программа Патриот Петрухин 2024

Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Патриот»:
 по содержанию является – социально-гуманитарной,
 по уровню освоения – базовой,
 по форме организации – очной, групповой,
 по степени авторства – модифицированной.
Программа разработана в соответствии с действующими нормативно правовыми документами:
 Федеральный Закон РФ от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в РФ»;
 Федеральный Закон от 31 июля 2020 года № 304-ФЗ «О внесении изменений в
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам
воспитания обучающихся»;
 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 июля
2022

г. №

629 «Об

образовательной

утверждении

деятельности

по

порядка организации
дополнительным

и осуществления

общеобразовательным

программам»;
 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи", утвержденных постановлением
Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г.
N 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20».
 Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 № 678-р «Об утверждении
Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г.»;
 Национальный проект «Образование» (утвержден Президиумом Совета при
Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от
24.12.2018 г. № 16);
 Целевая модель развития региональной системы дополнительного образования
детей (приказ Министерства просвещения РФ от 3 сентября 2019 г. № 467);
 Методические

рекомендации

по

проектированию

дополнительных

общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (разработанные
Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО «Московский государственный
педагогический университет», ФГАУ «Федеральный институт развития образования»,

АНО ДПО «Открытое образование», 2015 г.) (Письмо Министерства образования и
науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242);
 Устав МБОУ ДО ДДТ р.п. Башмаково;

Пояснительная записка
Актуальность программы:
Для детей:
1. Программа может направляться на развитие чувства гордости и приверженности
своей стране.
2. Программа может включать в себя обучение истории, традициям, культуре и
значимым событиям в стране.
3. Ценности, такие как уважение к закону, толерантность, ответственность, также
могут быть включены в патриотическую программу.
4. Программа

может

включать

элементы

физического

развития

и

спорта,

подчеркивая здоровый образ жизни и физическую подготовку как важные
аспекты национальной гордости.
5. Программа может стимулировать гражданскую активность и участие в
общественной жизни.
Для родителей:
1. Патриотическая

программа

могут

помочь

родителям

развивать

чувство

принадлежности и любви к своей стране. Это особенно важно в современном
мире, где существует большое количество влияний из различных культур.
2. Патриотическая программа может способствовать формированию у родителей
гражданской ответственности, активного участия в жизни общества, а также
понимания своих прав и обязанностей.
3. Патриотическая программа может быть направлена на укрепление общественных
ценностей, таких как толерантность, уважение к разнообразию и солидарность.
Эти ценности могут играть важную роль в формировании стабильного и
гармоничного общества.
4. В некоторых странах патриотическое воспитание может быть включено в
образовательные стандарты. Родителям может быть полезно участвовать в

программах, которые соответствуют образовательным требованиям.
5. В условиях изменяющегося мира, где существуют различные точки зрения и
идеологии, патриотические программы могут помочь родителям развивать
критическое мышление и анализировать информацию о своей стране.
Для общества:
1. Патриотическая программа может способствовать формированию общественной
идентичности, укреплять чувство принадлежности и сплачивать различные
социальные

группы.

Это

может

содействовать

борьбе

с

социальными

разногласиями и созданию общего ценностного фундамента.
2. Патриотизм может быть связан с гражданской ответственностью и активным
участием

в

жизни

общества.

Программа,

направленная

на

поддержку

гражданского образования, волонтаризма и участия в общественных делах, может
способствовать формированию активных граждан.
3. Патриотическая программа может ориентироваться на развитие образования и
культуры, подчеркивая историческое наследие и ценности страны. Это может
способствовать формированию образованных и культурно осведомленных
граждан.
4. Патриотическая

программа

может

стимулировать

защиту

национальных

интересов, как в экономическом, так и в политическом плане. Это может
включать

в

себя

поддержку

отечественных

предприятий,

национальной

безопасности и укрепление позиций страны в мировом сообществе.
5. Времена кризиса, будь то естественные бедствия, экономические трудности или
другие вызовы, могут подчеркнуть важность единства и патриотизма. Программа,
направленная на мобилизацию общества в поддержку общего блага, может быть
особенно актуальными в таких ситуациях.
Для государства:
1. Патриотическая программа может способствовать созданию общего чувства
единства среди граждан. Это может быть особенно важно в периоды социальных
или политических кризисов, когда важно объединить общество для поддержки
стабильности и развития.
2. Патриотическая программа может содействовать формированию гражданской
ответственности и активного участия в жизни государства. Это включает в себя

осознание своих обязанностей перед обществом, уважение законов и поддержку
общественных ценностей.
3. Патриотическая программа может помочь сохранить и продвигать культурное
наследие государства, подчеркнуть его уникальные черты и способствовать
формированию национальной идентичности.
4. Патриотизм может стимулировать внутренний рынок и экономическое развитие.
Поддержка отечественных товаров и услуг может способствовать росту
национальной экономики и укреплению финансовой стабильности.
5. Сильное чувство патриотизма может способствовать укреплению международной
репутации государства. Уверенность в себе и единстве на домашнем фронте
может повысить авторитет страны на мировой арене.
6. Патриотизм может повысить готовность граждан защищать свою страну. Это
важно для национальной безопасности и готовности к решению внешних угроз.
7. Патриотическая программа могут способствовать социальной интеграции,
уменьшая риски социального раскола и повышая уровень социальной гармонии.
Предметные области программы «Патриот» могут включать в себя:
1. Образование и пропаганда: Включает в себя создание учебных программ,
направленных на формирование патриотического сознания среди молодежи, а
также мероприятий для распространения патриотических ценностей через
средства массовой информации.
2. Военная служба и оборона: Программа, направленная на поддержку военной
службы, обеспечение безопасности страны и поддержку военнослужащих.
3. Историческое

наследие:

Программа,

направленная

на

сохранение

и

популяризацию исторических событий, символов и достижений, связанных с
страной, ее независимостью и развитием.
4. Гражданская ответственность: Программа, направленная на формирование
гражданской ответственности, участие в общественной жизни и уважение к
правам и обязанностям граждан.
5. Культурные и национальные традиции: Поддержка и продвижение культурных и
национальных традиций, фольклора, искусства и языка.
6. Спорт и здоровье: Программа может включать в себя стимулирование занятий
спортом, участие во многих спортивных мероприятиях.

7. Социальная

поддержка:

Обеспечение

поддержки

для

ветеранов,

семей

военнослужащих и других групп, которые могут нуждаться в особой поддержке.
Педагогическая целесообразность программы:
Оценка педагогической целесообразности такой программы может зависеть от
конкретных целей и контекста, в котором она применяется. Вот несколько общих
критериев, которые могут быть использованы для оценки педагогической
целесообразности:
1. Цели и задачи программы: Программа должна четко определять свои
образовательные цели и задачи, а также быть соотнесена с общими целями
образовательной системы.
2. Адаптивность:

Программа

должна

быть

способной

адаптироваться

к

потребностям и уровню учащихся. Это может включать в себя использование
различных методов обучения, ресурсов и оценочных методов.
3. Развитие критического мышления: Программа должна способствовать развитию
критического

мышления,

аналитических

навыков

и

способности

к

самостоятельному мышлению.
4. Воспитание гражданских ценностей: Если программа "Патриот" направлена на
формирование гражданской идентичности и патриотизма, важно убедиться, что
это происходит в рамках уважения к множественности культур и точек зрения.
5. Оценка результатов: Программа должна предусматривать систему

оценки,

которая позволяет измерять достижение образовательных целей и вносить
коррективы в случае необходимости.
6. Участие общественности: Вовлечение родителей, общественности и других
заинтересованных сторон может усилить эффективность программы.

Цель и задачи программы:
Цель программы: укрепление национального единства, гражданской
идентичности и поддержание национальной безопасности.
Задачи программы:
1. Формирование гражданской идентичности:
Развитие чувства принадлежности к своей стране.
Знакомство с историей, культурой, традициями и достижениями родной страны.
2. Развитие патриотических ценностей:
Поддержка основных ценностей, на которых построено общество (например,
свобода, справедливость, толерантность).
Воспитание уважения к законам и институтам государства.
3. Формирование активной гражданской позиции:
Обучение основам гражданской ответственности.
Поддержка участия в общественной жизни и гражданских инициативах.
4. Развитие лидерских качеств:
Стимулирование лидерского потенциала участников программы.
Обучение навыкам командной работы и решения общественных задач.
5. Изучение истории и культуры страны:
Ознакомление с историческими событиями, формирующими облик страны.
Изучение культурного наследия и традиций.
6. Развитие толерантности и межнационального взаимопонимания:
Формирование уважения к разнообразию культур и национальностей внутри страны.
Пропаганда толерантности и понимания многообразия общества.
7. Формирование патриотического научного и культурного сообщества:
Создание площадок для обмена знаниями и идеями, связанными с историей и
культурой страны.
Поддержка научных и культурных исследований, посвященных национальному
наследию.
Адресат программы: Дети от 14 до 18 лет.
Привлечение подростков в возрасте от 14 до 18 лет к патриотической программе
может иметь ряд положительных сторон:

1. Формирование гражданской идентичности: В этом возрасте подростки активно
формируют свою личность и идентичность. Патриотическая программа может
помочь им лучше понять свою принадлежность к определенной стране, культуре
и истории.
2. Развитие ответственности: Участие в патриотической программе требует
выполнения обязанностей и ролей, что способствует развитию навыков
ответственности и дисциплины.
3. Социальное

взаимодействие:

Программа

может

предоставить

подросткам

возможность работать в команде, участвовать в общественных мероприятиях и
развивать навыки общения.
4. Патриотическое воспитание: Важно формировать у подростков любовь

и

уважение к своей стране, а также понимание и ценность ее истории и культуры.
5. Физическая активность и здоровый образ жизни: Многие патриотические
программы включают элементы физической активности, что способствует
здоровому образу жизни подростков.
6. Развитие лидерских навыков: Участие в патриотических мероприятиях и
программах может помочь подросткам развивать лидерские качества, такие как
организация, мотивация и умение принимать ответственность за других.
7. Поддержка образовательного процесса: Патриотическая программа может
дополнять школьное образование, обогащая его дополнительными знаниями о
стране, ее истории и культуре.
8. Повышение самооценки: Участие в успешных патриотических проектах может
способствовать укреплению чувства собственной ценности и самоуважения у
подростков.
9. Подготовка к гражданской службе: Некоторые патриотические программы могут
быть связаны с возможностью гражданской службы или волонтёрства, что может
подготовить подростков к активному участию в общественной жизни.
10.Формирование

ценностей

гражданской

ответственности:

Патриотическая

программа может помочь подросткам осознать свою роль в обществе и
поддерживать ценности гражданской ответственности.
Форма обучения:

В программе предусмотрено зачисление учащихся на первый год обучения по
результатам прохождения входящего тестирования.
Прием учащихся производится в сентябре. Однако, это не исключает возможности
приема и доукомплектования при наличии вакантных мест в группах на протяжении
календарного года.
Группы формируются разновозрастные, с учетом уровня подготовки учащихся.
Срок и режим обучения:
Продолжительность одного учебного занятия-1 академический час.
Продолжительность учебного года 36 недель. Начало учебных занятий – 1 сентября.
Форма реализации образовательной программы очная. Основной формой обучения
является занятие.
Использование дистанционных образовательных технологий при реализации
дополнительной общеобразовательной программы
Возможна реализации программы в дистанционном формате. Занятия проходят на
площадке социальной сети ВКонтакте в сообществах объединений. При разработке
дистанционного занятия принимается во внимание изолированность учащихся.
Учебные материалы сопровождаются необходимыми пояснениями и инструкциями.
Предусмотрена консультационная зона, которая позволяет учащимся задавать
вопросы.
Особенности организации образовательного процесса
Ожидаемые результаты по годам обучения
К концу 1 года обучающийся
будет знать:
1. Историю страны: Углубленное изучение истории родной страны, ключевых
событий, личностей и их вклада в формирование нации.
2. Государственные символы: Знание государственных символов, флага, герба, гимна
и их исторического значения.
3. Культуру и традиции: Изучение культурных особенностей, национальных
традиций, праздников и обычаев.

4. Гражданские ценности: Разработка понимания основных гражданских ценностей,
включая свободу, равенство, справедливость и уважение к правам и свободам
других.
5. Географию и природу: Ознакомление с географией родной страны, ее природными
ресурсами и особенностями.
6. Героев и личности: Изучение личностей, считающихся героями или символами
нации.
Будет уметь:
1. Понимать основные события и даты в истории страны.
2. участвовать в общественной жизни.
3. Понимать и уважать разнообразия культур, мнений и взглядов внутри страны.
4. Понимать важность защиты и службы для благополучия страны.
К концу 2 года обучающиеся
Будет знать:
1. Элементы строя и обязанности солдата перед построением и в строю.
2. Порядок выполнения строевых приемов без оружия и с оружием.
3. Основные этапы становления и развития российской государственности.
4. Порядок хранения и выдачи оружия; назначение и задачи караульной службы.
5. Номенклатуру топографических карт, условные знаки на топографических картах,
порядок определения сторон горизонта и доклада о своем местонахождении от
местных предметов.
6. Правила личной и коллективной гигиены и предупреждения инфекционных
заболеваний.
7. Меры безопасности при обращении с оружием и боеприпасами; - особенности
питания, добычи и сохранения пищи в условиях автономного существования
умения практически выполнять обязанности караульного и часового.
Будет уметь:
1. Выполнять обязанности караульного и часового.
2. Выполнять элементы страховки и самостраховки при падениях.
3. Выполнять элементы акробатики.
4. Участвовать в соревнованиях. выполнять одиночные строевые приемы без оружия

и с оружием, слаженно действовать в составе подразделения.
5. Выполнять приёмы обращения со знаменем одиночно и в составе знаменной
группы.
Учебно-тематический план
1 год обучения
Тематическое планирование: 230 часов в год (5 раз в неделю).
Модуль

Содержание

Всего

Теория

Практика

Формы
контроля

1

1

Введение

10

10

0

Наблюдение,
устный
опрос.

2

2

История вооруженныхсил
России

10

5

5

Наблюдение,
устный
опрос, зачёт.

3

3

Строевая подготовка

20

10

10

Наблюдение,
устный
опрос, зачёт.

4

4

Основы медицинских
знаний

20

10

10

Наблюдение,
устный
опрос, зачёт.

5

5

Огневая подготовка

20

10

10

Наблюдение,
устный
опрос, зачёт.

6

6

Основы выживания в
сложных условиях

60

30

30

Наблюдение,
устный
опрос, зачёт.

7

7

Тактическая
подготовка

60

30

30

Наблюдение,
устный
опрос, зачёт.

8

8

Физическая
подготовка

30

20

10

Наблюдение,
устный
опрос, зачёт.

Итого

Содержание программы:

230

120

110

Модуль 1
Теоретическая часть
Теория: введение в курс программы, цели и задачи курса.
Модуль 2
Теоретическая часть
Теория: изучение истории становления вооружённых сил РФ.
Модуль 3
Теоретическая часть
Теория: изучение основных положений строевого устава ВС РФ.
Практическая часть
Практика: практическое выполнение строевых приемов.
Модуль 4
Теоретическая часть
Теория:
изучение порядка оказания первой помощи пострадавшему.Практическая часть
Практика:
практическое выполнение приемов по оказанию первой помощипри
различных видах ушибов, переломов, кровотечении.
Модуль 5
Теоретическая часть
Теория:
изучение основ

и

правил

стрельбы из стрелкового оружия,

материальной части оружия.
Практическая часть
Практика:
практическое выполнение упражнений по метанию ручныхгранат,
разборке, сборке АК-74.
Модуль 6
Теоретическая часть
Теория:
изучение основ ориентирования на местности, обустройстве ночлега,

организация питания в полевых условиях.
Практическая часть
Практика:
установка палатки,

подготовка

места под кострище, поиск

контрольных точек на местности.
Модуль 7
Теоретическая часть
Теория:
изучение способов передвижения на поле боя, маскировки позиций.
Практическая часть
Практика:
обустройство

позиции

стрелка,

выполнение

практических

мероприятий по передвижению на поле боя.
Модуль 8
Теоретическая часть
Теория:
изучение порядка выполнения физических упражнений (отжимание,
Подтягивание, бега на различные дистанции).
Практическая часть
Практика:
практическое выполнение физических упражнений.
Учебно-тематический план
2 год обучения
Тематическое планирование: 230 часов в год (5 раз в неделю).
Модуль

Содержание

Всего

Теория

Практика

Формы
контроля

1

1

Введение

10

10

0

2

2

Общефизическая подготовка

10

5

5

Соревнования

3

3

Строевая подготовка

20

10

10

Смотр строя.

4

4

Огневая подготовка

20

10

10

Сборка и
разборка
автомата

5

5

Общая специализированная
подготовка.

20

10

10

6

6

Военно – медицинская
подготовка.

60

30

30

7

7

60

30

30

8

8

Жизнеобеспечен
ие в природной
среде
Начальная
туристическая
подготовка.

30

20

10

230

120

110

Итого

Тестирование
Анализ
практическог
о задания
Поход

Поход

Содержание программы:
Тема 1. Вводное занятие.
Теория:
Ознакомление с программой. Правила ТБ на занятиях.
Тема 2. Общефизическая подготовка.
Теория:
Первичный инструктаж по технике безопасности. Понятие о гигиене. Гигиена
физических упражнений. Отдых и занятия физической культурой и спортом.
Правила проведения спортивных игр. Техника безопасности при проведении
спортивных игр.
Практика:
Общеразвивающие упражнения: -ходьба по кругу в колонне, на носках, на пятках, в
полуприседе; - бег по кругу в колонне, спиной вперед, приставным шагом, с
ускорением с захлестом голени и высоким поднятием бедра; - прыжки на одной и
двух ногах на месте и с передвижение, с поворотами в разные стороны; - круговые
наклонные движения туловищем и головой, маховые и круговые движения руками и
ногами.

Развитие

силы,

скорости,

скоростно-силовых

качеств,

гибкости,

выносливости. Акробатическая подготовка: кувырки, перевороты, прыжки, сальто.
(Кувырок вперёд. Кувырок назад. Кувырок через плечо. Кувырок через препятствие

в длину и в высоту. Кульбит. Колесо. Ходьба на руках). Отжимание от пола, в упоре
лежа, подтягивание на перекладине; упражнения на гибкость, растягивание мышц и
сухожилий, формирование правильной осанки; прыжки в высоту и длину через
партнера, акробатика. Проведение спортивных игр: «выталкивание из круга»,
«конный бой», «перетягивание каната», «бой на бревне», игры с мячом (футбол,
баскетбол, волейбол регби с набивным мячом).
Контроль: Соревнования.
Тема 3.Строевая подготовка.
Теория:
История парадов в мире и России. Знаменитые воинские парады.
Практика:
Предварительная и исполнительные команды. Строевая стойка. Выполнение команд
управления строем. Движение строевым и походным шагом. Перестроение из
колонны по два в колонну по три. Выполнение команд на изменение скорости и
темпа движения. Повороты в движении. Отдание воинского приветствия в движении
строем. Выход из строя. Подход к начальнику и возвращение в строй. Перестроение
из одношереножного строя в двухшереножный, трехшереножный и обратно.
Движение в составе отделения, взвода строевым и походным шагом.
Контроль: Смотр строя.
Тема 4. Огневая подготовка.
Теория:
Автомат Калашникова во всех его модификациях. Серия автоматов АК100, АК-2000.
Модификации, история создания. Ручной пулемет Калашникова РПКС-74М.
Назначение, боевые свойства, общее устройство и принцип работы 21 автомата
(РПК). Последовательность неполной сборки и разборки автомата (РПК). Назначение
и общее устройство основных частей и механизмов. Подготовка АК (РПК) к
стрельбе. Возможные задержки и неисправности при стрельбе и способы их
устранения. Снаряжение магазина патронами и заряжание автомата. Насадки ПБС.
Устройство и применение. Принадлежности к автомату (РПК). Порядок полной
разборки оружия, чистки, смазки оружия и его хранение. Назначение и боевые
свойства ручных наступательных и оборонительных гранат. Устройство гранат и

запалов к ним, подготовка гранат к броску. Меры безопасности при обращении с
ручными гранатами.
Практика:
Отработка нормативов по сборке - разборке оружия. Приемы и правила метания
ручных осколочных гранат из положения лежа, с колена, стоя, с ходу во время
движения, из окопа.
Контроль: Сборка и разборка автомата.
Тема 5. Общая специализированная подготовка.
Теория:
Древняя Русь. Славянские воины. Древнерусские дружины. Походы древнерусских
князей. Военное искусство в войнах феодальной раздробленности Русского
государства. Татаро-монгольское нашествие. Невская битва, «Ледовое побоище»;
Куликовская битва. Александр Невский. Дмитрий Донской. - Состав войск, их
организация, численность и вооружение. Способы ведения войны. Комплектование и
тактика русского войска в IX-XI веков. Московское государство. Роль Москвы в
объединении русских земель. Польсколитовское государство. Иван-III – государь
всея Руси. Реформы Ивана Грозного. Смутное время. Утверждение династии
Романовых. Освободительная война Украинского народа. Освоение Сибири и
Дальнего Востока. Поместное и стрелецкое войско. Императорская Россия. Реформы
Петра Великого. Создание армии и флота. «Золотой век» Екатерины. П.А. Румянцев.
А.В. Суворов. Ф.Ф. Ушаков. Регулярная Армия и Флот России. Организационное
строение Вооруженных Сил России. Гвардия. Казачьи войска. Стратегия и тактика
Вооруженных Сил России в войнах XVIII столетия. Северная война. Полтавская
битва и её значение. Семилетняя война. Сражение при Кунерсдорфе. Русскотурецкие войны 1768 – 1774 гг. и 1777 – 1781 гг. Великий Русский полководец
А.В.Суворов. Отечественная война 1812 года. Вооруженные Силы России и
Франции, их планы по ведению войны. Первый период войны. Бородинское
сражение. Второй период войны. Великий русский полководец М.И. Кутузов.
Заграничный поход русской армии. Вооруженные Силы России в войнах второй
половины XIX и первой половины XX cтолетия. Крымская война, русскотурецкая
война; русско-японская война, первая мировая война. Вооруженные Силы СССР в

период 1918 – 1941 гг. Создание Красной Армии. Гражданская война. Военная
реформа 1924 – 1928 гг. Техническая реконструкция Вооруженных Сил СССР.
Интернациональная помощь. Вооруженные Силы СССР в Великой Отечественной
войне. Начальный период войны. Оборонительные сражения под Ленинградом,
Смоленском и на Украине (первый период). Московская и Сталинградская битвы.
Второй период, контрнаступление Советских войск. Курская битва, Белорусская,
ЯссоКишиневская, Висло-Одерская и Берлинская операции (третий период). Силы
22 специального назначения и воздушно-десантные войска во Второй мировой
войне. Вооруженные Силы СССР в послевоенный период. Три периода развития
Вооруженных Сил. Первый 1945 - 1953 гг. Второй ноябрь 1953 – 1959 гг.. Третий
1960 - 19991 гг.. Холодная война. Военные конфликты. Силы специального
назначения в послевоенный период.
Практика:
История земляков в героической военной истории страны. Виртуальные экскурсии
по музеям. Трудовой десант на мемориал, могилу летчиков.
Контроль: Тестирование.
Тема 6. Военно – медицинская подготовка.
Теория:
Правила личной и общественной гигиены. Правила ухода за кожей, руками, ногами.
Предупреждение гнойничковых заболеваний Значение личной гигиены при
пребывании в полевых условиях. Переохлаждение. Обморожение. Лекарственные
травы. Закаливание организма. Основные правила оказания первой помощи в
неотложных ситуациях.
Практика:
Первая помощь при кровотечениях и ранениях. Первая помощь при переломах.
Первая помощь при ушибах, вывихах. Первая помощь при химических

и

термических ожогах. Первая помощь при отравлениях, обморожениях. Первая
помощь при тепловом и солнечном ударах.
Контроль: Анализ практического задания.
Тема 7. Жизнеобеспечение в природной среде
Теория:

История

вынужденных

«робинзонад»

и

историческая

хроника

происшествий. Психология выживания. Факторы и стрессоры выживания. Ряд
неотложных задач, требующих решений в аварийной ситуации. Изучение местного
климата и ландшафта, района предстоящих боевых действий (похода). Наличие
снаряжения, одежды, обуви.
Практика: Фильтрация и сбор воды. Добывание огня без спичек. Разведение и
поддержание костра. Изготовление индивидуальной аварийной укладки и носимой
аптечки.
Контроль. Поход.
Тема 8. Начальная туристическая подготовка
Теория:
Понятия «погода» и «климат». Влияние метеоусловий на проведение похода.
Прогноз

погоды

однодневный

и

долгосрочный.

Основные

сведения

о

происхождении гор. Основные формы горного рельефа. Отдельные элементы форм
горного рельефа. Ледники и их типы. Особенности ледниковой поверхности.
Опасности субъективные и объективные. Опасности, обусловленные рельефом
местности: крутизна и состояние склонов, селевые потоки, камнепады, обвалы льда и
фирна, ледниковые трещины и т. п. Метеорологические опасности. Гипоксия,
солнечная радиация. Опасности, связанные со временем суток, бытовыми условиями.
Дисциплина на маршруте. Меры предосторожности при движении по различному
рельефу при неблагоприятных погодных условиях. Понятие «тактика похода».
Распорядок дня, планирование путешествия, корректировка движения и маршрута в
зависимости от внешних факторов и состояния группы. Обстановка на сложном
маршруте: разведка, порядок движения, сигнализация, страховка.
Практика:
Фенологические наблюдения. Признаки изменения погоды. Опознание с помощью
карт и компаса характерных форм рельефа (вершин, долин, перевалов и т. п.).
Отработка приемов и способов движения по равнинной местности, обеспечивающих
безопасность участников, в т.ч. при неблагоприятных погодных условиях.
Устройство костра «нодья» с ветрозащитной стенкой и экраном. Вязка узлов.
Отработка техники самостраховки. Выбор оптимального безопасного пути.
Совершенствование лыжной техники при движении по пересеченной местности.

Контроль:

Поход.

КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ

Календарный учебный график:
Год

Объем учебных

Всего

Режим работы

обучения

часов по годам

учебных

обучения

недель

1 год

230

36

115

Пн: 14.00-15.45

2 год

230

36

115

Вт: 14.00-15.45

Количество
учебных дней

Ср: 14.00-15.45
Чт: 14.00-15.45

Формы аттестации и система оценки результативности обучения по программе:
Для оценивания результативности обучения по программе
следующие

показатели:

теоретическая

подготовка

используются

учащихся,

практическая

подготовка, общеучебные умения и навыки (метапредметные результаты), личностное
развитие учащихся в процессе освоения дополнительной образовательной программы.
Применяется 10 – бальная шкала (низкий уровень: 1–3 балла, средний уровень:
4–7 баллов, высокий уровень: 8–10 баллов).
Оценивание результативности обучения проводится: входящая аттестация 1–2
недели учебного года, промежуточная аттестация 15–16 недели и 34–35 недели
учебного года. По итогам реализации программы проводится аттестация по
завершению программы.
Оценочные материалы:
Оценивание предметных результатов обучения по программе:
Показател
и
(оценивае

Критерии

Методы

Степень выраженности оцениваемого

диагностик

качества

и

Низкий

Средний

Высокий

мые

уровень

уровень

уровень

параметры)

(1-3 балла)

(4-7
баллов)

(8-10
баллов)

Теоретичес

Объем
усвоений
знаний
составляет
более
12/

Соответств

Наблюдени

Обучающи

ие

е,

йся овладел

по основным

теоретическ

тестировани

менее чем

разделам

их знаний

е,

половиной

программы

обучающего

контрольны

знаний,

знаний,

ся

й опрос и др.

предусмотре

предусмотре

программны

нных

нный

м

программой

программой

кие знания

требованиям

Обучающи
йся освоил
практически
весь объем

за
конкретный
период

Практическ

Соответств

ие умения и

ие

навыки,

практически

Контрольн
ое задание

предусмотрен х умений и
ные

Практическ

Овладел

Обучающи

ие умения и

практически

йся овладел

навыки

ми

неустойчивы умениями и

навыков

в полном
объеме

е, требуется

навыками,

постоянная

предусмотре

ми

м

помощь по

нными

умениями и

требованиям

их

программой,

навыками,

использован

применяет

практически

ию

их под

е работы

руководство

выполняет

м педагога

самостоятел

программой программны

практически

ьно,
качественно

Оценивание метапредметных результатов обучения по программе:
Показатели
(оцениваем

Критерии

Методы

Степень выраженности оцениваемого

диагностики

качества

ые

Низкий

Средний

Высокий

параметры)

уровень

уровень

уровень

(1-3 балла)

(4-7

(8-10

баллов)

баллов)

Учебно-

Самостояте

Наблюдение

Обучающи

Обучающ

Обучающийс

познавательн

льность в

йся

ийся

я выполняет

ые умения

решении

испытывает

выполняет

работу

серьезные

работу с

самостоятельн

затруднения

помощью

о, не

в работе,

педагога

испытывает

познаватель
ных задач

нуждается в

особых

постоянной

затруднений

помощи и
контроле
педагога
Учебно-

Умение

организацион

Наблюдение

Обучающи

Обучающ

Обучающийс

планировать

йся

ийся

я делает

ные умения и

,

испытывает

испытывае

осознанный

навыки

контролиров

серьезные

т

выбор

ать и

затруднения

некоторые

направления

корректиров

в анализе

затруднени

учебной

ать учебные

правильност

я в анализе

деятельности,

действия,

и

осуществлят

выполнения

ти

о планирует

ь

учебной

выполнени

выполнение

самоконтрол

задачи,

я учебной

учебной

ьи

собственные

задачи, не

задачи и

самооценку

возможности

всегда

самостоятельн

оценивает с

объективно

о

помощью

осуществля

осуществляет

педагога

ет

самоконтроль

правильнос самостоятельн

самоконтро
ль
Учебно-

Самостояте

Наблюдение

Обучающи

Обучающ

Обучающийс

коммуникатив

льность в

йся

ийся

я не

ные умения и

решении

испытывает

выполняет

испытывает

коммуникат

серьезные

коммуника

трудностей в

ивных задач

затруднения

тивные

решении

в решении

задачи с

коммуникатив

коммуникат

помощью

ных задач,

навыки

ивных задач,

педагога и

может

нуждается в

родителей

организовать

постоянной

учебное

помощи и

сотрудничеств

контроле

о

педагога
Личностные

Сформиров

качества

Наблюдение

Сформиров

Сформир

Сформирова

анность

ано знание

ованы, но

ны в полном

моральных

на уровне

не

объеме

норм и

норм и

достаточно

ценностей,

правил,

актуализир

доброжелате

ованы

но не

льное

использует

отношение к

на практике

окружающи
м,
мотивация к
обучению

Условия реализации программы
Учебное

помещение

д.24,соответствует

по

требованиям

адресу:
санитарных

р.п.

Башмаково

норм

и

правил,

ул.

Плеханова,

установленных

Санитарными правилам (Постановление Главного государственного санитарного
врача РФ от 28.09.2020 N 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
"Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи").

Кадровое обеспечение:
Педагог дополнительного образования – Петрухин Игорь Владимирович.
Информационное обеспечение
1. Уставы.
2. Учебники по НВП и учебники сержантов.
3. Учебные пособия.

4. Руководства и наставления, плакаты по различным предметам боевой подготовки.
5. Ноутбуки.
6. Принтер.
Методические материалы
1. Комплект плакатов по направлениям подготовки.
2. Манекен-тренажёр для проведения СЛР.
3. Учебный автомат АК-74, учебная граната.
4. Медицинская аптечка.

Список литературы:
1.

Агапова И., Давыдова М. Патриотическое воспитание в школе. - М.,
Айрис-пресс, 2012 - С.224

2.

Бачевский,

В.И.

Система

военно-патриотического

воспитания

несовершеннолетних граждан: Учебно-методическое пособие по разделу
"Основы военной службы". - М.: ООО "Редакция журнала "Военные
знания", 2010. - 186 С.
3.

Валеев Р.А., Зайцев А.А., Зайцева В.Ф. Военно-патриотическая работа
с подростками в молодежных организациях России // Проблемы воспитания
патриотизма. - Вологда.: ВИРО, 2014.

4.

Вороненко А.Г. Из истории патриотического воспитания в России.
Методические рекомендации для учителей и педагогов дополнительного
образования. М.: ИОО МО РФ. - 2014.

5. Гаврилов Ф.К., Кожин Г.А. Военно-спортивные игры. - М.: Изд-во
ДОСААФ,2006 г.
6.

Касимова,

Т.А.

Патриотическое

воспитание

школьников:

Методическое пособие / Т.А. Касимова, Д.Е. Яковлев. - М.: Айрис- пресс,
2013. - 64 С.
7.

Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. - М.,
2010 - С - 346.

8.

Кобылянский В.А. Национальная идея и воспитание патриотизма //
Педагогика - 2007 - №5 - С.52

9. Патриотическое воспитание в школе. - М., Айрис-пресс, 2012 - С - 224.
Симоненко В.Д., Фомин Н.В. Современные педагогические технологии.
Учебное пособие. Брянск 2014г.
10.

Смирнов А.Т. Основы военной службы: Учеб. пособие для студ. сред.
проф. образования. - М.: Изд. центр "Академия", 2004. - 240 С.

11.Курс "Гражданское образование" в начальной школе // Начальная школа. 2012. - № 9. - С.23-26.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».