программа театр кукол Потапова 2024

Пояснительная записка.
… Таланты будущих поколений могут быть охраняемы только путем
развития и воспитания юных талантов; для этого же необходимо их
раннее узнавание.
Г. Ревеш
Программа разработана в соответствии с действующими нормативно правовыми документами:
• Федеральный Закон РФ от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в РФ»;
• Федеральный Закон от 31 июля 2020 года № 304-ФЗ «О внесении
изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по
вопросам воспитания обучающихся»;
• Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 27
июля 2022 г. № 629 «Об утверждении порядка организации и осуществления
образовательной

деятельности

по

дополнительным

общеобразовательным

программам»;
• "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания
и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи", утвержденных
постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 г. N 28 «Об утверждении санитарных правил СП
2.4.3648-20».
• Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 № 678-р «Об утверждении
Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г.»;
• Национальный проект «Образование» (утвержден Президиумом Совета
при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам
(протокол от 24.12.2018 г. № 16);
• Целевая

модель

развития

региональной

системы

дополнительного

образования детей (приказ Министерства просвещения РФ от 3 сентября 2019 г.
№ 467);

• Методические
общеразвивающих

рекомендации
программ

по

проектированию

(включая

дополнительных

разноуровневые

программы)

(разработанные Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО «Московский
государственный педагогический университет», ФГАУ «Федеральный институт
развития образования», АНО ДПО «Открытое образование», 2015 г.) (Письмо
Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242);
• Устав МБУ ДО ДДТ р.п. Башмаково;
• «Положение о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программе МБУ ДО ДДТ р.п. Башмаково.
Актуальность программы «Театр кукол» заключается в том, что
театральная деятельность развивает личность ребёнка, прививает устойчивый
интерес к литературе, театру, совершенствует навык воплощать в игре
определённые переживания, побуждает к созданию новых образов. Благодаря
занятиям в театре кукол жизнь ребят становится более интересной и
содержательней, наполняется яркими впечатлениями, интересными делами,
радостью творчества. В век технического прогресса важно также понимать, что
кукольный театр помогает ребенку понять границу между реальностью жизни и
компьютерной виртуальной реальностью. Кукла не исчезнет, если выключить
свет, полёт фантазии не может остановить отсутствие тех или иных технических
средств, а работа кукловода - это кропотливый труд, совершенствующийся
постоянными тренировками.
Платковые куклы-яркие и зрелищные, являются настоящим украшением
театральной постановки, досуга детей, как сюрпризный момент любого занятия.
Платковые куклы обогащают детей яркими впечатлениями, развивают
творческие способности, память, мышление, речь, воображение, внимание, а
также расширяют кругозор детей. Играя с этими куклами дети становятся
инициативными, коммуникабельными.

Педагогическая целесообразность программы
Основой театрального творчества является так называемая «игра в
поведение». Дети

–

актеры

от

природы.

Они

сами

сочиняют

свои

роли, сами драматургически обрабатывают материал жизни. Как писал
К.С. Станиславский: «Детское «как будто бы» куда сильнее нашего
магического «если бы». С помощью детского «как будто бы» дети
прощаются со своими комплексами и неуверенностью, приобретают навыки
жизненного общения».
Карл Роджерс в своей работе «Свобода учиться» приводил пример того,
как обучить ребенка значению слова «горячо». Можно сто раз объяснить
ему, что батарея горячая и можно обжечься, если прикоснуться к ней. А
можно дать ребенку один раз коснуться радиатора с тем, чтобы он усвоил
значение слова на личном опыте. Чтобы обучение привело к результату, оно
должно задействовать не только ум, но и вовлекать в значимый опыт всю
личность. Именно занятия театрально – сценической деятельностью и дают
ребенку тот самый значимый жизненный опыт.
Программа направлена не на создание из ребенка «универсального
актера»,

а

на

воспитание

из

него

жизненно

адаптированного

человека психологически готового к различным стрессовым ситуациям.
Программа « Театр кукол» помогает ребенку самосовершенствоваться,
используя

театральную

игру

как

инструмент.

Театральная

игра

для

детей должна стать и удовольствием, и развлечением, а на самом деле –
инструментом решения конфликтов, способствующим взаимопониманию и
самораскрытию.
Специфичность программы проявляется:
 в возможности начать обучение с любого момента, т.к. в обучении
основам актерского мастерства невозможно поэтапно обучить ребенка

сценической речи, а затем движению, поскольку все виды деятельности
взаимосвязаны. Да и сам театр – синтетический вид искусства;
 в

обеспечении

разнообразных

доступности
формах

каждому

испытать

занятий,

свои

возможности

силы

в

увидеть

результаты, получить одобрение и поддержку;
 в способе структурирования элементов содержания материала внутри
дополнительной образовательной программы;
 в организации системы, основанной на развитии у детей интереса
к окружающему миру, умений общаться с ним, используя свои
творческие способности.
В основу программы

положены

ведущие

методологические

принципы современной педагогики и психологии:
1. Системный подход, сущность которого заключается в том, что
относительно

самостоятельные

компоненты

рассматриваются

не

изолированно, а в их взаимосвязи, в системе с другими. При этом подходе
педагогическая система работы с дошкольниками и младшими школьниками
рассматривается как совокупность следующих взаимосвязанных компонентов:
цели образования, методы и формы педагогического процесса и предметно –
развивающая среда.
2.

Личностный

подход,

утверждающий

представления

о

социальной, деятельной и творческой сущности ребенка как личности. В
рамках данного подхода предполагается опора в воспитании обучении на
естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала
личности, создания для этого соответствующих условий.
3. Деятельностный

подход.

Деятельность

–

основа,

средства

и

решающее условие развития личности. Поэтому необходима специальная
работа по выбору и организации детей. Это в свою очередь, предполагает

обучение детей выбору цели и планированию деятельности, ее организации
и регулированию, контролю, самоанализу и оценке результатов деятельности.
4. Полусубъектный

подход

вытекает

из

того,

что

сущность

человека значительно богаче, разностороннее сложнее, чем его деятельность.
Личность рассматривается как система характерных для нее отношений,
как носитель взаимоотношений и взаимодействия социальной группы, что
требует особого внимания к личностной стороне педагогического воздействия
с детьми.
5. Культурологический подход обусловлен объективной связью человека
с культурой как системой ценностей. Ребенок не только развивается на
основе освоенной им культуры, но и вносит в нее нечто принципиально
новое, т.е. он становится творцом новых элементов культуры. В связи с
этим освоение культуры как системы ценностей представляет собой, вопервых, развитие самого ребенка и во-вторых, становление его как творческой
личности.
Отличительные особенности
Современная педагогическая наука, смотрящая на образование, как
на

воспроизведение

разнообразными
дошкольного

духовного

сферами
и

рассматривается,

образовательного

младшего
как

социально-эстетической

потенциала

школьного

пространство,
активности

человека,
воздействия

возраста.

на

Сфера

способствующее

личности. По

располагает

мнению

ребенка
искусств

формированию
современных

ученых, педагогов, психологов, раскрытию качеств личности и самореализации
ее творческого потенциала в наибольшей степени способствует

синтез

искусств. Ведь искусство театра представляет собой органический синтез
музыки,

живописи,

риторики,

актерского

мастерства, сосредотачивает

в

единой целое средство выразительности, имеющееся в арсенале отдельных

искусств, и, тем самым, создает условия для воспитания целостной одаренной
личности.
Программа ориентирована на развитие общей и эстетической культуры
учащихся, художественных способностей и склонностей, предусматривает
возможность творческого самовыражения, творческой импровизации.
Новизна программы включает в себя следующие моменты:
-

развитие

у

детей

самостоятельности

в

творчестве

(написание

собственного сценария, проведение мастер-классов);
- привязанность

программы

к

национально-культурному

колориту,

свойственному территории Пензенской области ;


взаимосвязь с литературным и фольклорным наследием Пензенского края

 К отличительным особенностям дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы можно отнести то, что группа обучающихся
- разновозрастная. Поэтому основной целью обучения является не
воспитание актера как такового, а создание микроклимата внутри группы,
помогающего детям самоопределиться, раскрыться как творческие
личности, благодаря общению между собой в рамках кукольного театра.
Такой состав даёт дополнительные возможности для режиссерского
решения спектакля, позволяя использовать разные системы кукол, чем
расширяет спектр возможностей для индивидуального подхода к
каждому подростку, учитывая его возраст, особенности развития и
способности.
 В данной программе предпочтение отдается платковым куклам, так как
они удобны для маленьких рук детей, создавая куклу, можно учесть рост
артиста, размер ладони, длину руки и самое главное они очень удобны и
просты.
 Благодаря использования такой системы кукол достигается контактность с
аудиторией до 100%, «куклы выходят в зал» и можно не завесить от

конструкции и размеров ширмы. Но самое главное дети учатся общаться с
залом через куклу, не прячась за ширму, что позволяет им видеть плоды
собственного труда и является стимулом для самосовершенствования. В
процессе занятий обучающиеся сами учатся создавать «простые» куклы и
декорации (обучаются искусству бутафории). Также делается акцент на
выявлении и поддержку юных дарований, развитии индивидуальных
творческих способностей участников. Уделяется особое внимание, на
развитие таких специальных навыков как: гибкость пальцев и кистей рук,
развитие речевых и музыкальных навыков, креативности мышления. Всё
это способствует решению следующих проблем:
 1) Способствуют более разностороннему раскрытию индивидуальных
способностей обучающихся, которые не всегда удается рассмотреть на
уроке в школе.
 2) Обеспечивает равномерные физические, интеллектуальные и духовные
нагрузки, способствует формированию и физического и духовного
здоровья.
 3) Расширяет кругозор школьников, философские представления о мире в
конкретных чувственных формах, позволяет войти в пространство
возможного
мировоззрение,

и

невозможного
эстетический

вкус,

посредством
пробуждает

игры,

формирует

самостоятельное

и

независимое мышление.
 4) Привлечение

обучающихся

к

занятиям

в

детском

кукольном

театральном коллективе решает одну из острейших социальных проблем,
исключая возможность пребывания учащихся «на улице».
5) Кукольный театр помогает социальной и психологической адаптации
обучающихся, их личностному росту. Театральная модель жизненных ситуаций
позволяет детям приобрести полезные навыки для преодоления конфликтов и
создания вокруг себя комфортной среды.

1.2Цели и задачи
Основной

целью

интеллектуального,

программы

являются

нравственного

обеспечение эстетического,

развития

детей,

воспитание

творческой индивидуальности ребенка, развитие интереса и отзывчивости
через искусство театра и актерской деятельности.
Цель будет достигнута при решение следующих задач
Задачи программы:
1.

Создание

условий

для

воспитания

и

творческой

самореализации раскованного, общительного ребенка, владеющего своим
телом и словом, слышащего и понимающего партнера.
2. Воспитание и развитие

внутренней

(воля, память, мышление,

внимание, воображение, подлинность в ощущениях) и внешней (чувства
ритма, темпа, чувства пространства и времени, вера в предлагаемые
обстоятельства) техники актера в каждом ребенке.
3. Совершенствование

грамматического

строя

речи

звуковой культуры, монологической, диалогическойформы
орфоэпическим

нормам

современной

русской

ребенка,

речи,

его

обучение

сценической

речи,

эффективному общению и речевой выразительности.
4.

Совершенствование

самостоятельности детей

игровых

через

постановку

навыков

и

музыкальных,

творческой
театральных

сказок, спектаклей, игр-драматизаций, упражнений актерского тренинга.
5. Знакомство

с

историей

развитие познавательных

и

развитием

театрального

искусства:

интересов через расширение представлений о

видах театрального искусства.
По

целевой

направленности

программа

является

социально-

адаптированной, направлена на решение первостепенных задач, ведущих
к

самораскрытию

детей,

к

осознанию

ими

собственной

духовной

индивидуальности (развивает: отношение к себе – реабилитация «Я» в
собственных глазах,

достижение

коррекция

достоинства,

чувства

адаптивности; отношение

к

уверенности

в

объективная

другим –

себе,

регистрация

самооценка,

способность

и

укрепление

к

доброжелательному критическому восприятию достоинств и недостатков
окружающих, формирует навыки адекватного общения, навыки культуры
эмоциональной экспрессии; отношение

к

реальности

–

приобретение

навыков выбора и принятия решений, мобилизация и самоорганизация,
обретение оптимизма в отношениях реальности.
По сложности, по форме
педагогической
(объединяет

организации

деятельности
знания

из

программа
разных

содержания
является

областей:

и

процесса

интегрированной

литература,

театр,

изобразительное искусство, музыка, вокал, танец перерабатывает их с учетом
восприятия одного ребенка на основе театротерапевтических технологий.
Внутри каждого года элементы содержания расположены по спиральной
системе, т.е. тематические разделы обучения повторяются из года в год на
более высоком качественном уровне, расширяя и углубляя при этом материал
из различных видов искусств).
Программа является общеразвивающий, художественной направленности.
Программа

предназначена

для

детей

и

подростков

7-14

лет. Продолжительность реализации программы - два года.
В детское объединение принимаются дети с 7 лет по интересу, без
предъявления

специальных

требований.

На

первом

году

обучения

формируются две основные группы (7-9 лет среднего школьного возраста).
Во время каникул образовательная деятельность может видоизменяться
(выход

в

театры,

показ

спектаклей,

участие

в

проведение совместных с родителями праздников и т.п.). Занятия
проводиться:

со

всей группой,

подгруппами,

концертах,
могут

индивидуально.

Численный состав учебных групп определяется, исходя из имеющихся
условий

проведения образовательного процесса, согласно

требованиям

СанПина и составляет:
1год обучения – не менее 12-15 человек;
2год обучения – не менее 15 человек;
Занятия проводятся первого года обучения 184 часа, в неделю 2 раза по 2
часа; второй год обучения 276 часов в неделю 2 раза по 3 часа.
Форма реализации программы - очная
Реализация

программы

проводится

в

соответствии

с

основными

педагогическими принцами: от простого к сложному, от известного к
неизвестному,
и

воспитывающие

последовательности,

обучения,

научности,

сознательности

и

систематизации

активности,

доступности,

прочности, наглядности.
Технологическую основу программы составляют следующие технологии:
педагогические

технологии

на

основе

личностной

ориентации
образовательного процесса (педагогика сотрудничества);
педагогические технологии на основе активизации и
интенсификации деятельности учащихся (игровые технологии,
проблемное обучение).
Реализации
формы:

этих

технологий

теоретические

индивидуальные

и

помогают

следующие

практические

организационные

занятия

(групповые,

и сводные), а также показательные выступления на

всевозможных праздниках и конкурсах.
На

теоретических

раскрываются

теоретические

занятиях

даются

обоснования

основные

наиболее

важных

знания,
тем,

используются данные исторического наследия и передового опыта в области
театрального искусства и жизни в целом.

На

практических
положений

занятиях

изложение

сопровождаются

теоретических

практическим

показом

самим

преподавателем, даются основы актерского мастерства, культуры речи и
движений,

проводятся

игровые,

психологические

и

тренинги. Во время занятий происходит доброжелательная

обучающие
коррекция.

Педагог добивается, чтобы все участники пытались максимально ярко и
точно выполнить задание.
С первого года обучения необходимо проведения индивидуальной
работы с воспитанниками различной направленности: для одних - это
снятие мышечных зажимов, устранение дефектов речи и т.п.; для других –
дальнейшее развитие природных задатков.
На индивидуальных занятиях работа проводится с детьми в количестве от
1до 3 человек.
Для

успешной

проведение

сводных

реализации
занятий.

программы
Сводные

предусматриваются также

занятия

преследуют

своей

целью объединение в совместной деятельности групп разного года обучения.
Программа предусматривает два образовательных уровня:
Первый уровень (дети 7-8 лет) – с т а р т о в ы й рассчитан на один год
обучения;
Второй (в основном дети 9-14) – базовый, рассчитан на 1 год обучения
(второй год).
Цель первого года обучения : создание комфортной эмоциональной среды
для формирования

потребности

детей

в

регулярных

театральной деятельностью.
Задачи:
Обучающие:
научить пользоваться словами выражающие основные чувства;
научить строить диалог, самостоятельно выбирая партнера;

занятиях

учить технике речи: дикция, дыхание, голос
элементам актерского мастерства;
учить детей театральной терминологией;
видам театрального искусства.
Развивающие:
развивать интерес к сценическому искусству;
развивать зрительское и слуховое внимание, память, наблюдательность,
находчивость и фантазию, воображение, образное мышление;
развивать умение согласовывать свои действия с другими детьми;
развивать способность искренне верить в любую воображаемую
ситуацию, превращать и превращаться;
развивать чувства ритма и координацию движения;
развивать дикцию на материале скороговорок и стихов;
зрительного зала и сцены.
Воспитательные:
воспитывать культуру поведения в театре;
воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со
сверстниками;
воспитывать свой личностный взгляд на окружающий мир,
взаимоотношения людей, гражданской позиции;
воспитывать в детях коммуникабельность, толерантность, компетентность.

Цель второго года обучения: вовлечение детей в коллективную
творческую деятельность и развитие коммуникативных навыков.
Задачи:
Обучающие:
научить оценивать действия других людей и сравнивать со своими
собственными;

научить осваивать сценическое пространство,обретать образ и выражение
характера героя;
научить осмысливать: как же рождается произведение, формируется и
предстает

перед

нами

таким,

какое

оно

есть.

Понять,

как

рождается сюжет.
Развивающие:
развивать чуткость к сценическому искусству;
развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность,
находчивость и фантазию, воображение, образное мышление;
развивать воображение и веру в сценический вымысел;
развивать умение одни и те же действия выполнять в разных
обстоятельствах и ситуациях по- разному;
дать возможность полноценно употребить свои способности и само
выразиться в сценических воплощениях;
Воспитательные:
воспитывать в ребенке готовность к творчеству;
воспитывать коммуникабельность и умение общаться со взрослыми
людьми в разных ситуациях.

1.3 Планируемые результаты
К концу первого года обучения дети
будут знать:
что такое театр;
чем отличается театр от других видов искусств;
какие виды театров существуют;
кто создает театральные полотна (спектакли)
уметь:

выолнять артикуляционную гимнастику; выполнять
основные дикционные упражнения;
выполнять основные дыхательные упражнения;
строить диалог, самостоятельно выбирая партнера;
К концу второго года обучения дети будут знать:
что такое зрительный ряд;
постановки сценической версии;
что такое сценический вымысел.

уметь:
вести артикуляционную гимнастику с группой;
вести дыхательную гимнастику с помощью педагога;
владеть своим телом;
осваивать сценическое пространство, обретать образ и выражение
характера героя;
полноценно употребить свои способности и самовыразиться в сценических
воплощениях.
Для подведения итогов реализации программы используются
следующие формы:
Театральные постановки;
Фестивали
Учебный план
№

Название темы, разделы

1 год обучения 2 год обучения

1 Вводное занятие

2

3

2 «Азбука развития театра»

12

18

3 Театральная игра

26

27

4 Культура и техника речи

32

42

5 Ритмопластика

28

30

6 Основы театральной культуры

24

30

7 Просмотрово-информационный раздел

16

66

8 Итоговое занятие

4

4

9 Итого

54

130

Учебно-тематический план 1 года обучения (уровень-стартовый)
№ Название темы, разделы Количест теория прак
во

Форма аттестации

тика

часов
всего
1 Вводное занятие

2

2

Опрос

2 «Азбука развития

12

2

10

Тестирование

26

4

22

Самостоятельная

театра»
3 Театральная игра

работа
4 Культура и техника речи

32

2

30

Устный опрос

5 Ритмопластика

28

-

28

Наблюдение

6 Основы театральной

24

4

20

Тестирование

16

-

16

Самостоятельная

культуры
7 Просмотровоинформационный раздел
8 Итоговое занятие
9 Итого

работа
4

-

4

184

54

130

Спектакль

Содержание программы первого года обучения.
*

Вводное занятие

Теория. Решение организационных вопросов. Инструктаж по технике
безопасности.
*

Азбука развития театра

Теория. Зарождение театра. Древнегреческий и древнеримский театр.
Русский театр. Театр в Пензе.
Практика.

Инсценировка

древнегреческого

действия.

Инсценировка

русского реалистического театра 19 века.
Контроль. Просмотр исторических фильмов «Одиссей», «Барышня
Крестьянка».
*

Театральная игра.

Теория. Игры на знакомство. Массовые игры. Игры на развитие памяти,
произвольного

внимания, воображения, наблюдательности. Этюды на

выразительность жестов.
Практика. Этюды с воображаемыми предметами. Этюды с заданными
обстоятельствами. Этюды на эмоции и вежливое поведение. Импровизация
игр-драматизаций.
Контроль. Диагностика творческих способностей воспитанников.
Культура и техника речи
Теория. Артикуляционная гимнастика. Устранение дикционных недостатков
и тренинг правильной дикции. Дыхательные упражнения. Постановка
речевого голоса. Речь в движении.
Практика. Коллективное сочинение сказок. Диалог и монолог. Работа над
стихотворением и басней. Упражнения на дыхание, на звуки, дикцию.
Контроль. Конкурс чтецов «Монолог».

*

Ритмопластика

Практика. Коммуникативные, ритмические, музыкальные, пластические
игры и упражнения. Развитие свободы и выразительности телодвижений.
Контроль. Спектакль «Золушка».
*

Основы театральной культуры

Теория. Система занятий-бесед, направленных на расширение представлений
о театре. Танец. Вокал. Грим. Декорации. Декоратор.
Практика. Работа над словом. Отработка отдельных этюдов. Устранение
дикционных недостатков. Театр – синтез искусств. Танцевальные и
вокальные азы. Основы гримирования. Искусство создания декорации.
Контроль. Игра «Я режиссёр».
*

Просмотрово – иформационный раздел

Практика. Просмотр кинофильмов и их обсуждение. Посещение театров.
Контроль. Оформление стенгазеты «Мой маленький театр».
*

Итоговое занятие. Мини-спектакль «В гостях у сказки».
Учебно-тематический план 2 года обучения (уровень-базовый)

№ Название темы, разделы Количеств теория практ
о часов

Форма аттестации

ика

всего
1

Водное занятие

3

2

1

Опрос

2

История развития театра

18

3

15

Групповая оценка

3

Театральная игры

27

3

24

Групповая оценка

4

Культура и техника речи

42

2

40

Тестирование

5

Ритмопластика

30

2

28

Наблюдение

5

Основы

театральной 30

4

26

Самостоятельная

культуры

работа

6

Работа над спектаклем

66

2

64

8

ИТОГО:

276

78

198

Наблюдение

Содержание программы второго года обучения.
*

Вводное занятие

Теория. Решение организационных вопросов. Инструктаж по ТБ.
*

История развития театра.

Теория. Гофман. Театр «параллельных миров». Театр Мейерхольда. Доктор
Допертутто. «Три апельсина». Театр Абсурда.
Практика. Мини-конференция «Мой маленький театр».
Контроль. Просмотр документального фильма о Гофмане.
*

Театральная игра

Теория. Театральная игра как основа театрального искусства.
Практика. Игры на развитие памяти, внимания. Этюды на выразительность
жестов. Этюды на сопоставление разных характеров. Этюды на развитие эмоций.
Мимические игры. Упражнения с помощью жестов и мимики. Этюды на
действие с воображаемым предметом. Этюды по сказкам. Игры-пантомимы.
Разыгрывание мини-сценок. Упражнения на развитие внимания, воображения,
фантазии.
Контроль. Диагностика творческих способностей воспитанников.
*

Культура и техника речи

Теория. Артикуляционная гимнастика. Устранение дикционных недостатков и
тренинг правильной дикции. Дыхательные упражнения. Постановка речевого
голоса. Речь в движении. Активное использование междометий, слов, фраз,
стихов и поговорок.

Практика. Индивидуальное и коллективное сочинение сказок, стихов, загадок.
Контроль. Конкурс чтецов.
*

Ритмопластика

Теория. Коммуникативные, ритмические, музыкальные, пластические игры и
упражнения. Игры с имитацией движения. Упражнения, направленные на
координацию движений и равновесие. Упражнения, направленные на освоение
пространства и создание образа.
Практика. Коммуникативные, ритмические, музыкальные, пластические игры и
упражнения. Игры с имитацией движения. Танцы-фантазии. Музыкальнопластические импровизации.
Контроль. Танцевальные зарисовки. Танцы различных народов мира.
*

Основы театральной культуры.

Теория. Знакомство с театральной терминологией. Особенности театрального
искусства. Виды театрального искусства. Устройство зрительного зала и сцены.
Театральные профессии. Правила поведения в театре. Искусство создания
декораций.
Практика. Изготовление декораций. Просмотр исторических фильмов.
*

Работа над спектаклем.

Репетиционные занятия – работа над спектаклем.
1 этап – ознакомительный
Цели: познакомить детей с содержанием произведения (пьесы
Выявить персонажей произведения (пьесы) и обсудить их характер.
Распределить роли персонажей между детьми.

II. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1Календарный учебный график

Первый год обучения
№ месяц чис Врем Форма занятия Колло

Тема занятия

Место

Форма
контроля

я

во

провед

пров

часов

ения

еден
ия
сент

2

Вводное занятие

2

Решение

ябрь
Игра –
импровизация

организационных

«Чему я хочу

вопросов . Знакомство с

научиться».

дополнительной

Наблюдение

образовательной
программой «Театр
кукол». Цели и задачи
творческого объединения.
Знакомство педагога с
обучающимися. Правила
поведения на занятиях.
Инструктаж по технике
безопасности при работе
на сцене, с ширмой и т.д.
12

«Азбука развития
театра»

октя
брь

Инсценировка
древнегреческо
го
действия.Акти
визация
познавательног

2

Зарождение театра.

Входной

Знакомство с

контроль ,

профессиями: актер,

мониторинг

режиссер, художник,
звукооператор,
светооформитель,

о интереса к

реквизитор, костюмер

театру кукол.

и т.д. Куклы и

Просмотр

кукловод. Роль.

презентации:

Актеры.

«Кукольные
театры
России».
Просмотр

Древнегреческий и

Входной

презентации на

древнеримский

контроль ,

тему:

театр.Изучение

мониторинг

«Театральные

кукольных героев

куклы мира».

разных стран мира

Игра –

(внешний вид,

импровизация

характер, образ,

«Я - кукла», «Я

строение куклы).

–актер».

России - Петрушка,

Просмотр

Англия – Панч,

исторических

Италия –Пульчинелла,

фильмов

Франция –

Одиссей ,

Полишинель,

Барышня

Германия – Гансвурст,

крестьянка.

и т.д.

Просмотр
кукольного
спектакля
«Репка» с
последующим
обсуждением.
Игровой
тренинг
«Буратино и

2

2

Русский театр.Театр в

Входной

Пензе. Беседа: «Что

контроль ,

такое одежда сцены».

мониторинг

Разновидности ширм
для кукольного театра
и их устройство.

папа Карло».
Просмотр

2

кукольного

Понятие «зрительный

Входной

зал»,

контроль ,
мониторинг

спектакля
Красная
шапочка
Просмотр

2

кукольного

Понятие «занавес»,

Входной

«авансцена».

контроль ,
мониторинг

спектакля
Буратино
Просмотр

2

кукольного
спектакля

Понятие «антракт»,

Промежуточн

«аплодисменты»

ый контроль,

Инсценировка

наблюдение,

стихотворения А.Барто«В театре»

Игры на

26

Театральная игра

2

Игры на знакомство

развитие

Понятие «Игра»,

согласованност

возникновение игры

и действий:

наблюдение

«Дружные
звери»Игры на
развитие
согласованност
и действий:
«Дружные
звери»,
«Телепаты»,
«Живой
телефон»,

наблюдение

«Печатная
машинка».
нояб
рь

Игры и

2

Массовые игры

упражнения на

Актуальность и значение

развитие

игры в кукольном

внимания:

спектакле. Игры на

«Что ты

развитие внимания и

слышишь»,

воображение. Картинки

«Радиограмма»

из спичек.

наблюдение

, упражнение с
предметами,
«Руки-ноги»,
«передай
позу»,
«Фотограф».
Этюд –

2

Этюды на

наблюдение

выразительность жестов.

фантазия «Мой
домашний

Упражнение и этюды для

кукольный

отработки навыков

театр». Этюды

разговора куклы. Диалог

с

героев.

перчаточными
куклами «В
театре
Карабаса
Барабаса».
нояб

Разыгрыван

рь

ие
кукольных
историй.

2

Игры на развитие памяти
Урок – фантазия
«Кукольный домик»,
рассуждение об

наблюдение

Игры по

кукольных образах и

ролям.

места действия. Рассказ
собственного сочинения.
Разыгрывание кукольных
историй.

Этюды с

2

воображаем

Игры на воображение.

наблюдение

Беседа : (Жест- язык

ыми

действия куклы.)

предметами
.
Беседа.

Знакомство с ростовыми

Наблюдение,

Практическая

куклами Игры «Походка и

контроль

работа

преображение»

Беседа работа с

2

Понятие «сюжет»,

Наблюдение,

интернет

«герои» Просмотр

контроль

ресурсами

театрализованной сказки

2

«Моя волшебная
рукавичка»
Беседа
Беседа

2

2

Практика

Понятие «главные герои»,

Наблюдение,

«характер героев»

контроль

Понятие «диалог»

Наблюдение,

Отработка ролей в

контроль

спектакле. Работа над
мимикой в диалоге
Беседа

2

Практика

Понятие «диалог»

Наблюдение,

Отработка сложных

контроль

эпизодов
Беседа

2

Практика

Понятие «мизансцена»

Наблюдение,

Подготовка главных

контроль

исполнителей.
Беседа
Практика

2

Понятие «голос» Игра

Наблюдение,

«Кто как поёт»

контроль

32

Культура и техника
речи

дека
брь

Разминка

4

«Хвастливые

Артикуляционная

Наблюдение,

гимнастика.

контроль

Понятия артикуляционная

верблюды»,

гимнастика.Наблюдение,

«Веселый

контроль

пятачок»,
«Хоботок»
Дикционные
упражнения:
«Пробка»,
«Косарь»,
«Телеграмма»,
«Эхо»
Игровые

4

задания и

Тренинг правильной

Наблюдение,

дикции.Активизация

контроль

подвижности губ и языка

упражнения
(«Насос»,
«Мыльные
пузыри»,
«Пчелы»,
«Надуй шар»,
«Егорка»).
Упражнение на
развитие
дикции:
цепочка
буквосочетани
й: ба-бо-бу-быби-бэ и др.

4

Постановка речевого

Наблюдение,

голоса. Беседа: «Дикция и

контроль

ее значение в создании
образа».

Игра в
скороговорки и
чистоговорки.
Приобретение
навыка
звучания
голоса при
любом
положении
тела, головы и
т.п.
Упражнения на
одновременну
ю тренировку
звучания и
движения.
Работа со
стихотворным
и
произведениям
и (А. Барто, С.
Михалков).
Скороговорки.
Упражнения
над голосом в
движении «1,
2, 3, 4, 5 —
будем дружно
мы играть».
Упражнение на
развитие

4

Речь в движении.

Наблюдение,

Работа над

контроль

интонационной
выразительностью
речи.«Чистоговорка в
образе»(из упражнений Е.
Ласкавой).

интонационно
й
выразительнос
ти «Я очень
люблю свою
маму»,
«Придумай
другой финал
сказки».
Этюды: «Лиса

4

и заяц», «Заяц
янва

– хвастун» и

рь

др. Показ

Наблюдение,

Беседа – диалог

контроль

«Общение с партнером
через куклу, как это…» (с
постановкой проблемных

этюдов на

ситуаций). Закрепление

выбранную

умения работать с

тему.
Игра —

Диалог и монолог

перчаточной куклой
Стихотворения и басни

Наблюдение,

Драматизация

Работа со стихотворными

контроль

по сюжету

произведениями.

4

стих.
«Федорино
горе».
Упражнение со

4

скороговоркам

Понятия о звуковой

и.

февр

Упражнение

аль

(Шар, свеча,
самолет и др. ).

Звуковая культура.

Наблюдение,
контроль

культуре, дикции

4

Произношение слов
Упражнение на
мелодичность голоса.
Упражнение на установку

Наблюдение,
контроль

дикции.

Игра

28

Ритмопластика

4

Коммуникативные игры

(Движение под

Беседа – диалог:

музыку).

Наблюдение,
контроль

«Внутренняя и внешняя
характерность персонажа,
образа. Характер и
внешний облик куклы, их
связь и отношения».

Игра(Походка)

4

Ритмические игры
Беседа – рассуждение:

Наблюдение,
контроль

«Что такое роль и образ в
кукольном спектакле»
Театральные
игры на
определение
характера
персонажа:
«Узнай меня»,
«Поймай
интонацию».
Работа с
куклой за
ширмой,
диалог кукол с
учетом
интонационны
х
возможностей.

4

Музыкальные и

Наблюдение,

пластические игры

контроль

Беседа: «Особенности
речи в характере
персонажа».

март

Дружные звери

4

, Заяц —

Отработка походки

трусливый,

Наблюдение,
контроль

куклы, жеста, оценки,

Волк- злой.
Игра (

Телодвижения

общения.
4

Превращение).

Выразительность
Беседа : особенности речи

Наблюдение,
контроль

в характере персонажа.
Разыгрывание

4

кукольных

Урок фантазии
Рассуждение об

историй.

Наблюдение,
контроль

кукольных образов и
место действия.

Игра (

4

Драматизация

Беседа- Рассуждение
Что такое роль и образ в

по сказке

Наблюдение,
контроль

кукольным спектакли.

«Теремок» ,
игры по
ролям).
24

Основы театральной
культуры

апре

Работа над

ль

словом.

Система занятий-

Отработка

бесед

жестов за

Беседа: Жест- язык

ширмой

действия культуры.

4

Театр – синтез искусств

Наблюдение

через
действия
героев.
Работать над
выразительнос

4

Представление о театре
«Танец»

Наблюдение

тью речи и

Знакомство детей с

подлинностью

музыкальными

поведения в

произведениями,

сценических

отрывками которые будут

условиях.

звучать в спектакле.

Танцевальные
азы.
Репетиции

4

«Вокал»

мизансцен.

Определение основных

Обработка

мизансцен по сюжету

отдельных

спектакля. Беседа:

этюдов.

«Музыка и движение

Репетиции по

куклы».

Наблюдение

эпизодам –
отработка
пластики рук
кукловода,
общение
персонажа со
зрителем.
Вокальные
азы.
Основы

4

«Грим»

гримирования.

Осмотр кукол, декораций,

Ремонт

реквизита используемых в

одежды кукол.

показе.

Подготовка
недостающего
реквизита и
кукол.

Наблюдение

май

Искусство

4

созданий

Наблюдение

Репетиционный период.

декорации .

Изготовление декораций,

Изготовление

реквизита, бутафории

декораций.
Игра « Я

«Декорации»

4

режиссер».

« Декоратор»

Наблюдение

Физическое и
психологическое
самочувствие актера в
роли через куклу.
Приспособление к
реквизиту, декорациям.
16

Просмотровоинформационный
раздел

Просмотр

4

«Три поросенка»

кукольного

Беседа – диалог:

спектакля «Три

«Внутренняя и внешняя

поросенка»

характерность персонажа,

(анализ

образа. Характер и

движений и

внешний облик куклы, их

речи куклы,

связь и

определение

отношения».Наблюдение,

характера

контроль

персонажа по
интонации
голоса).
Упражнения с
куклами на
умение
сочетать
словесное

Наблюдение,
контроль

действие с
физическим
(куклы
встречаются,
разговаривают,
оценивают
друг друга
слова и
поведение и
др.). Передача
характера
через голос и
движение.
Игры по ролям

4

« Теремок»

за ширмой

Беседа – рассуждение:

(вождение

«Что такое роль и образ в

куклы,

кукольном

отработка

спектакле».Игра –

походки,

драматизация по сказке

общения,

«Теремок».

Наблюдение,
контроль

остановка в
движении,
работа с
предметами и
т.д.).
Просмотр
кукольного
театра «
Колобок».
Отработка
выразительног

4

« Колобок»
Распределение
технических обязанностей
по спектаклю, установка
оформления,
декоративных деталей,

Наблюдение,
контроль

июнь

о чтения слов

подача бутафории,

каждого

помощь друг другу в

=героя сказки.

управлении куклами.

Отработка

4

кукловождения

контроль

куклами на выдуманные

с предметами. (

истории. Коллективное

Взять , отдать,

сочинение( что было бы ,

передать,

если бы ...)

бросить и.т.д.)
4

Мини-

Наблюдение,

Игры- драматизации с

Зачет

Итоговое занятие

спектакль ( В
гостях у
сказки).
184 Итого

Второй год обучения

№ меся чис Врем Форма занятия Колц

ло

Тема занятия

Место

Форма
контроля

я

во

провед

пров

часов

ения

еден
ия

3

Вводное занятие

сент

Игра –

ябрь

импровизация

организационных

«Чему я хочу

вопросов . Знакомство с

научиться».

дополнительной

3

Решение

ДДТ

Наблюдение

ДДТ

Контроль,

образовательной
программой «Театр
кукол». Цели и задачи
творческого объединения.
Знакомство педагога с
обучающимися. Правила
поведения на занятиях.
Инструктаж по технике
безопасности при работе
на сцене, с ширмой и т.д.
18

История развития
театра

октя
брь

Пьесы

6

Гофман.
Театр(параллельных

Гофмана. «

наблюдение

миров)

Золотой
горшочек»,

Автобиография Гофмана.

«Щелкунчик»,
« Песочный
человек».
и.т.д.
Театральные

6

Театр Мейерхольда.

работы «Горе

Автобиография

от ума»

Всеволода Мейерхольда.

«Чайка» и.т.д.
Чтение сказки
«три
апельсина»

ДДТ

Контроль,
наблюдение

Мини-

6

Театр Абсурда

конференция «

Беседа: «О направлении

мой маленький

Театра Абсурда».

ДДТ

Контроль,
наблюдение

театр.»

Игры на

27

Театральная игра

6

Игры на знакомство

развитие

Понятие «Игра»,

согласованнос

возникновение игры.

ДДТ

Диагностик
а
творческих
способносте

ти действий:

й учащихся

«Дружные
звери»Игры на
развитие
согласованнос
ти действий:
«Дружные
звери»,
«Телепаты»,
«Живой
телефон»,
«Печатная
машинка».
нояб
рь

Игры и
упражнения на
развитие
внимания:
«Что ты
слышишь»,
«Радиограмма
», упражнение
с предметами,

6

Массовые игры

ДДТ

Диагностик

Актуальность и значение

а

игры в кукольном

творческих

спектакле. Игры на

способносте

развитие внимания и

й учащихся

воображение. Картинки
из спичек.

«Руки-ноги»,
«передай
позу»,
«Фотограф».
Этюд –

6

фантазия
«Мой
домашний
кукольный

Этюды на

ДДТ

Диагностик

выразительность жестов.

а

Упражнение и этюды для

творческих

отработки навыков

способносте

разговора куклы. Диалог

й учащихся

героев.

театр». Этюды
с
перчаточными
куклами «В
театре
Карабаса
Барабаса».
Разыгрыва

6

Игры на развитие памяти ДДТ

Диагностик

ние

Игры — пантомимы

а

кукольных

Урок – фантазия

творческих

историй.

«Кукольный домик»,

способносте

Игры по

рассуждение об

й учащихся

ролям.

кукольных образах и

.

места действия.
Рассказ собственного
сочинения.
Разыгрывание
кукольных историй.

Этюды с

3

Игры на воображение.

ДДТ

Диагностик

воображае

Беседа : (Жест- язык

а

мыми

действия куклы.)

творческих

предметам

способносте

и.

й учащихся
42

Культура и техника
речи

Разминка

6

«Хвастливые
верблюды»,
«Веселый

Артикуляционная

ДДТ

Выразитель

гимнастика. Понятия

ное чтение

артикуляционная

стихов

гимнастика.

.басен
,скороговор

пятачок»,

ок

«Хоботок»
Дикционные
упражнения:
«Пробка»,
«Косарь»,
«Телеграмма»,
«Эхо»
Игровые

6

задания и
дека

упражнения

брь

(«Насос»,

Тренинг правильной

ДДТ

Выразитель

дикции. Активизация

ное чтение

подвижности губ и языка.

стихов
.басен
,скороговор

«Мыльные

ок

пузыри»,
«Пчелы»,
«Надуй шар»,
«Егорка»).
Упражнение
на развитие
дикции:
цепочка
буквосочетани
й: ба-бо-бу-

6

Постановка речевого

ДДТ

Выразитель

голоса. Беседа: «Дикция и

ное чтение

ее значение в создании

стихов

образа».

.басен
,скороговор
ок

бы-би-бэ и др.
Игра в
скороговорки
и
чистоговорки.
Приобретение
навыка
звучания
голоса при
любом
положении
тела, головы и
т.п.
Упражнения
на
одновременну
ю тренировку
звучания и
движения.
Работа со
стихотворным
и
произведениям
и (А. Барто, С.
Михалков).
Скороговорки.
Упражнения
над голосом в
движении «1,
2, 3, 4, 5 —
будем дружно

6

Речь в движении. Работа ДДТ

Выразитель

над интонационной

ное чтение

выразительностью

стихов

речи.«Чистоговорка в

.басен

образе»(из упражнений Е.

,скороговор

Ласкавой).

ок

мы играть».
Упражнение
на развитие
интонационно
й
выразительнос
ти «Я очень
люблю свою
маму»,
«Придумай
другой финал
сказки».
Этюды: «Лиса

6

и заяц», «Заяц
– хвастун» и
др. Показ
этюдов на
выбранную

янва
рь

Выразитель

– диалог «Общение с

ное чтение

партнером через куклу,

стихов

как это…» (с

.басен

постановкой проблемных

,скороговор

ситуаций). Закрепление

ок

умения работать с

тему.
Игра —

Диалог и монолог Беседа ДДТ

перчаточной куклой.
6

Стихотворения и басни

ДДТ

Выразитель

Драматизация

Работа со стихотворными

ное чтение

по сюжету

произведениями.

стихов

стих.

.басен

«Федорино

,скороговор

горе».

ок

Упражнение

6

Звуковая культура.

ДДТ

Выразитель

со

Понятия о звуковой

ное чтение

скороговоркам

культуре, дикции.

стихов

и.

.басен
,скороговор
ок

Игра

30

Ритмопластика

6

Коммуникативные игры

ДДТ

Выполнение

(Движение под

Беседа – диалог:

комплекс

музыку).

«Внутренняя и внешняя

упражнений

характерность персонажа,

на пластику

образа. Характер и
внешний облик куклы, их
связь и отношения».
февр

Игра(Походка)

6

алб

Театральные

6

игры на
определение
характера

Ритмические игры Беседа ДДТ

Выполнение

– рассуждение: «Что

комплекс

такое роль и образ в

упражнений

кукольном спектакле»

на пластику

Музыкальные и

ДДТ

Выполнение

пластические игры

комплекс

Беседа: «Особенности

упражнений

речи в характере

на пластику

персонажа».

персонажа:
«Узнай меня»,
«Поймай
интонацию».
Работа с
куклой за
ширмой,
диалог кукол с
учетом
интонационны
х
возможностей.
Дружные

6

Игры с имитацией

ДДТ

Выполнение

звери , Заяц —

движения Отработка

комплекс

трусливый,

походки куклы, жеста,

упражнений

Волк- злой.
Разыгрывание
март

оценки, общения.
6

Урок фантазии

на пластику
ДДТ

Выполнение

кукольных

Рассуждение об

комплекс

историй.

кукольных образов и

упражнений

место действия.

на пластику

30

Основы театральной
культуры

Работа над

Знакомство с театральной ДДТ

Показ

словом.

терминологии. Система

этюдов

Отработка

занятий-бесед

жестов за

Беседа: Жест- язык

ширмой

действия культуры.

6

через
действия
героев.
Работать над

6

Виды театрального

ДДТ

искусства. Знакомство

выразительнос

Показ
этюдов

детей с музыкальными

тью речи и

произведениями,

подлинностью

отрывками которые будут

поведения в

звучать в спектакле.

сценических
условиях.
Танцевальные
азы.
Репетиции

6

Театральные профессии.

ДДТ

этюдов

мизансцен.
Обработка
отдельных
этюдов.
Репетиции по

Показ

6

Определение основных
мизансцен по сюжету
спектакля. Беседа:
«Музыка и движение

ДДТ

Показ
этюдов

эпизодам –

куклы».

отработка
пластики рук
кукловода,
общение
персонажа со
зрителем.
Вокальные
азы.
Искусство

апре
ль

6

« Искусство создания

созданий

декорации»

декорации .

Репетиционный период.

Изготовление

Изготовление декораций,

декораций.Игр

реквизита,

а «Я

бутафорииФизическое и

режиссер».

психологическое

ДДТ

Показ
этюдов

самочувствие актера в
роли через куклу.
Приспособление к
реквизиту, декорациям.

Просмотр

66

Работа над спектаклем

6

«Репка»

кукольного

Беседа – диалог:

спектакля

«Внутренняя и внешняя

«Репка »

характерность персонажа,

(анализ

образа. Характер и

движений и

внешний облик куклы, их

речи куклы,

связь и

определение

отношения».Наблюдение,

характера

контроль

персонажа по

ДДТ

Наблюдение
, контроль

интонации
голоса).
Упражнения с
куклами на
умение
сочетать
словесное
действие с
физическим
(куклы
встречаются,
разговаривают
, оценивают
друг друга
слова и
поведение и
др.). Передача
характера
через голос и
движение.
Игры по ролям

6

« Репка»

за ширмой

Беседа – рассуждение:

(вождение

«Что такое роль и образ в

куклы,

кукольном

отработка

спектакле».Игра –

походки,

драматизация по сказке

общения,

«Репка».

остановка в
движении,
работа с
предметами и

ДДТ

Наблюдение
, контроль

т.д.).
Отработка

6

выразительног

« Репка»

ДДТ

, контроль

Распределение

о чтения слов

Наблюдение

технических обязанностей

каждого

по спектаклю, установка

=героя сказки.

оформления,
декоративных деталей,
подача бутафории,
помощь друг другу в
управлении куклами.

май

Отработка

6

кукловождени

Игры- драматизации с

ДДТ

, контроль

куклами на выдуманные

яс

Наблюдение

истории. Коллективное

предметами. (

сочинение( что было бы ,

Взять , отдать,

если бы …)

передать,
бросить и.т.д.)
Просмотр

6

«Красная шапочка »

кукольного

Беседа – диалог:

спектакля «

«Внутренняя и внешняя

Красная

характерность персонажа,

шапочка »

образа. Характер и

(анализ

внешний облик куклы, их

движений и

связь и

речи куклы,

отношения».Наблюдение,

определение

контроль

характера
персонажа по
интонации
голоса).

ДДТ

Наблюдение
, контроль

Упражнения с
куклами на
умение
сочетать
словесное
действие с
физическим
(куклы
встречаются,
разговаривают
, оценивают
друг друга
слова и
поведение и
др.). Передача
характера
через голос и
движение.
Игры по ролям

6

« Красная шапочка»

за ширмой

Беседа – рассуждение:

(вождение

«Что такое роль и образ в

куклы,

кукольном

отработка

спектакле».Игра –

походки,

драматизация по сказке

общения,

«Красная шапочка».

ДДТ

Наблюдение
, контроль

остановка в
движении,
работа с
предметами и
т.д.).
Отработка

6

« Красная шапочка »

ДДТ

Наблюдение

выразительног

, контроль

Распределение

о чтения слов

технических обязанностей

каждого

по спектаклю, установка

=героя сказки.

оформления,
декоративных деталей,
подача бутафории,
помощь друг другу в
управлении куклами.

Отработка

6

выразительног

ДДТ

Наблюдение
, контроль

декоративных деталей,

о чтения слов

подача бутафории,

каждого

помощь друг другу в

=героя сказки.
Отработка

установка оформления,

управлении куклами.
6

выразительног

подача бутафории,

ДДТ

, контроль

помощь друг другу в

о чтения слов

Наблюдение

управлении куклами.

каждого
=героя сказки.
Отработка

6

выразительног

помощь друг другу в

ДДТ

, контроль

управлении куклами.

о чтения слов

Наблюдение

каждого
=героя сказки.
Отработка

6

выразительног

помощь друг другу в

ДДТ

контроль

управлении куклами.

о чтения слов

Наблюдене

каждого
=героя сказки.
июнь

Итоговое
занятие

6

Показ спектакля

ДДТ

Зачет

276 Итого

2.2Условия реализации программы
Данная программа может быть эффективно реализована при взаимодействии
нескольких факторов:
*

Кадровое обеспечение:

*

педагог дополнительного образования;

*

методист;

*

педагог-организатор;

*

Материально-техническое обеспечение:

*

помещение для теоретических занятий, сценическая площадка;

*

фотоаппарат;

*

телевизор;

*

диктофон;

*

компьютер;

*

микрофон;

*

мультимедийный проектор.

2.3Форма аттестации
Формы подведения итогов реализации программы

Для

оценки

результативности

учебных

занятий

по

дополнительной

общеобразовательной общеразвивающей программе «Театр кукол» применяются
следующие виды контроля универсальных учебных действий учащихся.
Текущий контроль-

осуществляется в конце каждого занятия, работы

оцениваются по следующим критериям – качество выполнения изучаемых на
занятии приемов, операции и работы в целом; степень самостоятельности,
уровень творческой деятельности ( репродуктивный, частично продуктивный,
продуктивный). Формы проверки:
Собеседование, творческие задания, самостоятельная работа.
Промежуточный контроль- проводится в конце каждого учебного года.
Формами промежуточного контроля презентации и показ спектаклей.
Форма отслеживания:
- журнал посещаемости детского объединения «Я актер»
- грамоты и дипломы учащихся;

2.4 Методическое обеспечение программы
Типы занятий:
*

комбинированный;

*

первичного ознакомления материала;

*

усвоение новых знаний;

*

применение полученных знаний на практике;

*

закрепления, повторения;

*

итоговое.

Формы организации учебного занятия:

*

кружковое занятие;

*

соревнование;

*

концерт;

*

экскурсия;

*

диспут;

*

творческий отчет;

*

круглый стол;

*

урок-лекция;

*

урок-репортаж;

*

урок-путешествие;

*

заочная экскурсия;

*

творческая мастерская;

*

урок-игра.

Программой предусматривается также
*

совместные просмотры и обсуждение спектаклей;

*

посещение музеев, выставок;

*

творческие встречи с артистами театров, с интересными людми;

*

творческие конкурсы;

*

дни именинника и т.п.

Формы работы с родителями
*

совместные праздники, творческие конкурсы;

*

родительские собрания;

*

консультации;

*

беседы;

*

открытые занятия.

2.5 Список литературы
Для педагога
1. Василенко Ю. С. Постановка речевого голоса. Методические
рекомендации, М., Просвещение, 1973 г
2. Ганелин Е.Р. Школьный театр. Программа обучения детей основам
сценического искусства. Методическое пособие. Кафедра основ актерского
мастерства. Санкт – Петербургская государственная академия театрального
искусства. - СПб, 2002.
3. Гиппиус С.В. Тренинг развития креативности. Гимнастика чувств. 34
СПб: Речь, 2001.
4. Ершова А. П. Уроки театра на уроках в школе. - М., 1992 г.
5. Ершова А. П. Влияние актерского творчества на всестороннее
развитие личности школьника.//Сборник: Нравственно-эстетическое
воспитание школьников средствами театрального искусства. - М., 1984.
6. Захава Б.Е.. Мастерство актера и режиссера. Изд. 3-е, испр. и
доп. Учеб. пособие для ин-тов культуры, театр. и культ.-просвет.
училищ. - М. «Просвещение», 1973.
7. Иванова С.Ф. Речевой слух и культура речи. Пособие для
учителей, М., Просвещение, 1970 г.
8. Ильев В.А. Когда урок волнует (Театральная технология в
педагогическом творчестве): Уч. пособие (2-е издание, исправленное и
дополненное) для студентов педагогических учебных заведений и студентов
художественно-педагогических факультетов институтов искусств и
культуры, учителей школ, лицеев, колледжей, гимназий. – Пермь, 2004.

*

Клубков С. В. Уроки мастерства актера. Психофизический

тренинг. - М.: Репертуарно-методическая библиотечка "Я вхожу в мир
искусств" N 6(46) 2001.
10. Кристи Г. В. Воспитание актера школы Станиславского. М.:
Искусство, 1978.
Для учащихся, родителей
11. Пеня Т.Г., Ершова А.П., «Театральные занятия для младших
школьников» - М.: Просвещение,1995.
12. Петров В.А. Нулевой класс актера. – М.: Советская Россия, 1985.
13. Савостьянов А.И. Рождение артиста. – М.: ВЦХТ («Я вхожу в
мир искусства»), 2006.
14. Станиславский К.С. Работа актера над собой, ч. 1: Работа над
собой в творческом процессе переживания. Дневник ученика. – М.:
Искусство, 1985.
15. Театр, где играют дети: Учеб.-метод. пособие для руководителей
детских театральных коллективов /Под ред. А. Б. Никитиной. М.: Гуманит.
изд. центр ВЛАДОС, 2001
16. Товстоногов Г.А. «Зеркало сцены» в 2 томах - 2е изд., Л.:
Искусство, 1984 г.
17. Чехов М.А. О технике актера. Литературное наследие: В 2 т.: Т. 2
- М.: Искусство, 1986.
18. Шангина Е.Ф. Тренинг актерских и режиссерских способностей.
Методические рекомендации для самодеятельных театральных коллективов.
– Барнаул, 1990.
19. Шильваги В.П. Начнем с игры. Москва ― Просвещение‖ 1980 г.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».