программа песенно игровой фольклор Тимина

1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Песенно-игровой

фольклор»

художественной

направленности,

продвинутого уровня освоения; апробирована и реализуется в детском
объединении фольклорно-этнографическом ансамбле «Яблонька» МБУДО
Дом детского творчества р.п.Башмаково Башмаковского района Пензенской
области.
Программа разработана в соответствии с действующими нормативно правовыми документами:
• Федеральный Закон РФ от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в РФ»;
• Федеральный Закон от 31 июля 2020 года № 304-ФЗ «О внесении
изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»
по вопросам воспитания обучающихся»;
• Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении порядка организации и
осуществления

образовательной

деятельности

по

дополнительным

общеобразовательным программам»;
• "Санитарно-эпидемиологические

требования

к

организациям

воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи",
утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.09.2020 г. N 28 «Об утверждении санитарных
правил СП 2.4.3648-20».
• Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 № 678-р «Об
утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до
2030 г.»;
• Национальный проект «Образование» (утвержден Президиумом Совета
при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам
(протокол от 24.12.2018 г. № 16);
• Целевая модель развития региональной системы дополнительного

образования детей (приказ Министерства просвещения РФ от 3 сентября 2019
г. № 467);
• Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих

программ

(включая

разноуровневые

программы)

(разработанные Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО «Московский
государственный

педагогический

университет»,

ФГАУ

«Федеральный

институт развития образования», АНО ДПО «Открытое образование», 2015
г.) (Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242);
• Устав МБУ ДО ДДТ р.п. Башмаково;
• «Положение

о

дополнительной

общеобразовательной

общеразвивающей программе МБУ ДО ДДТ р.п. Башмаково.
Актуальность данной программы обусловлена вектором развития
современного общества, который заключается в формировании гражданской
идентичности подрастающего поколения, в данном случае путем приобщения
к национальной культуре, что подтверждается основными стратегическими
документами на уровне региона и Российской Федерации. Народная песня и
народная манера пения, наряду с языком – важнейшее составляющее русской
этнической культуры. Они передают дух нации, чувства и переживания
людей, в них отражаются обычаи и вера народа. Народное пение – это вид
музыкального

искусства,

в

котором

объединяется

множество

наук:

фольклористика, этнография, музыкально-поэтическое творчество, история.
Новизна программы состоит в том, что автором активно используется
песенный и этнографический материал Башмаковского района Пензенской
области, а также во включении в образовательный процесс курса
«Волонтерская деятельность».
Отличительная особенность программы заключается в построении
учебного

материала,

исходя

из

цикличности

народного

календаря,

повторности и периодичности обрядовых песен, танцев, закличек и т.д. Это
позволяет учащимся не просто изучать устный и музыкальный материал, но и
проживать обряды, праздники, обычаи.

Также

на

продвинутом

уровне

программа

предполагает

выбор

учащимися одного из двух образовательных маршрутов: «Я – артист»,
нацеленного на совершенствование исполнительского мастерства учащихся,
или «Я – исследователь», предполагающего формирование у учащихся
компетенций в сфере проектирования и исследовательской деятельности.
Педагогическая целесообразность определена тем, что программа
направлена на приобщение каждого ребенка к народной музыкальной
культуре. Применение же различных форм и методов обучения в зависимости
от возрастных особенностей, начиная с игровой деятельности для старших
дошкольников и заканчивая проектной и исследовательской деятельностью
для старшеклассников, позволяет учащимся добиться отличных результатов
не только в изучении фольклора, но и в образовании в целом.
Цель программы - воспитание активной, творческой личности,
уважающей культуру и традиции своего народа.
Задачи:
- формирование устойчивого интереса учащихся к народной русской
культуре и истории родного края;
- практическое освоение различных видов народного искусства России,
Поволжья, Пензенской области;
- воспитание этнокультурной толерантности;
- развитие музыкальных, вокальных и пластических способностей
учащихся с учётом индивидуальных особенностей и склонностей;
- формирование современных компетенций и грамотностей посредством
участия в добровольческой деятельности, этнографических экспедициях,
исследовательской и проектной деятельности.
Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной
программы от 7 до 16 лет.
Дети младшего школьного возраста (7-10 лет) находятся в большой
эмоциональной зависимости от педагога. Так называемый эмоциональный

голод - потребность в положительных эмоциях значимого взрослого - во
многом определяет их поведение. Учитывая это, программа предусматривает
создание

положительного

эмоционального

фона

занятий.

Яркость,

зрелищность ансамблевых исполнений вызывают высокий эмоциональный
отклик у детей. Особо следует отметить, что дети при пении пользуются
смешанным типом дыхания, а значит для достижения положительных
результатов

нужно

учитывать

эти

особенности:

все

упражнения

соответствуют возрасту, на начальном этапе распевки проходят в умеренном
темпе, с отслеживанием чистоты интонации. Для детей 7-10 лет очень важно
наличие опор в виде поведенческих и словесных клише: «как надо делать»,
«как надо говорить», а также использование народных пословиц, поговорок,
например, «кончил дело, гуляй смело». Особенно они значимы в трудных
ситуациях, где присутствует эмоциональное напряжение, и требуется
быстрота действий.
В 11-14 лет происходит бурное психофизиологическое развитие детей.
Это пора достижений, стремительного наращивания знаний, умений,
становление «Я». Специфическая для подростков реакция группирования со
сверстниками проявляется в повышенном интересе к общению с ними,
ориентации на выработку групповых норм и ценностей. Коллективное
творческое дело объединяет и воспитывает детей. Особое значение имеет
обсуждение результатов и действий, позволяющее повысить творческий
уровень коллектива в целом. В певческом плане учащиеся 11-12 лет не только
работают над приобретенными навыками певческого мастерства, но и, как
усвоившие прием «правильно брать» дыхание, могут показать и проследить
за младшими учащимися; активно участвуют в подготовке концертной
программы, атрибутов, костюмов, включаются в этнографическую работу.
Учащиеся 14-16 лет оттачивают творческие навыки, работают над
решением

задач

профессионального

самоопределения,

самосовершенствования. В этом возрасте формируются профессиональные
интересы, потребность в труде, способность строить жизненные планы,

утверждается самостоятельность личности. Занятия в ансамбле помогают
учащимся в создании своего стиля, что у многих перерастает в сознательный
выбор профессии, т.е. в профессиональное самоопределение.
Порядок зачисления на программу
Группы формируются из всех желающих без предварительного отбора.
Для освоения программного материала группы комплектуются из учащихся с
разницей в возрасте 2-3 года, что позволяет при обучении учитывать
возрастные особенности и способности детей и принцип постепенного
усложнения программного материала: на первом году изучаются и
обыгрываются несложные сюжетные игры, как в текстовом, так и в
методическом плане. На втором году обучения - более сложные по
содержанию обрядовые игры, на третьем году –исследовательская и
проектная деятельность.
Срок реализации образовательной программы 4 года:
1 год – стартовый уровень.
2, 3 год – базовый уровень.
4 год – продвинутый уровень.
Режим занятий соответствует возрасту учащихся:
1 год обучения – 2 раза в неделю по 2 часа, 184 часов в год.
2 год обучения – 2 раза в неделю по 3 часа, 276 часов в год.
3 год обучения – 2 раза в неделю по 3 часа, 276 часов в год.
4 год обучения – 2 раза в неделю по 3 часа, 276 часов в год.
Форма обучения – очная.
Занятия групповые. Оптимальная наполняемость группы: 12-15 человек.
Виды, формы и особенности проведения занятий
По количеству учащихся: фронтальная, групповая, работа в подгруппах,
работа в парах.
По особенностям коммуникативного взаимодействия:
Занятие- игра: проигрывание игр-песен.

Занятие-беседа, занятие-семинар: изложение теоретических сведений,
иллюстрация

их

примерами,

наглядными

пособиями,

видео-

и

аудиоматериалами.
Практические занятия: разучивание песен, игр, осваивание основ
хореографии, игра на шумовых инструментах.
Занятие – постановка: отработка концертных номеров, развитие
актерских способностей.
Занятие- концерт: выступление с творческой программой.
Самостоятельная работа: выполнение учащимися творческих заданий,
создание игровых образов, самостоятельный выбор средств для передачи
образов, пение импровизаций, подготовка домашних заданий.
Занятие – экскурсия: посещение концертов, музыкальных фестивалей,
спектаклей, выставок и т.д.
Формы организации образовательного процесса зависят от возрастных
особенностей учащихся и дидактических целей. Так, для дошкольников
ведущий вид деятельности игра. Именно через игру дети перенимают
народную манеру пения, вникают в историю народного творчества. Для
учащихся младшего школьного возраста применяется большее разнообразие
форм и методов организации занятий (творческие мастерские, посиделки,
выставки, мастер-классы, праздники, презентации, спектакли, участие в
концертах и спектаклях, фестивалях, конкурсах). Для учащихся 12-17лет
широко применяется проектная и исследовательская деятельность.
Воспитательный потенциал программы
Образование и воспитание неразрывно связано между собой. От
воспитания у детей и подростков отношения к национальной культуре,
традициям народа, к окружающей природе и др. зависит внутренний мир
человека, его нравственные качества, гражданская позиция в обществе, в
коллективе. Воспитательная работа в детском объединении ведётся
постоянно:

посещение

музеев,

выставок,

организуются

посещения

концертов фольклорных профессиональных и самодеятельных коллективов.
Учащиеся всех возрастных групп совместно с педагогом и родителями
организуют творческие встречи, праздники,

вечера и «посиделки» с

песнями, играми танцами, чаепитием, участвуют в народных праздниках
«Масленица», «Рождество», «Троица».
Особое значение имеет участие всех учащихся, начиная с 1 года
обучения, в волонтерской деятельности. Начиная с 3 года обучения
учащиеся пробуют себя в роли организаторов социальных акций, операций,
дел, трудовых десантов, устанавливают шефство над ветеранами.
Залогом успеха коллектива является преемственность поколений, где
старшие

учащиеся

являются

помощниками

педагогов,

«хранителями

традиций» коллектива и наставниками младших. Для детей 1 года обучения
проводится традиционный ритуал Посвящения в ансамбль, после которого
они становятся активными участниками всех дел и мероприятий.
Работа с родителями
Родители активно привлекаются к работе коллектива, к организации
праздников, экскурсий, поездок на конкурсы и фестивали, пошиву костюмов,
изготовление атрибутов.
С родителями проводятся собрания, встречи, консультации на темы:
«Возрастные особенности

музыкального

развития

детей»,

«Роль

народного искусства в воспитании ребёнка», «Семейные традиции» и т.д.
Для родителей проводятся концерты, открытые занятия, отчётные
концерты, мастер – классы.
Особенности организации образовательного процесса
Программа предполагает три уровня освоения.
Стартовый уровень (1 год обучения)
Главная задача - заинтересовать и увлечь учащегося народным пением;
формировать коммуникативные навыки. Педагогический процесс направлен
на развитие музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной отзывчивости,

освоение народной манеры в «узкообъёмных» песнях: колядках, веснянках.
Обучение предусматривает активное использование наглядного материала
(предметы быта, фотографии, иллюстрации), просмотр видеофильмов.
Учащиеся знакомятся с народными приметами, народными играми,
пословицами, поговорками, произведениями устного народного творчества и
народным фольклором. Уже с первого года обучения учащиеся включаются в
волонтерскую деятельность в качестве участников.
Базовый уровень (2,3 год обучения)
Задача - совершенствовать знания и умения в области народного пения,
хореографии, актёрского мастерства. Развивать творческую активность,
чувство ансамбля и самостоятельное осмысливание исполнения народных
песен. Воспитывать любовь к родной земле, уважение к традициям своего
народа, целеустремлённость, чувство коллективизма. Учащиеся исполняют
ритмически более сложные песни – плясовые, хороводные;

изучают

календарные песни; закрепляют навыки ансамблевого пения, поют песни,
записанные в фольклорных экспедициях. Знакомятся с традиционным
укладом жизни русского народа, обрядовым фольклором, декоративноприкладным искусством, русскими народными праздниками, основами
народной хореографии; русским народным костюмом; осваивают певческую
манеру своего региона. Продолжается работа над постановкой дыхания,
верного звукообразования. Учащиеся продолжают принимать участие в
волонтерских акциях на 2 году обучения, начиная с 3 года обучения пробуют
себя в роли их организаторов.
Продвинутый уровень (4 год обучения) Задача - совершенствование
исполнительского мастерства. Развиваются навыки интонирования в ладах
народной музыки, ансамблевом исполнении. Совершенствуется вокальнопевческая народная манера, дыхание, дикция, звук, развивается диапазон
голоса. Изучают русские народные песни родного края и Среднего Поволжья.
Осваивают исполнение протяжных песен, проголосных песен, частушек «под
язык», изучают традиционные формы и сценические воплощения русского

народного костюма Пензенской и других областей России), знакомятся с
христианскими праздниками и обрядами на Руси.
Учащиеся
экспедициях,

собирают
вместе

этнографический
с

педагогом

материал

в

оценивают,

фольклорных

анализируют

и

расшифровывают музыкальный материал, собранный в экспедициях.
Выступают на городских и областных, российских, международных
фольклорных конкурсах и фестивалях, на концертных площадках города,
принимают активное участие в волонтерской деятельности.
Изучают сложные обряды «Свадебный», «Троица», «Рождество»,
праздник «Масленица», «Новины» осваивают пение небольшими группами;
поют

духовные

национальностей

песни,

плачи,

Пензенской

былины.
области

Знакомятся
(мордвы,

с

фольклором

чувашей,

татар).

Изготавливают самостоятельно элементы русского нар- одного костюма;
изучают народную медицину, предметы старины. Оформляют экспозиции в
музее.
На продвинутом уровне программа предполагает освоение учащимися
инвариантной части, а также выбор одного из образовательных маршрутов:
«Я – артист» или «Я – исследователь».
Образовательный маршрут «Я – артист» разработан для учащихся,
проявляющих

особый

интерес

к

исполнительскому

творчеству

и

предполагает углубленное знакомство с песнями Башмаковского района,
народным танцем. Образовательный маршрут «Я – исследователь» - для тех,
кому интересно изучение фольклора и народных традиций, знакомит
учащихся с основами проектной и исследовательской деятельности.
Предполагаемые результаты
Предметный результат:
По итогам освоения стартового уровня учащиеся будут знать:
- понятие «голосовой аппарат», певческую установку;
- упражнения на распевание;
- малые жанры фольклора (потешки, игровые и колыбельные песни,

сказки, заклички, поговорки, считалки, загадки, частушки) , их особенности и
место их бытования;
- историю и традиции некоторых народных праздников;
- элементы хоровода: «змейка», «воротца», несложные элементы
русской народной пляски (простой хороводный шаг, шаг с притопом на месте,
русский хороводный шаг);
- названия шумовых инструментов;
- исполнительниц народных песен Пензенской области.
Уметь:
- управлять дыханием;
- выполнять упражнения на распевание;
- исполнять малообъёмные песни, частушки;
- свободно, звонко, в речевой манере пропевать звуки различной
звуковысотности (в примарной зоне);
- играть в народные игры;
- петь уверенно с правильной тембровой и динамической окраской;
- передавать интонацией голоса различные чувства: восторг, изумление,
радость;
- чётко в среднем темпе произносить скороговорки;
- проинтонировать 1-2 прибаутки, 2-3 хороводных, 5-7 календарных
песен;
- исполнять одноголосное хоровое пение с элементарными притопами,
хороводными движениями «круг», «два круга», «круг в круге», «воротца»,
«змейка», «снежинка».
По итогам базового уровня учащиеся будут знать:
- упражнения на цепное дыхание;
- певческую манеру Пензенской области и её отличие от манеры других
регионов России;
- элементы русского народного костюма, его орнамент, колорит и
разновидности;

- жанры обрядовых песен;
- приговорки, рождественские колядки, гадания, подблюдные песни,
святочные игры, поверья;
- исторические песни;
- названия фигур кадрили и региональные особенности кадрили;
- информацию о детских фольклорных коллективах Пензенской и
других областей России;
- методы исследования, принципы сбора фольклорного материала;
- элементы убранства деревенской избы, их значение.
Уметь:
- хорошо владеть дикцией, артикуляцией, цепным дыханием;
- чисто интонационно пропеть 2-3 колыбельные, хороводные, игровые,
масленичные, лирические песни, веснянки, прибаутки;
- свободно, звонко, в речевой манере пропевать звуки различной
звуковысотности;
- слушать при пении другого поющего;
- чисто интонировать несложные русские народные песни, а сарреllа;
- исполнять хороводы: орнаментальный, круговой, игровой;
- плясать разные фигуры кадрили;
- соединить плясовые движения с песней;
- организовать игру, запеть в игре;
- театрализовать образы героев в песнях и играх;
- составлять маршрут экспедиции, распределять роли, составлять планы
работы групп, вести дневник экспедиции;
- хранить и анализировать собранный материал.
- приобретут навыки контроля и рефлексии своей деятельности.
По итогам продвинутого уровня обучения учащиеся будут знать:
- календарные и семейные обряды, обычаи, их символику и семантику;
- отличие обрядовых и внеобрядовых песен;
- зимний и летний цикл обрядов, обычаев, народных праздников, их

содержание и особенности;
- традиции посиделок и игрищ деревенской молодёжи;
- семейно – бытовые обряды, связанные с рождением человека;
- уклад жизни русского крестьянина;
- народные приметы и суеверия;
- информацию о собирателях и хранителях пензенского фольклора.
Уметь:
-петь в народной манере в диапазоне: сопрано - «до» первой октавы «до» второй октавы, альт - «ля» - малой октавы – «ля» первой октавы;
-петь на одном дыхании длинные фразы, тянуть звук;
-распеть фрагмент былинного текста;
-соединять текст песни с элементами хоровода, плясовыми движениями
и игрой на народных инструментах;
- импровизировать мелодию, ритм, текст или игру в народном стиле;
-владеть навыками сценического мастерства в общении с партнёрами;
-владеть некоторыми специфическими приёмами народного пения:
«огласовка» гласных, сбросы, спады, ихание, запев;
-исполнять, чисто интонируя произведения в

двух (трехголосном

изложении),
а сареllа;
-исполнять краковяк, элементы кадрилей: «пересек»,

«ключ»,

«трёхлистник»;
-владеть навыками изготовления

тряпичных кукол, запона, понёвы,

повязки;
- оформить экспозицию музея;
- собирать, хранить и анализировать собранный этнографический
материал;
- пропагандировать народные традиции в молодёжной среде;
- участвовать в фольклорных конкурсах и фестивалях; выступать на
различных концертных площадках.

Метапредметный результат:
 готовность применять полученные знания и приобретенный опыт
творческой

деятельности

при

реализации

различных

проектов

для

организации содержательного культурного досуга;
- умение планировать свою работу, находить необходимый материал,
оценивать результат своего труда;
 овладение способностью к реализации собственных творческих
замыслов через понимание целей, выбор способов решения проблем
поискового характера;
 готовность к логическим действиям: анализ, сравнение, синтез,
обобщение, классификация;
 участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска
компромиссов, распределение функций и ролей;
Личностный результат:
 принятие окружающего мира во всем его социальном, культурном,
природном и художественном разнообразии;
 наличие эмоционального отношения к искусству, эстетического
взгляда на мир;
 приобретение начальных навыков социокультурной адаптации в
современном мире и позитивная самооценка своих музыкально-творческих
возможностей;


продуктивное сотрудничество

со

сверстниками

при

решении

различных задач;
 развитие эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания;
- уважительное отношение к историко-культурным традициям других
народов.
Способы проверки результатов освоения программы:

- входной контроль;
- текущий контроль;
- промежуточная аттестация,
- аттестация по итогам освоения программы.
Входной контроль ставит своей целью проверить

индивидуальные

особенности детей, их специфические проявления в поведении, общении,
проводится прослушивание на предмет оценки

вокальных

данных.

Результаты входного контроля учитываются при формировании групп, при
составлении расписания занятий и режима занятий.
Для

отслеживания

результативности

обучения

по

программе

используются критерии оценки качества знаний умений и навыков детей:
тесты, контрольные задания, викторины, творческие задания, основными
видами

контроля

на

всех

уровнях

обучения

является

концертная

деятельность, конкурсы и фестивали.
Учебный план
Наименование
разделов

Уровни обучения
Стартовый

Базовый

Продвинутый

1 год

2 год

3 год

4 год

4

6

6

6

Народное творчество

70

70

80

-

Народное пение

46

68

110

90

Народный танец

28

28

38

-

Народный костюм

-

20

30

-

Этнографические

-

40

40

40

20

20

32

32

Организационный
раздел

экспедиции
Волонтерская
деятельность

Образовательный

-

-

-

168

184

276

276

276

маршрут на выбор:
Маршрут «Я –
артист»
- Песни
Башмаковского
района;
Народный танец;
Маршрут «Я –
исследователь»
- Проектная и
исследовательская
деятельность;
- Народный костюм
Итого часов:

Учебно-тематический план
1 год обучения
Курс

Организационный
раздел
Народное
творчество

Ознакомительный уровень
Формы
1 год обучения
аттестации и
Общее
В том числе
Теория
Практика
контроля
кол-во
4
2
2
опрос в игровой
часов.
70
22
58
опросформе
в игровой

Народное пение и

46

12

34

форме,в конкурс
опрос
игровой

постановка
голоса
Народный танец

28

18

20

форме,в концерт
опрос
игровой

Волонтерская

20

2

18

форме,
концерт
педагогическое

деятельность
ИТОГО:

184

52

132

наблюдение

Содержание программы
1 года обучения
1. Организационный раздел
Тема 1.1. Вводное занятие.
Теория. Беседа «Что я знаю о фольклоре». Цели и задачи коллектива.
Просмотр фотографий и дипломов коллектива. Знакомство предметами
старины, костюмами. Правила поведения в ДТ. Инструктаж по ТБ и ППБ.
Практика. Игры на знакомство. Ритмические упражнения на выявление
слуха и голоса.
Контроль. Знание правил поведения в ДДТ, правил ТБ и ППБ.
Тема 1.2. Заключительное занятие.
Практика. Отчетный концерт.
Контроль. Уровень освоения изученного материала.
2. Курс «Народное творчество»
Тема

2.1.

Малые

жанры

фольклора.

Колыбельные

песни,

пестушки, потешки.
Теория. Поэтическая и музыкальная выразительность колыбельных
песен. Характерные припевные слова («лю-лю», «баю-бай»). Обрядовый
смысл и подтекст песен. Знакомство с русскими народными колыбельными
песнями. Герои колыбельных песен: котик, петушок, попугай, гули и т.д.
Традиционные особенности языка и стиля.

Связь их с другими жанрами

фольклора. Термин «пестушка». Эмоции во время исполнения пестушек и их
роль в развитии ребёнка на первом году жизни. Особенности пения пестушек.
Животный мир в пестушках.

Потешки.

Связь потешек с играми, с

движениями. Герои и темы этих песенок.
Практика. Прослушивание колыбельных песен. Разучивание слов и

мелодий колыбельных песен: «Баюшки-баю», «Заинька». Работа над
выразительным исполнением. Разучивание

пестушек «Петя - Петушок»,

«Потягушечки, порастушечки», «Ай тари,тари, тари», «А тпру, тпру, тпру, не
вари кашу круту», «Лады, лады, ладки. Перебились бабки», «Лапки, лапки!
Где вы были?», «Сорока – ворона». Разучивание потешек. «Идут четыре
брата, навстречу старшему», «Чей нос? Макеев. Куда едешь? У Кеев»,
«Кисонька, кисонька! Где была?», «Горб, горбок! Что в горбу», «Сорокабелобока по берегу скакала», «Тут пень, там колода», «Ладушки, ладушки».
Прибаутки, их виды. Животный мир в прибаутках. Сочинение прибауток,
пение « Кукареку петушок», «Курочка в сапожках», «В чистом поле дуб
стоит», «Скачет галка по ельничку», «Сорока белобока по ельничку скакала».
Контроль: Знание особенностей колыбельных песен, пестушек,
потешек. Умение выразительно исполнять изученный материал.
Тема

2.2.

Малые

жанры

фольклора.

Заклички,

пословицы,

приговорки, загадки, дразнилки.
Теория. Заклички, пословицы, приговорки, загадки. Их предназначение в
традиционной культуре. Темы, образы, сюжеты пословиц и поговорок.
Заклички, их связь с

магическими обрядами, временами года, погодой,

угощением, обращению к природе,

народными праздниками:

зазывание

Весны, проводы Масленицы, закликание птиц.
Приговорки о животных, птицах, насекомых, растениях. Значение в
календарном фольклоре.
Дразнилки и поддевки. Связь дразнилок с прозвищами, кличками.
Структура дразнилки и их связь с прибаутками.
Загадки. Определение жанра. История собирания загадок в России.
Содержание загадок. Художественная форма загадок. Загадки старинные и
современные, их сходство и различия. Тематические группы загадок (о
природе, человеке, бытовых предметах, пище и питье, домашних животных и
птицах и т. д.). Загадки- головоломки. Загадки, используемые в свадебном

обряде.
Практика. Разучивание слов мелодий закличек и приговорок: «Солнышко ведрышко»,

«Жавороночки»,

«Закликание,

весны».

Работа

над

выразительным исполнением закличек.
Разучивание и разбор приговорок и загадок о насекомых, дожде, доме,
огороде.

«Божья

коровка»,

«Дождик,

дождик,

пуще»,

«Солнышко,

солнышко», «Радуга- дуга», « Водолей – водолей», «Уродися репка», «Спать
пора», «Улитка, улитка…», «Галки- вороны».
Контроль. Знание особенностей закличек, приговорок, загадок. Умение
выразительно исполнять изученный материал
Тема 2.3. Сказка как жанр фольклора.
Теория. Что такое сказка? Воспитательная и поучительная функция
сказок. Их разновидность и разнохарактерность. Драматическое действие
сказок. Герои - добрые и злые, реальные и вымышленные.
Практика. Разучивание сказок:

«Теремок», «Петушок – золотой

гребешок», «Лисичка-сестричка и серый волк», «Бобовое зёрнышко», «Лиса,
заяц и петух», «Коза - чёрные глаза», «Маша и медведь», «Морозко», «Гусилебеди», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Пастушья дудочка»,
«Хаврошечка». Работа над выразительным исполнением. Инсценировка
сказки «Дурацкая стать» А.П.Анисимовой, записанной в р.п. Башмаково в
1938 году.
Контроль по разделу. Знание особенностей жанров, умение их
различать.

Умение выразительно исполнять произведения народного

творчества.
Тема 2.4. Игровой фольклор.
Теория. Игра как вид народного творчества, ее место в жизни детей и
взрослых. Жанры игрового фольклора.
Считалки, их происхождение, темы. Игровая функция считалок и

элементы художественного творчества в них.
простейшие,

сюжетные,

заумные.

Разновидности считалок:

Организующая

функция

считалок.

Символика чисел.
Русские народные игры.

Тематика игр, их форма, характер.

Праздничные и обрядовые игры. Хороводные игры.
Практика.

Разучивание

считалок

«Синичка,

синичка,

воробью

сестричка», «Летели соколы, уронили сапоги», «Сова, совинька, сова,
большая голова», «Шла баба с заморья…». «Первенчики, другенчики…»,
«Ягодка малиновка, медок, сахарок…», «Плыла пена из-за моря…», «На
златом крыльце сидели…», «Аты - баты …».
Разучивание плясовых игр-забав: «Ах, вы сени..», «Колушки»,
«Иголочки»; хороводных игр-забав «Чиж - чиж - чижачок», «Веночки»,
«Ути». Разучивание домашних игр-забав: «Блошка», «Бирюльки», «Фанты»;
уличных игр-забав: «Паук», «Доброе утро, охотник», «За двумя зайцами»,
«Селезень». Разучивание слов и мелодии простейшей обрядовой игры
«Бочка».
Контроль. Знание особенностей считалок, умение организовать
деятельность при помощи считалок. Знание понятия игра, жанровых
особенностей народных игр. Умение организовать игру из изученных в
соответствии с правилами.
Тема 2.5. Бытовой фольклор.
Теория. Бытовой фольклор, особенности и назначение.
Практика. Разучивание слов и мелодии бытовой песни «Орешина».
Работа над выразительным исполнением.
Контроль. Знание особенностей бытовых песен. Умение выразительно
исполнять изученный материал.
3. Курс «Народное пение и постановка голоса»
Тема 3.1. Вокально-хоровая работа.

Теория. Особенности народного пения. Знакомство с народной манерой
пения. Диафрагмальное дыхание - основа народного пения. Определение
тембра голоса, диапазона. Роль распевания в фольклорном ансамбле.
Практика.
1. Работа над дыханием.
а) формирование у детей ощущения пресса;
б) упражнения на дыхание, формирующие полный вдох диафрагмой
закрытым ртом, с постепенным равномерным выдохом со звуком;
2. Работа над вокально-хоровыми навыками
а) определение звукового диапазона и тембрального окраса;
б) дикционное формирование плавного, но ясного соединение
слогов в слово;
в)

формирование

звучания,

близкого

к

разговорной

речи,

с

незначительной вибрацией;
г) упражнения в примарной зоне.
д) формирование естественного головного резонирование без яркого
перекрытия голоса;
е) выработка чистого интонационного произношения, унисона;
ж) развитие ритмического слуха.
Контроль. Знание

основных вокально-хоровых терминов. Оценка

вокально-хоровых навыков.
Тема 3.2. Дикция. Артикуляция.
Теория: Что такое дикция. Роль и значение. Формирование навыков
правильного певческого произнесения слов. Скороговорки и чистоговорки их
значение.
Практика: Упражнения и твердые согласные для мышц языка и губ.
Работа

над

скороговорками

с

учётом

предыдущих

упражнений,

проговаривание их нараспев, следя за артикуляцией и положением аппарата
соответственно разговорному. «Ворон»,

«Жатва», «Валенки». Работа над

дикцией в играх: «Заинька серенькай», «Как у бабушки Татьяны», «Пошла
девка по дорожке».
Контроль:

Оценка чистоты речи, правильной артикуляции, четкости

речи.
4. Курс «Народный танец».
Тема 4.1. Элементы русского народного танца.
Теория.

Что

такое

народный

танец.

Русский

танец.

Хоровод.

Приуроченность хороводов к календарным праздникам. Особенности
хоровода. Знакомство с хороводными песнями и простыми элементами
хоровода: «круг», «круг в круге», «два круга рядом», «воротца». Хороводы –
игры (круговые и некруговые), хороводы – шествия (с элементами пляски).
Хороводы – шествия: «гуськом», «цепью», «змейкой», прохождение «через
воротца». Образы хороводных лирических песен: «Кудрявая берёзонька»,
«Травушка - муравушка». Наборные хороводы.
Практика. Работа с видеоматериалом, просмотр элементов хоровода.
Разучивание элементов хоровода «круг», «два круга», «воротца», «змейка»,
«снежинка». Разучивание хороводных песен: «По лужочку я шёл», «У ворот,
ворот», «Как по мостику - мосточку», «Во поле берёзонька стояла», «По - над
горочкой тропинушка лежит». Связь движения и песни. Соединение
элементов хоровода с текстом песни.
Контроль. Знание основных элементов хоровода.

Умение применять

элементы хоровода в песенных номерах.
5. Курс «Волонтерская деятельность»
Тема 5.1. Я – волонтер.
Теория. История волонтерского движения, волонтерские организации в
прошлом и настоящем. Направления деятельности волонтеров. Социальная
акция.
Практика. Участие в социальных акциях «День добрых дел», «Не

стареют душой ветераны», «Команда Добро-ТЫ», экологических акциях.
Контроль. Знание основных этапов развития волонтерского движения,
направлений

деятельности

волонтеров.

Учебно-тематический план
2 года обучения
Курс

Базовый уровень
Формы аттестации и
2 год обучения
контроля
Общее
В том числе
Теория
Практика
кол-во

Организационный раздел

часов.
6

2

4

опрос

Народное творчество
Народное пение и постановка

70
68

12
8

58
60

опрос, концерт
опрос, концерт

голоса
Народный танец

28

8

20

опрос, концерт

Народный костюм

20

6

14

выставка-

Этнографические экспедиции

40

5

35

презентация
творческий отчет,

Волонтерская деятельность

20

2

18

дневник экспедиции
педагогическое

ИТОГО:

276

64

209

наблюдение

Содержание программы
2 года обучения
1. Организационный раздел
Тема 1.1. Вводное занятие.
Теория.

Правила для воспитанников. Повторение правил техники

безопасности и пожарной безопасности. Режим работы объединения.
Практика. Игра по станциям «Наш ДДТ».
Контроль. Знание правил поведения, правил безопасности.
Тема 1.2. Заключительное занятие.
Практика. Отчетный концерт.
Контроль. Уровень освоения изученного материала.

2. Курс «Народное творчество»
Тема 2.1. Народные праздники.
Теория. Понятие о народных праздниках и их значение. Народные
приметы, календарь на Руси. Связь обрядового фольклора

с образами

природы, природными явлениями. Специфика бытования календарного
фольклора. История происхождения обрядовых песен. Знакомство с
обрядовыми песнями, значение их в жизни.

Краткие сведения о месте

бытования, в сочетании с каким обрядом или игрой она исполнялась, о
времени её создания. Анализ поэтического текста, объяснение непонятных
слов, устаревших выражений.
Практика. Игра по станциям «Народный календарь». Просмотр виде- и
фотоматериалов. Встреча «В гостях у бабушек».
Контроль. Знание основных праздников народного календаря. Знание
происхождения и местных особенностей обрядовых и календарно-бытовых
праздников.
Тема 2.2. Обрядовый праздник «Веснянка».
Теория. История происхождения обрядового праздника «Веснянка», его
содержание, особенности. Значение и происхождение слов «приди к нам
Весна красная, приди к нам Весна ясная». Правила написания сценария.
Правила работы в группе.
Практика. Разучивание фрагмента календарно-бытового праздника
«Веснянка» села Ермаково, Башмаковского района ( закличка «Приходи,
Весна», хороводная песня «Здравствуй, Весна!», обряда «Величание
Весны»). Разучивание слов и мелодий песен Башмаковского района
с.Ермаково - «Разливалися болота и луга», «Пришла Весна», «Ходила девица
по садочку». Работа над выразительным исполнением. Составление сценария
обрядового праздника «Веснянка». Подготовка декораций, костюмов,
реквизита. Работа над созданием сценических образов действующих лиц

праздника «Веснянка».
Контроль. Знание происхождения и особенностей обрядового праздника
«Веснянка». Умение составить сценарный план праздника. Умение работать
в команде.
Тема 2.3. Праздник «Посиделки».
Теория. История происхождения праздника «Посиделки»: Посиделки
как вид народного творчества, их назначение.
Практика.

Разучивание

фрагмента

Башмаковских

посиделок.

Разучивание слов и мелодий песен «Как на горке калина», «Как за гаем, за
гаечком». Разучивание игр «Плетень», «Ручеек».
Контроль. Знание песен и игр праздника «Посиделки», особенностей
Башмаковских посиделок. Умение организовать игру пол правилам.
Тема 2.4. Обрядовый праздник «Масленица».
Теория. История происхождения обрядового праздника «Масленица»,
содержание, особенности проведения праздника масленица в Башмаковском
районе.
Практика. Особенности исполнения масленичных песен Башмаковского
района. Работа над фрагментом праздника «Масленица». Масленичная
закличка песни «Как на масленичную неделю», «Ой, блины, блины».
Разучивание игр, обрядов: «Сожжение чучела масленицы», «Примирение и
целование». Составление сценария праздника «Масленица». Подготовка
декораций, костюмов, реквизита. Работа над созданием сценических образов
действующих лиц праздника масленица.
Контроль. Знание происхождения и особенностей праздника
«Масленица», обрядов и игр. Умение составить сценарий праздника. Умение
работать в группе.

3. Курс «Народное пение»
Тема 3.1. Вокально-хоровая работа
Теория. Гигиена голоса. Правила выполнения дыхательной гимнастики.
Правила выполнения упражнений на развитие голосовых данных и слуха,
певческого дыхания.
Практика.
1.Упражнения на развитие голосовых данных и слуха: «Молоко, молоко,
кефир», «Тары, бары, растабары», «Медведь во бору», «Хитрая лисичка»,
«Птичий двор», «На лугу», «Летели две птички», «Лягушки на болоте»,
«Зелена трава расстилалася», «Закатилось солнышко ясное», «Дари, дари,
дари, дари – да, да». Упражнения на расширение диапазона по полутонам
вверх, вниз: «Птичий двор», «Ой ей-ей, да ой-ей-ей», «По двору, двору», «На
горе, на горе- то калина, под горой, под горою малина», «Шёл Прокоп и пел
укроп», распевание на слоги «ли-ля-лё-ли», «ди – да – до – ду»
2.Упражнения на развитие певческого дыхания, правильного вдоха и
выдоха. «Насос», Кошечка», «Задуй свечу». Восклицание на слово «Ах, ох»,
«Цветок», «Раздувание огня», «Собачка»,

«Любимый фрукт», «Подуй на

озябшие руки», «Горячий чай», произнося шепотом звук «ф-ф-ф».
«Комплексное дыхание», «Силач», «Жук», «Комар», «Колокольчик».
Контроль. Оценка вокальных навыков.
Тема 3.2. Работа над дикцией и артикуляцией.
Теория: Правила выполнения упражнений артикуляционной гимнастики.
Практика: Упражнения на выработку правильной дикции, разучивание
скороговорок на согласные звуки «Д», «С», «Ф» и на шипящие согласные
«Ш» - «Шла Саша по шоссе и сосала сушку» и «Ж» - «У ужа в гостях ежата»;
на согласную «Р» - «Ехал Грека через реку», на согласную «Б» - «Бобры
храбры, для бобрят добры». Проговаривание скороговорок
удивлённо, грустно.
Контроль. Четкость, правильность речи.

восторженно,

4. Курс «Народный танец»
Тема 4.1. Элементы русского народного танца
Теория.

Простейшие элементы народной

хореографии Пензенской

области и других регионов России. Виды шага: простой с притопом, с
проскальзыванием каблука, переменный ход, с ударом каблука, бытовой ход
«елочка», притопы на сильную и слабую долю, дробный шаг, «ковырялочка»,
«качалочка». Пляска «в две ноги», «в три ноги», пензенский шаг, ходьба по
кругу, пляска «зеркало», пляски- импровизации.
Практика.
хореографии:

Показ

и

разучивание

простых

хлопков, притопывание ногами,

элементов

народной

лёгкое подпрыгивание

(сравнивая с мячом), движение по кругу. Исполнение простейших плясовых
движений (лёгкий бег, энергичные притопы одной ногой, пляска по одному,
по парам), соединение пляски с частушкой «Я плясала в две ноги, потеряла
башмаки». Выполнение несложных движений в игре «Пошла коза по лесу» хлопки в ладоши, мелкая дробь ногами, покачивание головой в такт музыки.
Контроль. Знание основных элементов хоровода, умение их исполнять.
5. Курс «Народный костюм»
Тема 5.1. Русский костюм.
Теория.

Знакомство

с

историей

русского

народного

костюма.

Региональные особенности русского народного костюма. Особенности цвета
костюмов разных регионов. Связь народного костюма с обрядами,
традициями, обычаями.
Практика. Просмотр репродукций с эскизами народных костюмов
регионов России. Составление эскизов народных костюмов Пензенской,
Рязанской, Саратовской областей.
Контроль. Знание региональных особенностей народного костюма,
цветовой гаммы.

Тема 5.2. Женский костюм.
Теория. История женского народного костюма Башмаковского района.
Элементы женского костюма: юбка, кофта, фартук, головные уборы.
Практика. Показ женского народного костюма Башмаковского района.
Работа над элементами женского костюма. Составление эскизов следующих
элементов: юбка, кофта, фартук. Изучение ансамбля женского костюма
Башмаковского и Земетчинского районов. Изготовление макета женского
костюма Башмаковского района.
Контроль. Знание основных элементов женского народного костюма
Башмаковского района.
Тема 5.3. Мужской костюм.
Теория. История мужского народного костюма Башмаковского района.
Элементы мужского костюма: рубаха-косоворотка, порты, головной убор.
Практика. Показ мужского костюма Башмаковского района. Работа над
элементами мужского костюма. Составление эскизов следующих элементов:
рубаха-косоворотка, порты, головной убор.
Контроль по разделу. Знание основных элементов народного костюма,
региональных особенностей. Умение составить макет костюма по образцу.
6. Курс «Этнографические экспедиции»
Теория. Понятие

экспедиции. Правила организации поисково-

собирательской работы. Исследовательская работа и ее планирование. Меры
безопасности

в

экспедиции.

Знакомство

с

этнографической

картой

Башмаковского района.
Практика.

Составление

планов

поисково-собирательской

деятельности. Разработка маршрутов Башмаково – Ермаково, Башмаково Новознаменка - Спиртзавод - Луч. Этнографическая экспедиция в село
Ермаково. Сбор фольклорного

материала. Концертная деятельность.

Творческие встречи. Прослушивание и просмотр аудио- видео записи и их

обработка. Работа над собранным материалом (оформление альбомов,
дневников, стендов и д.т.)
Контроль.

Знание

понятий

экспедиция,

исследование,

умение

составить план поисково-собирательской деятельности, умение правильно
оформлять дневник экспедиции, хранить и обрабатывать фольклорный
материал. Умение оформить и представить собранный материал в виде
творческого отчета или исследовательской работы.
7. Курс «Волонтерская деятельность»
Тема 7.1. Я – волонтер.
Теория. Социальное служение и социальная работа. Добровольчество и
благотворительность.

Волонтерство

в

России.

Общие

принципы

волонтерской деятельности. Кодекс добровольцев в России.
Практика. Участие в социальных акциях «День добрых дел», «Не
стареют душой ветераны», «Команда Добро-ТЫ», экологических акциях,
оказание шефской помощи ветеранам.
Контроль.

Знание

и

соблюдение

основных

принципов

добровольческой деятельности, Кодекса добровольцев России.
Учебно-тематический план 3 года обучения

Курс

Базовый уровень
Формы аттестации и
3 год обучения
контроля
Общее
В том числе
Теория
Практика
кол-во

Организационный раздел

часов.
6

2

4

опрос

Народное творчество

80

20

60

опрос, концерт

Народное пение и постановка

110

10

100

опрос, концерт

голоса
Народный танец

38

8

30

Опрос, перепляс,

Народный костюм

30

10

20

концерт
опрос, выставка,
концерт

Этнографические экспедиции

40

5

дневник

35

экспедиции,
творческий
отчет
педагогическое

Волонтерская деятельность

32

8

24

ИТОГО:

276

23

253

наблюдение

Содержание программы 3 года обучения
1. Организационный раздел
Тема 1.1. Вводное занятие.
Теория. Ознакомление учащихся с программой обучения. Расписание
занятий. Правила техники безопасности. Правила дорожного движения.
Правила поведения в общественных местах.
Практика. Фотовыставка «Как я провёл лето».
Контроль. Знание правил техники безопасности, правил дорожного
движения, правил поведения в общественных местах.
Тема 1.2. Заключительное занятие.
Практика. Отчетный концерт.
Контроль. Уровень освоения изученного материала.
2. Курс «Народное творчество»
Тема 2.1. Свадебный обряд.
Теория.
Региональные

История

обряда.

особенности.

Важные

Жанры

эпизоды

свадебных

свадебного
песен.

обряда.

Особенности

исполнения песен при различных свадебных обрядах (плачи, причитаний и
т.д.). Плачь матери, невесты села Куземкино Башмаковского района.
Практика. Разучивание слов и мелодий свадебных песен (с раскладом
на многоголосие) исполнение их акапелльно и с аккомпанементом. Пение

причитаний

(огласовывая

согласные,

как

исстари

исполняют

в

Башмаковском районе), песня «Ой как проснется наша Настенька».
Контроль. Знание истории и основных элементов свадебного обряда,
умение певчески правильно и выразительно исполнять изученный материал.
Тема 2.2. Песни военных лет.
Теория. Возникновение народный песен военных лет. Характерные
особенности (языковые, музыкальные, исполнительские).
Практика. Разучивание слов и мелодий народных песен военных лет:
«Из-за леса, из-за гор», «На возморье мы стояли», «Отслужил боец», «Жми,
коли, руби».
Контроль. Знание характерных особенностей песен военных лет, знание
репертуара.
Тема 2.3. Народные праздники зимнего и летнего сезона.
Теория. Народные праздники зимнего и летнего сезона, их особенности.
Региональные отличия. Виды хороводных, плясовых, шуточных песен, их
место в жизни человека. Отличительные особенности. Использование в
обрядах.
Практика. Разучивание слов и мелодий хороводных и плясовых песен:
«Ходила девица по садочку», «Как под горкой, -люд горой», «Наш Сашенька
работяшенька».
Контроль. Знание особенностей календарных праздников, основных
обрядов., умение певчески правильно и выразительно исполнять изученный
материал.
Тема 2.4. Частушки.
Теория. История возникновения частушки. Местные названия частушек
(«припевки»,

«таратушки»,

прибаски,

«страдания»).

Тематическая

направленность частушек: душевные страдания, обличения обидчиков и

обидчиц, сатирические, лирические, шуточные, частушки злободневного
характера и. др. Языковые особенности. Места бытования и формы частушек
(Пензенские, Московские, Воронежские, Ярославские и др.). Отражение в
современном фольклоре событий XX столетия: гражданской и отечественной
войн, полетов в космос, события местного края и т.д.
Практика. Работа с аудиоматериалом, разучивание слов и мелодий
частушек и их исполнение. Работа над выразительным исполнением.
Контроль. Знание истории жанра, особенностей. Умение певчески
правильно и выразительно исполнять изученный материал.
3. Курс «Народное пение и постановка голоса»
Тема 3.1. Вокально-хоровая работа
Теория.

Правила

выполнения

упражнений.

Правила

распевания.

Самостоятельная тренировка голоса.
Практика. Закрепление и дальнейшее совершенствование певческих
навыков: развитие диапазона, всех видов музыкального слуха, умения петь
любую хоровую партию. Работа над дыханием, чистым унисоном, единой
манерой звукообразования, одинаковым формированием согласных звуков,
«огласовкой» согласных, спадами и сбросами, «ихами» и т. д., отработка
чистого

интонирования

в

многоголосии.

исполнение песен с хороводными

Свободное,

естественное

движениями, пляской. Прослушивание

магнитофонной записи величальной песни «Виноград расцветает», разбор
содержания песни, разучивание текста.
Учебно-тренировочный материал. Упражнения на дыхание: «Задуй
свечу», «Дровосек», «Насос»; дикцию: «Пучки согласных», скороговорки.
Совершенствование многоголосного пения, вокального слуха и певческого
голоса: упражнения с частым расхождением голосов или с выдержанным
звуком в одной из хоровых партий. Каноны («Во поле береза стояла»). Показ
– исполнение упражнений.

Контроль. Умение сочинить подголоски к изученным песням. Оценка
вокально-хоровых навыков.
4. Курс «Народный танец»
Теория. Бытовая народная хореография. Форма построения кадрили:
«круговая», «линейная», «квадратная», «угловая». Деревенская

кадриль.

Название кадрильных фигур: 1-я фигура «Прогулка»; 2-я фигура «Встреча»;
3-я фигура «Поцелуйчики»; 4- «Разлука»;
Музыкальное сопровождение - гармонь, балалайка, «под язык».
Музыкальный размер - 2/4. Знакомство с основными движениями –
переменный шаг, дроби «три листика» (женская дробь), «хромого» (мужская
дробь), русский ключ, притоп. Ритм, темп, характерные особенности
кадрили. Региональные особенности кадрили.
Практика. Изучение элементов движения. Соединение кадрильных
движений с частушкой. Изучение видов кадрили: «Степановская кадриль и
колёса», «В четыре», «Лансея».
Работа с видеоматериалом: просмотр кадрили, знакомство с техникой
исполнения и изучение фигур «Степановская кадриль и колёса». Отработка
каждой фигуры.
Контроль. Знание основных элементов и движений, умение исполнить
их.
5. Курс «Народный костюм»
Тема 5.1. Колорит и орнамент русского народного костюма
Пензенской области
Теория. Костюм Пензенской области: девичий, праздничный, будничный,
похоронный. Технология изготовления элементов национального костюма
(повязка, запон, понёва, кушак). Колорит, орнамент, олицетворение цвета и
его соответствие определённой ситуации и характеру обряда. Традиционный

головной убор девушки, женщины, его разновидности. Сходные и
отличительные черты пензенского и общерусского костюма.
Практика. Основные швы - прикрепы: «клопчик», «денежка», «ягодка
простая», «ягодка с черенком». Выкройки рубах, нагрудника, понёвы.
Освоение швов. Вышивка крестом. Изготовление народных костюмов для
кукол.
Контроль. Знание основных швов, умение самостоятельно раскроить и
сшить народный костюм для куклы.
Тема 5.2. Работа над элементами сценического костюма.
Практика.

Демонстрация

женского

костюма

Башмаковского

и

Земетчинского районов. Создание образцов женского костюма. Изготовление
кокошников (чертеж- выкройка, раскрой, сметывание и пошив). Реставрация
женского и мужского народного костюмов сел Троицкое, Куземкино, Луч
Башмаковского района; сел Ижмора, Сяземка, Вяземка Земетчинского
района
Контроль. Умение самостоятельно изготовить традиционный русский
головной убор.
6. Курс «Этнографические экспедиции»
Теория. Понятие об историко-культурном и природном наследие. Формы
бытования наследия. Организация учета и обеспечения сохранности
краеведческих материалов в экспедициях и походах. Виды экспозиции.
Практика.

Разработка и

обсуждение концепции

комплектования

собраний музея. Определение объектов и источников комплектования.
Составление планов поисково-собирательской деятельности. Распределение
обязанностей между участниками поисково-собирательской работы.
Разработка маршрута Башмаково - Ижмора - Вяземка — Сяземка —
Земетчино. Сбор фольклорно- этнографического материала: костюмов,
бытовой утвари, песен, обрядов, игр, частушек и т.д. Концертная

деятельность, творческие встречи с жителями сел Башмаковского и
Земетчинского районов.
Обработка собранного этнографического материала: прослушивание
аудиозаписей, просмотр видеозаписей, создание картотеки, фонотеки,
оформление

альбомов,

дневников,

экспозиций.

Описание

экспоната.

Создание и обновление экспозиций.
Контроль. Знание понятий историко-культурное наследие, музей,
экспозиция. Умение организовать учет и обеспечить сохранность собранных
в экспедиции материалов. Умение описать экспонат и оформить экспозицию.
7. Курс «Волонтерская деятельность»
Тема 7.1. Я – волонтер.
Теория. Актуальные социальные проблемы общества. Знакомство с
различными категориями граждан, оказавшихся в трудной жизненной
ситуации. Алгоритм написания сценария. Игровые технологии.
Практика. Изучение нормативно — правовых документов. Поиск и
выявление социальных проблем. Организация работы бригады быстрого
реагирования. Разработка и проведение социальных дел, акций, операций.
Организация и проведение благотворительных акций с коротким периодом
реализации, в которых виден быстрый ощутимый результат: «День добрых
дел», «Протяни руку сверстнику», «От сердца к сердцу». Организация и
проведение экологических акций.
Контроль. Знание основных социальных проблем. Умение организовать
социальное дело, акцию, операцию.
Учебно-тематический план 4 года обучения

Курс

Организационный раздел

Продвинутый уровень
4 год обучения
Общее
В том числе
Теория Практика
кол-во
6
1
5
часов.

Формы
аттестации и
контроля
опрос

Народное пение и

90

-

90

опрос, концерт

постановка голоса
Этнографические

40

5

35

дневник

экспедиции
Волонтерская

экспедиции,
32

4

28

деятельность
Итого инвариантная
Вариативная часть
часть:
(Образовательные

творческий
отчет
педагогическое
наблюдение

184
184

26

158

См. учебнотематические

маршруты «Я – артист»,

планы

«Я – исследователь»

маршрутов
Инвариантная часть
1. Организационный раздел

Тема 1.1. Вводное занятие.
Теория. Ознакомление учащихся с программой обучения. Расписание
занятий. Правила техники безопасности. Правила дорожного движения.
Правила поведения в общественных местах.
Практика. КТД «Моя Россия»
Контроль. Знание правил техники безопасности, правил дорожного
движения, правил поведения в общественных местах.
Тема 1.2. Заключительное занятие.
Практика. Отчетный концерт.
Контроль. Уровень освоения изученного материала.
2. Курс «Народное пение и постановка голоса»

Тема 3.1. Вокально-хоровая работа
Практика. Закрепление и дальнейшее совершенствование певческих
навыков: развитие диапазона, всех видов музыкального слуха, умения петь
любую хоровую партию. Работа над дыханием, чистым унисоном, единой
манерой звукообразования, одинаковым формированием согласных звуков,
«огласовкой» согласных, спадами и сбросами, «ихами» и т. д., отработка
чистого

интонирования

в

многоголосии.

исполнение песен с хороводными

Свободное,

естественное

движениями, пляской. Работа над

репертуаром.
Учебно-тренировочный материал. Упражнения на дыхание: «Задуй
свечу», «Дровосек», «Насос»; дикцию: «Пучки согласных», скороговорки.
Совершенствование многоголосного пения, вокального слуха и певческого
голоса: упражнения с частым расхождением голосов или с выдержанным
звуком в одной из хоровых партий. Каноны.
Контроль. Умение сочинить подголоски к изученным песням. Оценка
вокально-хоровых навыков.
2. Курс «Этнографические экспедиции»
Теория. Методика организации этнографической экспедиции. Цели и
задачи этнографической экспедиции. План экспедиции. Подготовительная
работа.
Практика. Составление планов поисково-собирательской деятельности.
Распределение обязанностей между участниками поисково-собирательской
работы.
Разработка маршрута экспедиции. Подготовка экспедиции. Сбор
фольклорно- этнографического материала: костюмов, бытовой утвари, песен,
обрядов, игр, частушек и т.д. Концертная деятельность, творческие встречи с
жителями сел Башмаковского и Земетчинского районов.
Обработка собранного этнографического материала: прослушивание
аудиозаписей, просмотр видеозаписей, создание картотеки, фонотеки,

оформление

альбомов,

дневников,

экспозиций.

Описание

экспоната.

Создание и обновление экспозиций.
Контроль.

Знание

методики

и

особенностей

организации

этнографической экспедиции.
3. Курс «Волонтерская деятельность»
Тема 3.1. Я – волонтер.
Теория. Роль волонтера в решении социальных проблем местного
сообщества.
Практика. Поиск и выявление социальных проблем. Организация
работы

бригады

социальных

дел,

быстрого

реагирования.

акций,

операций.

Разработка

Организация

и
и

проведение
проведение

благотворительных акций. Организация экологических акций по очистке
территорий, расчистке дорожек от снега; оказание помощи нуждающимся в
саду и огороде, проведение генеральной уборки.
Контроль. Знание

роли

волонтерской

деятельности

в

решении

социальных проблем. Организация и участие в акциях, операциях, делах.
Вариативная часть

Учебно-тематический план образовательного маршрута «Я –
артист»
Курс

Продвинутый уровень
Формы
4 год обучения
аттестации и
Общее
В том числе
Теория Практика
контроля
кол-во
114
12
102
концерт, опрос
часов.

Песни Башмаковского
района
Народный танец

54

4

50

ИТОГО:

184

32

152

наблюдение,
концерт

Содержание образовательного маршрута «Я – артист»
Тема 1. Песни Башмаковского района.
Теория. Характерные особенности песенного фольклора Башмаковского
района. Прослушивание песенного материала.
Практика. Разучивание слов и мелодий свадебных песен (с раскладом
на многоголосие) исполнение их акапелльно и с аккомпанементом. Пение
причитаний

(огласовывая

согласные,

как

исстари

исполняют

в

Башмаковском районе), например, песня «Ой как проснется наша
Настенька». Разучивание слов и мелодий хороводных и плясовых песен,
«Ходила девица по садочку», «Как под горкой, -люд горой», «Наш Сашенька
работяшенька». Записано у Мордакиной Н.П., с.Ермаково Башмаковского
района. Работа над выразительным исполнением. Разучивание слов и
мелодий

частушек

исполнением.

и

их

исполнение.

Работа

над

выразительным

Контроль. Знание песенного фольклора Башмаковского района.
Тема 2. Народный танец.
Теория. Художественная выразительность. Артистизм.
Практика. Отработка техники исполнения: движений рук, положение
корпуса, головы, ног; танцевальных ходов: дробных и плясовых движений.
Использование в русском бытовом танце предметов: шалей, платков,
полотенец.

Постановка

использованием
репетиционная

простейших

вышеперечисленных
подготовка

этюдов

хоровода,

предметов.

танцевальных

пляски,

с

Постановочная

и

композиций

к

обрядам

Башмаковского района.
Контроль.

Владение

основными

элементами

народного

танца,

артистизм.
Учебно-тематический план образовательного маршрута «Я –
исследователь»
Курс

Проектная и

Продвинутый уровень
Формы
4 год обучения
аттестации и
Общее
В том числе
Теория Практика
контроля
кол-во
114
32
82
защита проекта,
часов.

исследовательская

педагогическое

деятельность
Народный
костюм

54

2

52

ИТОГО:

184

74

110

наблюдение
выставка
костюмов

Содержание образовательного маршрута «Я – исследователь»
Тема 1. Проектная и исследовательская деятельность.
Теория. Понятие «проект». Классификация проектов. Исследовательский

проект. Творческий проект. Социальный проект. Конструирование темы и
проблемы проекта. Структура проекта. Целевая группа проекта. Техники
работы со СМИ, законодательными актами и нормативными документами,
изучения общественного мнения. Ожидаемые результаты проекта и способы
их оценки. Понятие и использование показателей эффективности проекта.
Методы эмпирического исследования (наблюдение, сравнение, измерение,
эксперимент). Методы, используемые как на эмпирическом, так и на
теоретическом уровне исследования (абстрагирование, анализ и синтез,
индукция и дедукция, моделирование и др.). Методы теоретического
исследования (восхождение от абстрактного к конкретному и др.) Виды
переработки чужого текста. Виды планирования. Определение точек
контроля.
Практика. Презентация и защита замыслов проектов. Определение
ключевой проблемы проекта. Анализ проблемы: техника построения дерева
проблем. Расчет календарного графика проектной деятельности. Сбор и
систематизация материалов. Работа над выбранным проектом. Презентация и
защита проекта.
Контроль. Индивидуальный прогресс в компетенциях. Экспертиза
действий и движения в проекте. Рефлексия проектной деятельности.
Тема 2. Реставрация костюма
Теория. Отличительные особенности народного костюма Башмаковского
и Земетчинского районов.
Практика. Реставрация женского и мужского народного костюмов сел
Троицкое, Куземкино, Луч Башмаковского района; сел Ижмора, Сяземка,
Вяземка Земетчинского района
Контроль. Выставка костюмов.
Календарный учебный график

1 год обучения
Месяц

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февра

март

апрель

май

ль

Количество

ию

ИТОГО

нь-

в

авг

учебном

уст

году

4

4

4

4

4

4

4

4

4

6

42

8

8

8

8

8

8

8

8

8

12

84

16

16

16

16

16

16

16

16

16

24

168

недель
Количество
занятий
Количество
часов
2 год обучения
Количество

4

4

4

4

4

4

4

4

4

6

42

8

8

8

8

8

8

8

8

8

12

84

24

24

24

24

24

24

24

24

24

36

252

недель
Количество
занятий
Количество
часов
3 год обучения
Количество

4

4

4

4

4

4

4

4

4

6

42

12

12

12

12

12

12

12

12

12

18

126

32

32

32

32

32

32

32

32

32

48

336

недель
Количество
занятий
Количество
часов
4 год обучения
Количество

4

4

4

4

4

4

4

4

4

6

42

12

12

12

12

12

12

12

12

12

18

126

32

32

32

32

32

32

32

32

32

48

336

недель
Количество
занятий
Количество
часов

4. Условия реализации программы
Образовательная программа «Песенно-игровой фольклор» может быть
эффективно реализована при взаимодействии следующих факторов.
Кадровое обеспечение:
-

педагог, концертмейстер, хореограф, костюмер, волонтёры из числа

родителей.
Организационно - методическое обеспечение:
-

образовательная программа;

-

учебный план;
-учебный календарный план;
-методические пособия по разделам: жанры фольклора, «Народные

игры», «Народные песни и праздники», «народная хореография», методика
работы с детским фольклорным ансамблем;
-

дидактический материал: литература по фольклору, иллюстрации по

темам занятий, репертуарные сборники, аудио-видеоматериалы с записью
народных исполнителей, демонстрационный материал;
-

методические разработки: праздник «Русского самовара», народные

гулянья «За, околицей», «Беседа», «Башмаковские посиделки», «На
завалинке», «Народные игры, песни Башмаковского района», костюмы
Башмаковского района;
-Традиции

сел

Башмаковского

района,

Земетченского

района

Пензенской области;
-

материалы экспедиционной работы по сёлам Башмаковского района;

-

видео - и аудиоматериалы: Песни Башмаковского района Пензенской

области; песни Башмаковского, Земетчинского районов Пензенской области;
архив выступлений коллектива в видео и аудиозаписи с 2000 по 2021 год на
праздниках района, г. Пензы и всероссийских конкурсах; фотографии
коллектива с 1993 по 2021 годы;
-

раздаточный

материал:

«Элементы

бытовой

хореографии»,

«Хоровод», «Кадриль», «Пение по сигналу», «Сарафан», «Рубаха»; «Пение
по карточкам», «Пословицы и поговорки», «Малые жанры фольклора»,
карточки «Эмоции»,
-

наглядные пособия: таблицы с изображением русского народного

костюма Башмаковского, Земетчинского районов Пензенской области и
других регионов России;

демонстрационный этнографический материал: понёва, сарафан,
рубаха мужская, рубаха женская, костюмы, костюм женский, шашун,
корсетка, лапти. Предметы старины: самопрялка XIX век, прялка ручная для
изготовления пряжи, веретёна, пряслице (груз в форме диска), гребень
(предмет для расчесывания льна), челнок (предмет для ткацкого станка),
кружева, выбитые занавески, рушники разной символики; скатерти,
домотканые половики, рубель, утюги. Кухонная утварь: самовар, солонки,
деревянные ложки, чугуны разных размеров, ухваты, горшки, крынки.
Собранные учащимися и педагогом в этнографических экспедициях в
Башмаковском, Земетчинского районов Пензенской области
Материально-техническое обеспечение образовательного
процесса
-

помещение, оборудованное для теоретических и

практических занятий;
-

комната, оформленная под русскую избу;

-

этнографические костюмы;
-шумовые инструменты (ложки, трещотки, колокольчик, стиральная

доска, хлопушка, вертушка);
-

учебные материалы;

-

карты, схемы, атласы;

-

дидактический материал;

-

аудио-видео средства (диктофон, магнитофон, видеомагнитофон,

телевизор, видеокамера)
-

баян.

Литература для педагога

1.

Аникин В.П. Детский фольклор // Аникин В.П. , Круглов Ю.Г. Русское

народное поэтическое творчество. – Л., 1983.
2.

Аникин В.П.

Русские народные пословицы, поговорки, загадки и

детский фольклор. Пособие для учителя. – М., 1957.
3.

Бахтин В.С. От былины до считалки: Рассказы о фольклоре. – Л., 1982.

4.

Жили-были…: Произведения устного народного творчества для детей /

сост., предисл. и коммент. В. Калугина. – М., 1988.
5.

Климов А.А. Основы русского народного танца. – М., 1981.

6.

Круглый год.

Русский земледельческий календарь

/ Сост. А.Ф.

Некрылова. – М., 1991.
7.

Куприянова

Л.Л.

Формирование

исполнительско-творческой

деятельности детей, осваивающих песенный фольклор

//

Музыкальное

воспитание в школе. Вып. 17. – М., 1986.
8.

Куприянова Л.Л. Русский фольклор в школе - М., 2002.

9.

Кустовский Е.С. Использование народных приемов варьирования напева

в работе фольклорных коллективов. Методические рекомендации. – М., 1983.
10. Маркова Л.В., Шамина Л.В. Режиссура народной песни. Методическое
пособие. – М., 1985.
11. Мельников М.Н. Русский детский фольклор. – М., 1987.
12. Михеева Л. Музыкальный словарь в рассказах. – М., 1986.
13.Народный

календарь.

Методическое

пособие

для

работников

внешкольного образования детей ИПКиПРО г.Пензы - Пенза, 1997.
14. Народные песни Воронежской области. / Под ред. С.Г.Лазутина. –
Воронеж, 1974.
15. Новицкая М.Ю. Человек и природа в народной культуре. Методические
рекомендации к занятиям 1-го года обучения по программе факультатива
«Введение в народоведение». – М., 1994.
16. Панкеев И.А. Русские праздники. - М.: Яуза, 1998.
17. Полунина В.Н. Эстетическое воспитание детей и подростков в общении
с народным искусством. – М., 1989.

18. Попова Т.В. Русское народное музыкальное творчество. – М., 1998.
19. Программа для средних общеобразовательных учебных заведений:
Музыкальный фольклор. - М., 1992.
20. Руднева А.В. Курские танки и карагоды. – М., 1975.
21. Русский фольклор в современных образовательных структурах / Сост.
Л.Л. Куприянова. – Кемерово, 1996.
22. Русское

народное

поэтическое

творчество.

Хрестоматия

по

фольклористике: Учебн. пособие для филолог. спец. пед. ин-тов / Сост. Ю.Г.
Круглов. – М., 1986.
23. Савушкина Н.И. Русский народный театр. - М., 1976.
24. Сорокин П.А. Некоторые вопросы методики работы с детским народным
хором. – М., 1980.
25. Степанов Н.П. Народные праздники на святой Руси. – М., 1990.
26. Уланова Л.С. Русский свадебный обряд (праздник в школе). - М., 2002.
27. Фольклор в школе: Русские песни Западной России, часть II. / Под
общей редакцией профессора Шаниной Л. – М., 1993.
28. Фольклор Московской области: календарный и детский фольклор / Сост.
В.Б. Сорокин. – М., 1979.
29. Широков А. Русские народные песни и частушки. - М., 2002.
30. Школа русского фольклора: обучение в младших классах / Под общей
редакцией профессора Картавцевой М.Т. – М., 1994.
Литература для учащихся

1.

Будем песни петь / Сост. П. Сорокин. – М., 1998.

2.

Багрий Ю.А. Песни Северного Подмосковья. – М., 1989.

3.

Вьётся, вьётся хоровод: Русские народные заклички, приговорки,

календарные песни / Собрал и пересказал Г. Науменко, рис. Ю. Смольникова.
– М., 1983.
4.

Гилярова Н. Детский фольклор Рязанской области. – Рязань, 1992.

5.

Жаворонушки (в пяти частях) / Сост. Г.М. Науменко – М., 1977 – 1987.

6.

Поют дети / Сост. Е.А. Краснопевцева. - М., 1989.

7.

Родные просторы. Русские народные песни для детского хора / Сост. Л.

Куприянова. – М., 1979.
8.

Русская народная песня. Антология / Сост. С. Браз. – М., 1993.

9.

Свитова К. Народные песни Брянской области. – М., 1966.

10. Фольклор в школе. Вып. 1- 4 / Сост. Л.Л. Куприянова М., 1991.
11. 1000 загадок, пословиц, поговорок, скороговорок . - АСТ, 2010.

Ресурсы сети Интернет, информационно-справочные и поисковые
системы
1.Российская библиотечная ассоциация.- URL:http//www/rba.ru
2.Российская государственная библиотека.- URL:http//www/rsl.ru
3.Библиотека электронных книг.- URL:http//librook.net
Репертуар
Сказка «Дурацкая стать».
Заклички и приговорки: «Туча-гром», «Дуга-радуга», «Солнышковедрышко», «Жавороночки», «Закликание Весны».
Небылицы и прибаутки: «Из-за леса, из-за гор едет дядюшка Егор.. », «А
где это видано ..», «Заяц белый куда бегал», «КозлиЕГна базар ходил».
Колыбельные песни: «Баюшки-баю», «Заинька», «На улице дождик»,
«Спи малюточка».
Игры: «Ах вы сени...», «Колушки», «Иголочки», «Чиж-чиж-чижачок»,
«Веночки», «Ути», «Редька», «Колечко», «Клубочек», «Завивайся труба»,
«Гуси-лебеди», «Коза», «Сахаринка», «На лесной поляне», «Зоопарк»,

«Паровозик», «Фанты», «Паук», «Доброе утро, охотник», «За двумя
зайцами», «Селезень», «Плетень».
Песни: «Орешина», «На горе-то, сирота», «Калина», «Виноград в саду
цветёт», «Пришла весна», «Ходила девица по садочку», «Здравствуй Весна»,
«Приходи Весна», «Ой, блины, блины», «Как на горке калина», «Как за гаем
за гаёчком», «Как под горкой под горой», «Из-за леса, из-за гор», «Чарочка
моя», «Во горнице», «Идут девушки», «Как по травке по муравке»,
«Масленичные блины», «Ой как проснетсз^гаша Настенька», «На возморье
мы стояли», «Отслужил боец», «Жми, коли, руби», «Наш Сашенька
работяшенька», «Рыба - Щука».
Частушки: «припевки», «таратушки», «страдания», «раставания».
Сценарии обрядовых праздников:

«Веснянка», «Масленица»,

праздника «Посиделки».
Танцевальные композиции к обрядовым праздникам:
«Веснянка», «Масленица» и свадебному обряду.
СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ
Корсетка - произошло от слова «корсет» - широкий, упругий пояс для
стягивания талии.
Декламировать - выразительно читать, произносить /художественное
произведение/.
Шаль - большой тканный платок
Фольклор - устное народное творчество
Закличка - созывать кого-то
Манишка - это короткая кофта, сшитая в сборочку, отделанная атласными
лентами
Шашун - это передник или фартук, который одевался через голову
Панева - это шерстяная крестьянская юбка
Парадоксальная гимнастика - от слова «парадокс» - невероятное,
необыкновенное


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».