программа юид Спирякова 2024

2

Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
« Юный инспектор движения»
•

по содержанию – социально-гуманитарной,

•

по уровню освоения – ознакомительный,

•

по форме организации - очной, групповой.

•

по степени авторства – модифицированной.

В основе данной программы лежит дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа «Юный инспектор движения» автор-составитель
программы:

Капцова

Алла

Владимировна,

педагог

дополнительного

образования.
Программа

модифицирована

и

изменена

с

учетом

особенностей

образовательного процесса МБУ ДО ДДТ р.п. Башмаково, а также с учетом
региональных особенностей и условий. Содержание программы направлено на
обучение обучающихся с целью популяризации работы и реализуется на базе
Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования Дом
детского творчества р.п. Башмаково.
Программа разработана в соответствии со следующими нормативными
документами:
•

Федеральный Закон РФ от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в РФ»;

•

Федеральный Закон от 31 июля 2020 года № 304-ФЗ «О внесении

изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»
по вопросам воспитания обучающихся»;
•

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 27

июля 2022 г. № 629 «Об утверждении порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
•

"Санитарно-эпидемиологические требования к организациям

воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи",
утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача
3

Российской Федерации от 28.09.2020 г. N 28 «Об утверждении санитарных
правил СП 2.4.3648-20».
•

Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 № 678-р «Об

утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030
г.»;
•

Национальный проект «Образование» (утвержден Президиумом Совета

при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам
(протокол от 24.12.2018 г. № 16);
•

Целевая модель развития региональной системы дополнительного

образования детей (приказ Министерства просвещения РФ от 3 сентября 2019
г. № 467);
Методические рекомендации по реализации адаптированных дополнительных
общеобразовательных программ, способствующих социальнопсихологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с
ограниченными возможностями здоровья, с учетом их особых
образовательных потребностей.
•

Устав МБУ ДО ДДТ р.п. Башмаково;

•

Положение о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей

программе МБУ ДО ДДТ р.п. Башмаково.
Актуальность программы:
Из года в год увеличивается поток автомобилей на дорогах, что создает
объективную реальность возникновения дорожно-транспортных происшествий.
Зачастую причиной дорожно-транспортных происшествий бывают дети. Это
происходит потому, что обучающиеся не знают правил дорожной безопасности
или нарушают их, не осознавая опасных последствий нарушений. Донести
знания, выработать потребность в соблюдении правил дорожного движения для
самосохранения - в этом и состоит задача объединения ЮИД.
Программа « Юный инспектор движения» даёт возможность обучающимся
получить знания и умения, и применить их не только на соревнованиях
4

«Безопасное колесо» но и в жизни.
Новизна программы предусматривает формирование и развитие
познавательной деятельности ориентированной на понимание опасности и
безопасности. Формирование знаний по безопасности действий с одной
стороны и знание обязанностей пешеходов и пассажиров изложенных в ПДД с
другой стороны, а также творческий поиск выхода из сложных ситуаций.
Отличительные особенности программы «Юный инспектор движения» в
том, что с целью повышения эффективности образовательного процесса
реализуются педагогические идеи, формируются у обучающихся умения
учиться, самостоятельно добывать и систематизировать новые знания с
ипользованием общеучебных понятий и умений.
Принципы обучения
-

принцип ориентированности на формирование единства знаний, умений и

их применения на практике
-

принцип преемственности, систематичности и последовательности

-

принцип наглядности

-

принцип доступности
Предметные области или виды деятельности, по которым
структурировано содержание программы
Программа предоставляет возможность приобретать умения и навыки по

знаниям ПДД и принимать участие в конкурсах дорожного движения,
тематических слётах, форумах, заниматься добровольческой деятельностью,
встречаться с инспекторами ГИБДД, обмениваться и перенимать опыт
обучающихся из других регионов страны.
Содержание программы ориентировано на развитие личности
обучающихся и их практическую деятельность. И предоставляет обучающимся:
-теоретические знания;
- правила дорожного движения и безопасного поведения на улице;
5

- тематические иллюстрации, плакаты, слайды необходимые для правильной и
безопасной ориентации в дорожной среде;
- практическую отработку координации движений, двигательных умений и
навыков безопасного поведения на улицах, дорогах и в транспорте с
использованием для этого комплекса игр (сюжетных, ролевых, игр по ПДД ) и
специальные упражнения (вводные, групповые, индивидуальные).
При организации процесса обучения в рамках данной программы
предполагается применение элементов следующих педагогических технологий
обучения:
- тренинговые технологии;
- обучение в сотрудничестве;
- проблемное и развивающее обучение;
- игровые технологии;
- интенсификация обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного
материала;
- информационно-коммуникационные технологии.

Теоретические основы программы.
За основу теоретического материала приняты действующие ПДД. А также
заложены следующие педагогические идеи:
- теории всестороннему развитию личности Я.А. Коменского, Ф.Фребель,
- теории детской психологии ученого-педагога Л.С. Выготского.
Педагогическая целесообразность программы «Юный инспектор движения»
состоит в том, что изучение детьми правил дорожного движения, приобщение
к культуре поведения на дороге, формирование основ медицинских знаний даст
возможность обучающимся стать полноценными участниками безопасного
дорожного движения: пешеходами, пассажирами, водителями.
Воспитательный потенциал программы:
- формирование культуры поведения в процессе общения с дорогой;
- привитие устойчивых навыков безопасного поведения в любой дорожной
ситуации.
6

Адресат программы
( Возрастные особенности)
У

обучающихся

с 7-14 лет происходит расцвет творческих

способностей, они очень активны. Обучающиеся обладают хорошо развитым
логическим, критическим и познавательным мышлением. Они хорошо мыслят,
отличаются большой жизнерадостностью, внутренней уравновешенностью,
постоянным стремлением к активной практической деятельности. В этом
возрасте обучающиеся настойчивы и инициативны. Их увлекает совместная
коллективная деятельность. Они любят коллективные игры, особенно
захватывают игры, содержащие тайну приключения, поиск.
Форма обучения – очная.
Объем программы - 144 часа.
Режим занятий
Программа рассчитана на 1 год обучения. Занятия в течение учебного
года проводятся 2 раза в неделю, по 2 часа. Структура программы
предусматривает комплексное обучение по основным направлениям
образовательной программы.
Количественный состав объединения составляет –15 человек.
Особенности организации образовательного процесса
Реализация программы рассчитана на 1 год и включает в себя 1 уровень
освоения предлагаемых умений и навыков: ознакомительный.
Формы организации занятий: групповая.
В результате освоения данного уровня программы у обучающихся
формируется учебно-познавательный интерес и желание приобретать новые
знания и умения.

Практическая работа направлена на реализацию

теоретической части и позволит обучающимся получить представление об
опасностях на дорогах, приобрести навыки безопасного поведения человека на
дорогах и в общественном транспорте, а также изучить «дорожную азбуку»
7

района проживания.
Цель программы: формирование знаний, умений и культуры
поведения на дорогах и улицах.
Задачи:
Обучающие:
- Сформировать умение применять на практике полученные знания
Развивающие:
- Развивать у обучающихся умение ориентироваться в дорожно-транспортной
ситуации
Воспитательные:
- Воспитать культуру поведения и дорожную этику в условиях дорожного
движения.
Содержание программы
Реализация теоретической части программы позволит обучающимся
получить представление об опасностях на дорогах, приобрести навыки
безопасного поведения человека на дорогах и в общественном транспорте, а
также изучить «дорожную азбуку». Практическая часть программы направлена
на формирование навыков пропаганды знаний правил дорожного движения и
профилактику детского дорожно-транспортного травматизма через реализацию
творческих возможностей обучающихся.
Планируемые результаты программы
Предметные результаты
обучающийся должен знать:
- Теоретические знания по правилам дорожного движения
- Мотивационно - поведенческую культуру в условиях общения с дорогой
- Оказание первой медицинской помощи
обучающийся должен уметь:
- Расширить знания об истории правил дорожного движения
- Повышать дорожную грамотность
8

- Повышать ответственность за своё поведение на дороге
Личностные результаты
- осознавать ответственное отношение к собственному здоровью, к личной
безопасности и безопасности окружающих
- оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки
зрения, соблюдения правил дорожного движения
- объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих
нравственных ценностей
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
-обучающиеся научаться понимать и принимать учебную задачу
- научаться осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей
деятельности
Познавательная УУД:
-обучающиеся научаться проводить сравнение и классификацию объектов
-научаться понимать и применять полученную информацию при выполнении
заданий
-научаться проявлять индивидуальные творческие способности
Коммуникативные УУД:
-обучающиеся научаться работать в группе
-научаться предлагать помощь и сотрудничество
-научаться формулировать собственное мнение и позицию
-научаться осуществлять взаимный контроль.
Учебный план
№

Название темы

Количество часов

п/п

9

1

2

Вводное занятие.

2

Правила дорожного

45

движения и
дорожные знаки
3

Юный инспектор

41

движения
4

Виды транспорта

21

5

Основы

35

медицинских знаний
ИТОГО

144
Учебный -тематический план

№

Название темы

п/п
1

Вводное занятие.

Количество часов
Всего

Теория Практика

2

1

1

Формы контроля
Тестирование по
правилам
дорожного
движения

Правила дорожного движения и дорожные знаки
2

История ГИБДД .

5

2

3

Опрос

3

Правила дорожного

9

5

4

Творческое

движения (ПДД).

задание:
составление
сценария
выступления
агитбригады по
ПДД
10

4

Дорожные знаки.

19

9

10

Конкурс рисунков

5

Правила поведения на

6

2

4

Наблюдение

Правила безопасности 6

2

4

Конкурс рисунков

дорогах и улицах

6

на улице зимой.

«Осторожно дорога зимой! »
Юный инспектор движения

7

Юный инспектор

41

20

21

движения.

Викторина на
знание правил
дорожного
движения

Виды транспорта
8

Виды транспорта.

6

2

3

Фотоконкурс«Виды
транспорта »

9

Новые виды

5

2

3

Конкурс рисунков

10

2

8

Учебное

передвижения
(гироскутер, самокат,
мопед, мотоцикл,
скутер, квадратцикл,
электросамокат,
моноколесо)
10

Велосипед. Правила
велосипедиста.

тестирование

Техническое

«Правила движения

состояние

на велосипеде»

велосипедиста.
Основы медицинских знаний

11

11

Основы медицинских

21

6

15

знаний.

Выполнение
практического
задания

12

Оказание первой

10

5

5

Наблюдение

4

2

2

Участие в конкурсе

помощи
13

Итоговое занятие

«Безопасное
колесо»
ИТОГО

144

60

84

Содержание
Тема № 1. Вводное занятие.
Теория. Цели и задачи на год. Ознакомление с правилами техники
безопасности.
Практика. Просмотр видеоролика «Правила дорожного движения детям».
Конкурс рисунков «Безопасность глазами детей».
Контроль. Тестирование по правилам дорожного движения.
Раздел «Правила дорожного движения и дорожные знаки»
Тема №2. «История ГИБДД».
Теория. Знакомство с историей развития ГИБДД, с особенностями и
достоинствами профессии сотрудника ГИБДД. Знакомство с символикой
ГИБДД.
Практика. Игра « Красный, жёлтый, зелёный». Встреча сотрудниками ГИБДД.
Контроль. Опрос.
Тема №3. «Правила дорожного движения».
Теория. Статистика дорожно-транспортных происшествий. Повторение прав и
12

обязанностей пешехода. Правила перехода перекрёстка. Правила поведения
пассажиров в общественном транспорте. Просмотр учебного фильма «Азбука
Безопасности на дороге».
Практика. Подбор материала для презентации на тему «Правила дорожного
движения». Подготовка презентаций на тему: «Правила дорожного движения».
Контроль. Творческое задание: составление сценария выступления
агитбригады по ПДД.
Тема №4. «Дорожные знаки».
Теория. Знакомство с историей появления дорожных знаков. Повторение
классификации дорожных знаков.
Практика. Викторина «Азбука безопасности». Конкурс рисунков
«Безопасность глазами детей». Диспут по ПДД.
Контроль. Конкурс рисунков.
Тема №5. Правила поведения на дорогах и улицах.
Теория. Что такое акция, виды акций, особенности их проведения. Беседа
«Права и обязанности пешеходов».
Практика. Конкурс рисунков «Весёлый светофор». Проведение акции
«Письмо водителю».
Контроль. Наблюдение.
Тема №6. «Правила безопасности на дорогах зимой».
Теория. Гололед. Пурга. «Осторожно сосульки!». Опасности на перекрёстке в
зимнее время. Назначение светоотражателей.
Практика. Просмотр учебного фильма «Азбука безопасности на дороге».
Экскурсия на перекрёсток.
Контроль. Конкурс рисунков «Осторожно - дорога зимой! »
Раздел «Юный инспектор движения»
13

Тема № 7.Юный инспектор.
Теория. Разработка изучения положения об отряде ЮИД.
Основные понятия и термины ЮИД.
Практика. Викторина « Юный инспектор». Оформление стенда «ЮИД»,
просмотр видеоролика об отрядах ЮИД.
Контроль. Викторина на знание правил дорожного движения.
Раздел « Виды транспорта»
Тема №8. «Виды транспорта».
Теория. Знания обеспечения личной безопасности на наземных видах
транспорта, на водном и воздушном транспорте. Безопасность. Светофор и
дорожная разметка.
Практика. Проведение тестов для проверки знаний. Просмотр учебного
фильма «Азбука дороги». Игра- конкурс «Я пешеход». Викторина «Весёлый
светофор».
Контроль. Фотоконкурс «Виды транспорта ».
Тема №9. «Новые виды передвижения».
Теория. Знакомство с новыми видами передвижения: гироскутер, самокат,
мопед, мотоцикл, скутер, квадратцикл, электросамокат, моноколесо.
Управление и правила безопасности.
Практика. Просмотр видеоролика «Новые виды передвижения», игра «Тише
едешь- дальше будешь».
Контроль. Конкурс рисунков.
Тема №10. Велосипед. Правила велосипедиста. Техническое состояние
велосипедиста.
Теория. Знакомство с историей появления велосипеда. Повторение прав и
обязанностей велосипедиста.
14

Практика. Решение тематических карточек. Отработка технических элементов
на велосипеде («качели», «восьмерка», «круг», «слалом» и др.) с участниками
конкурса «Безопасное колесо». Сборка и разборка велосипеда.
Контроль. Учебное тестирование «Правила движения на велосипеде».
Раздел «Основы медицинских знаний»
Тема №11 . «Основы медицинских знаний».
Теория. Изучение основ накладывания повязок при ранах, ушибах,
растяжениях, вывихах и переломах. Транспортировка пострадавших.
Теоретические основы помощи при ожогах и отморожениях, остановке
дыхания, тепловых и солнечных ударах, отравлениях, при укусах змей и
насекомых.
Практика. Наложение жгута, повязок на практике. Проведение веселых
стартов.
Контроль. Выполнение практического задания : оказание практической
помощи.
Тема №12. Оказание первой медицинской помощи
Теория. Открытый перелом, закрытый перелом. Классификация кровотечений,
способов остановки кровотечений. Растяжение. Вывих. Тепловой удар.
Практика. Оказание первой медицинской помощи. Подготовка фотоотчета о
проделанной работе.
Контроль. Выполнение контрольного задания.
Тема №12. «Итоговое занятие».
Теория. Подведение итогов обучения по программе «ЮИД» .
Практика. Подготовка к конкурсу «Безопасное колесо». Награждение лучших
обучающихся ЮИД.
Контроль. Участие в конкурсе «Безопасное колесо».
15

Методическое обеспечение образовательной программы
Деятельность объединения «ЮИД» строится по методике коллективной
творческой деятельности (КТД).
Методы, используемые при реализации программы:
в обучении - практический (практическая работа в библиотеках, практическая
работа при оказании первой медицинской помощи, вождение велосипеда);
наглядный (изучение правил дорожного движения, демонстрация дорожных
знаков, таблиц по оказанию первой помощи, аптечки…);
словесный (как ведущий-инструктаж, беседы, разъяснения); работа с книгой
(чтение, изучение, составление плана, поиск ответа на вопрос); видеометод
(просмотр, обучение);
в воспитании – методы формирования сознания личности, направленные на
формирование устойчивых убеждений (рассказ, дискуссия, этическая беседа,
пример);
методы организации деятельности и формирования опыта общественного
поведения (воспитывающая ситуация, приучение, упражнения);
методы стимулирования поведения и деятельности (соревнования,
поощрения).
В практической работе по реализации программы можно использовать
следующие формы деятельности:
1. Викторина «Олимпиада автоэрудитов (по истории правил дорожного
движения);
2. Создание ситуации выбора (разбор дорожно-транспортных
происшествий);
3. Уроки творчества (составление викторин, сочинение писем водителю,
стихотворений по правилам дорожного движения, рисование рисунков,
плакатов, выступление с агитбригадами);
4. Соревнования, состязания (по вождению велосипеда, по оказанию первой
медицинской помощи пострадавшему в дорожно-транспортных
происшествиях);
16

5. Час вопросов и ответов (встречи с инспектором ГИБДД, медсестрой,
работа в группах);
6. Викторины, конкурсы, кроссворды;
7. Игра «Да – нет» (при проверке знаний по правилам дорожного
движения);
8. Проведение «минуток» по профилактике несчастных случаев на дороге в
группе;
9. Составление схемы «Безопасный маршрут Дом – школа – дом»;
10.Различные методические разработки игр, мероприятий, конкурсов,
викторин по правилам дорожного движения.
11.Занятия проводятся в кабинете.

Способы определения результативности усвоения программы:
Результат освоения программы определяется соблюдением учащимися
правил дорожного движения, участием в конкурсах, викторинах,
соревнованиях, работой над творческими заданиями, активностью в пропаганде
безопасного поведения на улице среди сверстников, результатами учебного
тестирования.
Формы проведения занятий: Программа предполагает групповые
занятия, а также проведение массовых мероприятий. Так как программа больше
всего уделяет внимание пропаганде знаний правил дорожного движения и
профилактике детского дорожно - транспортного травматизма через
реализацию творческих возможностей обучающихся, с этой целью
рекомендуется использование таких форм проведения занятий:
 тематические занятия;
 игровые тренинги;
 разбор дорожных ситуаций на настольных играх;
17

 конкурсы, соревнования, викторины;
 изготовление наглядных пособий для занятий по правилам дорожного
движения;
 встреча с работниками ГИБДД;
 просмотр видеофильмов.
Проверку знаний можно проводить в форме соревнований по группам с
использованием карточек с задачами и вопросами.

Материально- техническое обеспечение программы:
 Учебный кабинет
 Большие столы (10 штук)
 Стулья (20 штук)
 Мультимедийный проектор
 Магнитная доска, набор магнитов
 Плакаты по правилам дорожного движения;
 Препятствия из автогородка.

Кадровое обеспечение: Педагоги, работающие по данной программе,
должны соответствовать квалификационным характеристикам должности
«педагог дополнительного образования».
Методическое оснащение:
 билеты по правилам дорожного движения, медицине;
 рисунки ребят с конкурсов по правилам дорожного движения;
 разработки проведения различных игр, конкурсов, викторин,
театрализованных представлений;
18

 методические рекомендации по организации профилактики детского
дорожно-транспортного

травматизма;

 методические пособия для изучения правил дорожного движения по
программе
 видеоматериалы для проведения пропаганды изучения правил дорожного
движения .
Подведение итогов осуществляется путём конкурсных встреч,
проводимых по специальному плану на основе положения о Российском смотре
«Безопасное колесо». Критериями выполнения программы служат: активность
участия детей в пропаганде, в конкурсах, в мероприятиях данной
направленности, проявление творчества, самостоятельности.
Список литературы для педагога.
1. Алексеев А.П.- М.: Эксмо, 2013г.-144 с.
2. Алексеев А.П. Правила дорожного движения 2016 с иллюстрациями с
последними изменениями/А.П. Алексеев- М.: Эксмо, 2016г.-160 с.
3. Воронова Е.А. Красный. Жёлтый. Зелёный! ПДД во внешкольной работе.
- Ростов н/д, 2011г.
4. Громаковский А.А. Правила дорожного движения для начинающих 2013
(со всеми последними изменениями)/А.А. Громаковский. - М.:
Эксмо,2016. -208с.
5. Изучение правил дорожного движения. - Вологда, 2014г.
6. Комментарии к Правилам дорожного движения, 2017г.
7. Кузнецов В.В., Цыпкин А.Е. От велосипедиста до автомобиля. Пособие
для учителя и обучающихся. - Библиотека газеты: Ежедневные новости.
Подмосковье, 2011г.
8. Максиняева М.Р. Занятия по ОБЖ с младшими школьниками. – М, 2012г.
9. Методические рекомендации по организации работы среди
обучающихся школ по правилам дорожного движения. - Майкоп, 2012г.
19

10.Методические рекомендации по профилактике детского дорожнотранспортного травматизма. - Вологда, 2011г.
11.Правила дорожные знать каждому положено. Познавательные игры
с дошколятами и школьниками. - Новосибирск – 2012г.
12.Профилактика и предупреждение детского дорожнотранспортного травматизма. Методические материалы. - Вологда, 2012г.
13.Романова Е.А. Занятия по правилам дорожного движения/Е.А. РомановаМ.: ТЦ Сфера, 2013-64с.
14.У светофора каникул нет/ рекомендации/. - Вологда, 2011г.
15.Учителю о правилах дорожного движения. / Рекомендации по
организации

внеклассной работы с детьми по ПДД. – М.,

Просвещение, 2011г.
16.Финкель А.Е. Правила дорожного движения в рисунках (редакция
2016.)/А.Е. Фикель.- М.:Эксмо,2016.-104с.
17.Эйгель С.И. Словарь дорожных знаков. - Эксмо-Пресс, Москва,2011г.
18.Эйгель С.И. 25 уроков по ПДД. - Эксмо-Пресс, Москва, 2012г.
Список литературы для обучающихся.
1. Буланова С. Правила поведения на дороге. - «Стрекоза-Пресс», Москва,
2012г.
2. Безопасность на дороге. Карточки для развития ребёнка -М.: Улыбка,
2014г.-231с.
3. Лыкова, И. А. Безопасность на дороге. Беседы по картинкам. Основные
понятия. Дидактический материал (набор из 8 карточек) / И.А. Лыкова,
В.А. Шипунова. - М.: Цветной мир, 2014. - 533 c.
4. Жульнев Н.Я. Правила дорожного движения для начинающих 2016 (со
всеми изменениями)/Н.Я. Жульнев.- М.: Эксмо, 2016г.-304с.
5. Правила дорожного движения. - Москва, 2014г.
6. Шельмин Е.В. Правила дорожного движения 2013 с примерами и
комментариями/
20

Е.В. Шельмин.- СПб: Питер,2013г.-160с.
7. Шипунова, В. А. Безопасность на дороге. Сложные ситуации / В.А.
Шипунова. - М.: Карапуз, 2014. - 712 c.
Интернет - источники
Примерные программы и учебно-методический комплект для обучения
участников отрядов юных инспекторов движения
(http://минобрнауки.рф/документы/4960).
Электронные образовательные ресурсы по основным вопросам безопасности
дорожного движения (http://минобрнауки.рф/документы/4962).
Разработка концепции, методических рекомендаций и проектов нормативных
документов по внедрению в деятельность образовательных организаций
системы непрерывного обучения детей безопасному участию в дорожном
движении и профилактики детского дорожно-транспортного травматизма
(http://минобрнауки.рф/документы/4965).
Комплексный проект профилактики детского дорожно-транспортного
травматизма на период 2013-2020 г.г.(http://минобрнауки.рф/документы/5372).

21

Оценочные материалы, используемые при реализации программы
ФОРМЫ ДИАГНОСТИКИ ПРОГНОЗИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
При обучении используются следующие формы диагностики
прогнозируемых результатов:
 дорожные знаки – вопросы;
 медицина – билеты;
 знания устройства велосипеда – тестовая работа;
 соревнования;
 конкурсы;
 круглый стол;
 конкурсы рисунков;
 конкурсы стенгазет.
Критерии оценок
Баллы выставляются по пятибалльной шкале по каждому показанию. Все
баллы суммируются, и вычисляется среднеарифметический балл, которые
заносятся в графу «Итог освоения программы в баллах».
Уровень освоения программы выставляется по следующей шкале: Если
средний арифметический балл составил:
от 1 до 2,5 – уровень низкий
от 2,6 до 4 – уровень средний
от 4,1 до 5 – уровень высокий
1.Знание дорожных знаков.
Каждому учащемуся предлагается выполнить 15 заданий на знания дорожных
знаков. Каждый правильный ответ на вопрос начисляется 1 балл.
15 баллов – оценка 5
13-14 баллов – оценка 4
9-7 баллов – оценка 3
6-1 не зачёт

22

2.Первая помощь ( медицина)
Обучающимся предлагаются 12 билетов с теоретическими вопросами по
оказанию первой доврачебной помощи. В каждом билете содержится 5
вопросов с тремя вариантами ответов к каждому, один из которых верный. За
каждый правильный ответ начисляются баллы.
5 баллов – оценка 5
4 балла – оценка 4
3 балла – оценка 3
2 балла – не зачет
3.Знание велосипеда ( теория)
Обучающимся выдается рисунок велосипеда. Каждый обучающийся
определяет устройство велосипеда. За правильный ответ начисляются баллы
5 баллов – оценка 5 - нет ошибок
4 балла – оценка 4 – 2ошибки
3 балла -

оценка 3 – 3-4 ошибки

2 балла - оценка 2 - 5 и более ошибок

Контрольные вопросы.
1.

Назови участников дорожного движения.

2.

Перечисли машины, которые можно отнести к общественному
транспорту.

3.

Назови части городской (загородной) дороги.

4.

Продолжи предложение: «Улица с двусторонним движением – это улица,
по которой …»

5.

Как называется место, где пересекаются улицы?

6.

Назовите типы перекрёстков.

7.

Какие бывают пешеходные переходы?

8.

Расскажи свой путь «Дом – школа - дом».
23

9.

Перечисли обязанности пешеходов (пассажиров).

10. Где

следует ожидать общественный транспорт?

11. Расскажите

о правилах посадки в общественный транспорт.

12. Расскажите

о правилах выхода из общественного транспорта.

13. Где

безопаснее переходить дорогу после выхода из автобуса

(троллейбуса, трамвая)?
14. Что

такое «зебра»?

15. Что

такое «островок безопасности»?

16. Какими
17. Какие

знаками обозначаются пешеходные переходы?

бывают пешеходные переходы?

18. Как

перейти улицу, где нет пешеходного перехода?

19. Как

найти и определить безопасный ближайший переход улицы (дороги)?

20. Почему
21. Где

должны ходить пешеходы?

22. Назови
23. Какие
24. Чем

дорожные знаки тебе известны?
бывают светофоры?

означает каждый сигнал светофора?

27. Может
28. Чьи

ли после красного светофора сразу загореться зелёный?

сигналы важнее: светофора или регулировщика?

29. Какое
30. Что

дорожные знаки, которые можно увидеть на переходах.

отличается регулируемый перекрёсток от нерегулируемого?

25. Какие
26. Что

нельзя перебегать дорогу перед близко идущим транспортом?

движение называют правосторонним и почему?

влияет на выбор безопасного пути к другу, в магазин, кинотеатр,

библиотеку, на спортивную площадку?

Диагностические материалы по теоретической части курса ПДД.
1 вариант
24

1.

Кого называют пешеходом?

2.

Что такое транспорт?

3.

Для чего предназначен тротуар?

4.

Что такое перекресток?

5.

Для чего служат ПДД?

6.

Для чего служит проезжая часть?

7.

Где надо переходить улицу?

8.

Где нужно остановиться, если не успели закончить переход улицы?

9.

Где можно играть?

10. Как

нужно вести себя на улице?

11. Кому

дает команды пешеходный светофор?

12. При

каком сигнале светофора можно переходить улицу?

13. Что

должен делать пешеход при красном сигнале светофора?

14. Зачем
15. В

нужны дорожные знаки?

каких местах устанавливается знак «Дети»?

16. Где

можно кататься на велосипеде?

17. Почему

опасно цепляться за автомобили?

18. Почему

на санках нельзя кататься на улице?

19. Где

нужно ожидать общественный транспорт?

20. Когда
21. Как

можно начинать посадку в общественный транспорт?

нужно себя вести в общественном транспорте?

2 вариант
1.

Почему нужно всегда соблюдать ПДД?

2.

Как вы поступаете, когда нужно перейти улицу?

3.

Какие дорожные знаки помогают пешеходу?

4.

Для чего служит дорога?

5.

Какие улицы называются улицами с односторонним движением?

6.

Для чего предназначен тротуар?

7.

Для чего служит проезжая часть?
25

8.

Для чего нужна обочина на дороге?

9.

Какие транспортные средства вы знаете?

10. Где

и как ходить по улице, если нет тротуара?

11. Каковы

особенности движения пешеходов?

12. Каковы

правила движения пешеходов на загородных дорогах?

13. В

какую сторону нужно посмотреть, дойдя до середины улицы?

14. Как

нужно идти по пешеходному переходу?

15. Какие
16. В

знаки устанавливаются на пешеходных переходах?

каких местах можно переходить дорогу?

17. Можно
18. Кому

ли переходить улицу при желтом сигнале светофора?

дает команды пешеходный светофор?

19. При

каком сигнале светофора можно переходить дорогу?

20. Что

надо делать, если желтый сигнал светофора загорелся, когда ты

дошел до середины улицы?
3 вариант
1.

Что понимается под улицей, и на какие части она делится?

2.

Какие вы знаете элементы дороги?

3.

Для чего служат тротуары и каков порядок движения по ним?

4.

Пешеходы, двигаясь навстречу друг другу, должны в каждом
направлении придерживаться правой стороны?

5.

Где и для чего устанавливаются металлические ограждения тротуара?

6.

Как отличить главную дорогу от второстепенной?

7.

Что значит: улица односторонняя и двусторонняя?

8.

Что нужно сделать пешеходу, прежде чем перейти дорогу?

9.

Для чего нужны дорожные знаки?

10. Где
11. На

и как устанавливаются дорожные знаки?

какие группы делятся все дорожные знаки?

12. Какие
13. Какие

знаки для пешеходов есть в группе запрещающих знаков?
знаки для пешеходов входят в группу информационно-

14. указательных

знаков?
26

15. Какие

знаки для велосипедистов вы знаете, и к каким группам они

относятся?
16. Какой

знак для водителей устанавливается перед пешеходным

переходом?
17. Какой

знак для водителей устанавливается в районе школ, детских садов?

27


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».