Пояснительная записка
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа
«Изобразительное искусство»
•
по содержанию является – художественной;
•
по уровню освоения – базовой;
•
по форме организации - очной, групповой;
•
по степени авторства – модифицированной.
Программа
опирается
на
следующие
современные
нормативно-правовые
документы:
•
Федеральный Закон РФ от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в РФ»;
•
Федеральный Закон от 31 июля 2020 года № 304-ФЗ «О внесении изменений
в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам
воспитания обучающихся»;
•
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 27
июля 2022 г. № 629 «Об утверждении порядка организации и осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным
программам»;
•
"Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения,
отдыха
и
оздоровления
детей
и
молодежи",
утвержденных
постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 г. N 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.364820».
•
Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 № 678-р «Об утверждении
Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г.»;
•
Национальный проект «Образование» (утвержден Президиумом Совета при
Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол
от 24.12.2018 г. № 16);
•
Целевая
модель
развития
региональной
системы
дополнительного
образования детей (приказ Министерства просвещения РФ от 3 сентября 2019 г. №
467);
Методические рекомендации по реализации адаптированных дополнительных
общеобразовательных программ, способствующих
социально-психологической
реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными
возможностями здоровья, с учетом их особых образовательных потребностей.
•
Устав МБУ ДО ДДТ р.п. Башмаково;
•
Положение о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программе МБУ ДО ДДТ р.п. Башмаково.
Актуальность программы
обусловлена
ее рациональностью
и
реалистичностью. Она предполагает формирование эстетических ценностных
ориентиров, овладение основами творческой деятельности, помогает познать и
развить собственные способности и возможности, а также создает условия для
инициативности, изобретательности и гибкости мышления.
Педагогическая целесообразность направлена на мотивацию личности к
творчеству и познанию. Она поможет овладеть азами работы с бумагой, создать
плоскостные
и
объёмные
аппликации,
узнать
много
нового
о
пластилине, раскрывая при этом творческие способности каждого обучающегося.
Воспитательный потенциал ориентирован на воспитание высоких моральных
качеств, чувства коллективизма, дисциплинированности и трудолюбия.
Цель и задачи программы
Цель программы: реализация творческой индивидуальности в области
декоративно-прикладного искусства
руками.
Задачи программы:
посредством создания поделок своими
Обучающие:
1. познакомить учащихся с историей и современными направлениями развития
декоративно-прикладного творчества;
2. научить детей владеть различными техниками работы с материалами,
инструментами и приспособлениями, необходимыми в работе;
3. сформировать практические навыкам работы в различных техниках
рукоделия;
4. сформировать социальные навыки в процессе практической деятельности.
Развивающие:
1. создать условия для развития личности каждого ребенка, раскрывая его
способности к творчеству;
2. развить пространственное
мышление, внимание, память, воображение,
образное восприятие цвета, форм, пропорций;
Воспитательные:
1. воспитать
трудолюбие,
предприимчивость,
культуру
поведения
и
бесконфликтного общения;
2. воспитать чувство гордости и любви к народным традициям и ремёслам.
Адресат программы
Программа рассчитана на освоение детьми возраста 7-12 лет, что является
основным фактором, который должен быть принят во внимание педагога.
Форма реализации программы - очная.
Объём программы: - 506 часов
Программа рассчитана на 1 год обучения
Расчет количества часов ведется на 2 учебных группы:
1 группа - 253 часов в год
2 группа - 253 часов в год
Общее количество часов в неделю:
1 группа - 5,5 часов в неделю
2 группа - 5,5 часов в неделю
Режим занятий:
Продолжительность одного академического часа - 45 минут. Перерыв между
учебными занятиями - 15 минут.
Общее количество часов в неделю
1 группа - 5,5 часов
2 группа - 5,5 часов
Форма обучения: Очная
Количество обучающихся в группах: 10-15 человек.
Особенности организации образовательного процесса
Методика проведения занятия предусматривает теоретическую подачу материала
(словесные методы) с демонстрацией репродукций, литературы, а также
практическую деятельность, необходимую для закрепления информации.
Обучение ведётся с выполнением ряда упражнений, которые помогают приобрести
умения, необходимые для работы по выбранным видам декоративно-прикладного
творчества, а также закрепить знания на практике.
Теоретический материал обычно даётся в начале занятия, его можно преподносить
в форме рассказа, информации или беседы с мультимедийным сопровождением и
сопутствующими вопросами.
На
занятиях
активно
используются
виды
художественной
деятельности:
зарисовки, эскизы орнаментов, подбор цветов, элементов изделий и украшений.
Кроме этого, предполагается работа с природным материалом.
Планируемые результаты
В результате освоения программы учащиеся будут знать:
1. название и назначение инструментов (ножницы, кисти для клея, иголки,
пяльцы и т. д.), приемы и правила пользования ими;
2. названия и применение материалов (бумага, картон, нитки, ткань, бисер,
веревки, фольга и т. д.), их свойства и способы обработки;
3. правила
техники безопасности труда и личной гигиены при работе с
материалами;
4. основы цветоведения;
5. простейшие правила организации рабочего места;
6. основы истории декоративно-прикладного творчества;
7. приемы соединения различных деталей (клей, нитки, проволока);
8. виды стежков при вышивке лентами,
9. технологию подготовки шелковой ленты к работе, ее свойства, правила
хранения, стирки;
10.способы увеличения рисунка (аппликация);
11.основные понятия в плетении на проволочной основе (объемное плетение) и
на нитяной основе (объемное);
12.виды украшений из бисера (цепочки, браслеты, колье, ожерелья и т. д.);
13.способы наращивания и закрепления нити;
14.различные формы работы с бисером (плетение бисером);
15.технику и основные приемы вышивки лентами;
16.способы перевода рисунка на ткань;
17.виды швов;
18.свойства фольги, ватных палочек.
Будут уметь:
1. организовывать свое рабочее место;
2. прочно соединять детали между собой, применяя клей, нитки, проволоку;
3. подбирать цвет материалов с учетом законов цветоведения;
4. различать виды плетения в готовом изделии, читать схему изделия;
5. вышивать цветы, создавать из них букеты, оформлять работы;
6. сотрудничать со своими сверстниками, оказывать товарищу помощь,
проявлять самостоятельность;
7. свободно пользоваться описаниями и схемами по бисероплетению;
8. самостоятельно подготовить ткань, ленты, и другой материал к работе;
9. контролировать качество выполняемого изделия;
10.устранять возможные дефекты в работе самостоятельно;
11.создавать авторские работы, используя возможности материала, полученные
знания, умения и навыки.
Учебный план
№
Название раздела
Уровни программы на 1 год
п/п
Стартовый
Базовый
Всего часов
1 Бумажный мир
19
30
49
2 Оригами
17
34
51
3 Аппликация
20
18
38
4 Батик (роспись по ткани)
29
40
69
5 Свободное творчество
22
24
46
107
146
253
Итого:
Учебно-тематический план
№
Название раздела и Всего Теория Практика Форма контроля
темы
часов
Раздел 1 «Бумажный мир»
1.1
Тема
1.
Правила 1
1
-
Беседа.
техники безопасности
Педагогическое
в кабинете.
наблюдение
за
работой и общением
учащихся.
1.2
1.3
Тема
2.
Вводное 7
3
4
Педагогическое
занятие знакомство с
наблюдение.
предметом.
Беседа
Тема 3. Виды бумаги
8
3
5
анализ.
Педагогическое
и картона, свойства,
наблюдение.
способы обработки,
Творческое
графическая
Беседа.
задание.
грамота;.
1.4
Тема
4. 11
Моделирование
и
3
8
Педагогическое
наблюдение.
конструирование
Творческое
плоскостных
Беседа.
игрушек:
задание.
из
фигурных
блоков
(клубничка);
динамические
игрушки
(колобок,
заяц); из заданного
количества
одинаковых
или
разных
форм
(аистёнок);
1.5
Тема
5. 11
Моделирование
и
конструирование
объёмных
на
основе
игрушек:
базовых
форм (котик, рыцарь,
петушок,
коровка);
божья
3
8
Творческая
Педагогическое
наблюдение.
работа.
1.6
Тема 6. Новогодние 11
6
5
игрушки;
Творческая
работа.
Педагогическое
наблюдение. Анализ.
Раздел 2 «Оригами»
2.1
Тема
1.
Базовые 6
3
3
формы;
Творческая
работа.
анализ.
Педагогическое
наблюдение. Беседа.
2.2
Тема
2.
Фигурки 15
животных
и
5
10
птиц
Педагогическое
наблюдение.
собачка; лиса; аист;
Творческое
задание.
Беседа.
2.3
Тема
3.
транспорта
Модели 15
5
10
лодка;
Педагогическое
наблюдение.
самолёт;
Творческое
задание.
Беседа.
2.4
Тема
4.
Простое 15
складывание
развёртке
4
11
по
Педагогическое
наблюдение.
лошадь;
Творческое
верблюд;
задание.
Беседа.
Раздел 3 «Аппликация»
3.1
Тема 1. Аппликация 11
6
5
из бумаги;
Педагогическое
наблюдение.
Творческое
задание.
Беседа.
3.2
Тема 2. Аппликация 13
из
материала
природного
7
6
Творческая
Анализ.
Беседа.
работа.
3.3
Тема 3. Аппликация 14
7
7
из пластилина
Анализ.
Творческая
работа. Беседа.
Раздел 4 «Батик (роспись по ткани)»
4.1
Вводное занятие.
3
3
-
Педагогическое
наблюдение.
Творческое
задание.
Беседа.
4.2
Техника
«холодный 11
5
6
батик»
Педагогическое
наблюдение.
Творческое
задание.
Беседа.
4.3
Использование
технике
в 11
5
6
холодный
Педагогическое
наблюдение.
батик
Творческое
дополнительные
Беседа.
средства
задание.
(соль,
набрызгивание,
Цветной контур)
4.4
Акварельная роспись 11
5
6
Педагогическое
по ткани на солевой
наблюдение.
основе.
Творческое
задание.
Беседа.
4.5
Техника
«горячий 11
5
6
батик»
Педагогическое
наблюдение.
Творческое
задание.
Беседа.
4.6
Узелковый
батик. 11
Техника «Бандана»
4
7
Педагогическое
наблюдение.
Творческое
задание.
Беседа.
4.7
Батик
смешанная 11
техника.
Свободная
1
10
Педагогическое
наблюдение.
роспись.
Творческое
задание.
Беседа.
Раздел 5 «Свободное творчество»
5.1
Тема 1.
Свободное 26
11
15
Творческая работа.
11
9
Выставка
творчество на выбор
5.2
Тема
2.
работ
Выставка 20
за
год
работ
обучения.
за
творческих
1
год
обучения.
Итого:
253
Содержание программы
Раздел 1 «Бумажный мир»
Тема 1. «Правила техники безопасности в кабинете»
Теория: Проведение инструктажа по технике безопасности
Техника безопасности в кабинете.
Контроль: Беседа. Педагогическое наблюдение за работой и общением
учащихся
Тема 2. «Вводное занятие знакомство с предметом»
Теория: Знакомство с учебным планом. Основные формы работы.
Знакомство детей друг с другом.
Практика: Организация рабочего места. Знакомство с художественными
материалами и оборудованием.
Контроль: Педагогическое наблюдение, анализ, Беседа.
Тема 3. «Виды бумаги и картона, свойства, способы обработки,
графическая грамота»
Теория: Как родилась бумага. Знакомство с происхождением бумаги. Её
значение в жизни человека. История развития производства бумаги. Проведение
кружковцами поисковой работы и подготовка сообщений.
Практика: изучаются свойства, способы обработки бумаги. Необходимые
инструменты: ножницы, циркуль, канцелярский нож, степлер. Дидактический и
наглядный материал: коллекция различных видов бумаги, игра на знакомство
«Снежный ком».
Контроль: Педагогическое наблюдение, анализ, Беседа. Творческая работа.
Тема 4: «Моделирование и конструирование плоскостных игрушек»
Теория:
Знакомство
с
симметричным
и
свободным вырезанием,
с
использованием шаблонов, с помощью которых можно изготовить выкройки
различных поделок. Способы и приемы разметки при помощи шаблонов.
Практика: Изготовление изделий и отдельных деталей из бумаги в один слой и
сложенной вдвое. Соединение (сборка) плоских деталей между собой:
а) при помощи клея;
б) при помощи переплетения фигурных блоков и полос;
в) подвижным соединением;
г) знакомство с изготовлением игрушек из готовых форм;
д) изготовление игрушек из заданного количества одинаковых или разных
форм (страусенок), плетение игрушек из фигурных блоков (клубничка),
динамические игрушки (заяц, колобок ).
Контроль: Педагогическое наблюдение, анализ, Беседа, творческая работа.
Тема 5. «Моделирование и конструирование объемных игрушек»
Теория: Знакомство с изготовлением игрушек путем сминания, сгибания,
складывания бумаги, скручивания бумажных полос. Знакомство с щелевым
соединением. Художественное конструирование на основе базовых форм.
Практика: Изготовление игрушек путем сминания и скручивания бумаги ( божья
коровка). Изготовление новогодних игрушек (гирлянды, фонарики, подвески).
Игрушки на основе конуса, цилиндра, куба, параллелограмма (котик, петушок,
рыцарь). Создание творческих работ на основе демонстрационного материала,
просмотр видеоматериала.
Контроль: Педагогическое наблюдение, анализ, Беседа, творческая работа.
Тема 6. «Новогодние игрушки. Знакомство с изготовлением новогодних
игрушек»
Теория: Беседа с детьми на тему нового года, что для них значит праздник.
Какое волшебство происходит в эту ночь.
Практика: Использование щелевого соединения, ажурного вырезания.
Создание
объёмных
изделий
из одинаковых
деталей
путём
склеивания.
Изготовление игрушек путем склеивания одинаковых деталей (гирлянда, шары),
игрушки, изготовленные щелевым соединением (фонарики, цыплёнок), ажурные
игрушки (снежинки, ёлочка).
Контроль: Педагогическое наблюдение, анализ, Беседа, творческая работа.
Раздел 2 «Оригами»
Тема 1. «Базовые формы»
Теория: Знакомство с историей оригами - древнего японского искусства
складывания из бумаги. Приёмы работы в технике оригами. Правила складывания
базовых форм – основных заготовок.
Практика: Выполнение базовых форм: треугольник, стрела, дверь, конверт,
водяная бомба, рыба, квадрат. Формы занятий: рассказ, беседа «Японское
искусство из бумаги».
Контроль: Педагогическое наблюдение, анализ, Беседа, творческая работа.
Тема 2. «Фигурки животных и птиц»
Теория: Знакомство с изготовлением животных и птиц на основе базовых
форм. Самостоятельная работа со схемами.
Практика: Изготовление игрушек на основе базовых форм: собачка, лиса,
аист.
Контроль: Педагогическое наблюдение, анализ, Беседа, творческая работа.
Тема 3. «Модели транспорта»
Теория: Знакомство с изготовлением моделей транспорта на основе базовых
форм. Выполнение дополнительных деталей путём разрезания основы. Практика:
Складывание игрушек: самолёт, лодка.
Контроль: Педагогическое наблюдение, анализ, Беседа, творческая работа.
Тема 4.
«Складывание по развёртке. Знакомство с изготовлением
объёмных поделок на основе развёртки»
Теория: Повторение графической грамоты.
Практика: Складывание игрушек: лошадь, верблюд. игра-викторина «В мире
животных».
Контроль: Педагогическое наблюдение, анализ, Беседа, творческая работа.
Раздел 3 «Аппликация»
Тема 1. «Аппликация из бумаги»
Теория: Знакомство с различными видами аппликации, рациональными
способами работы с бумагой. Изучение технических приёмов, изобразительных
средств и используемых материалов в аппликации. Использование салфеток в
аппликации.
Практика: Изготовление панно «Рождественские ангелочки», на основе
симметричного вырезания, «На лесной полянке» - полуобъёмная аппликация,
«Зимняя сказка»- сюжетная композиция из салфеток, «Цыплята» - полуобъёмная
аппликация из гофрированной бумаги, открытки с элементами аппликации.
Контроль: Педагогическое наблюдение, анализ, Беседа, творческая работа.
Тема 2. «Аппликация из природного материала»
Теория: Знакомство с рациональными способами работы с природным
материалом. Технические приёмы изготовления аппликации из природного
материала. Изучение различных способов соединения деталей (при помощи клея,
пластилина). Правила безопасной работы с инструментами.
Практика: Изготовление панно из семян, соединение деталей пластилином,
панно «Рыбка» из сушёных листьев и кленовых крылаток, «карандашница» на
основе пластилина из семян, гороха, фасоли, проса.
Контроль: Педагогическое наблюдение, анализ, Беседа, творческая работа.
Тема 3. «Аппликация из пластилина»
Теория: Знакомство с правилами работы с пластилином, инструментами и
приспособлениями, правилами личной гигиены. Сочетание в одной поделке
пластилина разной цветовой гаммы, правильный подбор цветов пластилина при
смешивании. Изготовление основы для панно путём нанесения тонкого слоя
пластилина на картон, выполнение тонирования. Обратная аппликация.
Практика: Изготовление панно «Снеговик», натюрморт «Утро», обратная
аппликация «Бабочка».
Контроль: Педагогическое наблюдение, анализ, Беседа, творческая работа.
Раздел 4 «Батик»
Тема 1. «Вводное занятие»
Теория: Педагогическая диагностика. Батик, как жанр декоративноприкладного искусства. Знакомство с инструментами и материалами. Изготовление
шейного платка. Свободная роспись, растяжка цвета, эффект солью.
Контроль: Педагогическое наблюдение, беседа.
Тема 2. «Техника «холодный» батик»»
Теория: Вводная лекция «Холодный батик». Беседа о цветоведении. Понятие
об основных и дополнительных цветах и их смешивании. Выбор композиций для
копирования (А4): фрукты и их изобразительные характеристики; какими бывают
птицы.
Практика: Выполнение эскизов к композиции на тему «Фрукты» (цветные
мелки). Копирование эскизов на ткань. Обводка контуров резервом. Заливка
цветом. «Цветовой круг». Рисование карандашом круга и секторов на ткани.
Обводка контуров резервом. Заливка цветом. «Цветы и птицы». Цветовое решение
эскиза. Копирование композиции на ткань. Обводка контуров резервом. Заливка
цветом. Создание композиции с наложением пространств «Деревья». (40х60).
Подготовка ткани. Цветовое решение эскиза. Копирование композиции на ткань.
Обводка контуров резервом. Заливка цветом. Просушивание и оформление работы
в паспарту. Роспись паспарту акрилом, цветным карандашом или акварелью.
Контроль: Педагогическое наблюдение, анализ, Беседа, творческая работа.
Тема 3. «Использование в технике «холодный» батик дополнительных
технических средств (соль, цветной контур)»
Теория: Вводная лекция «Дополнительные средства выразительности в
батике». Понятие коллажа, тампонирования, печати на ткани.
Практика:
Выполнение
эскизов
к
композиции
«Осенние
листья».
Копирование эскиза на материал. Обводка контуров резервом. Заливка цветом.
Обработка фона композиции солью. Оформление работ. Коллаж из осенних
листьев на участки работы. Зарисовки жителей подводного мира (рыбы, черепахи,
морские коньки, ракушки, улитки…). Выполнение эскиза к композиции
«Подводный мир». Копирование эскиза на ткань (искусственный или нат. шёлк).
Обводка рисунка резервом и цветными контурами. Заливка цветом. Обработка
композиции дополнительными средствами. Просушивание и оформление работ.
Контроль: Педагогическое наблюдение, анализ, Беседа, творческая работа.
Тема 4. «Акварельная роспись по ткани»
Теория: Вводная лекция. Поиск материалов к композиции «Мой город».
Понятие перспективы. Особенности рисования с натуры.
Практика: Обработка ткани под роспись солевым раствором. Выполнение
эскизов к композиции «Мой город» с перспективой. Копирование эскиза на ткань.
Работа цветом. Обработка деталей композиции. Просушивание и оформление
работ. Выполнение эскизов с натуры к композиции «Букет». Копирование
(перенос) эскиза на ткань. Работа цветом (самостоятельно). Обработка деталей
композиции. Дополнение элементов коллажа и декупажа в оформление.
Контроль: Педагогическое наблюдение, анализ, Беседа, творческая работа.
Тема 5. «Техника «горячий» батик»»
Теория: Вводная лекция. Техника безопасности при работе с горячими
материалами. Беседы: «Холодный колорит в горячем батике»; «Узор и орнамент»;
«Поэтапность в горячем батике».
Практика: Выполнение эскизов к композиции «Зимний пейзаж» (А3).
Подготовка материалов для горячего батика. Накапывание воска горящей свечой.
Перенос эскизов на ткань. Чередование покрытия воском и краской композиции.
Выполнение эскизов для народного орнамента. Копирование эскизов на ткань.
Создание орнамента в технике горячего батика. Выполнение эскизов к композиции
«Cлон». Копирование эскизов на ткань. Первоначальная обработка панно контуром
и цветом. Цветовая заливка композиции. Завершение работ «Зимний пейзаж»,
«Орнамент» и «Слон». Удаление воска. Оформление работ.
Контроль: Педагогическое наблюдение, анализ, Беседа, творческая работа.
Тема 6. «Узелковый батик»
Теория: Вводная лекция. Техника безопасности при выполнении узелкового
батика. Определение колорита в монохромном батике. Определение колорита в
двуцветном батике – платке.
Практика: Салфетка «Настроение». Завязывание ткани в узелки. Покрытие
цветом. Просушивание. Развязывание узлов. Проглаживание ткани. Закрепление и
оформление. Платок «Времена года» в технике «бандана». Завязывание ткани.
Покрытие
цветом.
Просушивание.
Развязывание
ткани.
Проглаживание.
Закрепление и оформление.
Контроль: Педагогическое наблюдение, анализ, Беседа, творческая работа.
Тема 7. «Батик - смешанная техника»
Теория: Сбор материалов для композиции.
Практика: Выполнение зарисовок и эскизов к композиции на свободную
тему. Проработка картона (размер от А3 до А2). Перенос рисунка с картона на
ткань. Создание композиции в смешанной технике. Завершение работы над
композицией. Просушивание, закрепление и оформление работ.
Контроль: Педагогическое наблюдение, анализ, Беседа, творческая работа.
Раздел 5 «Свободное творчество»
Тема 1. «Свободное творчество на выбор»
Теория: Закрепление и совершенствование навыков по изготовлению
изделий с использованием ранее изученных материалов, коллективная работа.
Практика: Изготовление изделий по выбору с применением ранее
полученных знаний, умений и навыков. Формы занятий: сказка, аукцион знаний.
Необходимые инструменты: применяемые по программе. Дидактический и
наглядный материал: видеофильм «Сами своими руками». Итоговое занятие
Подведение итогов за год. Участие в закрытии кружкового сезона. Приглашение
родителей. Родительское собрание в кружке. Поощрение наиболее активных
учащихся. Вручение благодарственных писем родителям. Рекомендации по работе
в летний период. Форма занятия: праздник.
Контроль: Педагогическое наблюдение, анализ, Беседа, творческая работа.
Тема 2. «Выставка работ за год обучения»
Практика: Подготовка зала для выставки, оформление работ учеников.
Контроль: Педагогическое наблюдение, анализ, Беседа.
Календарный учебный график 1 группы
Год
Дата
Дата
Название
Всего
Количеств Режим
Обучени начал
окончани дисциплин учебны
о учебных заняти
я
я
часов
а
ы
Обучени обучения
х
й
недель
я
1
01.09
31.08
Декоративно 46
253
2
раза
в
-прикладное
неделю по 3 и
искусство
2,5 часа
Календарный учебный график 2 группы
Год
Дата
Обучени начал
я
а
Дата
Название
Всего
Количеств Режим
окончани дисциплин учебны
о учебных заняти
я
Часов
ы
Обучени обучения
х
й
недель
я
1
01.09
31.08
Декоративно 46
253
2
раза
в
-прикладное
неделю по 3 и
искусство
2,5 часа
Условия реализации программы.
Учебное помещение по адресу: р.п. Башмаково ул. Плеханова, д.24,соответствует
требованиям санитарных норм и правил, установленных Санитарными правилам
(Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020
N 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха
и оздоровления детей и молодежи").
Материально-техническое обеспечение
Оборудование:
Учебный
класс,
соответствующий
санитарно-гигиеническим
и
противопожарным требованиям. Столы, стулья, стеллажи для хранения материалов,
инструментов, образцов, методической литературы.
Материалы:
Набор красителей, резервирующий состав, воск или парафин, различные виды
тканей, нитки, бумага для эскизов и зарисовок, баночки для воды, палитры, соль
для батика, мочевина, сухие красители.
Инструменты:
Стеклянные трубочки, шприц-флаконы, цветные резервы, кисти, карандаши,
ножницы, иглы, кнопки-гвоздики, клей, .
Дидактические материалы:
Наглядные пособия, художественные альбомы, журналы, книги, иллюстрации,
фотографии, папки с рисунками, видео кассеты, компакт - диски, методические
разработки:
пособия,
литература,
игры
на
тесты,
кроссворды,
знакомство
логические
«Снежный
ком»,
игры,
методическая
«Имена»,
викторины
«Инструменты и материалы», «Зимние загадки», индивидуальные карточки для
тестирования по оригами, учебные элементы, тренировочные упражнения,
разноуровневые задания, развивающие игры «Танграмм», «Колумбово яйцо».
Наглядный материал: плакаты, демонстрационные работы и образцы,
технологические карты, инструкционные карты, стенды (правила техники
безопасности, образцы бумаги), схемы (базовые формы оригами, цветовая карта,
схема сочетания цветов, геометрические фигуры, схемы плетения из бисера).
Раздаточный материал: Опорные схемы, выкройки, шаблоны.
Ожидаемые результаты и способы их проверки
Задачи
Результат
Образовательные
(предметные)
декоративно – прикладного творчества;
формирование
практических
навыков
в
области
владение изученными техниками и технологиями
изготовления предметов ДПИ из различных материалов;
умение отличать различные виды ДПИ;
освоение терминологических знаний;
формирование базовых знаний по композиции и
цветоведению.
Метапредметные
развитие фантазии, образного мышления, воображения;
формирование
устойчивой
заинтересованности
в
творческой деятельности, как способа самопознания и
познания мира.
умение
оценивать
правильность
выполнения
учебной задачи;
умение организовывать учебное сотрудничество и
совместную деятельность с учителем и сверстниками;
способность работать индивидуально и в группе;
умение
соотносить
свои
действия
планируемыми результатами;
умение
осуществлять
контроль
своей
деятельности в процессе достижения результата;
с
Личностные
представление об искусстве и духовной культуре
России и стран мира;
навыки
самостоятельной
организации
своей
деятельности;
усидчивость,
настойчивость,
целеустремленность,
аккуратность,
навыки коммуникации и работы в команде (группе);
способность
к
саморазвитию
и
быстрой
социализации в условиях современной жизни.
Формы аттестации
Программа предусматривает текущий и промежуточный контроль и
итоговую аттестацию.
Промежуточный контроль успеваемости учащихся проводится в счет
аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет в виде творческого
просмотра по окончании года обучения. Преподаватель имеет возможность по
своему усмотрению проводить дополнительные просмотры по разделам
программы (текущий контроль).
Итоговая аттестация проводится в форме просмотра рисунков за год
обучения и итоговой работы.
Итоговая работа предполагает создание работы, связанной единством
замысла. Итоговая композиция демонстрирует умения реализовывать свои
замыслы, творческий подход в выборе решения, способность работать в
различных техниках и материалах.
Итоговая работа может быть выполнена в любой изученной технике и
выбирается самими учащимися.
Критерии оценок
По результатам промежуточной и итоговой аттестации выставляются
оценки: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно».
1.
(отлично) – ученик самостоятельно выполняет все задачи на высоком
уровне, его работа отличается оригинальностью идеи, грамотным исполнением,
творческим подходом.
2.
но
(хорошо) – ученик справляется с поставленными перед ним задачами,
прибегает
к
помощи
преподавателя.
Работа
выполнена,
но
есть
незначительные ошибки.
3.
(удовлетворительно) – ученик выполняет задачи, но делает грубые
ошибки (по невнимательности или нерадивости). Для завершения работы
необходима постоянная помощь преподавателя.
Список использованной литературы:
1.
Гильман Р.А. Художественная роспись тканей. М.,2003.
2.
Григорьева Н.Я. Роспись по ткани. С-П., 2001.
3.
Кожохина С.К. Батик. Ярославль, 2000.
4.
Синеглазова М.А. Распишем ткань сами. М., 2000.
5.
Синеглазова М.О. Батик. М., 2002.
6.
Ермолаева Л.П. Основы дизайнерского искусства. М., 2001.
7.
Энциклопедия художника, Искусство батика, М., 2000.
8.
Сокольникова Н.М. Основы живописи. Обнинск, 1996.
9.
Сокольникова Н.М. Основы композиции. Обнинск, 1996.
10. Сокольникова Н.М. Основы рисунка. Обнинск, 1996.
11. Берсенева Г.К. Ткань, бумага, тесто. М., 2001.
12. Аллахвердова Е.Э. Батик. Глина, Дерево. М., 2001.
13. Дополнительное образование детей. Сборник авторских программ. М.,
Ставрополь, 2004.
14. Закон Российской Федерации «Об образовании»// Директор школы №7, 2002.
2. ФГОС
15. поколения для начальной школы – М.: Просвещение, 2010 г.
16. Дополнительное
образование
в
кружках
детско-юношеского
центра
Волгоград, 1996 .
17. Требования к содержанию и оформлению образовательных программ
дополнительного образования детей. // Вестник образования №15, 2003 г.
18. Никишина И.В. Инновационная деятельность современного педагога:
Методическое пособие.- Волгоград, 1998.
19. Методические рекомендации для учителя. 1 класс. Т.Н. Проснякова, Е.А.
Мухина.