1
2
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Русская гармонь»:
по содержанию является - художественной,
по уровню освоения – базовой,
по форме организации – очной, групповой,
• по степени авторства – модифицированной.
Программа разработана в соответствии с действующими нормативно правовыми документами:
Федеральный Закон РФ от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в
РФ»;
Федеральный Закон от 31 июля 2020 года № 304-ФЗ «О внесении
изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»
по вопросам воспитания обучающихся»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении порядка организации и
осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным программам»;
"Санитарно-эпидемиологические
требования
к
организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи",
утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.09.2020 г. N 28 «Об утверждении санитарных
правил СП 2.4.3648-20».
Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 № 678-р «Об
утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до
2030 г.»;
Национальный проект «Образование» (утвержден Президиумом Совета
при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам
(протокол от 24.12.2018 г. № 16);
3
Целевая модель развития региональной системы дополнительного
образования детей (приказ Министерства просвещения РФ от 3 сентября 2019
г. № 467);
Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих
программ
(включая
разноуровневые
программы)
(разработанные Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО «Московский
государственный
педагогический
университет»,
ФГАУ
«Федеральный
институт развития образования», АНО ДПО «Открытое образование», 2015 г.)
(Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242);
Устав МБОУ ДО ДДТ р.п. Башмаково;
«Положение
о
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программе МБОУ ДО ДДТ р.п. Башмаково.
Пояснительная записка
Актуальность программы
Для детей:
1. Программа может помочь детям узнать о традиционной русской музыке,
инструменте гармонь и культурных аспектах, связанных с этой музыкой.
Это важно для сохранения культурного наследия и истории.
2. Изучение гармони может способствовать развитию музыкальных навыков
у детей, таких как слух, ритмическая чувствительность и умение играть на
инструменте.
3. Музыка позволяет детям выражать свои эмоции и чувства. Изучение
гармони может помочь им научиться этому способу самовыражения.
4. Программа "Русская гармонь" может подготовить детей к участию в
различных культурных событиях, таких как концерты, фестивали и
выступления, где они смогут продемонстрировать свои музыкальные
навыки и познакомиться с другими людьми, разделяющими их интересы.
4
5. Изучение русской музыки и культуры может дополнить образовательный
опыт детей, помогая им лучше понимать историю и традиции своей
страны.
Для родителей:
1. Программа "Русская гармонь" может предоставить дополнительные
ресурсы для изучения и понимания русской музыкальной культуры.
2. Если у детей или родителей есть интерес к музыке и желание изучить
инструмент, такой как гармонь, то программа может предоставить
уникальные возможности для обучения этому инструменту.
3. Участие в программе "Русская гармонь" может стать отличной
возможностью для семьи проводить время вместе, занимаясь музыкой,
исследуя русскую культуру и традиции.
4. Родители могут видеть программу как способ обогатить образование
своих детей, предоставив им возможность изучать музыку и культуру.
Для общества:
1. Гармонь - это важный символ русской культуры и истории. Её
продвижение и развитие помогают сохранить и укрепить национальную
идентичность, особенно в контексте современной глобализации.
2. Гармонь
-
неотъемлемая
часть
русской
музыкальной
традиции.
Поддержка этого инструмента способствует сохранению и развитию
богатого культурного наследия России.
3. Программа "Русская гармонь" может быть включена в образовательные и
социальные программы. Обучение игре на гармони
способствует
развитию навыков коммуникации, творческого мышления и культурной
грамотности.
4. Развитие
гармони
и
русской
культуры
в
целом
может
стать
привлекательным фактором для туристов, а также привлечь инвесторов,
заинтересованных в развитии культурных проектов.
5
5. Программа может включать в себя мероприятия и конкурсы для молодых
музыкантов, что способствует развитию талантливой молодежи и
формированию новых поколений гармонистов.
6. Программа может быть адаптирована под различные регионы России, что
помогает поддержать и развить уникальные культурные и музыкальные
традиции каждого региона.
7. Развитие
гармони
и
связанных
с
ней
индустрий
(производство
инструментов, музыкальные школы, культурные мероприятия) может
иметь положительный экономический эффект через создание новых
рабочих мест и стимулирование туристического потока.
Для государства:
1. Гармонь - это инструмент с богатой историей в русской культуре.
Программа "Русская гармонь" может способствовать сохранению и
продвижению этой культурной ценности. Поддержка и развитие
музыкальных традиций помогут сохранить национальную идентичность и
культурное наследие.
2. Программа может предоставить возможности для обучения и развития
музыкальных навыков и искусства игры на гармони. Это способствует
формированию новых поколений музыкантов и музыкальных талантов.
3. Продвижение
русской
гармони
может
привлекать
туристов
и
исследователей к русской культуре, что способствует туристической
индустрии и культурному обмену между странами.
4. Участие в музыкальных мероприятиях и музыкальном образовании может
способствовать развитию творческого мышления, социокультурному
обмену и укреплению общественных связей.
5. Программа может создавать рабочие места для музыкантов, учителей
музыки и организаторов музыкальных мероприятий, что в свою очередь
способствует развитию музыкальной индустрии и экономики в целом.
6
Художественная программа "Русская гармонь" может включать в себя
следующие предметные области:
1. Музыкальная теория и история музыки: Эта область включает в себя
изучение музыкальных терминов, нотной грамоты, структуры музыки и
истории русской музыки, включая историю гармони. Учащиеся могут
изучать теоретические аспекты музыки, чтобы лучше понимать и
интерпретировать произведения.
2. Игра на гармони: Это ключевая область, включающая в себя изучение
техники
игры
на
гармони,
развитие
музыкальных
навыков,
аккомпанемента и импровизации. Учащиеся будут осваивать разные стили
и жанры игры на гармони, такие как народная музыка, шансон, и другие.
3. История и культура России: Эта область позволяет учащимся погрузиться
в русскую культуру и историю, изучая историю гармони и ее роль в
русской музыкальной традиции. Это помогает создать контекст и
понимание места гармони в культуре.
4. Эстетика и художественное восприятие: Эта предметная
область
позволяет учащимся развивать художественное восприятие, а также
анализировать и интерпретировать музыкальные произведения, включая
их выразительные и эмоциональные аспекты.
5. Творческое исполнительство: Учащиеся могут изучать и создавать
собственные
музыкальные
композиции,
а
также
разрабатывать
интересные музыкальные аранжировки и адаптации.
Педагогическая целесообразность программы:
1. Русская гармонь является неотъемлемой частью русской культуры. Её
изучение
способствует
сохранению
и
продвижению
культурного
наследия.
2. Программа помогает учащимся развивать музыкальные навыки, обучая
игре на инструменте. Это способствует развитию слуха, ритма, и
творческого мышления.
7
3. Изучение музыки через "Русскую гармонь" может способствовать
развитию социальных навыков, таких как работа в группе, уважение к
другим и умение слушать.
4. Программа открывает возможность погружения в исторический контекст
инструмента и его роли в культуре и музыке.
5. Русская гармонь дает возможность учащимся самовыразиться через
музыку, что может быть особенно важно для тех, кто находит в ней
способ выражения своих чувств и мыслей.
Программа "Русская гармонь" может быть основана на ряде теоретических
идей и концепций, которые могут помочь определить ее цели и методику
обучения. Вот некоторые из них:
1. Программа может строиться вокруг идеи сохранения и передачи богатого
культурного наследия России. Учащиеся изучают и играют музыку,
которая имеет глубокие исторические корни, таким образом, уважая и
сохраняя культурные традиции.
2. Программа может объединять аспекты творчества и технические навыки.
Учащиеся изучают не только, как играть на гармони, но и как создавать
собственные аранжировки и композиции, что способствует развитию их
творческого мышления.
3. Программа может включать в себя элементы музыки, искусства, истории и
культурологии, что способствует развитию широкого кругозора учащихся
и помогает им понимать музыку в контексте общей культуры.
4. Программа может поощрять учащихся играть в группе, что развивает
навыки совместной работы, коммуникации и взаимодействия.
5. Программа может быть гибкой и учитывать индивидуальные потребности
и интересы учащихся, что позволяет каждому развиваться в собственном
темпе и направлении.
8
Программа "Русская гармонь" охватывает различные предметные области и
характеристики, которые способствуют всестороннему обучению и развитию
учащихся. Вот некоторые из них:
Музыкальное образование:
1. Игра на гармони: Учащиеся изучают технику игры на гармони, включая
навыки игры на клавишах, использование басовых аккордов и т.д.
2. Теория музыки: Программа включает в себя изучение музыкальной
теории, включая нотное письмо, аккорды, темп, ритм и другие аспекты
музыки.
Культурное и историческое образование:
1. Исторический контекст: Учащиеся изучают историю гармони и её роль в
русской музыке и культуре.
2. Культурные
традиции:
Программа
способствует
пониманию
и
сохранению культурных традиций, связанных с гармонью и русской
музыкой.
Творческое самовыражение:
1. Аранжировка и композиция: Учащиеся учатся создавать собственные
аранжировки, композиции и музыкальные произведения.
2. Импровизация: Программа может развивать навыки импровизации,
позволяя учащимся свободно выражать свои музыкальные идеи.
Социальные навыки:
1. Совместное музицирование: Учащиеся играют в группе, что развивает
навыки сотрудничества и коммуникации.
2. Выступления и концерты: Программа может включать в себя возможность
для учащихся выступать перед публикой, развивая навыки общения и
уверенности в себе.
Технические навыки:
9
1. Обучение игре на гармони: Учащиеся приобретают навыки работы с
инструментом, что включает в себя освоение различных техник и
технических аспектов.
Индивидуальное развитие:
1 Гибкость и адаптация: Программа учит учащихся быть гибкими и
адаптироваться к разным музыкальным стилям и жанрам, что
способствует их индивидуальному развитию.
Программа "Русская гармонь" обычно ориентирована на продвижение и
популяризацию
русской
народной
музыки,
а
также
инструмента,
называемого "гармонь". Ведущий тип деятельности в этой программе может
включать в себя следующие аспекты:
2 Музыкальные выступления: Программа может включать в себя
выступления музыкантов, играющих на гармони, и исполнителей
русской народной музыки. Ведущий может проводить интервью с
музыкантами и артистами.
3 История и культура: Ведущий может рассказывать о истории гармони,
её роли в русской культуре и народной музыке. Это может включать в
себя уроки истории, обзоры традиций и народных обычаев.
4 Обучение: Программа может предоставлять обучающий контент по
игре на гармони, созданию музыки в русском народном стиле и другим
связанным навыкам.
5 Гостевые выступления: Ведущий может приглашать гостей, чтобы они
делились своими знаниями, опытом и творчеством в области русской
музыки и гармони.
6 Продвижение
и
реклама:
Ведущий
может
также
заниматься
продвижением альбомов, концертов и музыкальных мероприятий,
связанных с русской гармонью и народной музыкой.
Цель и задачи программы
10
Цель программы – овладение игрой на гармони, расширение музыкального
кругозора детей, формирование их художественного вкуса, воспитание
музицирующих
любителей
музыки,
подготовка
наиболее
одареU нных
учащихся к продолжению профессионального музыкального образования.
Задачи:
Образовательные задачи:
1 Программа может целенаправленно раскрывать историю и культурное
значение гармони и русской народной музыки, помогая аудитории понять
связь музыки с историей и обычаями России.
2 Предоставление обучающего контента и уроков игры на гармони, что
может способствовать развитию музыкальных навыков у слушателей,
особенно у начинающих музыкантов.
3 Объяснение основных принципов музыкальной теории, таких
как
мелодия, ритм, гармония, их роль в русской музыке и как они
применяются на гармони.
Воспитательные задачи:
1 Программа может способствовать развитию у аудитории уважения к
русской культуре и традициям, а также к уникальному инструменту гармони.
2 Программа может акцентировать внимание на разнообразии музыкальных
стилей и культур, что способствует пониманию и уважению к различиям.
Развивающие задачи:
1 Программа может помогать развивать музыкальный вкус у слушателей,
познакомив их с разнообразными музыкальными жанрами и стилями.
2 Содействие развитию творческих способностей у аудитории, вдохновляя
их создавать свою собственную музыку и аранжировки.
3 Программа может стимулировать слушателей к обучению музыке и
развитию музыкальных навыков на практике.
11
Адресат программы: дети от 10 до 17 лет. В класс гармони принимают всех
желающих. Занятия проводятся индивидуально и в группе.
Дети младшего школьного возраста (7-10 лет) могут приносить значительные
плюсы для художественной программы "русская гармонь":
1. Дети в этом возрасте часто более гибки и открыты к новым идеям и
опыту. Они могут легко воспринимать новые музыкальные жанры и
стили, включая русскую гармонь.
2. Младшие школьники обычно обладают высокой способностью
к
обучению и могут быстро осваивать новые навыки и знания, в том числе
игру на музыкальных инструментах.
3. Дети этого возраста часто очень выразительны и способны передавать
эмоции через музыку. Это может придать художественной программе
"русская гармонь" дополнительную эмоциональность.
4. Участие детей младшего школьного возраста в программе может
способствовать их социализации и развитию коммуникативных навыков
через совместное музицирование.
5. Участие детей в программе может сделать ее более привлекательной для
аудитории, особенно для родителей и близких, которые будут гордиться
достижениями своих детей.
6. Вовлечение детей в программу может способствовать популяризации
русской гармони и сохранению традиций искусства в молодом поколении.
7. Участие в художественной программе помогает развивать творческие
способности детей и стимулирует их интерес к музыке и искусству.
Программа "русская гармонь" может иметь значительную пользу от участия
детей среднего школьного возраста (11-15 лет) в следующих аспектах:
1. В этом возрасте дети способны быстро учиться и адаптироваться к новым
навыкам.
Они
могут
быстро
усваивать
основы
музыки
и
инструментальной техники, что сделает их участие в программе более
продуктивным.
12
2. В этом возрасте дети обычно полны творческой энергии и имеют свежий,
необычный взгляд на мир. Их участие в программе может обогатить
коллектив и внести новые идеи в процесс создания и исполнения музыки.
3. Дети этого возраста обычно достаточно усидчивы и настойчивы, чтобы
развивать свои навыки и достигать высоких результатов. Это важные
качества при освоении сложных техник игры на русской гармони.
4. Участие в коллективной музыкальной программе способствует развитию
социальных навыков и способности к сотрудничеству. Дети могут учиться
работать в команде, слушать других и выражать себя через музыку.
5. Участие детей в программе "русская гармонь" способствует сохранению и
продвижению русской музыкальной культуры. Они могут помочь
сохранить традиции и наследие этого инструмента, делая его более
доступным и понятным для молодого поколения.
6. Участие в такой программе может стать стимулом для дальнейшего
профессионального развития в области музыки и искусства. Для многих
детей это может быть стартовой точкой для последующей карьеры в
области музыки или искусства.
Программа "Русская гармонь" может иметь множество плюсов для детей
старшего школьного возраста (15-17 лет):
1. В этом возрасте подростки начинают осознавать свою культурную
историю и традиции. Изучение "Русской гармони" позволяет им
погрузиться в богатое музыкальное наследие России и укрепить связь с
культурой своей страны.
2. Подростки могут использовать гармонь для творческого самовыражения.
Они могут сочинять музыку, аранжировать композиции или даже
создавать собственные песни.
3. В этом возрасте подростки уже имеют некоторый опыт в музыке, и
изучение "Русской гармони" позволяет им улучшить свои музыкальные
навыки, включая игру на инструменте и понимание музыкальной теории.
13
4. Обучение игре на гармони требует терпения, самодисциплины и
регулярных занятий. Эти навыки могут быть полезными для развития
самодисциплины и ответственности у подростков.
5. Участие в программе "Русская гармонь" может предоставить подросткам
возможность взаимодействия с другими участниками, играющими на этом
инструменте, и развитие навыков работы в группе.
6. Для тех, кто серьезно интересуется музыкой, изучение гармони может
быть первым шагом к профессиональной музыкальной карьере.
Форма обучения:
В программе предусмотрено зачисление учащихся на первый год
обучения по результатам прохождения входящего тестирования.
Прием учащихся производится в сентябре. Однако, это не исключает
возможности приема и доукомплектования при наличии вакантных мест в
группах на протяжении календарного года.
Группы формируются разновозрастные, с учетом уровня подготовки
учащихся.
Срок и режим обучения:
Данная программа рассчитана на 368 часов обучения.
Срок обучения по программе 1 год.
Занятия проходят с одной группой 2 раза в неделю по 3 академических часа.
Продолжительность одного учебного занятия – 4 академических часа, 35-40
минут-с младшими.
Количество воспитанников в группе: 15 человек.
Общее количество групп объединения – 1 группа.
Общее количество обучающихся: 15 человек.
Время реализации программы – 1 год обучения.
Продолжительность учебного года 39 недель. Начало учебных занятий – 1
сентября.
14
Продолжительность одного учебного занятия-2 академических часа
Продолжительность учебного года 39 недель. Начало учебных занятий
– 1 сентября.
Форма реализации образовательной программы очная. Основной
формой обучения является занятие.
Использование
дистанционных
образовательных
технологий
при
реализации дополнительной общеобразовательной программы
Возможна реализации программы в дистанционном формате. Занятия
проходят
на
площадке
социальной
сети
ВКонтакте
в
сообществах
объединений. При разработке дистанционного занятия принимается во
внимание изолированность учащихся. Учебные материалы сопровождаются
необходимыми
пояснениями
и
инструкциями.
Предусмотрена
консультационная зона, которая позволяет учащимся задавать вопросы.
Год обучения
Кол-во часов в неделю
первый год
8
Кол-во занятий в
Кол-во часов
неделю
в год
2
368
Режим занятий:
1-й год обучения: 2 раза в неделю по 4 часа (1 учебный час - 45 мин);
Особенности организации образовательного процесса
Ожидаемые результаты по годам обучения
К концу 1-го года обучения учащиеся
будут знать:
устройство инструмента, строение его клавиатуры, правила посадки и
постановки рук, записи нотных знаков, основы нотной грамоты, общие
аппликатурные закономерности, основные способы звукоизвлечения;
15
будут уметь: ориентироваться в нотной записи и в клавиатурах изучаемого
инструмента, давать общую характеристику исполняемых пьес, различать
характер музыки, осмысленно и выразительно играть простые песни и
пьески;
овладеют техническими и исполнительскими навыками, которые
определены в содержании программы 1-го года обучения.
В течение года учащийся должен выучить 4-6 легких пьес двумя руками(в
зависимости от способностей ребенка), а также научиться играть гамму «До мажор» одной рукой non legato и legato.
Основной принцип работы – это актуальность и профессионализм.
Учитывая, что в учреждении дополнительного образования обучаются дети
самых различных способностей, необходимо разумное составление плана
работы и сугубо индивидуальный метод обучения каждого ребеU нка.
Программа должна подбираться по силам учащихся, репертуар должен быть
разнообразным по содержанию, форме, стилю и фактуре.
Технический рост и приобретение необходимых исполнительских навыков
должны сочетаться с развитием навыка чтения с листа, умением
самостоятельно работать с текстом. Поэтому крайне желательно сочетать
изучение небольшого количества относительно сложных произведений,
включающих в себя новые, более трудные технические приеU мы и
исполнительские задачи, с прохождением большого количества относительно
легких произведений, доступных для быстрого разучивания, закрепляющих
усвоенные навыки и доставляющих удовольствие от музицирования.
Наряду с народными наигрышами и обработками, ученики исполняют
различные переложения классической и популярной музыки: детские песни,
песни и романсы, российские и зарубежные эстрадные мелодии. Очень
важно, чтобы переложения были удобными, без включения случайных
технических трудностей, и ориентированными на возможности учащихся
16
соответствующего уровня подготовки. Текст должен быть понятен ребеU нку:
указаны штрихи, фразировочные лиги, оттенки, проставлена аппликатура,
схема движения меха. ВсеU это позволит ученику самостоятельно разобраться
в нотном тексте.
Желательно привить ученикам любовь к сценическим выступлениям,
больше проводить музыкальных тематических вечеров, классных
и
школьных концертов, участие в которых можно засчитывать как зачеU т.
Участие в концертах, где дети получают удовольствие от общения с музыкой,
видят, как приятно для окружающих их умение играть на гармони, служит
формированию мотивации, благодаря которой возрастает интерес к учеU бе и
усердие в занятиях музыкой.
Не выделяя ансамбль в отдельный предмет, обязательно включать в
репертуар произведения для исполнения в ансамбле, что развивает умение
слышать общую музыкальную ткань произведения, позволяет ученикам при
пока ещеU ограниченных возможностях играть более интересные по звучанию
пьесы.
Большое внимание уделяется творческому развитию учащихся. Это подбор
и досочинение мелодии, развитие умения подбирать по слуху простой
аккомпанемент, исполнение мелодий с разным по фактуре аккомпанементом
по цифровкам.
Ожидаемые результаты освоения программы:
Предметные:
Теория (обучающийся будет знать)
1 Общую историю происхождения и развития гармони в России.
2 Важные этапы развития русской народной музыки и её роли в культурной
истории страны.
3 Основные музыкальные термины и понятия, такие как мелодия, гармония,
ритм, темп и др.
17
4 Особенности музыкальной нотации и чтения нот.
5 Специфика
русской
народной
музыки,
включая
особенности
гармонической структуры и инструментации.
6 Основы игры на гармони, включая понимание клавиш и аккордов.
7 Техники игры на гармони, такие как мелодическая линия, аккомпанемент
и др.
8 Знакомиться с популярными русскими народными песнями и мелодиями,
которые можно исполнять на гармони.
9 Понимать разнообразие музыкальных стилей и жанров, связанных с
русской гармонью.
10 Интерпретировать музыку и придавать ей собственное выражение.
11 Создавать собственные музыкальные композиции или аранжировки с
использованием гармони.
Метапредметные:
1 Развитие музыкального слуха и способности анализа музыкальных
произведений.
2 Умение распознавать музыкальные характеристики, такие как мелодия,
ритм, гармония и темп.
3 Навыки игры на русской гармони.
4 Умение читать ноты и аккордовые обозначения.
5 Техническое мастерство в игре на инструменте.
6 Способность создавать собственные музыкальные композиции или
аранжировки на русской гармони.
7 Умение импровизировать в музыкальных произведениях.
8 Понимание и уважение культурных и исторических аспектов русской
музыки и русской гармони.
9 Знание о важных музыкальных произведениях и композиторах, связанных
с этим инструментом.
18
10 Улучшение моторики рук и пальцев при игре на русской гармони.
11 Развитие
координации
между
руками
при
выполнении
сложных
музыкальных пассажей.
12 Развитие навыков самодисциплины и настойчивости при изучении
инструмента и музыкальных навыков.
13 Возможность
совместной
игры
в
музыкальных
ансамблях
или
коллективных проектах.
14 Способность взаимодействовать с другими музыкантами и публикой при
выступлениях.
Учебный план
№ Наименование разделов
Всего
Количество часов
Теория
практика
1
Вводное занятие
50
25
25
2
Донотный период работы
94
44
50
3
Игра по нотам, каждой
рукой отдельно
Игра по нотам двумя
руками
Работа над техникой
90
40
50
90
40
50
24
10
14
Подготовка к
выступлению
Занятия по
индивидуальной
программе
Итого часов
10
5
5
10
5
5
368
169
199
4
5
6
7
Учебно – тематический план
№
п/п
1.
Наименование тем
Вводное занятие
Количество часов
Теория
Практика
Всего
25
25
50
19
2.
Донотный период работы
44
50
94
3.
Игра по нотам, каждой рукой отдельно
40
50
90
4.
5.
6.
Игра по нотам двумя руками
Работа над техникой
Подготовка к выступлению
40
10
5
50
14
5
90
24
10
7.
Занятия по индивидуальной программе
5
5
10
144
184 часов
Всего:
368
Содержание программы 1-го года обучения
1. Вводное занятие
Организация учебного процесса. Техника безопасности. Начальная
диагностика. Содержание программы. Основные темы и их содержание.
2.
Донотный
период
работы
Теория и практика:
Развивающие игры, знакомство с инструментом: клавиатура, деление на
октавы, название звуков клавиш, понятия о нотах. Пение со словами, подбор
по слуху. Слушание музыки: ознакомление с разными жанрами, развитие
слуха. Определение музыкальных стилей: полька, песня, вальс, марш.
Организация игрового аппарата, игра 3-мя пальцами.
3.Игра по нотам каждой рукой отдельно Теория
и практика:
Нотный стан. Скрипичный ключ, запись нот в пределах первой октавы.
Понятие о счеU те и различной длительности нот, такт и тактовая черта,
знакомство со знаками альтерации. Знакомство с длительностями: целая,
половинная, четвертная, восьмая. Паузы. Организация игрового аппарата.
Посадка за инструментом. Двойные ноты. Работа над штрихами. Исполнение
пьес приеU мами: легато, стаккато, нонлегато. Игра поочередно каждой рукой с
использованием всех штрихов.
20
4.
Игра по нотам двумя руками
Теория и практика:
Скрипичный и басовый ключ. Понятие знак при ключе. Понятие f и p.
Аппликатура. Позиционная игра. Игра двумя руками. Разбор леU гких пьес и
работа над штрихами, аппликатурой, динамическими оттенками.
5.
Работа над техникой Теория и
практика:
Игра гаммы «До - мажор» одной рукой non legato и legato. Тоническое
трезвучие аккордами по 3 звука. Обращать внимание на свободу игрового
аппарата. Работа над первым и пятым пальцем. Игра упражнений на разные
штрихи: легато, стаккато, устойчивость 1-го и 5-го пальца при полной
свободе.
6.
Подготовка
к
выступлению
Теория и практика:
Подбор индивидуальной программы для выступления.
Развитие памяти, игра наизусть выученных произведений, проигрывание
готовых, выученных пьес на контрольном уроке или прослушивании.
Занятия по индивидуальной программе Теория и практика:
Творческая работа, связанная со слушанием музыки, подбором по слуху;
повторение пройденных и выученных пьес, пение по нотам и т.д. Игровые
формы обучения.
КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
Календарный учебный график
21
Год
обучения
Объем учебных
часов по годам
обучения
1 год
Всего
Количество
учебных
учебных дней
Режим работы
недель
368
39
Пт:14.00-18.00
274
Сб:12.00-16.00
Формы аттестации и система оценки результативности обучения по
программе
Для
оценивания
результативности
обучения
по
программе
используются следующие показатели: теоретическая подготовка учащихся,
практическая подготовка, общеучебные умения и навыки (метапредметные
результаты),
личностное
развитие
учащихся
в
процессе
освоения
дополнительной образовательной программы.
Применяется 10 – бальная шкала (низкий уровень: 1–3 балла, средний
уровень: 4–7 баллов, высокий уровень: 8–10 баллов).
Оценивание
результативности
обучения
проводится:
входящая
аттестация 1–2 недели учебного года, промежуточная аттестация 15–16 недели
и 34–35 недели учебного года. По итогам реализации программы проводится
аттестация по завершению программы.
Оценочные материалы
Оценивание предметных результатов обучения по программе:
Показател
Критерии
Методы
и
диагностик
(оценивае
и
Степень выраженности оцениваемого
качества
Низкий
Средний
Высокий
мые
уровень
уровень
уровень
параметры)
(1-3 балла)
(4-7
(8-10
Теоретичес
Соответств
Наблюдени
Обучающи
кие знания
ие
е,
йся овладел
по
теоретическ
тестировани
менее чем
баллов)
баллов)
Объем
усвоений
знаний
составляет
Обучающи
йся освоил
практически
22
основным
разделам
программы
их знаний
е,
половиной
более
весь объем
обучающего
контрольны
знаний,
12/
знаний,
ся
й опрос и др.
предусмотре
предусмотре
программны
нных
нный
м
программой
программой
требованиям
за
конкретный
период
Практическ
Соответств
ие умения и
ие
навыки,
практически
Контрольн
Овладел
Обучающи
кие умения
практически
йся овладел
и навыки
ми
в полном
неустойчив
умениями и
объеме
ые,
навыками,
практически
требуется
предусмотре
ми
м
постоянная
нными
умениями и
требованиям
помощь по
программой,
навыками,
их
применяет
практически
использован
их под
е работы
ию
руководство
выполняет
м педагога
самостоятел
ое задание
предусмотрен х умений и
ные
навыков
программой программны
Практичес
ьно,
качественно
Оценивание метапредметных результатов обучения по программе:
Показатели
Критерии
(оцениваем
Методы
Степень выраженности оцениваемого
диагностики
качества
ые
Низкий
параметры)
Наблюдение
Средний
Высокий
уровень
уровень
уровень
(1-3 балла)
(4-7
(8-10
баллов)
баллов)
Обучающ
Обучающийс
Учебно-
Самостояте
Обучающи
познавательн
льность в
йся
ийся
я выполняет
ые умения
решении
испытывает
выполняет
работу
познаватель
серьезные
работу с
самостоятельн
23
ных задач
затруднения
помощью
о, не
в работе,
педагога
испытывает
нуждается в
особых
постоянной
затруднений
помощи и
контроле
педагога
Учебно-
Умение
Наблюдение
Обучающи
Обучающ
Обучающийс
организацион
планировать
йся
ийся
я делает
ные умения и
,
испытывает
испытывае
осознанный
навыки
контролиров
серьезные
т
выбор
ать и
затруднения
некоторые
направления
корректиров
в анализе
затруднени
учебной
ать учебные
правильност
я в анализе
деятельности,
действия,
и
осуществлят
выполнения
ти
о планирует
ь
учебной
выполнени
выполнение
самоконтрол
задачи,
я учебной
учебной
ьи
собственные
задачи, не
задачи и
самооценку
возможности
всегда
самостоятельн
оценивает с
объективно
о
помощью
осуществля
осуществляет
педагога
ет
самоконтроль
правильнос самостоятельн
самоконтро
ль
Учебно-
Самостояте
коммуникатив
льность в
ные умения и
навыки
Наблюдение
Обучающи
Обучающ
Обучающийс
йся
ийся
я не
решении
испытывает
выполняет
испытывает
коммуникат
серьезные
коммуника
трудностей в
ивных задач
затруднения
тивные
решении
в решении
задачи с
коммуникатив
коммуникат
помощью
ных задач,
ивных задач,
педагога и
может
нуждается в
родителей
организовать
24
постоянной
учебное
помощи и
сотрудничеств
контроле
о
педагога
Личностные
Сформиров Наблюдение
качества
Сформиров
Сформир
Сформирова
анность
ано знание
ованы, но
ны в полном
моральных
на уровне
не
объеме
норм и
норм и
достаточно
ценностей,
правил,
актуализир
доброжелате
но не
ованы
льное
использует
отношение к
на практике
окружающи
м,
мотивация к
обучению
Условия реализации программы
Учебное помещение по адресу: р.п. Башмаково ул. Плеханова,
д.24,соответствует требованиям санитарных норм и правил, установленных
Санитарными
правилам
(Постановление
Главного
государственного
санитарного врача РФ от 28.09.2020 N 28 "Об утверждении санитарных правил
СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи").
Кадровое обеспечение:
Педагог дополнительного образования –Шлыков Евгений Михайлович.
Методическое обеспечение программы
Приобщение ребенка к традиционному искусству – народному и
современному,
танцам,
песням,
дополнительным
видам
гармоник
–
обуславливает специфику методической работы педагога. Чтобы постоянно
25
стимулировать и поддерживать интерес у детей, занятия часто проводятся в
игровой форме, что позволяет быстрее добиваться конкретных результатов.
Для каждого ученика, по согласованию с родителями, определяется
содержание этих занятий. Изученный и освоенный материал, закрепленный в
процессе домашних упражнений, затем отрабатывается сольно и в
коллективе.
Во время занятий педагог помогает развить ребенку музыкальные
способности, а именно слух, музыкальную память, чувство ритма.
Осуществляется постоянный контроль над исполнением произведения.
Условия реализации программы
Основные условия реализации программы это:
1. хорошо проветриваемое помещение;
2. соответствующее освещение класса;
3. наличие стульев для детей разных возрастов;
4. детские инструменты на разный возраст: для детей от пяти лет гармони 4
на 3 «Фея» (0,4 кг.), 7 на 3 «Кроха» (0,6 кг.) и 23 на 12 «Сказка» (2 кг.), для
детей от 7-8 лет гармони 23 на 12 «Шуйская» (3,9 кг.) и 25 на 25 «Чайка»
или «301М» (4,5 – 5,5 кг.), для детей от 11-12 лет те же инструменты плюс
гармони 27 на 25 «Куликово поле», «Тройка», «Заказная» (6 кг.).
5. наличие нотных сборников и методической литературы.
Примерный репертуарный список
1. Р.н.п. «Во поле березка стояла»
2. «Частушка» (из самоучителя Р.Бажилина)
3. Р.н.п. «Во саду ли, в огороде»
4. Р.н.п. «Пойду ль я, выйду ль я»
5. Р.н.п. «Как пошли наши подружки»
6. Кабалевский «Маленькая полька»
26
7. «Маленькой елочке холодно зимой»
8. Р.н.п. «Василек»
Список литературы
1.
Бажилин Р.Н. Аккордеон в джазе. Издательство Владимира
Катанского - М, 2000 г.
2.
Бажилин Р.Н. Школа игры на аккордеоне. Издательство Владимира
Катанского - М, 2004 г.
3.
Бажилин Р.Н. Самоучитель игры на двухрядной хроматической
гармонике. Издательство Владимира Катанского - М, 2004 г.
4.
Бажилин Р.Н. Самоучитель игры на баяне (аккордеоне). Подбор по
слуху. Импровизация.
Аккомпанемент песен.
Издательство Владимира Катанского - М, 2008 г.
5.
Власов В. П. Методика работы баяниста над полифоническими
произведениями. РАМ им. Гнесиных - М, 2004г.
6.
Говорушко П. Школа игры на баяне. Музыка.
Ленинградское
отделение – Л., 1969 г.
7.
Голубев А., Сергеев А. Самоучитель для венской двухрядной
гармоники русского или немецкого строев. ГМИ - М, 1936г. 8.
Желнова Е.И. Самоучитель игры на аккордеоне. Сталкер - Донецк.
2007г.
9.
Имханицкий М.И. История баянного и аккордеонного искусства. РАМ
им. Гнесиных - М, 2006г.
10.
Имханицкий М.И. История исполнительства на русских народных
инструментах. РАМ им. Гнесиных - М, 2002г.
27
11.
Имханицкий М.И. Музыка зарубежных композиторов для баяна и
аккордеона. РАМ им. Гнесиных - М.,2002г.
12.
Имханицкий М. Новое об артикуляции и штрихах на баяне. РАМ им.
Гнесиных - М, 1997г..
13.
Имханицкий М., Полун Б. Трио баянистов. Вопросы теории
и
практики. Вып. 1, РАМ им. Гнесиных – М, 2005г. 14. Лондонов П.
Самоучитель игры на двухрядной гармонике – хромке. «Советский
композитор» – М, 1991г.
15.
Мирек А. ГАРМОНИКА прошлое и настоящее. «Интерпракс» - М,
1994г.
16.
Мирек А. Справочник к схеме гармоник. Фирма «Альфред Мирек»
- М, 1992г.
17.
Мотов В.Н. Простейшие приемы варьирования на баяне или
аккордеоне. «Музыка» - М. 1989г.
18.
Мотов В.Н., Шахов Г. Развитие навыков подбора аккомпанемента по
слуху (баян, аккордеон). Кифара - М, 2002 г.
19.
Онегин А.Е. Школа игры на баяне. МУЗГИЗ - М, 1959 г.
20.
Семенов В. Современная школа игры на баяне. Музыка - М, 2007 г.
21.
Туник А. Школа для Муми-Троллей. Баян (готово-выборный),
аккордеон и синтезатор. Для учащихся средних и старших классов
ДМШ и ДШИ. Союз художников - СПб
22.
Тышкевич Г.
Начальная школа
игры на
двухрядной
«хроматической» гармонике. МУЗГИЗ – Москва – Ленинград,
1951г.
28
23.
Тышкевич Г. Самоучитель игры на двухрядной «хроматической»
гармонике. МУЗГИЗ – М, 1956г.
24.
Шахов Г.И. Игра по слуху, чтение с листа и транспонирование
(баян, аккордеон). Владос - М, 2004 г.
25.
Шахов Г. Основы аппликатуры (баян и аккордеон). Владос-Пресс М, 2005 г.
29