1
2
Пояснительная записка
Дополнительная
«Быть
в
движении
общеобразовательная общеразвивающая программа
–
быть
первыми»
социально
–
гуманитарной
направленности разработана на 1 год и рассчитана на учащихся от 8 до 16 лет.
Уровень освоения программы – ознакомительный. В основе данной программы
лежит дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Вектор успеха», автор-составитель программы: Е.А.Иванникова.
Программа модифицирована и построена с учетом особенностей
образовательного процесса МБУДО ДДТ р.п. Башмаково Пензенской области,
и с учетом региональных особенностей и условий.
Содержание направлено на обучение и сопровождение инициативной
группы учащихся–лидеров с целью популяризации деятельности Российского
движения детей и молодежи и реализуется на базе Муниципального
бюджетного
учреждения
дополнительного
образования
Дома
детского
творчества р.п. Башмаково Башмаковского района Пензенской области.
Программа разработана в соответствии со следующими нормативно –
правовыми документами:
•
Федеральный Закон РФ от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в
РФ»;
•
Федеральный Закон от 31 июля 2020 года № 304-ФЗ «О внесении
изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской
Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»;
•
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»;
•
"Санитарно-эпидемиологические
требования
к
организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи",
утвержденных
постановлением
Главного
государственного
3
санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. N 28 «Об
утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20».
•
Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 № 678-р «Об
утверждении Концепции развития дополнительного образования детей
до 2030 г.»;
•
Национальный
проект «Образование» (утвержден
Президиумом
Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и
национальным проектам (протокол от 24.12.2018 г. № 16);
•
Целевая модель развития региональной системы дополнительного
образования детей (приказ Министерства просвещения РФ от 3
сентября 2019 г. № 467);
•
Методические
рекомендации
по
реализации
адаптированных
дополнительных общеобразовательных программ, способствующих
социально-психологической
реабилитации,
профессиональному
самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, с
учетом их особых образовательных потребностей.
•
Устав МБУ ДО ДДТ р.п. Башмаково;
•
Положение
о
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программе МБУ ДО ДДТ р.п. Башмаково.
Актуальность программы состоит в формировании социально –
активной личности для современного общества, в развитии гражданской
активности и волонтерской деятельности учащихся, ориентированной на
самоутверждение
и
самореализацию,
а
также
профессиональное
самоопределение молодежи.
Программа отвечает запросам родителей, так как новые жизненные
условия, в которые поставлены современные дети, выдвигают свои требования:
•
быть
мыслящими,
инициативными,
самостоятельными,
вырабатывать свои новые оригинальные решения;
•
быть ориентированными на лучшие конечные результаты.
4
Новизна
Обучение
по
данной
программе
представляет
собой
систему
взаимосвязанных творческих заданий, деловых игр и тренингов, обсуждений и
дискуссий
на
волнующие
и
интересные
темы,
в
процессе
которых
отрабатываются навыки руководства малым коллективом или группой, техники
ведения разговора, спора, умения упорядочить точки зрения, достигнуть
согласия и найти решения в группе. Для освоения материала учащимся
предлагается определенный учебный алгоритм, в рамках которого они
максимально самостоятельно выполняют поиск, систематизацию, анализ и
синтез информации
Программа даёт возможность развиваться
практической
деятельности.
Учащиеся
личности
приобретают
учащихся
в
конкретные
организаторские умения и навыки, необходимые для достижения контактности,
решения конфликтов и проблемных ситуаций.
Предметные области или виды деятельности, по которым
структурировано содержание программы
Содержание программы ориентировано на развитие личности учащихся и
их
практическую
деятельность.
Учащиеся
приобретают
конкретные
организаторские умения и навыки, лидерские качества и творческие
способности. Обучаясь по программе, учащиеся получают знания в военнопатриотическом, информационно-медийном направлениях, развивают свою
гражданскую активность.
Программа предоставляет возможность приобретать умения и навыки по
направлениям деятельности Российского движения детей и молодежи и
принимать участие в творческих конкурсах, семинарах, тематических слётах,
форумах, фестивалях, посещать детские оздоровительные лагеря, заниматься
добровольческой
деятельностью,
встречаться
с
интересными
людьми,
пробовать свои силы в журналистике.
5
Это дополнительная возможность в создании благоприятных условий для
развития и поддержки лидерских качеств активистов, районных и городских
детских
объединений,
организаций,
общественных
реализующих
организаций,
основные
образовательных
направления
деятельности
Общероссийского общественно-государственного движения детей и молодежи
в различных направлениях интеллектуальной, творческой и социально –
значимой деятельности.
Воспитательный потенциал программы
Программа «Быть в движении – быть первыми» считает своей задачей в
сфере воспитания развитие высоконравственной личности, разделяющей
традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и
умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного
общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины.
Становясь социально – педагогическим пространством, Российское
Движение детей и молодежи позволяет положительно влиять на саморазвитие и
самоопределение учащихся.
Деятельность РДДМ вписывается в воспитательную систему МБУДО
ДДТ р.п. Башмаково, способствует формированию лидерских качеств
учащихся, устойчивой мотивации к достижению социально – значимых целей
и является начальной ступенью демократии, истоком гражданственности,
развития социального творческого потенциала.
Педагогическая целесообразность заключается в том, что при ее
реализации создаются благоприятные условия для овладения основами
управленческой
деятельности
как
одним
из
эффективных
формирования
у учащихся
социального опыта, воспитания
нравственных
ценностей
социальной
и
активности,
средств
морально-
осознание
своего
лидерского потенциала.
Реализация программы пробуждает интерес к изучению истории своей
страны, современным тенденциям детского и молодёжного движения.
Патриотическое и гражданское воспитание – главные приоритеты государства,
6
как и ориентация на здоровый образ жизни, занятие физкультурой и спортом,
интеллектуальное и личностное развитие, осознанный выбор будущей
профессии.
Цель и задачи программы
Цель
программы
–
развитие
личностных
качеств
учащихся
посредством приобретения опыта социально – значимой деятельности.
Задачи:
Обучающие:
• расширить кругозор учащихся по истории детских общественных
движений, в том числе и Российского движения детей и молодежи;
• познакомить с нормативно – правовой базой, уставом и конвенцией ООН.
Развивающие:
• содействовать развитию социальной активности;
• сформировать у учащихся основы коммуникативной компетентностей;
• способствовать раскрытию индивидуальных личностных качеств
учащихся.
Воспитательные:
• воспитать личностные качества и организаторские способности;
• воспитать гражданскую активность;
• воспитать стремление к самостоятельному приобретению знаний и
умений.
Адресат программы
Характерные особенности возраста с 8 до 16 лет:
• учащиеся очень активны, настойчивы и инициативны;
• отличаются большой жизнерадостностью, постоянным стремлением к
активной практической деятельности;
• любят коллективные игры, особенно захватывают игры, содержащие
тайну приключения, поиск;
7
• у учащихся происходит расцвет творческих способностей;
• способны сознательно добиваться поставленной цели, готовы к сложной
деятельности.
Форма обучения – очная
Объем программы - 144 часа
Режим занятий
Программа рассчитана на 1 год обучения. Занятия в течение
учебного года проводятся 2 раза в неделю, по 2 часа. Структура
программы
предусматривает
комплексное
обучение
по
основным
направлениям образовательной программы.
Количественный состав объединения составляет–15 человек.
Академический час длится 45 минут, перерыв между занятиями 10
минут.
Особенности организации образовательного процесса
Реализация программы рассчитана на 1 год и включает в себя 1
уровень освоения предлагаемых умений и навыков: ознакомительный.
Программа включает как коллективную, так и индивидуальную работу.
Ознакомительный уровень нацелен на выявление уже имеющихся
лидерских качеств
молодежи.
и на изучение основ Российского движения детей и
Он предполагает использование и реализацию таких форм
образовательного процесса, которые допускают освоение специализированных
знаний, организации ученического самоуправления, социально-значимой
деятельности,
информационно-медийного
пространства
и
военно-
патриотической деятельности, что гарантированно обеспечивает формирование
целостной картины о деятельности РДДМ.
Планируемые результаты
Учащиеся должны знать:
8
Предметные:
• основы детского самоуправления;
• методику организации проведения мероприятий;
• технологию проведения игр;
• основы журналистского мастерства;
• типы волонтёрства.
Учащиеся должны уметь:
• разбираться в направлениях деятельности детских общественных
организаций;
• владеть навыками публичного выступления;
• работать в команде;
• работать с разными источниками информации;
• развивать навыки управления эмоциями, самооценки.
Метапредметные:
•
уметь самостоятельно определять цель работы;
•
уметь использовать различные ресурсы для достижения цели;
•
уметь сравнивать, анализировать, выделять главное,
обобщать ;
•
уметь вести диалог, распределять функции и роли
в процессе выполнения коллективной творческой
работы;
•
уметь планировать и осуществлять учебные действия в
соответствии с поставленной задачей;
•
владеть навыками познавательной, проектной деятельности
•
уметь работать в паре и группе.
Личностные:
•
уметь взаимодействовать с окружающими людьми;
•
уметь ориентироваться в нестандартных ситуациях;
•
проявлять силу воли, упорства в достижении цели;
9
•
проявлять активность, готовность к выдвижению идей, понимать
ценность здоровья.
Формы подведения итогов реализации программы
Отслеживание перечисленных результатов осуществляется в
виде текущего контроля.
Методы диагностики: наблюдение, анкетирование и тестирование.
Система контроля и оценки детских достижений дает возможность
педагогу проследить динамику развития каждого и выявить наиболее
одаренных. Контроль за результатами обучения, как и сам процесс обучения,
должен
быть
непрерывным,
разнообразным,
дифференцированным
и
индивидуальным.
Способы определения результативности
Способами фиксации результатов обучения и формами
подведения итогов реализации данной программы являются:
• проведение диагностики учащихся на основе результатов
слетов, мероприятий, конкурсов;
• самооценка и коллективная оценка качеств выполненной
работы;
• педагогическое наблюдение;
• викторины, игры, конкурсы по вопросам теории и практики;
• отчеты по информационно – медийному направлению.
Оценка результатов освоения учащимися программного материала
По ходу реализации программы, после прохождения учащимися
каждой темы используются контрольно – оценочные средства, которые
призваны определить готовность учащегося к выполнению определенного вида
10
деятельности.
Мониторинг
результатов
образовательной
деятельности
учащихся реализуется посредством тестирования.
Оценочные материалы
Диагностические
методики
позволяющие
распознать
лидерские
качества и способности содержат тесты, анкеты и тренинговые задания:
•
Анкета «РДДМ – это…»
•
Тренинги и упражнения на выявление и развитие
лидерских качеств
•
Тест “Лидер ли я?”
•
Тест «Я – лидер»
•
Игры-упражнения на выявление лидеров и сотрудничество
Учебный план
№
п/п
Название разделов
1.
Вводное занятие.
2.
Палитра дел РДДМ.
3.
Дни единых действий.
4.
Итоговое занятие.
Количество часов
Теория
Практика
2
2
Всего
4
Итого:
4
2
2
132
56
76
4
2
2
144
62
82
Учебно-тематический план
№ Название темы
Всего
Теория
часов
1.
Тема 1.Вводное
занятие.
4
2
Практи
Форма
ка
контроля
2
Тест
«РДДМэто…..»
11
2.
Тема 2. Палитра дел
4
2
2
РДДМ.
Презентаци
я
творческой
работы.
3.
Тема 3. Дни единых
4
2
2
действий. День
Наблюдени
е.
пожилого человека.
4.
5.
Тема 4. Дни единых
4
2
2
Фотовыстав
действий.
ка
Экологический
«Эковзгляд
калейдоскоп.
».
Тема 5. Дни единых
действий.
4
2
2
День
Презентаци
я
«Учителями
учителя.
славится
Россия...»
6.
7.
Тема 6. Дни единых 4
2
2
Фотовыстав
действий. День отца в
ка
России.
папа»
Тема 7. Дни единых 4
действий.
2
2
День
«Супер
Акция «Мы
вместе»
народного единства.
8.
Тема 8. Дни единых 4
действий.
2
2
Всемирный
«Я
день ребенка.
9.
Тема 9. Дни единых 4
Презентация
имею
право!»
2
2
Соревнован
12
действий. Мы за ЗОЖ.
ие
«Стартиней
джер»
10.
Тема 10. Дни единых 4
действий.
2
2
Презентаци
я
«Мама
милая моя»
.
2
2
Наблюдени
День
матери.
11.
Тема 11. Дни единых 4
действий.
День
е
неизвестного солдата.
12.
13.
Тема 12. Дни единых 4
2
2
Фотовыстав
действий. День героев
ка
Отечества.
войны»
Тема 13. Дни единых
4
2
2
«Герои
Презентаци
действий. День
я
Конституции РФ.
права
«Мои
и
обязанности
».
14.
Тема 14. Дни единых 4
2
2
Выставка
действий. Новый год –
творческих
веселый праздник.
работ
«Новогодни
й
калейдоско
п»».
15.
Тема 15. Дни единых
4
2
2
Спортивные
13
действий. Зимние
соревнован
спортивные игры.
ия «Зимние
забавы».
16.
Тема 16. Дни единых
4
2
2
Акция
действий. День
«Блокадный
воинской славы
хлеб».
России. День снятия
блокады города
Ленинграда.
17.
Тема 17. Дни единых 4
действий.
2
2
День
Выставка
«Мои
изобретения
российской науки.
».
18.
Тема 18. Дни единых 4
действий.
2
2
День
Фотовыстав
ка
Защитников
«Герои
среди нас».
Отечества.
19.
Тема 19. Дни единых 6
действий.
2
4
Презентаци
я
День
«ТВ
детского телевидения
вчера,
и радиовещания.
сегодня,
завтра».
20.
Тема 20. Дни единых 6
2
4
Фотоконкур
действий.
с «Мама -
Международный
мой ангел».
женский день.
21.
Тема 21. Дни единых 6
2
4
Показ
14
действий. Всемирный
спектакля
день театра.
22.
Тема 22. Дни единых 6
2
4
Спортивное
действий. Всемирный
состязание
День здоровья.
«Веселые
старты»
23.
Тема 23. Дни единых 6
действий.
2
4
Презентаци
я
День
космонавтики.
«Путешеств
ие
в
космос»
24.
25.
Тема 24. Дни единых 6
2
4
Выставка
действий.
творческих
Международный День
работ «Эко-
Земли.
арт-объект»
Тема 25. Дни единых 6
2
4
Экологичес
действий. День весны
кая
и труда.
«Мир.
акция
Труд. Май»
26.
Тема 26. Дни единых
действий.
6
2
4
День
«Окна
Победы.
27.
Победы»
Тема 27. Дни единых
действий.
Акция
День
детских организаций.
6
2
4
Квест
«Времяперв
ых»
15
Тема 28. Дни единых 6
28.
действий.
2
4
День
Выставка
рисунков
«Пусть
защиты детей.
всегда
будет
солнце!»
Тема 29. Дни единых
29.
4
2
2
Экологичес
действий. Всемирный
кая
День
«Сохраним
охраны
окружающей среды.
акция
планету
вместе!».
Тема 30. Дни единых
30.
действий.
4
2
2
Проведение
акции
День
России.
«Окна
России».
31. Тема
31.
Итоговое
4
2
2
занятие.
Наблюдени
е
Итого
144
62
82
Содержание программы
Тема 1.Вводное занятие.
Теория. Российское движение детей и
молодежи. История создания
российского движения детей и молодежи (РДДМ). Символы и атрибуты РДДМ.
Направления деятельности.
Практика. Просмотр информационных видеороликов Российского
движения детей и молодежи. Викторина.
Контроль. Тест «РДДМ-это…..»
Тема 2. Палитра дел РДДМ.
16
Теория. Алгоритмы подготовки и проведения дел РДДМ.
Слагаемые успеха мероприятия. Формы проведения мероприятий.
Практика.
Мастерская
интересных
дел
РДДМ
(практикум
по
разработке мероприятия)
Контроль. Презентация творческой работы.
Теория 3. Дни единых действий. День пожилого человека.
Теория. История праздника. Кто такие ветераны. Тимуровское
движение.
Практика. Подготовка к акции «Доброе сердце». Изготовление
открыток, подарков, сувениров.
Контроль. Наблюдение.
Тема 4. Дни единых действий. Экологический
калейдоскоп.
Теория. Что такое экология? Заповедники страны. Красная книга
России .
Практика. Подготовка и проведение акции «Экодежурный по
стране».
Контроль. Фотовыставка «Эковзгляд».
Тема 5. Дни единых действий. День учителя.
Теория. История праздника. Учительские династии. Учителя
прославившие нашу страну. Ветераны педагогического труда.
Практика. Конкурс сочинений «Если бы я был учителем…» Игра
«Интересная перемена». Подготовка к проведению акции «Спасибо,
учитель!».
Контроль. Презентация «Учителями славится Россия...»
Тема 6. Дни единых действий. День отца в России.
Теория. История праздника.
17
Практика. Подготовка к Всероссийской акции, посвященной Дню
отца в России. Игра «Дерево пожеланий».
Контроль. Фотовыставка «Супер папа»
Тема 7. Дни единых действий. День народного
единства.
Теория. История праздника. Книжная выставка «День, который
нас объединяет!»
Практика. Подготовка к проведению акции «Мы вместе!»
Этнографический диктант. Конкурс рисунков «Моя родина Россия».
Контроль. Акция «Мы вместе!»
Тема 8. Дни единых действий. Всемирный день
ребенка.
Теория. Конвенция о правах ребенка. Права ребенка в семье.
Практика. Подготовка к проведению акции «Я имею право!»
Конкурс фотоколлажей «Улыбка ребенка».
Контроль. Презентация «Я имею право!»
Тема 9. Дни единых действий. Мы за ЗОЖ.
Теория. По дороге здоровья. Здоровье и безопасность - «Если
Вам угрожает опасность!».
Практика. Подготовка к проведению акции «Будь здоров!».
Выпуск листовок о мерах личной профилактики ОРВИ и гриппа.
Викторина «Азбука здоровья». Спортивно-оздоровительная игра «Папа,
мама, я – спортивная семья».
Контроль. Соревнование «Стартинейджер»
Тема 10. Дни единых действий. День матери.
Теория. История праздника.
«Материнское сердце согрею
любовью» — поэтический час.
18
Практика. Подготовка к проведению акции «Единственной на
свете». Создание видеопоздравления «Моей маме».
Контроль. Презентация «Мама милая моя» .
Тема 11. Дни единых действий. День неизвестного
солдата.
Теория. История праздника. Историко-литературная презентация
«Неизвестному солдату посвящается».
Практика.
Подготовка
к
проведению
акции
«Имя
твое
неизвестно, подвиг твой бессмертен». Возложение цветов к обелиску.
Контроль. Наблюдение.
Тема 12. Дни единых действий. День героев
Отечества.
Теория. История праздника. «Гордимся и помним. Улицы носят
их
имена». Поэтический час «Отечество славлю, которое есть…»
Практика. Подготовка к проведению акции «Имя героя». Спортивноинтеллектуальная игра «В единстве наша сила». Выпуск буклетов «Героиземляки».
Контроль. Фотовыставка «Герои войны»
Тема 13. Дни единых действий. День Конституции
РФ.
Теория. История праздника. Круглый стол «Быть гражданином».
Практика. Подготовка к проведению Всероссийской акции «Мыграждане России». Викторина «Основной закон жизни».
Контроль. Презентация «Мои права и обязанности».
Тема 14. Дни единых действий. Новый год –
веселый праздник.
19
Теория. История праздника. Новогодние традиции зарубежных
стран.
Практика. Подготовка к Всероссийской акции «Новогодние
окна». Конкурс новогодних украшений «Зимняя сказка».
Контроль. Выставка творческих работ «Новогодний калейдоскоп»».
Тема
15.
Дни
единых
действий.
Зимние
спортивные игры.
Теория. Зимние виды спорта. Просмотр видеоролика "Зимний
спорт".
Практика. Подготовка к проведению акции «Зимние забавы».
Культурно-спортивное мероприятие в рамках проведения Дня зимних
видов спорта.
Контроль. Спортивные соревнования «Зимние забавы».
Тема 16. Дни единых действий. День воинской
славы
России.
День
снятия
блокады
города
Ленинграда.
Теория.
История
памятного
дня.
Час памяти
«Непокорённый
Ленинград».
Практика. Подготовка к проведению акции «Блокадный хлеб».
Тематическая фотоэкспозиция «Блокадный Ленинград».
Контроль. Акция «Блокадный хлеб».
Тема 17. Дни единых действий. День российской
науки.
Теория. История и особенности праздника. Мини-конференция
«Мои
первые
проекты».
Книжная
выставка
«Наука.
Техника.
Изобретения».
20
Практика. Подготовка к проведению акции «Я познаю мир».
Первенство по запуску простейших бумажных моделей самолетов.
Контроль. Выставка «Мои изобретения».
Тема 18. Дни единых действий. День Защитников
Отечества.
Теория. История праздника. Викторина «Солдатская смекалка».
Практика.
Подготовка
к
проведению
акции
«Защитники
Отечества». Интеллектуально – познавательная игра «Богатырская
застава».
Контроль. Фотовыставка «Герои среди нас».
Тема 19. Дни единых действий. День детского
телевидения и радиовещания.
Теория. История и особенности праздника.
Игра «Создание
программы».
Практика. Подготовка к проведению акции «ТВ+». Викторина
«Отгадай мультфильм».
Контроль. Презентация «ТВ вчера, сегодня, завтра».
Тема 20. Дни единых действий. Международный
женский день.
Теория. История праздника.
Книжная выставка «Любимым
посвящается».
Практика. Подготовка к проведению акции «Самой любимой».
«Мама – главное слово в нашей судьбе» - конкурс рисунков.
Контроль. Фотоконкурс «Мама - мой ангел».
Тема 21. Дни единых действий. Всемирный день
театра.
21
Теория.
История
и
особенности
праздника.
Наглядная
информация «Значение театральной деятельности в жизни ребенка»
Практика. Подготовка к проведению Всероссийской акции «День
театра». Выставка рисунков «Сказочные герои».
Контроль. Показ спектакля.
Тема 22. Дни единых действий. Всемирный День
здоровья.
Теория. История праздника. Викторина ко всемирному дню
здоровья «Мы за здоровый образ жизни!»
Практика. Подготовка к проведению Всероссийской акции «Будь
здоров!».
Контроль. Спортивное состязание «Веселые старты».
Тема
23.
Дни
единых
действий.
День
космонавтики.
Теория.
История и особенности праздника. Выставка работ
детского творчества «Волшебный мир Космоса».
Практика. Подготовка к проведению Всероссийской акции «Мой
космос». Интерактивная игра "Космическое путешествие".
Контроль. Презентация «Путешествие в космос».
Тема 24. Дни единых действий. Международный
День Земли.
Теория. История праздника. «Растения моей земли в Красной
книге».
Практика. Подготовка к проведению Всероссийской акции «Экоарт-объект». Экологический субботник «Зелёная весна».
Контроль. Выставка творческих работ «Эко-арт-объект»
22
Тема 25. Дни единых действий. День весны и
труда.
Теория. История и особенности праздника. Выставка книг и
репродукций «Человек и труд».
Практика.
Подготовка
к
проведению
акции
Выставки рисунков «Весна - прекрасная пора».
«Миру-мир».
Викторина «Мир
цветов».
Контроль. Экологическая акция «Мир. Труд. Май»
Тема 26. Дни единых действий. День Победы.
Теория. История праздника. Памятные даты Великой Победы на
карте нашей страны.
Практика. Подготовка к проведению акции «Окна Победы».
Выставка рисунков «Человек и война».
Контроль. Акция «Окна Победы».
Тема 27. Дни единых действий. День детских
организаций.
Теория. История и традиции праздника.
Практика. Подготовка к акции «Мы в движении!». Викторина
«Эстафета пионерских дел».
Контроль. Квест «Время первых».
Тема 28. Дни единых действий. День защиты
детей.
Теория. История праздника.
Игра «Подари улыбку другу»
(смайлики).
Практика.
Подготовка
к
проведению
акции
«Творческая
лаборатория». Конкурс рисунков «Мы дети солнца».
Контроль. Выставка рисунков «Пусть всегда будет солнце!»
23
Тема 29. Дни единых действий. Всемирный День
охраны окружающей среды.
Теория. История и особенности праздника. Экологический
час «Береги свою планету – ведь другой похожей нет».
Практика. Подготовка к проведению акции «Сохраним планету
вместе». Конкурс рисунков «Белая сказка родной земли».
Контроль. Экологическая акция «Сохраним планету вместе!».
Тема 30. Дни единых действий. День России.
Теория. История праздника. Музейный урок истории «Символы
государства Российского».
Практика. Познавательная игра «Русь, Россия, Родина моя…»
Контроль. Проведение акции «Окна России».
Тема 31. Итоговое занятие.
Теория. Подведение итогов работы.
Практика. Награждение активных учащихся.
Контроль. Наблюдение.
Организационно-педагогические
условия
реализации
программы
Наиболее успешные и практикуемые формы работы объединения:
Формы занятий:
• лекции, ролевые и деловые, игры
• круглые столы, «мозговой штурм»
• конкурсы, форумы, сбор актива
• акции, соревнования
Формы обучения:
24
•
коллективная
•
групповая
•
индивидуальная
Методы обучения:
•
словесный
•
практический
•
обучающий
•
поисковый
•
игровой
Методы стимулирования учебной деятельности:
• дидактические игры, занимательные вопросы и задания, игры,
викторины, конкурсы
• награждение и поздравления учащихся; благодарственные письма
родителям.
Материально-техническое обеспечение:
•
учебные помещения;
•
доступ в Интернет;
•
компьютер;
•
мультимедийный проектор;
•
звуковые колонки;
•
атрибутика и символика (форма, флаги, значки);
•
баннеры.
Информационное обеспечение:
•
интернет-страничка для общения и обмена информацией
•
материалы интернет - ресурсов
25
Кадровое обеспечение:
• педагоги
дополнительного
квалификационную
категорию,
образования,
опыт
имеющий
организационной
и
педагогической работы с детьми.
26
Список литературы для педагога
1. Арсеньева Т.Н.,. Загладина Х.Т,. Коршунов А.В,. Менников В.Е,
Методические рекомендации по направлению деятельности «Гражданская
активность» Москва, 2016г.).
2. Арсеньева Т.Н,.Зотова В.А,. Маслова Д.Д, Покровский Д.Е.,.Федорова
А.С.
Теоретико-практические
основания
развития
школьного
добровольческого движения. Методическое пособие.
3. Владимирова Т.Н., Мажура А.В., Михеев И.А., Курганкина Н.С.,
Покровский Д.Е., Шестов А.М., Толкачев А.А., Авдеенко Е.Р.; под общей
редакцией А.А.Крюковой Информационно-медийное направление. Учебнометодическое пособие. ; ФГБУ «Российский детско-юношеский центр»
,2018г.)
4. Гаврилина Ю.А., Маслова Д.Д, Покровский Д.Е., Шестов А.М., Баженова
А.К., Коренюгина Т.Ю., Ревина Е.В «Методические рекомендации для
педагогов
по
поднаправлению
деятельности
Российского
движения
школьников «Экология». Методическое пособие .ФГБУ«Российский детскоюношеский центр»,2018г.).
5. ЛевановаЕ.А., Лопатина И.А., Морозюк С.Н., Сахарова Т.Н., Попова
Смолик С.Ю., Пушкарева Т.В., Уманская Е.Г., Толкачев А.А.; под ред. Е.А.
Левановой, Методические рекомендации по направлению деятельности
«Личностное
развитие.
Популяризация
здорового
образа
жизни»:методическое пособие (2018г.).
6. Ревин И.А., Покровский Д.Е., Шестов А.М., Толкачев А.А.,Носиков Е.С.,
Ревина Е.В., Савенко В.Г., Червоная И.В.;ФГБУ«Российский детскоюношеский центр»,2018г.).Организация работы педагога с учащимися по
военно-патриотическому направлению деятельности: учебное пособие
7. Червоная И.В., Покровский Д.Е., Савельев Г.Н., Савенко В.Г., Ревин И.А.,
Ревина Е.В Организация работы педагога по направлению деятельности
«Личностное развитие». Методическое пособие. (; ФГБУ
8. «Российский детско-юношеский центр»,2018г.).
27
9. Червоная И.В., Толкачев А.А., Парамонова М.Ю., Толкачева Д.Г.,
Авдулова Т.П., Зверева О.Л., Кротова Т.В., Духавнева А.В., Ревина Е.В.;
ФГБУ Вовлечение родителей в деятельность Российского движения
школьников.
Методическое
пособие.
(«Российский
детско-юношеский
центр»,2018г.).
28
Список литературы для учащихся
1. Арсентьев, Е.А. Молодёжные организации современной России /Е.А.
Арсентьев //Преподаваниеисториившколе.-2005. -№7. -С.16-24.
2. Волонтерство
в
России:
говорят
цифры.
Информационно-
аналитический бюллетень о развитии гражданского общества и
некоммерческого сектора в РФ/июнь№1,2014.
3. Детское движение. Словарь-справочник. составители и редакторы:
Т.В. Трухачева, А.Г.Кирпичник -М.-2005. -544с.
4. Информационно-справочные материалы (документы международной
молодежной политики, описание европейских молодежных программ),
М.: Фонд содействия развитию международного сотрудничества, 2009,104 с.
5. Касс,П. Успех. Лидер. Действие /Интеллектуальнаялитература,2010.
6. Ковтун А.В. Сборник лучших практик развития волонтёрского
движения субъектов Российской Федерации / А. В. Ковтун, А. А.
Соколов. Под ред. Т. Н. Арсеньевой. – М. :АВЦ,2016.– 93с.
7. Луков
В.А.
Учебное
пособие
«Социальное
проектирование».-М.-
МГУ.2007.
8. Просветов Г.И.Управление проектами: задачи и решения: учебнопрактическое пособие.-М .:Изд-во «Альфа-Пресс»: , 2008.- 200 с.
9. Ребрик С. Презентация:10 уроков.-М.,2006.
10. Романова М.В. Управление проектами: учебное пособие.-М.:ИД
«ФОРУМ»: ИНФРА,2009. -256 с.
11. Светлов
Н.М.,
Светлова
Г.Н.
Информационные
технологии
управления проектами: Учебное пособие. -М.- ФГОУВПОРГАУМСХАим.К.А.Тимирязева-2007.-144с.
12.Фадеева Е.И.Тайны имиджа.—М.,2002.
13.Фадеева Е.И.Лабиринты общения. —М.,2003.
29
14.Фадеева Е.И., Ясюкевич М.В. Выбирая профессию, выбираем образ
жизни.М.,2004.
30
Словарь терминов
Волонтерство – это деятельность, совершаемая добровольно на благо
общества или отдельных социальных групп, без расчета на вознаграждение.
Волонтер. (лат. voluntarius – воля, желания; англ. voluntary –
добровольный,
доброволец, идти добровольно) – это физическое лицо, человек,
который
по
собственному
желанию
помогает
людям,
осуществляет
неприбыльную
и мотивированную деятельность, имеющую общественно полезный
характер.
Игровая педагогическая технология – совокупность психолого –
педагогических методов, способов приемов обучения, воспитательных
средств. Принцип активности ребенка в процессе обучения был и
остается
одним из основных в дидактике.
Креативность - это способность
к
преодолению
шаблонного
мышления,
умение обойти когнитивные и поведенческие стереотипы, способность
решать
задачи нестандартным способом.
Лидер (от англ. leader — ведущий, первый, идущий впереди)- лицо в
какой-либо группе, организации, команде, пользующееся большим,
признанным авторитетом.
31
Тренинг (англ. training от train — обучать, воспитывать) — метод
активного
обучения, направленный на развитие знаний, умений и навыков и
социальных
установок, форма интерактивного обучения, целью которого является
развитие
компетентности
межличностного
и
профессионального
поведения
в общении.
Приложение
Анкета «РДДМ-это….»
• Кто подписал Указ о создании общероссийской детско-юношеской организации
«Российское
движение
детей
и
молодежи?_____________________________________________
• В каком году был подписан данный Указ?________________
• В
каком
году
состоялся
первый
съезд
РДДМ?_______________________________________________
• Сколько цветов на эмблеме РДДМ?
• Что
означает
базовый
символ
РДДМ_______________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________
• Назовите
направления
деятельности
РДДМ_______________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
_________
• С
какого
возраста
школьник
может
стать
участником
РДДМ?
_____________________________________________________
32
• Как
стать
участником
РДДМ?______________________________________________________________
_______________________________________
• Кто
из
известных
композиторов
написал
песню-гимн
РДДМ?________________________________________________
Тренинги и упражнения на выявление и развитие
лидерских качеств
Тест “Лидер ли я?”
Инструкция к тесту: “Внимательно прочтите каждое из десяти
суждений и выберите наиболее подходящий для вас ответ в буквенной
форме. Работая с опросником, помните, что нет ни плохих, ни хороших
ответов. Немаловажным фактором является и то, что в своих ответах надо
стремиться к объективности и записывать тот ответ, который первым
приходит в голов”.
Тестовый материал
1. Что для вас важнее в игре?
А) Победа.
Б) Развлечение.
2. Что вы предпочитаете в общем разговоре?
А) Проявлять инициативу, предлагать что-либо.
Б) Слушать и критиковать то, что предлагают другие.
3. Способны ли вы выдерживать критику, не ввязываться в частные
споры, не оправдываться?
А) Да.
33
Б) Нет.
4. Нравится ли вам, когда вас хвалят прилюдно?
А) Да.
Б) Нет.
5. Отстаиваете ли вы свое мнение, если обстоятельства (мнение
большинства) против вас?
А) Да.
Б) Нет.
6. В компании, в общем деле вы всегда выступаете заводилой,
придумываете что-либо такое, что интересно другим?
А) Да.
Б) Нет
7. Умете ли вы скрывать свое настроение от окружающих?
А) Да.
Б) Нет.
8. Всегда ли вы немедленно и безропотно делаете то, что вам говорят
старшие?
А) Нет.
Б) Да.
9. Удается ли вам в разговоре, дискуссии, убедить, привлечь на свою
сторону тех, кто раньше был с вами не согласен?
А) Да.
Б) Нет.
10. Нравится ли вам учить (поучать, воспитывать, обучать, давать
советы) других?
А) Да.
Б) Нет.
Обработка и интерпретация результатов теста:
Подсчитать общее количество “А” и “B” ответов.
Высокий уровень лидерства - А = 7-10 баллов.
Средний уровень лидерства - А = 4-6 баллов.
34
Низкий уровень лидерства - А = 1-3 балла.
Преобладание ответов “B” свидетельствует об очень низком или
деструктивном лидерстве.
Тест «Я – лидер»
Инструкция к этому тесту будет такова: «Если ты полностью согласен с
приведённым утверждением, то в клеточку с соответствующим номером
поставь цифру «4»; если скорее согласен, чем не согласен – цифру «3»; если
трудно сказать – «2»; скорее не согласен, чем согласен – «1»; полностью не
согласен – «0».
Вопросы к тесту «Я – лидер»
1. Не теряюсь и не сдаюсь в трудных ситуациях.
2. Мои действия направлены на достижения понятной мне цели.
3. Я знаю, как преодолевать трудности.
4. Люблю искать и пробовать новое.
5. Я легко могу убедить в чём-то моих товарищей.
6. Я знаю, как вовлечь моих товарищей в общее дело.
7. Мне нетрудно добиться того, чтобы все хорошо работали.
8. Все знакомые относятся ко мне хорошо.
9. Я умею распределять свои силы в учёбе и труде.
10. Я могу чётко ответить на вопрос, чего хочу от жизни.
11. Я хорошо планирую своё время и работу.
12.Я легко увлекаюсь новым делом.
13. Мне легко установить нормальные отношения с товарищами.
14. Организуя товарищей, стараюсь заинтересовать их.
35
15. Ни один человек не является для меня загадкой.
16. Считаю важным, чтобы те, кого я организую, были дружными.
17. Если у меня плохое настроение, я могу не показывать это
окружающим.
18.Для меня важно достижение цели.
19. Я регулярно оцениваю свою работу и свои успехи.
20. Я готов рисковать, чтобы испытать новое.
21. Первое впечатление, которое я произвожу, обычно хорошее.
22. У меня всегда всё получается.
23.Хорошо чувствую настроение своих товарищей.
24. Я умею поднимать настроение в труппе своих товарищей.
25. Я могу заставить себя утром делать зарядку, даже если мне этого не
хочется.
26. Я обычно достигаю того, к чему стремлюсь.
27. Не существует проблемы, которую я не могу решить.
28. Принимая решение, перебираю различные варианты.
29. Я умею заставить любого человека делать то, что считаю нужным.
30. Я умею правильно подобрать людей для организации какого-либо
дела.
31.В отношении с людьми я достигаю взаимопонимания.
32. Стремлюсь к тому, чтобы меня понимали.
33. Если в работе у меня встречаются трудности, то я не опускаю руки.
34. Я никогда не поступал так, как другие.
35. Я стремлюсь решить все проблемы поэтапно, не сразу.
36. Я никогда не поступал так, как другие
37. Нет человека, который устоял бы перед моим обаянием.
38. При организации дел я учитываю мнение товарищей.
39. Я нахожу выход в сложных ситуациях.
40. Считаю, что товарищи, делая общее дело, должны доверять друг
другу.
41. Никто и никогда не испортит мне настроение.
36
42. Я представляю, как завоевать авторитет среди людей.
43. Решая проблемы, использую опыт других.
44. Мне неинтересно заниматься однообразным, рутинным делом.
45. Мои идеи охотно воспринимаются моими товарищами.
46. Я умею контролировать работу моих товарищей.
47. Умею находить общий язык с людьми.
48 .Мне легко удаётся сплотить моих товарищей вокруг какого-либо
дела.
После
заполнения
карточки
ответов
необходимо
подсчитать
количество очков в каждом столбце (не учитывая баллы, поставленные за
вопросы 8, 15, 22, 29, 34, 36, 41). Эта сумма определяет развитость лидерских
качеств:
А – умение управлять собой;
Б – осознание цели (знаю, чего хочу);
В – умение решать проблемы;
Г – наличие творческого подхода;
Д – влияние на окружающих;
Е – знание правил организаторской работы;
Ж – Организаторские способности;
З – умение работать с группой.
Если сумма в столбце меньше 10, то качество развито слабо, и надо
работать над его совершенствованием, если больше 10, то это качество
развито средне или сильно.
Но прежде, чем сделать заключение о том, лидер ли подросток,
обратите внимание на баллы, выставленные при ответах на вопросы 8, 15, 22,
27, 29, 34, 36, 41. Если на каждый из них поставлено более 1 балла, мы
считаем, что ребенок был неискренним в самооценке.
37
Круг и я
• Цели:
• дать возможность участникам тренинга проявить лидерские качества;
• обучить умению распознать характер ситуации, действовать адекватно
существующим условиям;
• поупражняться в способности убеждать как в навыке, необходимом для
лидера;
• изучить влияние соперничества на групповое взаимодействие.
• Размер группы: оптимальное количество участников 8-15 человек.
• Ресурсы: не требуются. Упражнение можно проводить и в помещении,
и на открытой площадке.
• Время: 20 минут.
• Ход упражнения:
• Для этого упражнения потребуется смельчак-доброволец, готовый
первым вступить в игру. Участники образуют тесный круг, который
будет всячески препятствовать попаданию в него нашего доблестного
героя. Ему дается всего три минуты, чтобы силой убеждения
(уговорами,
угрозами,
обещаниями),
ловкостью
(пронырнуть,
38
проскользнуть, прорваться, в конце концов), хитростью (посулы,
комплименты),
искренностью
убедить
круг
и
отдельных
его
представителей впустить его в центр.
• Наш герой отходит от круга на два-три метра. Все участники стоят к
нему спинами, сжавшись в тесный и сплоченный круг, взявшись за
руки…
• Начали!
• Спасибо за смелость. Кто следующий готов померяться с кругом
интеллектуальными и физическими силами? На старт. Начали!
• Завершение
• В конце упражнения обязательно обсуждаем стратегию поведения
игроков. Как они вели себя здесь, а как - в обычных житейских
условиях? Есть ли разница между смоделированным и реальным
поведением? Если да, то почему?
• А теперь снова вернемся к упражнению, немного изменив задачу.
Каждый, кто решится сыграть против круга, обязан будет избрать и
продемонстрировать абсолютно не свойственную ему стратегию
поведения. Мы ведь в театре, вот и потребуется стеснительному
сыграть роль самоуверенного, даже нагловатого, гордому - "бить на
жалость", а тому, кто привык к агрессивному поведению, убеждать
круг тихо и абсолютно интеллигентно. Попытайтесь максимально
вжиться в новую роль.
• Завершение: обсуждение упражнения.
• Легко ли играть по чужому сценарию? Что дает нам вхождение в роль,
в поведенческий стереотип другого человека? Что нового я открыл в
себе, в товарищах?
Без командира
Цели:
• изучить сотрудничество как альтернативу конфликту в групповой
деятельности;
39
• изучить преимущества и недостатки коллективной ответственности;
• развить умение и готовность принимать ответственность на себя,
отработать умения продуктивно действовать в недирективной среде в
условиях неопределенности.
Размер группы: оптимальный - до 20 человек.
Время: около 20 минут.
Ход игры
Нередко нам приходится встречаться с людьми, которые, кажется,
только
того
и
ждут,
чтобы
ими
руководили.
Их
кто-то
обязан
организовывать, направлять, так как проявить собственную инициативу (и
затем отвечать за свои решения и поступки) люди подобного типа боятся.
Есть и другой тип - неуемные лидеры. Эти всегда знают, кто и что
должен сделать. Без их вмешательства и заботы мир непременно погибнет!
Понятно, что и мы с вами принадлежим либо к ведомым, либо к лидерам,
либо к какой-то смешанной - между тем и другим типом - группе.
В задании, которое вы попробуете сейчас выполнить, тяжело придется
и явным активистам, и крайним пассивистам, потому что никто и никем не
будет руководить. Абсолютно! Весь смысл упражнения в том, что при
выполнении той или иной задачи каждый из участников сможет
рассчитывать исключительно на свою смекалку, инициативу, на свои силы.
Успех каждого станет залогом общего успеха.
Итак, с этой минуты каждый отвечает только за себя! Слушаем задания
и пытаемся как можно лучше справиться с ними. Любой контакт между
участниками запрещен: ни разговоров, ни знаков, ни хватания за руки, ни
возмущенного шипения - ничего! Работаем молча, максимум - взгляд в
сторону партнеров: учимся понимать друг друга на телепатическом уровне!
— Прошу группу построиться в круг! Каждый слышит задание,
анализирует его и пытается решить, что ему лично предстоит сделать, чтобы
в итоге группа максимально быстро и точно встала в круг.
Очень хорошо! Вы обратили внимание, что у некоторых прямо руки
чесались, так хотелось кем-нибудь поуправлять. А немалая часть из вас
40
стояла в полной растерянности, не зная, что предпринять и с чего начать.
Продолжим тренировать личную ответственность.
Выстройтесь, пожалуйста:
•
в колонну по росту;
•
два круга;
•
треугольник;
•
шеренгу, в которой все участники выстраиваются по росту;
•
живую скульптуру "Звезда", "Медуза", "Черепаха …
Завершение: обсуждение игры.
Кто из вас лидер по натуре?
Легко ли было отказаться от руководящего стиля поведения?
Что вы чувствовали? Успокоил ли вас очевидный успех группы в
попытках
самоорганизации?
Теперь
вы
больше
надеетесь
на
товарищей, не так ли? Не забудьте, что и каждый из вас внес лепту в
общую победу!
Каковы были ощущения людей, которые привыкли быть ведомыми?
Тяжело остаться вдруг без чьих бы то ни было оценок, советов,
указаний?
Как вы понимали, верны ваши действия или ошибочны? Понравилось
ли отвечать за себя и самостоятельно принимать решения?
Стили лидерства
Цели:
•
освоить активный стиль общения и развить в группе отношения
партнерства;
•
потренироваться в определении четких признаков лидерского
поведения, осознании лидерских качеств;
•
попрактиковаться в совместной работе над групповой задачей,
анализируя влияние на результат разнообразных стилей руководства;
•
продемонстрировать на практике различия, присущие подходу
различных типов лидеров к решению задачи и исполнению своих
41
лидерских функций, а также влиянию позиции лидера на результат
групповой деятельности.
Размер группы: до 25 человек.
Ход игры
Во-первых,
просим
участников
тренинга
сесть
поудобнее,
сосредоточиться и представить себе, как бы они продолжили предложение
"Когда я думаю о лидере, то я представляю себе…". Кого рисует память? Чья
личность приходит на ум? Давайте обменяемся результатами: расскажем
товарищам о лидерах, образы которых мы представили себе. Каковы
наиболее яркие черты этих личностей?
Кто такой лидер? Считаете ли вы правильным следующее определение:
"Лидер – тот, кто стоит во главе группы, кто определяет основные
направления ее деятельности и влияет на поведение ее членов"? Что бы вы
могли добавить/изменить в предложенной формулировке?
Различают лидеров формальных и неформальных. Кто он, ваш лидер?
Лидеры могут быть двух типов: деловой лидер (побуждает группу
работать ради достижения целей) и социо – эмоциональный (в совместной
деятельности озабочен тем, как при решении групповой задачи учитываются
личные и общественные потребности членов команды). К какому из двух
(или - к смешанному) типов относится личность, загаданная вами?
Каков стиль лидерства у личностей, о которых вы рассказали, демократический, авторитарный, попустительский?
Второй этап
Делим группу на три подгруппы, в каждой просим выбрать одного
представителя на роль руководителя группы. После того как выборы
завершены, соглашаемся с кандидатом первой подгруппы и определяем для
него роль лидера, работающего в демократическом стиле. Соглашаемся
также с кандидатурой лидера второй группы. У него стиль лидерства
определяем как попустительский. А решение третьей подгруппы не
утверждаем. Тренер сам назначает подгруппе лидера-автократа, склонного к
авторитарному, диктаторскому стилю руководства.
42
Затем объявляем групповое задание (одинаковое для всех группучастниц): связать как можно более длинную цепочку из шнурков от обуви
участников подгруппы. На эту работу группам дается пять минут.
Завершение
Прежде всего проверяем, какая группа лучше других справилась с
задачей, какая - на втором, а какая – на третьем месте?
Обсуждаем
ход
игры.
Как
группа
реагировала
на
демократического/попустительствующего/авторитарного лидера?
Как и в чем проявлялась роль лидера подгруппы? Какой тип и стиль
лидерства предпочтительнее, на ваш взгляд? Роли:
•
капитана корабля, терпящего крушение в океане?
•
лидера студенческой тусовки в ходе подготовки к фестивалю?
•
директора школы, поставленного в кризисную ситуацию из-за
текучести кадров?
•
учителя в ходе экспериментов, связанных с электроприборами?
•
руководителя литературной студии при отборе и обсуждении
рассказов, которые войдут в следующий выпуск альманаха?
На чем основывался ваш выбор в каждом конкретном случае?
Большая семейная фотография.
Предлагается, чтобы ребята представили, что они все – большая семья
и нужно всем вместе сфотографироваться для семейного альбома.
Нео6ходимо выбрать «фотографа». Он должен расположить всю семью для
фотографирования. Первым из семьи выбирается «дедушка». Он тоже может
участвовать в расстановке членов «семьи». Больше никаких установок детям
не дается, они должны сами решить, кому кем быть и где стоять. Педагог
может только наблюдать за этой занимательной картиной. Роль «фотографа»
и «дедушек» обычно берутся исполнять стремящиеся к лидерству ребята.
Однако, не исключены элементы руководства и других «членов семьи».
Взрослым будет очень интересно понаблюдать за распределением ролей,
активностью-пассивностью в выборе месторасположения.
43
Эта игра может открыть педагогу-организатору новых лидеров и
раскрыть систему симпатий-антипатий в группах. После распределения
ролей и расстановки «членов семьи» «фотограф» считает до трех. На счет
«три!» все дружно и очень громко кричат слово «сыр» и делают
одновременный хлопок в ладоши.
Начали!
Ребята делятся на две-три равные по количеству участников команды.
Каждая команда выбирает себе название. Ведущий предлагает условия:
«Сейчас команды будут выполнять задания после того, как я скомандую
«Начали!». Выигравшей будет считаться та команда, которая быстрее и
точнее выполнит задание». Таким образом создается дух соревнования,
который является весьма немаловажным для ребят.
Итак, первое задание. Сейчас каждая команда должна сказать хором
какое-нибудь одно слово. «Начали!»
Для того, чтобы выполнить это задание, необходимо всем членам
команды как-то договориться. Именно эти функции берет на себя человек,
стремящийся к лидерству.
Второе задание. Здесь необходимо, чтобы ни о чем не договариваясь,
быстро встали полкоманды. «Начали!» Интерпретация этой игры сходна с
интерпретацией игры «Карабас»: встают самые активные члены группы,
включая лидера.
Третье задание. Сейчас все команды летят на космическом корабле на
Марс, но для того, чтобы полететь, нам нужно как можно быстрее
организовать экипажи. В экипаж входят: капитан, штурман, пассажиры и
«заяц». «Итак, кто быстрее?!» Обычно, функции организатора опять же берет
на себя лидер, но распределение ролей часто происходит таким образом, что
лидер выбирает себе роль «зайца». Это можно объяснить его желанием
передать ответственность командира на плечи кого-нибудь другого.
Задание четвертое. Мы прилетели на Марс и нам нужно как-то
разместиться в марсианской гостинице, а в ней только трехместный номер,
44
два двухместных номера и один одноместный. Вам необходимо как можно
быстрее распределиться, кто в каком номере будет жить. «Начали!» Проведя
эту игру, вы можете увидеть наличие и состав микрогрупп в вашем
коллективе. Одноместные номера обычно достаются либо скрытым, не
выявленным лидерам, либо «отверженным». Предложенное количество
номеров и комнат в них составлено для команды, состоящей из 8 участников.
Если и команде больше или меньше участников, то составьте количество
номеров и комнат сами, но с тем условием, чтобы были трехместные,
двухместные и один одноместный. Эта методика даст вам довольно-таки
полную систему лидерства в коллективе. Закончить ее можно какой-нибудь
игрой на сплочение коллектива.
Карабас
Для проведения игры детей рассаживают в круг, вместе с ними садится
педагог, который предлагает условия игры: «Ребята, вы все знаете сказку о
Буратино и помните бородатого Карабаса-Барабаса, у которого был театр.
Теперь все вы – куклы. Я произнесу слово «КА-РА-БАС» и покажу на
вытянутых руках какое-то количество пальцев. А вы должны будете, не
договариваясь, встать со стульев, причем столько человек, сколько я покажу
пальцев. Эта игра развивает внимание и быстроту реакции».
В этом игровом тесте необходимо участие двух руководителей. Задача
одного – проводить игру, второго – внимательно наблюдать за поведением
ре6ят. Чаще всего встают более общительные, стремящиеся к лидерству
ребята. Те, кто встают позже, под конец игры, менее решительные. Есть и
такие, которые сначала встают, а затем садятся. Они составляют группу
«счастливых». Безынициативной является та группа, которая не встает
вообще.
Рекомендуется повторить игру 4 – 5 раз.
45
Лучики солнышка
Цель: Релаксация, выравнивание эмоционального фона.
Инструкция: Детям предлагается построить длинный узкий коридор
парами. Ведущий становится солнышком. Дети превращаются в лучики: они
вытягивают руки вперед, а один из участников проходит внутри ряда с
закрытыми глазами по направлению к ведущему. Дети – лучики ласкают,
гладят его руками. Ведущий все время тихо повторяет участникам,
настраивая их на дружелюбный лад: «Мы ласковые, теплые, добрые лучики».
Когда ребенок доходит до солнышка, оно его обнимает и ребенок сам
становится солнышком.
ИГРЫ – УПРАЖНЕНИЯ
НА ВЫЯВЛЕНИЕ ЛИДЕРОВ, НА СОТРУДНИЧЕСТВО
«Направление»
Участники группы становятся в шеренгу, повернувшись лицом в одну
сторону. По сигналу ведущего участники должны повернуться на 90°. Задача
– всем повернуться лицом в одну сторону и постараться сделать это как
можно быстрее. Выполнять задание следует молча, не переговариваясь друг с
другом.
Ведущий прекращает давать команды, когда все участники группы
будут стоять лицом в одну сторону. Упражнение
сплачивает группу, повышает настроение, снижает напряженность,
ликвидирует скованность, выявляет лидеров, кроме того, дает опыт участия
в совместной деятельности, в ходе которой члены группы должны
«договориться», прийти к общему решению.
Вопросы: «Что помогло группе справиться с поставленной задачей?»,
«Что мешало выполнить задачу быстрее?», «Что могло бы помочь?» и т. д.
46
дают возможность выявить моменты в поведении, имеющие значение в
ситуации, когда выявляется необходимость ориентироваться друг на друга,
согласовывать свои действия с действиями других, вникать в логику, в
позицию других.
«Пальцы»
Данное упражнение является вариантом предыдущей игры, но
участники не встают, а «выбрасывают» необходимое количество пальцев
(считается сумма пальцев всей группы).
Упражнение намного сложнее предыдущего. Оно может проходить поразному. Иногда требуется до 30 повторений. В любом случае, упражнение
даёт богатый материал для обсуждения, которое' можно использовать в ходе
тренинга, а также в социально-психологических практикумах.
«Разговор через стекло»
Упражнение выполняется в парах, либо когда участники сидят в общем
кругу, выбрав партнера для переговоров напротив. Задача участников —
договориться о чем-либо с помощью жестов. При работе в общем кругу от
участников потребуется не только умение общаться с помощью жестов, но и
концентрировать внимание только на своем партнере. Анализу по итогам
игры подвергаются способы передачи необходимой информации, приемы
привлечения
внимания
собеседника,
а
также
факторы,
мешающие
пониманию невербального языка.
«Вот он, я»
Каждому участнику дается 3 – 5 минут на то, чтобы обратить на себя
внимание группы. Сложность состоит в том, что участники должны
выполнять это задание все одновременно.
Упражнение проходит оживленно. По истечении установленного
времени проводится опрос участников на предмет «кого они заметили за эти
3 – 5 минут групповой работы». Затем анализируются методы и приемы,
47
которыми пользовались «замеченные» участники для привлечения к себе
внимания.
«Веревка»
Участники становятся в круг, держась обеими руками за общую
веревку, после чего веревку затягивают и завязывают так, чтобы участники
стояли плотно друг к другу. Ведущий просит закрыть глаза. Задание
участникам – образовать квадрат. Глаза можно открыть всем вместе только
после того, как группа решит, что квадрат получился. Тот, кто открыл глаза
раньше, выбывает из игры и может стать наблюдателем, который поможет
группе обсудить упражнение. Далее можно выстроить круг, равносторонний
треугольник, ромб, трапецию, многогранник, звезду и т. д.
48