В послании Президента Российской Федерации В.В.Путина участникам
чемпионата мира-2014 года сказано: «Шахматы -это не просто спорт. Они делают
человека мудрее и дальновиднее, помогают объективно оценивать сложившуюся
ситуацию, просчитывать поступки на несколько «ходов» вперёд,
а главное, воспитывают характер».
1. Пояснительная записка.
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа
физкультурно-спортивной направленности по шахматам «Шахматы» (далее Программа) по уровню освоения является стартовой, по форме обучения – очной, по
степени авторства – модифицированной.
Программа разработана на основе следующих нормативно-правовых
документов:
- Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
- Федеральный закон от 24.07.1998 г. №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав
ребенка в Российской Федерации»;
- Федеральный закон от 04.12.2007 г. №329-ФЗ «О физической культуре и
спорте в Российской Федерации»;
- Стратегия развития образования в РФ на период до 2025 года (распоряжение
Правительства РФ от 29.05.2015 г. №996-р);
- Концепция развития дополнительного образования до 2030 года, утверждена
распоряжением Правительства РФ от 31 марта 2022 г. №678-р;
- Концепция развития детско-юношеского спорта в Российской Федерации до
2030 года, утверждена распоряжением Правительства РФ от 28 декабря 2021 г.
№3894-р;
- Паспорт федерального проекта «Успех каждого ребенка», утвержденный на
заседании проектного комитета по национальному проекту
«Образование» 07.12.2018 г., протокол №3);
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 09.11.2018 г. №196
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (с
изменениями 05.09.2019 г.);
- Приказ Министерства спорта РФ от 27.12.2013 г. №1125 «Об утверждении
особенностей организации и осуществления образовательной, тренировочной
и методической деятельности в области физической культуры и спорта»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.12.2021 г. №2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН
1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания
(рзд. VI/ Гигиенические нормативы по устройству, содержанию и режиму
работы организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»);
- Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы):
приложение к письму Министерства образования и науки Российской
Федерации от 18.11.2015 г. №09-3242;
- Устав МБУДОДДТ р.п. Башмаково и Положение о дополнительной
общеразвивающей программе.
Актуальность программы вызвана потребностями современных детей и их
родителей, а также ориентирована на социальный заказ общества. Программа
“Шахматы” базируется на современных требованиях модернизации системы
образования, способствует соблюдению условий социального, культурного,
личностного и профессионального самоопределения, а также творческой
самореализации детей. Направлена на организацию содержательного досуга
учащихся, удовлетворение их потребностей в активных формах познавательной
деятельности. Программа обеспечивает условия по организации образовательного
пространства, а также поиску, сопровождению и развитию талантливых детей.
Данная программа составлена с учётом накопленного теоретического, практического
и турнирного опыта педагога, что даёт возможность учащимся не только получить
стартовый уровень знаний шахматной игры в ходе групповых занятий, а также
способствует индивидуальному развитию каждого ребёнка. Обучаясь по данной
программе, учащиеся познакомятся с историей шахмат, биографией великих
шахматистов, освоят теоретические основы шахматной игры, приобретут турнирный
опыт и смогут получить спортивные разряды.
Новизна и отличительная особенность данной программы заключается:
В поэтапном освоении учащимися, предлагаемого курса, что даёт
возможность детям с разным уровнем развития освоить те этапы сложности, которые
соответствуют их способностям.
- В авторской методике индивидуального подхода к каждому учащемуся при
помощи подбора заданий разного уровня сложности. Индивидуальный подход
базируется на личностно-ориентированном подходе к ребёнку, при помощи создания
педагогом “ситуации успеха” для каждого учащегося, таким образом данная
методика повышает эффективность и результативность образовательного процесса.
Подбор заданий осуществляется на основе метода наблюдения педагогом за
практической деятельностью учащегося на занятии.
- В использовании во время процесса обучения электронных образовательных
ресурсов, а именно компьютерных образовательных шахматных программ
(“Шахматная школа для начинающих”; “Шахматная школа для шахматистов IV-II
разрядов”; “Шахматная стратегия”; “Шахматные дебюты” и т.д.). Данные
программы, учащиеся осваивают с начального уровня, постепенно увеличивая
сложность, что даёт возможность учащимся проследить свой рост и увидеть,
насколько уровней выше они поднялись в игре с компьютером.
Педагогическая целесообразность данной программы состоит в том, что она
направлена на организацию содержательного досуга учащихся, удовлетворение их
потребностей в активных формах познавательной деятельности. Игра в шахматы
развивает наглядно-образное мышление, способствует зарождению логического
мышления,
воспитывает
усидчивость,
вдумчивость,
целеустремленность,
вырабатывает в человеке ряд необходимых и требуемых в обществе качеств: волю,
выносливость, терпение, способность к концентрации внимания, смелость, расчет,
умение быстро и правильно принимать решения в меняющейся обстановке и т.д.
Шахматы, сочетающие в себе также элементы науки и искусства, могут
вырабатывать в учащихся эти черты более эффективно, чем другие виды спорта.
Формирование этих качеств нуждается, безусловно, в мотивации, а в шахматах
любое поражение и извлеченные из него уроки способны создать у ребенка
сильнейшую мотивацию к выработке у себя определенных свойств характера.
Ребенок, обучающийся этой игре, становится собраннее, самокритичнее, привыкает
самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при
неудачах. В начальной школе происходят радикальные изменения: на первый план
выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени
способствующая становлению личности младших школьников и наиболее полному
раскрытию их творческих способностей.
Воспитательный потенциал программы. Приоритетной задачей в сфере
воспитания учащихся является развитие высоконравственной личности,
разделяющей традиционные духовные ценности, обладающей актуальными
знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях
современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины.
Общая цель воспитания - личностное развитие учащихся, проявляющееся:
1) в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало
на основе общественных ценностей;
2) в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям;
3) в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта
поведения, опыта применения сформированных знаний и отношений на практике.
Воспитывающая деятельность в объединении «Волшебный мир шахмат» реализуется
в соответствии с календарным планом воспитательной работы, который
разрабатывается на основе рабочей программы воспитания образовательной
организации и на базе программы воспитания «Патриот».
Цель – развитие личности ребѐнка, способной к логическому и аналитическому
мышлению через занятия игры в шахматы.
Задачи:
-ознакомить с историей шахмат;
-обучить правилам игры;
-дать учащимся теоретические знания по шахматной игре, ознакомление с правилами
проведения соревнований и правилами поведения на соревнованиях;
- формировать навыки запоминания; развивать логическое мышление, память,
внимание, усидчивость и другие положительные качества личности;
-воспитывать культуру общения: чувства уважения к сопернику за шахматной
доской.
Адресат программы
На обучение по программе зачисляются дети и подростки (мальчики и девочки) с 7
до 14 лет, желающие заниматься шахматами, независимо от их одаренности,
способностей, уровня физического развития и подготовленности и. Прием учащихся
производится в сентябре. Однако, это не исключает возможности приема и
доукомплектования при наличии вакантных мест в группах на протяжении
календарного года.
Группы формируются разновозрастные (разница в возрасте допускается 1 -2 года).
Наполняемость группы – 15 человек.
Краткая характеристика возрастных особенностей учащихся
Младший школьный возраст (от 7 до 10 лет). Основным видом деятельности
становится учение. Учащиеся этого возраста любят заниматься в школе. Им нравится
их новое положение, привлекает и сам процесс учения. Это определяет
добросовестное, ответственное их отношение к учению. С готовностью и интересом
овладевают новыми знаниями, умениями и навыками. Им хочется всему научиться.
Правда, их больше увлекает сам процесс учения, и поэтому они проявляют в этом
отношении большую активность и старательность. Об интересе к школе и процессу
учения свидетельствуют и игры учащихся младшего школьного возраста, в которых
большое место отводится школе и учению. У учащихся младших классов продолжает
проявляться, присущая детям дошкольного возраста, потребность в активной
игровой деятельности, в движениях. Они готовы часами играть в подвижные игры,
не могут долго сидеть в застывшей позе, любят побегать на перемене. В этом
возрасте ученик очень доверчив. Как правило, он безгранично верит учителю,
который является для него непререкаемым авторитетом. Поэтому очень важно,
чтобы педагог во всех отношениях был примером для них. В соответствии с этими
возрастными особенностями формируются педагогические технологии педагога,
заключающиеся в поддержании и сохранении позитивного отношения ученика к
познавательной деятельности, активности и формирование устойчивой мотивации к
занятиям
Средний школьный возраст (от 11 до 14 лет). В этом возрасте дети имеют такие
психолог физиологические особенности, как: рост эмоциональной сферы, улучшение
контроля коры головного мозга над инстинктами и эмоциями, неустойчивость
мировоззрения и нравственных идеалов. В это время у учащихся характерны
выраженные в разной форме элементы «взрослости», которые проявляются в
стремлении к самостоятельности, в отказе от помощи, в неудовлетворении
контролем над выполнением работы. Память приобретает опосредованный,
логический характер. В усвоении материала и развитии речевых умений все большее
значение отводится целенаправленному наблюдению, стремлению находить главное,
выделять опорные пункты, облегчающие запоминание и воспроизведение. В
умственной деятельности сочетаются, селективность анализирующей мысли,
склонность к рассуждениям, эмоциональность и впечатлительность, чувство
осознания себя как личности, воспитание идентичности гражданина. Педагогические
технологии педагога заключаются в том, чтобы поддерживать все позитивное в
ученике, показать негативное, мотивируя его к совершенствованию.
Объем и сроки реализации программы. Программа рассчитана на 1 год обучения,
252 часа в год, 42 недели
Форма обучения – очная.
Режим занятий.
1 год обучения: в неделю – 6 часов, занятия 3 раза в неделю по 2 часа,
продолжительность одного учебного занятия – 1 академический час (45 минут).
Перерыв между учебными занятиями 10 минут.
Предусматриваются следующие формы занятий:
теоретические занятия;
практические занятия;
турниры;
соревнования;
самостоятельная работа (организуется в условиях летнего спортивнооздоровительного лагеря (при наличии) или в период активного отдыха в
каникулярное время).
Весь материал программы распределён в соответствии с принципом расширения
теоретических знаний, практических умений и навыков. Дозировка нагрузок и выбор
заданий дифференцируется в зависимости от возраста и способностей учащегося.
При необходимости меняется время на изучение конкретной темы.
Особенности организации образовательного процесса.
Программа предполагает один уровень освоения:
- стартовый уровень (1 год обучения);
Содержание стартового уровня включает в себя: изучение шахматной доски,
шахматных фигур, начальную расстановку фигур, ходы и взятие фигур, цель
шахматной партии, правила игры всеми фигурами из начального положения.
К концу стартового уровня обучения предполагается получить следующие
результаты:
учащиеся узнают:
- шахматные термины: белое и черное поле. Горизонталь, вертикаль,
диагональ. Центр, партнеры, начальное положение, белые, черные. Ход, взятие,
стоять под боем, взятие на проходе. Длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат,
ничья;
- названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;
- правила хода и взятия каждой фигуры;
учащиеся научатся:
- ориентироваться на шахматной доске;
- играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами
без нарушений правил шахматного кодекса;
- правильно помещать шахматную доску между партнерами;
- правильно расставлять фигуры перед игрой;
- различать горизонталь, вертикаль, диагональ;
- рокировать;
- объявлять шах;
- ставить мат;
- решать элементарные задачи на мат в один ход.
Планируемые результаты освоения программы.
Личностные результаты.
наличие мотивации к работе на результат;
умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
развитие фантазии, логического и аналитического мышления, памяти;
развитие навыков сотрудничества как со взрослыми, так и со сверстниками;
Развитие способности анализировать и делать выводы.
Предметные результаты:
Познакомятся с историей развития шахмат.
Смогут оформлять турнирную таблицу.
Смогут выступать в роли игроков и судей.
Сформируются навыки тактической игры в шахматы.
Научатся анализировать, будет развиваться логическое мышление, память,
внимание, усидчивость.
Будут развиты - доброжелательность, чувство товарищества, толерантность,
ответственность.
Учащиеся будут знать:
правила техники безопасности;
правила игры в шахматы;
историю развития шахмат в России;
правила соревнований;
тактику и технику игры в шахматы;
элементы стратегии шахматной игры.
Будут уметь:
пользоваться спортивным инвентарём;
анализировать композиции;
владеть навыками игры в шахматы;
владеть навыками окончания партий;
составлять и решать композиционные задачи;
Метапредметные результаты.
овладение способностью ставить перед собой цель, находить способы ее
осуществления;
определять наиболее эффективные способы достижения результатов;
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, построение
рассуждений.
2. Учебный план.
№
Программно-предметные
разделы
п/
п
8
стартовый
Год обучения
Организационный раздел.
1
.
2
3
4
5
6
7
Таблица № 1
Уровень обучения
Вводное занятие
Тактика
Стратегия.
Эндшпиль
Дебют
Соревнования по шахматам
Методы решения задач и
этюдов
Сеансы одновременной игры
9
1
0
Досуговая деятельность
Итоговое занятие
Всего:
всего
теория
практика
4
70
40
44
22
12
26
2
10
8
8
4
4
2
60
32
36
18
12
22
22
2
20
10
4
-
10
4
252
38
214
Учебно-тематический план.
№
п/п
Название разделов, тем
Таблица 2.
Форма
контроля
Количество часов
Всего
Теория
Практ
ика
1.Организационный раздел -4 ч.
1.1
Набор детей.
1.2
Вводное занятие.
2.1.
Основные тактические
приемы.
4
-
2
2
2.Тактика – 70 ч.
48
8
4
0
40
Опрос.
Тестирован
ие.
Опрос.
Опрос.
Контрольно
е задание.
2.2.
Основные комбинации.
2.3.
Итоговое занятие.
3.1
20
2
2
3.Стратегия – 40 ч.
30
6
Стратегия. Простейшие
принципы.
18
Опрос.
Контрольно
е задание.
2
Игра.
24
Опрос.
Контрольно
е задание.
4
Опрос.
Контрольно
е задание.
2
Игра.
22
Опрос.
3.2.
Централизация.
3.3
Итоговое занятие
4.1
Идеи эндшпиля.
4.2
Окончания и позиции
эндшпиля.
8
2
6
Опрос.
4.3
Построения и атаки в
эндшпиле.
8
2
6
Опрос.
4.4
Итоговое занятие
5.1
5.2
5.3
6.1
7.1
7.2
6
2
2
4.Эндшпиль – 44 ч.
26
4
2
2
5.Дебют – 22 ч.
Дебютные принципы.
12
2
10
Итальянские партии.
8
2
6
Итоговое занятие
2
2
6.Соревнования по шахматам – 6 ч.
Соревнования.
12
12
Игра.
Опрос.
Опрос.
Игра.
Разбор
партий.
7.Методы решения задач и этюдов – 26 ч.
24
4
20
Конкурс.
Конкурс решений задач и
этюдов.
Итоговое занятие.
2
2
Игра.
8.Сеансы одновременной игры – 22 ч.
8.1
Сеансы одновременной
игры.
22
2
9.Досуговая деятельность-10 ч.
20
Игра.
9.1
Досуговые мероприятия.
10
10.
Итоговое занятие.
Промежуточная
аттестация.
Итого:
4
252
-
38
10
Фильмы.
4
Игра
214
Содержание 1 года обучения.
1. Организационный раздел.
1.1.
Набор детей.
Теория. Содержание работы объединения.
Практика. Презентация объединения, мастер - класс.
1.2.
Вводное занятие.
Теория: Знакомство с планом работы объединения. Техника пожарной
безопасности и правила поведения в объединения. Шахматы – спорт, наука,
искусство. Краткая история шахмат.
Практика. Организация шахматных соревнований.
Контроль. Опрос с целью закрепления правил техники безопасности.
2.
Тактика.
Основные тактические приемы.
Теория. Знакомство с понятием тактика. Основной тактический
приемсвязка. Основной тактический прием двойной удар. Основной
тактический прием скрытое нападение. Основной тактический прием
двойной шах.
Основной тактический прием отвлечение. Основной тактический
приемзавлечение.
Практика. Отработка тактических приемов: связка, двойной удар,
скрытое нападение, двойной шах, отвлечение, завлечение.
Контроль. Опрос на закрепление полученных знаний. Контрольные
задания по отработке тактических приёмов. Анализ выполненного
задания.Коррекция ошибок.
Основные комбинации.
Теория. Знакомство с понятием комбинация. Комбинации с
мотивомиспользования слабостей последней горизонтали. Комбинации
с разрушением пешечного прикрытия.
Практика. Отработка комбинаций с мотивом использования
слабостейпоследней горизонтали и разрушением пешечного прикрытия.
Контроль. Опрос на закрепление полученных знаний. Контрольные
задания по отработке основных комбинаций. Анализ выполненного
задания.Коррекция ошибок.
Итоговое занятие. «Игра с партнером».
3. Стратегия.
3.1. Простейшие принципы.
Теория. Стратегия. Определение стратегии. Простейшие принципы
разыгрывания середины партии (целесообразное развитие фигур). Принципы
атаки на короля. Простейшие принципы разыгрывания середины партии
(мобилизация сил). Простейшие принципы разыгрывания середины партии
(выбор плана). Простейшие принципы определение ближайшей и
последующей задачи. Простейшие принципы разыгрывания середины партии
(создание слабостей в лагере противника).
Практика. Стратегия. Определение стратегии. Отработка
простейшихпринципов разыгрывания середины партии. Отработка
принципов атаки на короля. Отработка определение ближайшей и
последующей задачи.
Отработка создания слабостей в лагере противника.
Контроль. Опрос на закрепление полученных знаний. Контрольные задания
по отработке простейших принципов. Анализ выполненного задания.
Коррекция ошибок.
3.2. Централизация.
Теория. Знакомство с понятием централизация. Методы и
приёмыцентрализации.
Практика. Изучение централизации.
Контроль. Опрос на закрепление полученных знаний.
3.3. Итоговое занятие. «Игра с партнером».
4.
Эндшпиль.
4.1. Идеи эндшпиля.
Теория.
Пешечный эндшпиль. Цугцванг. Пешечные слабости.
Легкофигурный эндшпиль. Многопешечные окончания. Два слона
вэндшпиле. Сила слона и коня в эндшпиле.
Практика. Отработка пешечного эндшпиля. Отработка «цугцваг».
Отработка «Пешечные слабости». Отработка многопешечных окончаний.
Легкофигурный эндшпиль. Два слона в эндшпиле. Сила слона и коня в
эндшпиле.
Контроль. Опрос на закрепление полученных знаний.
4.2. Окончания и позиции эндшпиля.
Теория. Ладейные окончания Тарраша. Позиция Филидора.
Практика. Изучение ладейных окончаний Тарраша и позиций
Филидора.
Контроль. Опрос на закрепление полученных знаний.
4.3. Построения и атаки в эндшпиле.
Теория. Построение «мост». Атака в эндшпиле.
Практика. Изучение построения «мост» и атаки в эндшпиле.
Практика. Атака в эндшпиле.
Контроль. Опрос на закрепление полученных знаний.
4.4. Итоговое занятие. «Игра с партнером».
5. Дебют.
5.1. Дебютные принципы.
Теория. Понятие о дебюте. Простейшие дебютные принципы.
Понятиео переходе из дебюта в миттельшпиль.
Практика. Изучение простейших дебютных принципов и перехода
издебюта в миттельшпиль.
Контроль. Опрос на закрепление полученных знаний.
5.2. Итальянские партии.
Теория. Основные варианты итальянской партии.
Практика. Отработка основных вариантов итальянской партии.
Контроль. Опрос на закрепление полученных знаний.
5.3. Итоговое занятие. «Игра с партнером».
6. Соревнования по шахматам.
6.1. Соревнования по шахматам.
Теория. Правила игры в шахматы.
Практика. Отработка основных приёмов и комбинаций.
Контроль. Разбор партий. Коррекция ошибок.
7. Методы решения задач и этюдов.
7.1. Конкурс решений задач и этюдов.
Теория. Методы решения задач и этюдов. Правила
проведенияконкурсов решений. Конкурс решения задач и этюдов.
Практика. Изучение методов и правил решения задач и этюдов.
Контроль. Конкурс решения задач и этюдов. Коррекция ошибок.
7.2.Итоговое занятие. «Игра с партнером».
8. Сеансы одновременной игры.
8.1. Сеансы одновременной игры.
Теория. Правила сеансов одновременной игры.
Практика. Проведение шахматных сеансов одновременной игры.
Контроль. Игра. Коррекция ошибок.
9. Досуговая деятельность.
9.1.Досуговые мероприятия.
Теория. Знакомство с планами мероприятий. «Капабланка», «Защита
Лужина», «Диагональ слона».
Практика. Просмотр документальных фильмов.
10. Итоговое занятие.
Практика. Промежуточная аттестация.
Контроль. Соревнования.
Методическое обеспечение программы.
Занятия проводятся 3 раза в неделю. При проведении занятий большое внимание
уделяется развитию личностных качеств учащихся, таких как логическое мышление,
выдержка, дисциплина, терпение, хладнокровие, находчивость, сосредоточенность,
благородство. Учебно-тематический материал программы распределён в
соответствии с принципом последовательного и постепенного расширения
теоретических знаний, практических умений и навыков. Представленные в
программе темы создают целостную систему подготовки шахматистов. При отборе
теоретического материала и установлении его последовательности соблюдаются
следующий принципы:
-структурирование учебного материала с учётом объективно существующих
связей между его темами;
- актуальность, практическая значимость учебного материала для учащихся.
Алгоритм учебного занятия
Занятия по обучению игре в шахматы имеют четкую и логически выверенную
структуру:
1. Вводный этап занятия – этап занятия, призванный заинтересовать, увлечь
обучающихся предстоящей деятельностью. Необходим для создания позитивного
эмоционального фона, соблюдение техники безопасности.
2. Основной этап занятия – главный этап, на котором решаются все
поставленные цели и задачи.
3. Заключительный (итоговый) этап –завершающий этап занятия, на котором
подводится итог занятия, выясняется, что обучающемуся понравилось и
запомнилось, как он справился с поставленными задачами, научились ли применять
на практике, постановка задач для самостоятельного обучения
Условия реализации программы
Программа реализуется при необходимом кадровом, материальнотехническом обеспечении и оборудовании. Занятия проводятся в учебном кабинете,
который соответствует санитарно-эпидемиологическим нормам и технике
безопасности.
Для реализации программы необходимо следующее оборудование и
инвентарь:
- комплекты шахмат;
- компьютеры;
- рабочие тетради, ручки;
- магнитная доска с фигурами;
- шахматные часы.
Информационное обеспечение
- книги по шахматам для педагогов и детей (история шахмат, дебюты,
эндшпиль, миттельшпиль, тактика, стратегия),
- задачники для обучающихся (тактика, различные маты, комбинации),
- видеоролики (по тактике, стратегии, эндшпилю, дебюту)
- компьютерные программы для начинающих шахматистов и для разрядников.
Кадровое обеспечение
Реализация Программы может осуществляться педагогом дополнительного
образования. Педагог обязан соответствовать требованиям и владеть
компетенциями, определенными профессиональным стандартом «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых», утвержденный приказом
Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от «5» мая 2018г.
№ 298ни/или профессиональному стандарту «Тренер-преподаватель»,
утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 24 декабря 2020 года N 952н.
Формы организации деятельности обучающихся на занятии:
- фронтальная: работа педагога со всеми обучающимися одновременно (беседа,
показ, объяснение и т.п.);
- групповая: организация работы (совместные действия, общение, взаимопомощь) в
малых группах, в т.ч. в парах, для выполнения определенных задач; задание
выполняется таким образом, чтобы был виден вклад каждого учащегося (группы
могут выполнять одинаковые или разные задания, состав группы может
меняться в зависимости от цели деятельности).
Формы аттестации/ контроля
Проверка, контроль, учет знаний обучающихся. Важнейшим звеном в процессе
изучения программного материала является проверка и учет знаний обучающихся. На
занятиях используются разные виды учета:
- вводный (педагог, приступая к работе, знакомится с исходными знаниями,
умениями и навыками у учащихся);
- текущий учет (наблюдение за деятельностью учащихся на каждом занятии);
- промежуточная аттестация (тестирование, участие учащихся в шахматных партиях).
- Компьютерные образовательные шахматные программы (“Шахматная
школа для начинающих”; “Шахматная школа для шахматистов IV-II
разрядов”; “Шахматная стратегия”; “Шахматные дебюты”) помогают
- в системе диагностирования результатов обучения и воспитания. Они
дают возможность определить уровень эффективности и результативности
освоения учебного материала, а также уровень достижений учащихся.
Оценочные материалы.
Оценивание результатов обучения осуществляется через практическую деятельность и
через организацию мониторинга результатов обучения и личностного развития
обучающихся в процессе освоения ими дополнительной образовательной программы.
Организуется промежуточная аттестация (в конце первого полугодия), итоговая
аттестация (в конце учебного года). Анализ работы обучающихся также можно
оценивать по оценочным материалам, тестам.
6. Список литературы.
Литература для педагога:
1. Шахматная школа. Первый год обучения: Методическое пособие / В. Л.
Барский – М.: ВАКО, 2020. – 176 с.
2. Шахматная школа. Второй год обучения: Методическое пособие / В. Л.
Барский – М.: ВАКО, 2021. – 192 с.
3. Шахматы. Первый год обучения: Методика преподавания знаний / С. П.
Абрамов, В. Л. Барский - М .: ООО «Дайф», 2015. – 256 с.
4. Шахматы. Второй год обучения: Методика преподавания знаний / С. П.
Абрамов, В. Л. Барский - М .: ООО «Дайф», 2011. – 288 с.
5. Искусство маневрирования: Методическое пособие / М. И. Дворецкий – М.:
Библиотека РШФ, 2016. - 256 с.
6. Учебник шахматной стратегии: / К. Сакаев, К. Ланда – М.: Библиотека РШФ,
2016. –
360 с.
Литература, рекомендуемая обучающимся:
1. Шахматы в школе: учебник для общеобразовательных организаций
/ Э. Э. Уманская, Е. И. Волкова, Е. А. Прудникова. – М. : Просвещение,2019 –
175 с
2. Шахматная школа. Первый год обучения: учебное пособие для
общеобразовательных организаций / В. Л. Барский – 5-е издание - М.: ВАКО,
2022. – 96 с.
3. Шахматная школа. Второй год обучения: учебное пособие для
общеобразовательных организаций / В. Л. Барский – 2-е издание - М.: ВАКО,
2020. – 96 с.
4. Шахматный клуб: Детский шахматный учебник /А. Трофимова. – М.:
«Феникс», 2017. – 272 с.
Приложение №1
Комплекс психологических методик
Тест №1
«Беглый счёт»
Для проведения тестирования необходим рисунок, состоящий из
чередующихся кружков и крестиков (всего 19 кружков и 17
крестиков), которые предлагается считать вслух, без остановки (палец
для счёта не использовать!), по горизонтали число кружков и крестов
в отдельности.
Способ проверки результата тестирования: для проверки тестирования
необходимо засекать время, которое требуется испытуемому на подсчет
чередующихся фигур, а так же учитывать все паузы при счёте и те
моменты,когда испытуемый начинает сбиваться со счета. После чего
необходимо
сопоставить количество пауз, ошибок и порядкового номера фигур, в том
случае, если испытуемый сбился со счета, далее следует вывод педагога
обуровне распределения внимания у ребёнка.
Тест № 2
«Занимательный квадрат»
Инструкция: «В трех квадратах нарисованы шахматные фигуры –
черные кони. В двух квадратах они располагаются совершенно одинаково,
ав оставшемся квадрате один конь помещен не так, как в остальных двух.
Необходимо найди этот квадрат, и поставить сверху галочку. Это и есть
ответ на предложенное задание. Если задача решена с конями, то точно так
же ребёнку необходимо решить задание с белыми конями и слонами.
Способ проверки результата тестирования: Если ребенок
безошибочно выполнил все три задания, то это является показателем
соответствия его возрастной норме развития. Если ребёнок выполнил
правильно только одно или два задания, то у ребенка есть проблемы в
сферевнимания, что выявляет импульсивных детей или очень
эмоциональных.
Ребёнок, который не справился ни с одним заданием, скорее всего, имеет
низкий уровень развития умения сравнивать различные предметы. При
такомрезультате занятия шахматами рекомендуются для развития
аналитического мышления, но со сниженной нагрузкой, условиях. Занятия в
большой группе(15 – 20) человек для этой цели не подходят.
Тест №3
«Перепутанные линии»
Исследование концентрации и устойчивости внимания.
Задание к тесту: необходимо проследить линию слева направо,
чтобы определить, где она кончается. Начинать нужно с линии А.
Вы должны записать тот номер, которым эта линия заканчивается.
Выполняя задание,нужно проследить линию взглядом, карандаш
или палец при этом не пользовать. Педагогу необходимо засекать
время, которое требуется ребёнку для того,чтобы проследить
каждую линию на всём задании в целом. Выполнить задание
необходимо не более чем за 5 минут.
По результатам тестирования и используя наблюдение за
поведениемиспытуемого во время выполнения тестов, педагог
делает вывод о возможности обучения его в составе группы.
Приложение 2
Контрольное тестирование
учащихсяБазовый курс
Контрольное тестирование учащихся, занимающихся по программе
первогогода обучения
1.Белые: Крf5,
Лh3, п. g2.Чѐрные:
Крh5, Лh4, п. h6.
Ход белых. Мат в
один ход.2.Белые:
Крg3, Ла1, Ка4.
Чѐрные: Кра8, Лb8, Лс8, пп.
а7, b7.Ход белых. Мат в
один ход.
3 Белые: Крh2, Фh1, Сh3,
Кc4, п.e5.Чѐрные: Крc6,
Фb5, Сc5, п. d7.
Чѐрные сыграли 1 …d7-d5. Ход белых. Мат в
один ход.4 Белые: Крh2, Лg8, пп. b7, d5, g2, h3.
Чѐрные: Крd7, Фе7, Лc7, пп.
d6, h7.Ход белых. Мат в
один ход.
5 Белые: Крb1, Фh2,
Се6, Кh3. Чѐрные: Кре4,
пп. d3, е4.
Ход белых. Мат в один ход.
6 Белые: Крh7, Фh1, Ла4,
Сf2, Кd4. Ход белых. Мат в
один ход.
7 Белые: Крg1, Фe6, Кh6.
Чѐрные: Крh8, Лf8, пп.
g7, h7.Ход белых. Мат
в 2 хода.
8 Белые: Крh6, Кe7,
п. f7. Чѐрные: Крh8,
Лg8,
Сe6.
Ход
белых. Мат в 2
хода.
9 Белые: Кре4, Фа2, Ка8, п.п.
с7, d7.Ход белых. Мат в 1 ход.
10 Поставить мат
Кр
и
Ф.
11
Поставить мат Кр и
Л.
13 Что такое рокировка? Когда возможна?
Контрольное тестирование учащихся, занимающихся по программе
второгогода обучения
1 Белые: Крb6, Фс4, Сd7.
Чѐрные: Кра8, Фd1, Сb8, п.п.
а4, b7.Ход белых. Мат в 2
хода.
2 Белые: Крc1, Лd1, Лh1, Сd2, Сf1, Кg1, пп. a2, b2, c2, f2, g2, h2
Чѐрные: Крd8, Фe5, Лa8, Лh8, Сc8, Сf8, Кb8, Кe4, пп. a7, b7, c6, f7,
g7, h7.Ход белых. Мат в 2 хода.
3 Белые: Крf6, Лd3, Сb1.
Ход белых. Мат в 2 хода. Сколько
способов?4 Белые: Крc8, Лa1, п. b6.
Чѐрные: Крa8, Сb8, п.п.
a7, b7.Ход белых. Мат в
2 хода.
5 Белые: Крh2, Фh6, Лe1,п.п. f6, g2.
Чѐрные: Крg8, Фf8, Лh8, Лa4, Кc4, п.п. f7,
g6, h7.Ход белых. Мат в 2 хода.
6 Белые:
Крe1,
Лg1, Лh1. Чѐрные:
Крb1.
Ход белых. Мат в
2 хода.7 Белые:
Крb3, Сe4.
Чѐрные: Крc6,
Лd5,Лd7.Ход
белых. Ничья.
8 Белые:
Крс5,
Фс8, Ке2. Чѐрные:
Кра5, Лd3.
Ход чѐрных. Ничья.
9 Поставить мат Кр и 2 слонами.
10 Провести пешку с Кр против Кр. Правило битого
поля.11 Что нужно в дебюте?
12 Показать защиту Филидора?
Объяснить.13 Показать защиту 2
коней? Объяснить.
Контрольное тестирование учащихся, занимающихся по программе
третьегогода
обучения:
1 Белые: Крh3, Лd6, Ле5, пп. b2, с3,
g2, h2. Чѐрные: Крh7, Лf1, Са6, пп.
а5, f5, g5, h4. Чей ход, тот ставит мат
в 2 хода.
2 Белые: Крg3, Фg4, Кd5.
Чѐрные: Крg6, Фе8, Кg5, пп.
f3, h6.Ход белых. Мат в 2
хода.
3 Белые: Крf1, Фc1,Ce2,пп. a2, b2,
e4, f3. Чѐрные: Крg7, Фd4, Кf4,пп.
a4, b4, e5, f7.
Ход чѐрных.
4 Белые: Крf4,пп. a3, c2,
d3, g4. Чѐрные: Крg6,пп.
a5, b5, d4.
Ход чѐрных. Ничья.
5 Белые: Крh2, Фе8,
Лg5, Сh6. Чѐрные: Крf4,
Фf1, Лh7, Сс7. Ход
белых. Ничья.
6 Белые: Крg1, Фb3, Лd1, Лf1, Кf4, Кg5, пп. a2, b2, e3, g2, h2.
Чѐрные: Крh6, Фd6, Лf8, Лf6, Сb7, Кc4, пп. a7, b6, c6, d5,
g7, h7.Ход белых. Выйгрыш.
7 Белые: Крg2, Фh6, Ле2, пп. a2, f4,
g3, h4. Чѐрные: Крf8, Фс5, Лg7, пп.
a7, с6, d5, h5. Ход белых. Мат в 3
хода.
8 Белые: Крg1, Фе5, Лd1, Лf1, Сb2, Сh1, Кd4, пп. a2, b3, с4, е2, f2,
g3, h2. Чѐрные: Крg8, Фh3, Лd8, Лf8, Сс8, Сg7, Кg4, пп. a7, b7, с6,
е7, f7, g6, h7.Ход белых. Мат в 3 хода.
9 Поставить Мат Кр, конем и слоном? Объяснить.
.
Приложение №1
Программа воспитания «Патриот»
Программа воспитания имеет концептуальные основания и
приоритетные принципы построения. В качестве методологических ориентиров
Примерной
программы
выступали
системный,
гуманистический,
культурологический, антропологический, синергетический, комплексный,
гуманитарный и другие подходы. Реализация воспитательного потенциала
дополнительного образования предполагает решение четырех групп
воспитательных задач.
Первая
группа
реализует
педагогическое
сопровождение
экзистенциального выбора. Педагог должен помочь ребенку в его нравственном
самоопределении, помочь ответить на главные вопросы жизни: каким быть и
каким должен быть проект своего будущего существования? Это возможно
только при доверии ребенка педагогу. А со стороны педагога необходима
реализация комплекса методов и форм индивидуальной работы с
воспитанником, ориентированных на идеальное представление о нравственном
облике современного человека, на формирование гражданской идентичности и
патриотических чувств.
Вторая группа воспитательных задач предполагает педагогическое
сопровождение социального выбора и помогает ребенку ответить на
следующие вопросы: с кем быть, как строить свои отношения с людьми, как
обеспечить свое участие в улучшении окружающей жизни? Дополнительное
образование предоставляет ребенку возможности приобретения для него нового
социального опыта.
Третья группа воспитательных задач предполагает педагогическое
сопровождение профессионального выбора, которая помогает ответить ребенку
на вопрос: кем быть?
Четвертая группа воспитательных задач связана с инкультурацией и
предполагает педагогическое сопровождение овладения ребенком нормами
общественной жизни и культуры, помогает ответить на вопрос что такое
красота жизни и искусства? Главный акцент сделан на усиление
воспитательного потенциала современного дополнительного образования
детей. Для этого предлагается включение в коллективные общественно
полезные практики, создание новых возможностей для граждансконравственного и патриотического воспитания, использования получаемых
знаний для решения реальных социальных проблем сообщества, региона,
страны, а главное для личного самоопределения и самореализации. Именно
поэтому необходима разработка и внедрение организациями дополнительного
образования детей программ воспитания. Также предлагается: реализация
образовательных моделей, обеспечивающих применение получаемых знаний
для решения актуальных проблем сообщества включение в содержание
дополнительных общеобразовательных программ всех направленностей
воспитательного модуля, направленного на формирование у детей и молодежи
общероссийской гражданской идентичности, патриотизма, гражданской
ответственности, чувства гордости за историю России, воспитание культуры
межнационального общения; внедрение модели организации внешкольного
воспитания и развития детей и подростков на территории муниципалитета, в
социуме (по месту жительства); поддержка моделей воспитания детей в системе
дополнительного образования детей с использованием культурного наследия
муниципалитетов, регионов, традиций народов Российской Федерации,
направленных на сохранение и развитие этнокультурного и языкового
многообразия страны.