия

свобода

щегося

теоретически

данной

теоретической

использования

х знаний

образовательно

информации

специальной

программным

й области

терминологии.
30

требованиям

Критерии оценки уровня практической подготовки обучающихся:
№

ФИО

Соответствие

Свобода

Качество

Технологичность

п\

обучаю

уровня

владения

выполнения

практической

п

щегося

развития

специальным

практического

деятельности

практических

оборудованием

задания

умений и

и оснащением

навыков
программным
требованиям

Критерии оценки уровня воспитанности обучающихся, уровня развития:
№

ФИО

п\п

обучающ
егося

Критерии оценки уровня воспитанности

Критерии оценки уровня
развития детей

Культура

Культура

Культура

Осмысленн

Творческое

Развитость

поведения

межличност

организаци

ость и

отношение

специальн

ных

и

свобода

к

ых

отношений

практическ

использова

выполнению

способност

ой

ния

практическ ого

ей

деятельност

специально

задания

и

й
терминолог
ии.

31

Уровни сформированности учебной деятельности обучающихся
низкий

средний

высокий

Незнание или слабое

Осознание приема,

Осознание приема, сохранение

знание приема,

умение вспомнить и

его в памяти, умение

неумение

сформулировать его с

самостоятельно его

сформулировать его

помощью извне

сформулировать

Выбор нужного приема

Выбор нужного приема

Самостоятельный выбор

и применение его по

с небольшой помощью

нужного приема, усвоение

образцу только с

извне и самостоятельное

способа деятельности по образцу

помощью педагога

применение по образцу.

с вариациями

Осознание легко
различимых связей
между приемами
Непонимание связей

Осознание легко

Глубокое осознание связей

между приемами

различимых связей

между приемами

между приемами
Узнавание ситуаций

Самостоятельное

Самостоятельное и творческое

применения приемов с

узнавание наиболее

применение приемов в

большой помощью

типичных ситуаций

различных ситуациях

извне и в зависимости

применения приемов

от ситуаций
Неумение

Умение обобщать и

Обобщение и самостоятельное

самостоятельно

сформулировать прием

нахождение приемов решения

обобщать способы

решения несложной

учебных задач

деятельности при

учебной задачи с

решении учебных

помощью педагога

задач
32

Неумение

Осуществление

Самостоятельное осуществление

осуществлять

перестройки и перенос

перестройки и переноса приема в

перестройку и перенос

приема с помощью

различных ситуациях

приема

педагога и в несложных
ситуациях

Отсутствие умения и

Самостоятельное

Самостоятельное применение

навыка

применение приема на

приема на уровне навыка

самостоятельного

уровне умения

применения приема
Низкий темп учебной

Средний темп учебной

Высокий темп учебной

деятельности, ее

деятельности,

деятельности, устойчивый

исполнительский

неустойчивый интерес к

интерес, потребность в

характер, отсутствие

ней

творческих действиях

интереса к ней

33


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».