программа Мир вокруг нас Рубцова 2024

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Мир вокруг нас»
 по содержанию является - естественнонаучной,
 по уровню освоения – базовой,
 по форме организации – очной, групповой,
 по степени авторства – модифицированной.

Программа разработана в соответствии с действующими нормативно
- правовыми документами:
 Федеральный Закон РФ от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в
РФ»;
 Федеральный Закон от 31 июля 2020 года № 304-ФЗ «О внесении

изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской
Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»;
 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении порядка организации и
осуществления

образовательной

деятельности

по

дополнительным

общеобразовательным программам»;
 "Санитарно-эпидемиологические

требования

к

организациям

воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи",
утвержденных постановлением Главного государственного санитарного
врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. N 28 «Об утверждении
санитарных правил СП 2.4.3648-20».
 Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 № 678-р «Об
утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до
2030 г.»;
 Национальный проект «Образование» (утвержден Президиумом
Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным
проектам (протокол от 24.12.2018 г. № 16);

 Целевая модель развития региональной системы дополнительного
образования детей (приказ Министерства просвещения РФ от 3 сентября
2019 г. № 467);
 Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих

программ

(включая

разноуровневые

программы)

(разработанные Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО «Московский
государственный педагогический университет», ФГАУ «Федеральный
институт развития образования», АНО ДПО «Открытое образование», 2015
г.) (Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 093242);
 Устав МБОУ ДО ДДТ р.п. Башмаково;
 «Положение

о

дополнительной

общеобразовательной

общеразвивающей программе МБОУ ДО ДДТ р.п. Башмаково.

Пояснительная записка
Актуальность
гармонично

развитой

программы:
личности,

заключается
способной

к

в

формировании

продуктивному

и

творческому труду. Программа способствует обеспечению активной
жизненной позиции учащихся в вопросах научного познания окружающей
среды.
Для детей:

1. Понимание окружающего мира: Для детей важно понимать, как
функционирует природа, какие виды живых существ существуют, и как
они взаимодействуют друг с другом. Это поможет им лучше
адаптироваться к окружающей среде.
2. Сохранение природы: Учить детей биологии и экологии может
способствовать более ответственному отношению к природе. Знание о
биоразнообразии и экосистемах может мотивировать детей заботиться
об окружающей среде.
3. Борьба с неверными представлениями: Программа может помочь
исправить неправильные представления и мифы о биологии, которые
могут возникнуть у детей из разных источников, включая интернет и
социальные сети.
4. Развитие критического мышления: Изучение биологии позволит детям
развивать навыки наблюдения, анализа и критического мышления. Эти
навыки могут быть полезными во многих аспектах жизни.
5. Подготовка к будущей профессии: Для детей, интересующихся наукой,
изучение биологии может быть первым шагом к будущей карьере в
этой области.
6. Практические навыки: Программа может включать в себя практические
занятия, такие как наблюдение за животными, выращивание растений
или экскурсии на природу, что помогает детям получить практический
опыт.
7. Актуальность исследований: Включение актуальных исследований и
открытий в области биологии может увлечь детей и показать им, какая
увлекательная и быстро развивающаяся область это.
Для родителей:
1. Понимание развития детей: Знание основ биологии поможет родителям
понимать, как развиваются и растут их дети.

2. Здоровье и безопасность: Понимание основ биологии позволит
родителям более эффективно заботиться о здоровье и безопасности
своих детей. Они смогут лучше понимать, какие факторы могут
повлиять на здоровье детей и как их предотвратить.
3. Поддержка

образования:

Знание

биологии

поможет

родителям

поддерживать образовательные усилия своих детей. Они смогут
оказывать помощь при выполнении домашних заданий, обсуждать
учебный материал и стимулировать интерес к биологии.
4. Защита окружающей среды: Понимание экологии и взаимосвязей в
природе поможет родителям и их детям стать более ответственными
гражданами и заботиться о сохранении окружающей среды.
5. Развитие критического мышления: Изучение биологии способствует
развитию критического мышления и аналитических навыков, что
может пригодиться как детям, так и родителям в разных сферах жизни.
6. Понимание изменяющегося мира: Биология помогает понять изменения
в мире, связанные с биологическими процессами, такие как эпидемии,
мутации и изменения в экосистемах. Это знание может быть полезным
при принятии важных решений и адаптации к переменам.
Для общества:
1. Понимание природы: Биология помогает людям понимать

мир

природы, включая животный и растительный мир, микроорганизмы и
экосистемы. Это позволяет людям более глубоко взаимодействовать с
окружающей средой и лучше заботиться о ней.
2. Здоровье и медицина: Биологические исследования важны для
медицины и здравоохранения. Они способствуют разработке лекарств,
вакцин и методов лечения различных болезней, что
критически важным для здоровья общества.

является

3. Экология и устойчивость: Биология также играет важную роль в
изучении экологических вопросов и в разработке методов устойчивого
управления

природными

ресурсами.

Это

помогает

бороться

с

изменением климата, охранять биоразнообразие и предотвращать
разрушительное воздействие человечества на окружающую среду.
4. Пищевая безопасность: Исследования в области биологии помогают
улучшать методы сельского хозяйства и пищевой промышленности,
обеспечивая население высококачественной и безопасной пищей.
5. Наука и образование: Программа "Мир вокруг нас" по биологии может
способствовать научному образованию и популяризации науки. Это
может вдохновить молодых людей на карьеру в биологии и других
научных областях.
6. Борьба с болезнями: Важно обсуждать актуальные проблемы в
медицине и здравоохранении, чтобы общество было информировано о
текущих методах профилактики и лечения заболеваний.
Для государства:
1. Образование и наука: Программа может способствовать повышению
образовательного уровня граждан, что, в свою очередь, может
способствовать развитию науки и технологий в стране. Понимание
биологических

процессов

и

принципов

помогает

формировать

квалифицированных специалистов в области медицины, биотехнологий
и экологии.
2. Здравоохранение: Знание основ биологии имеет критическое значение
для

обеспечения

качественного

здравоохранения.

Граждане,

осведомленные в биологии, могут принимать более информированные
решения о своем здоровье, профилактике болезней и применении
современных методов лечения.

3. Экология и окружающая среда: Понимание биологических процессов
помогает гражданам и правительству более эффективно управлять
ресурсами и охранять окружающую среду. Экологические проблемы,
такие как изменение климата и утрата биоразнообразия, требуют
обширных знаний в области биологии для разработки устойчивых
решений.
4. Инновации и экономика: Исследования в области биологии могут
способствовать созданию новых технологий и продуктов, что может
стимулировать экономический рост и конкурентоспособность страны.
5. Здоровое население: Понимание биологии и принципов здорового
образа жизни может способствовать снижению заболеваемости в
стране, что в свою очередь может улучшить качество жизни граждан и
снизить нагрузку на здравоохранение.
Педагогическая целесообразность программы «Мир вокруг нас»:
1. Комплексный подход: Программа предлагает изучение биологии и
окружающей природы с различных аспектов, что позволяет детям
получить полное и глубокое понимание предмета. Это развивает их
умение видеть взаимосвязи между разными явлениями и процессами в
природе.
2. Взаимодействие с реальным миром: Программа активно вовлекает детей
в практические занятия, эксперименты и исследования. Это помогает им
применять полученные знания в реальной жизни и развивать практические
навыки.
3. Развитие ключевых компетенций: Программа способствует развитию
таких важных навыков, как наблюдение, анализ, логическое мышление,
критическое мышление и коммуникация. Это помогает детям не только
получить знания, но и научиться применять их в различных ситуациях.
4. Интерес к предмету: Программа предлагает уникальные и интересные

темы для изучения, что помогает поддерживать интерес детей к предмету.
Это важно для их мотивации и активного участия в учебном процессе.
Педагогические особенности программы:
1. Изучение

окружающего

мира:

Программа

помогает

учащимся

понимать и ценить биологические аспекты окружающего мира, что
способствует формированию у них глубокого интереса к природе,
живым организмам, экосистемам и их взаимосвязям. Это помогает
развивать экологическое мышление и ответственное отношение к
окружающей среде.
2. Практическая направленность: Программа включает практические
занятия, наблюдения, опыты и эксперименты, что способствует
усвоению теоретических знаний через практическое применение. Это
помогает учащимся усвоить биологические принципы и явления на
практике, что чрезвычайно важно для их полноценного понимания
предмета.
3. Развитие критического мышления: Программа позволяет учащимся
развивать аналитические и критические навыки, а также умение
проводить наблюдения и анализировать полученные данные. Это
способствует развитию научного мышления и формированию умений
самостоятельно сопоставлять факты, делать выводы и формулировать
гипотезы.

4. Системный подход: Программа "Мир вокруг нас"

охватывает

различные аспекты биологии, позволяя учащимся увидеть цельность и
взаимосвязанность

живой

природы.

Этот

системный

подход

способствует лучшему усвоению учебного материала и пониманию
биологических процессов.

5. Пробуждение интереса к профессиональной деятельности: Программа
может

способствовать

формированию

интереса

у

учащихся

к

профессиональным областям связанным с биологией, таким как
медицина, экология, наука и исследования. Это может быть отправной
точкой для выбора профессионального пути в будущем.
Цель и задачи программы
Цель программы: ознакомление детей с разнообразием окружающего
мира путем формирования системы знаний о природе.
Задачи программы:
Образовательные задачи:
1. Познание мира: Помощь детям и взрослым в понимании различных
аспектов природы.
2. Научные знания: Предоставление информации о научных открытиях,
технологических новинках и исследованиях в различных областях
науки.
3. Экологическое образование: Обучение охране окружающей среды,
устойчивому развитию и проблемам экологии.
Воспитательные:
1. Поддержка

формирования

уважения

к

разным

культурам,

толерантности, человеческим ценностям и правам.
2. Содействие развитию навыков коммуникации, сотрудничества и
уважения к мнению других.
3. Обучение заботе о природе и обществе, поощрение активного участия в
решении проблем мира.
Развивающие:

1. Развитие способности анализировать информацию, выявлять основные
аспекты проблемы и формулировать свои мысли.
2. Поддержка развития умения выражать свои мысли, слушать других и
эффективно общаться в группе.
3. Поддержка увлечения детей природой, наукой, технологиями и
исследованиями окружающего мира.
4. Поощрение

развития

творческого

мышления,

воображения

и

способности находить нестандартные решения проблем.
5. Поддержка развития способности работать в группе, сотрудничать с
другими детьми, решать задачи вместе.
6. Обучение детей управлению своим поведением, эмоциями и временем
для более эффективного обучения и взаимодействия с окружающим
миром.
7. Поддержка развития умения наблюдать за природой, проводить
маленькие эксперименты и делать выводы на основе опыта.
Адресат программы: дети в возрасте от 7 до 15 лет.
Дети младшего школьного возраста (7-10 лет): могут приносить
множество плюсов для программы "Мир вокруг нас" по биологии. Вот
некоторые из них:
1. Увлеченность

природой:

Дети

этого

возраста

обычно

очень

интересуются природой и окружающим миром. Они могут быть легко
мотивированы изучать биологию, так как они часто восхищаются
животными, растениями и разными явлениями природы. Этот интерес
может служить отличным стимулом для учения.
2. Легкая адаптация к новой информации: Дети этого возраста обычно
быстро усваивают новые знания. Изучение основ биологии может быть
для них интересным и доступным способом расширить свой кругозор и
понимание мира.

3. Активное участие: Дети 7-10 лет обладают высокой активностью и
любопытством. Они готовы задавать много вопросов и участвовать в
практических занятиях, как экскурсии в природу, наблюдение за
живыми существами и эксперименты. Это делает их отличными
участниками в учебных занятиях по биологии.
4. Способствование развитию навыков наблюдения и анализа: Изучение
биологии может помочь детям развивать навыки наблюдения, анализа
данных и критического мышления. Эти навыки полезны не только в
биологии, но и в других областях.
5. Поддержка экологической осведомленности: Раннее введение детей в
биологию и изучение окружающей среды способствует формированию
экологической

осведомленности.

Дети,

узнавшие

о

важности

биоразнообразия и сохранении природы, могут стать будущими
сторонниками охраны окружающей среды.
Дети среднего школьного возраста (11-15 лет) обычно начинают
проявлять больший интерес к окружающей природе и биологии. Они
активны и готовы участвовать в исследованиях, экспериментах и
практических занятиях.
1. Усиленная способность к абстрактному мышлению: Дети этого
возраста становятся способными к более абстрактному и глубокому
пониманию биологических концепций и процессов.
2. Способность к самостоятельному исследованию: Они могут проводить
небольшие

исследовательские

проекты,

собирать

данные,

анализировать результаты и делать выводы. Это способствует развитию
навыков критического мышления.
3. Социальное взаимодействие: Дети этого возраста могут легко работать
в группах и обмениваться знаниями, что способствует развитию
коммуникативных навыков.

4. Сознательность и ответственность: Дети старшего школьного возраста
часто более ответственно относятся к заданиям и обязанностям, что
позволяет им более эффективно участвовать в учебном процессе.
5. Подготовка к будущей карьере: Участие в подобных программах может
посеять семена интереса к биологии и научным исследованиям, что
может вдохновить их на будущую карьеру в этой области.
Форма обучения:
В программе предусмотрено зачисление учащихся на первый год обучения
по результатам прохождения входящего тестирования.
Прием учащихся производится в сентябре. Однако, это не исключает
возможности приема и доукомплектования при наличии вакантных мест в
группах на протяжении календарного года.
Группы формируются разновозрастные, с учетом уровня подготовки
учащихся.
Срок и режим обучения
Данная программа рассчитана на 368 часов обучения. Срок обучения по
программе 1 год. Занятия проходят с одной группой 5 раз в неделю по 1-2
академическому часу, со второй группой 5 раз в неделю по 1-2
академическому часу.
Продолжительность одного учебного занятия – 1 академический час (45
минут), 2 академических часа (90 минут).
Количество воспитанников в группах: 15 человек.
Общее количество групп объединения – 2 группы.
Общее количество обучающихся: 30 человек.
Время реализации программы – 1 год обучения.

Продолжительность учебного года 39 недель. Начало учебных занятий – 1
сентября.
Год обучения

Кол-во

первый год

часов

в Кол-во занятий в Кол-во

неделю

неделю

часов в год

10

5

368

Форма реализации образовательной программы очная. Основной формой
обучения является занятие.
Использование

дистанционных

образовательных

технологий

при

реализации дополнительной общеобразовательной программы
Возможна реализации программы в дистанционном формате. Занятия
проходят на площадке социальной сети ВКонтакте в сообществах
объединений. При разработке дистанционного занятия принимается во
внимание

изолированность

сопровождаются

учащихся.

необходимыми

Учебные

пояснениями

и

материалы
инструкциями.

Предусмотрена консультационная зона, которая позволяет учащимся
задавать вопросы.
Режим занятий:
1-й год обучения: 7 раз в неделю по 1-2 академическому часу (1 учебный
час - 45 мин, 2 учебных часа - 90 мин).
Особенности организации образовательного процесса
Ожидаемые результаты по годам обучения
1 год обучения
Учащиеся будут знать:
1. Биологические взаимодействия и влияние на экосистемы.

2. Учащиеся будут изучать концепцию эволюции и естественного отбора,
их влияние на развитие живых существ и современную биологию.
3. Учащиеся будут знать о клеточной структуре, органах и системах
организмов, их функциях и взаимосвязях.
4. Учащиеся будут понимать основные принципы генетики, включая
наследственность,

мутации,

генетические

болезни

и

механизмы

передачи генов.
Учащиеся будут уметь:
1. Отличать основные биологические процессы и понятия.
2. Выявлять связи между биологическими процессами и окружающей
средой, понимая важность сохранения биологического разнообразия и
устойчивости экосистем.
3. Пользоваться основными методами исследования в биологии, включая
наблюдения, эксперименты и анализ данных.
4. Анализировать информацию, вырабатывать вопросы и разрабатывать
гипотезы в контексте биологии.
5. Понимать важность этического обращения с живыми организмами и
природными ресурсами.
Ожидаемые результаты освоения программы:
Предметные:
Теория (обучающийся будет знать):
1. Основные природные явления, такие как сезоны, погода, климат,
геология и рельеф.
2. О разнообразии живых организмов, включая растения, животных и
микроорганизмы.
3. О влиянии человеческой деятельности на окружающую среду и
понимание экологических проблем, таких как загрязнение воздуха и
воды, потеря биоразнообразия и изменение климата.

4. О глобальных пространственных взаимосвязей и геополитических
вопросов.
Практика (учащийся будет уметь):
1. Идентифицировать и описывать различные аспекты окружающего

мира, такие как растительный и животный мир, физические явления и
процессы, география и климат.
2. Объяснять

причинно-следственные

связи

между

различными

элементами окружающего мира.
3. Использовать научный подход для наблюдения, измерения и сбора

данных о различных аспектах окружающего мира.
4. Распознавать и объяснять взаимосвязи между людьми и окружающей

средой, включая влияние человеческой деятельности на окружающий
мир и меры по его сохранению.
5. Применять полученные знания и навыки для решения проблем,

связанных с окружающей средой.
Метапредметные:
Познавательные:
1. Обучающиеся

развивают

способность

и

желание

исследовать

окружающий мир, задавать вопросы, формулировать гипотезы и искать
ответы.
2. Обучающиеся развивают навык наблюдения, способность замечать и
анализировать детали в окружающей среде.
3. Обучающиеся

познают

основы

научного

метода,

включая

формулирование гипотез, проведение экспериментов, сбор и анализ
данных.
4. Обучение в рамках программы "Мир вокруг нас" помогает развивать
способность видеть связи и взаимодействия в природе и обществе.

5. Обучающиеся

учатся

искать,

анализировать

и

использовать

информацию из различных источников, включая книги, интернет и
экспертов.
6. Программа

способствует

развитию

способности

анализировать

информацию, оценивать аргументы и принимать обоснованные
решения.
7. Обучение в области экологии и охраны природы помогает формировать
ответственное

отношение

к

окружающей

среде

и

понимание

экологических проблем.
8. Программа "Мир вокруг нас" может способствовать развитию навыков
интеграции знаний из разных предметных областей.
9. Обучение в рамках этой программы может развивать у обучающихся
способность к самостоятельному изучению новых тем и проблем.
10.Обучающиеся учатся выражать свои мысли и идеи устно и письменно,
обсуждать темы, аргументировать свою точку зрения и вести диалог с
другими.
Регулятивные:
1. Навыки оценки и рефлексии: Обучающиеся могут оценивать свой
прогресс в изучении тем, а также осуществлять рефлексию над своими
успехами и трудностями.
2. Обучающиеся могут развивать навыки управления своими эмоциями и
мотивацией в процессе изучения тем, связанных с окружающим миром.
3. Обучающиеся могут учиться адаптировать свой подход к решению
задач и овладевать разными стратегиями обучения в зависимости от
ситуации.
4. Обучающиеся могут развивать способность критически оценивать свои
достижения и учиться ставить перед собой амбициозные цели.
Коммуникативные:

1. Навыки эффективного слушания и понимания информации. Это
включает в себя способность внимательно слушать и анализировать
сообщения, выделяя основные идеи и детали.
2. Умение работать в команде и взаимодействовать с другими людьми.
Это включает в себя способность эффективно сотрудничать, выражать
свои мысли и принимать мнение других участников команды.
3. Навыки использования средств коммуникации и информационных
технологий для передачи и получения информации.
Личностные:
Будут сформированы моральные нормы и ценности, доброжелательное
отношение к окружающим, мотивация к обучению.
Учебный план:
№ Наименование разделов
Всего

Количество часов
Теория

практика

1

Вводное занятие

20

20

2

Клетка и организм

50

50

3

Исследование
растительного мира
Исследование животного
мира

60

60

50

50

Экология

38

38

30
50

30
50

40

40

30

30

368

368

4

5

Эволюция
Защита природы и
окружающей среды
8 Практические занятия и
экскурсии
9 Заключительная оценка
знаний
10 Всего
6
7

Учебно-тематический план

№
п/п

Название раздела, тем

Количество часов
Всего
часов

1

2

3

4

5

Вводное занятие:
-Определение биологии и ее
основных
понятий.
-История развития биологических
наук.
-Основные методы исследования в
биологии.
Клетка и организм
- Строение и функции клетки.
- Организация организма на
клеточном уровне.
- Ткани, органы и системы органов.
- Отличия растительных и
животных клеток.
Исследование растительного мира
-Основные типы растений и их
особенности
-Процесс фотосинтеза и его роль в
жизни растений
-Растительный покров и его
функции
- Основные классификационные
группы растений
-Строение и функции растений.
- Взаимодействие растений и
животных в экосистеме.
Исследование животного мира:
-Основные типы животных и их
характеристики
-Система классификации животных
-Адаптация животных к среде
обитания
- Основные классификационные
группы животных.
- Строение и функции животных.
- Взаимодействие растений и
животных в экосистеме.
Экология
- Основные понятия экологии.
- Взаимодействие организмов в
экосистеме.
- Биологическое разнообразие и его
сохранение.
- Влияние человека на
окружающую среду.

Формы контроля,
аттестации

Теория

Практика

20

10

10

-

50

25

25

Тест

60

30

30

Практическая
работа

50

25

25

Ролевая игра
Практическая
работа

38

28

10

Тест

6

7

8

9

Эволюция
- Идеи Дарвина о происхождении
видов.
- Естественный отбор и адаптация.
- Примеры эволюционных
изменений.
- Важность изучения эволюции для
понимания биологического мира.
Защита природы и окружающей
среды
- Охраняемые природные
территории и их значение.
- Глобальные проблемы
окружающей среды.
- Энергосбережение и
использование возобновляемых
источников энергии.
- Волонтерское движение и участие
в экологических проекта
Практические занятия и экскурсии
- Проведение экспериментов по
темам, изученным в программе.
- Посещение ботанических садов,
зоопарков и других мест, где дети
могут увидеть и изучить живые
организмы.
- Участие в экологических
мероприятиях и акциях.

30

15

15

Викторина

50

25

25

Тематическая
беседа

40

20

20

Беседа

Заключительная оценка знаний и
сертификаты
- Проведение тестов и заданий для
оценки полученных знаний.
- Выдача сертификатов о
прохождении программы.
- Обсуждение дальнейшего
изучения биологии и карьерных
возможностей в этой области.
Всего

30

15

15

Финальный
проект

368

193

175

Содержание программы
1.Вводное занятие.

Теория: Знакомство с планом на учебный год. Организация
рабочего места, правила техники безопасности при работе с различными
инструментами и материалами, изучение биологии и ее основных понятий,
история развития биологических наук, основные методы исследования в
биологии.
Практика:

Формирование

групп.

Контроль:

Контроль

посещаемости, беседа по данной теме.
2. Клетка и организм.

Теория: Строение и функции клетки, организация организма на
клеточном

уровне,

ткани,

органы

и

системы

органов,

отличия

изучение

основы

растительных и животных клеток.
Практика:

Наблюдение

над

организмами,

анатомии и физиологии организмов, изучение взаимодействия между
организмами и окружающей средой, такие как питание, дыхание,
регулирование температуры и т.д.
Контроль: Тест по теме «Клетка и организм».
3. Исследование растительного мира
Теория: Основные типы растений и их особенности, процесс
фотосинтеза и его роль в жизни растений, растительный покров и его
функции, основные классификационные группы растений, строение и
функции растений, взаимодействие растений и животных в экосистеме.
Практика:
1. Сбор и определение растительных образцов: обучающиеся
могут учиться собирать и классифицировать растительные образцы,
обучаться использованию терминологии для описания особенностей

растений и научиться определять растения по их цвету, форме листьев,
наличию цветков.
2. Изучение анатомии растительных органов:

обучающиеся

могут изучать анатомию различных растительных органов, таких как
лист, стебель, корень, цветок.
3. Изучение морфологии и физиологии растений: обучающиеся
могут учиться описывать форму и структуру растительных тканей и
органов,

изучать

процессы

фотосинтеза

и

дыхания,

а

также

рассматривать приспособления растений к различным условиям
окружающей среды.
4. Изучение экосистем растительного мира: обучающиеся могут
изучать

экологические

взаимодействие

растений

особенности
с

другими

растительных
организмами,

сообществ,
включая

абиотические факторы, и связи между видами растений.
5. Проведение экспериментов по физиологии растительного
мира: обучающиеся могут проводить эксперименты, связанные с
фотосинтезом, дыханием и другими процессами жизнедеятельности
растений.
6. Изучение растительных болезней и вредителей: обучающиеся
могут изучать различные болезни растений и методы борьбы с
вредителями, а также применять полученные знания для разработки
новых методов защиты растений.
7. Применение знаний в сельском хозяйстве: обучающиеся могут
изучить методы повышения урожайности и качества растений, а также
разработать новые сорта растений, устойчивые к болезням и
неблагоприятным условиям окружающей среды.
Контроль:
Практическая работа по теме «Исследование растительного мира».

4. Исследование животного мира:
Теория: Основные типы животных и их характеристики, система
классификации животных, адаптация животных к среде обитания,
основные классификационные группы животных, строение и функции
животных, взаимодействие растений и животных в экосистеме.
Практика:
1. Наблюдение за животными в их естественной среде обитания:
обучающиеся могут совершать прогулки в заповедниках, парках или на
пляжах, чтобы изучать различные виды животных, их поведение, образ
жизни и место жительства.
2. Сбор и изучение образцов животных: обучающиеся могут
собирать и изучать образцы различных видов животных, включая
кости, шкуры, перья и зубы. Это поможет им понять анатомию и
физиологию животных, а также классификацию и систематику.
3. Изучение поведения животных в зоопарке: обучающиеся
могут посетить зоопарк и изучать поведение животных в неволе, а
также проводить исследования о влиянии окружающей среды и
условий содержания на их благополучие.
4. Изучение

биологических

карт:

обучающиеся

могут

осуществлять анализ данных, полученных от биологических карт,
чтобы понять миграцию животных, изменение их популяций и
распределения на определенной территории.
Контроль:

Ролевая

игра,

практическая

работа

по

теме

«Исследование животного мира».
5. Экология.
Теория: Основные понятия экологии, взаимодействие организмов в
экосистеме, биологическое разнообразие и его сохранение, влияние
человека на окружающую среду.

Практика:
1. Исследование

биоразнообразия:

обучающиеся

могут

совершать прогулки в лесах, парках или на других экосистемах, чтобы
изучать

различные

виды

живых

организмов,

особенности

их

жизненного цикла, место в пищевой цепи и другие экологические
аспекты.
2. Анализ качества воды: обучающиеся могут анализировать
качество воды в реках, озерах, прудах, используя химические и другие
методы. Это поможет им оценить влияние человеческой деятельности
на окружающую среду и здоровье живых организмов в этой среде.
3. Изучение взаимодействий между видами: обучающиеся могут
изучать, какие живые организмы взаимодействуют друг с другом в
своих естественных средах обитания. Например, они могут изучать
взаимодействия между растениями и насекомыми, между хищниками и
жертвами.
4. Исследование загрязнения окружающей среды: обучающиеся
могут собирать образцы грунта, воздуха или воды в индустриальных
или городских районах, а затем проанализировать их, чтобы выяснить,
насколько эти области загрязнены.
5. Моделирование экосистем: обучающиеся могут создавать
компьютерные модели экосистем, чтобы изучать различные аспекты
взаимодействия между живыми организмами и окружающей средой.
Например, они могут моделировать ситуации, связанные с изменением
климата или изменением использования земель.
Контроль: Тест по теме «Экология».
6. Эволюция.

Теория: Идеи Дарвина о происхождении видов, естественный отбор
и адаптация, примеры эволюционных изменений, важность изучения
эволюции для понимания биологического мира.
Практика:
1. Создание дерева жизни: обучающиеся могут создать свое
"дерево жизни", которое показывает разницу между различными
видами животных и растений, а также их связь с друг другом.
2. Один день из жизни: обучающиеся могут изучить какую-то
одну группу живых организмов (например, птицы или рыбы) и
придумать, каким образом их анатомия и поведение отражают их
способность выживать в своей среде обитания.
3. Флэш-карточки:
изображением

животных

создается
и

набор

растений.

флэш-карточек
Обучающиеся

с

могут

распределить карточки по группам, определить общие черты каждой
группы и объяснить, как эти черты помогают животным и растениям
выживать в своей среде.
4. Изучение черепах: черепахи являются прекрасным примером
живого организма, который выживает благодаря своей анатомии и
поведению. Обучающиеся могут изучить анатомию черепах, их
поведение и привычки, понять, как они защищают себя и что делают
для того, чтобы выжить.
5. Игра в «Камень-ножницы-бумага»: эта игра используется для
объяснения принципа естественного отбора. Различные виды животных
и растений адаптированы к своей среде обитания, и одни выживают, а
другие нет.
6. Создание скульптуры животного из глины: обучающиеся
могут создать скульптуру своего любимого животного и объяснить, как
те или иные черты анатомии помогают животному выживать в природе.

7. Мутации:

обучающиеся

могут

рассмотреть

различные

варианты «мутаций», то есть изменений внешнего вида живых
организмов, и объяснить, как такие изменения могут повлиять на
способность животного выживать в своей среде.
Контроль: Викторина по теме «Эволюция»
7. Защита природы и окружающей среды.
Теория: Охраняемые природные территории и их значение,
глобальные

проблемы

использование

окружающей

возобновляемых

среды,

источников

энергосбережение
энергии,

и

волонтерское

движение и участие в экологических проектах.
Практика:
1. Экологические прогулки и экскурсии. Эти занятия помогут
обучающимся увидеть, как на практике функционирует природа и как
она может быть защищена и сохранена. Во время экскурсий можно
обсуждать важность различных экосистем и биоразнообразия, а также
вызовы и проблемы, связанные с защитой окружающей среды.
2. Сбор и анализ данных. Обучающиеся могут проводить сбор
данных на территориях, связанных с окружающей средой, например, в
лесах или реках. Это может включать определение видов растений и
животных, сбор данных о качестве воды или воздуха, измерение
уровней шума и т. д. Эти данные могут использоваться для анализа
экосистемы и выявления проблем.
3. Работа с местными органами власти и общественностью.
Обучающиеся

могут

изучать,

как

местные

органы

власти

и

общественность могут участвовать в защите окружающей среды, и
проводить мероприятия, направленные на повышение осведомленности
населения о важности экологических вопросов.

4. Проектирование экологических проектов. Обучающиеся могут
разрабатывать экологические проекты, которые помогут улучшить
качество окружающей среды в их местности. Это может включать
проектирование и установку систем сбора дождевой воды, создание
мест для местных видов животных и растений, или проведение
кампаний по сбору отходов и утилизации мусора.
5. Проектирование и создание садов или цветочных клумб. Это
занятие может включать проектирование, создание и уход за
небольшими садами или цветочными клумбами на территории детского
учреждения, школы или дома. Обучающиеся могут узнать, какие
растения важны для экосистемы, и научиться ухаживать за ними.
Контроль: Тематическая беседа по теме «Защита природы и
окружающей среды».
8. Практические занятия и экскурсии.
Теория: Проведение экспериментов по темам, изученным в
программе, посещение ботанических садов, зоопарков и других мест, где
обучающиеся могут увидеть и изучить живые организмы, участие в
экологических мероприятиях и акциях.
Практика:
1. Организация экологической прогулки в парке или в лесу.
Обучающимся будет интересно наблюдать за местными животными,
растениями и экосистемами, а экскурсовод может рассказать им о том,
как поддерживать экологически чистое окружение.
2. Сбор мусора на прибрежных территориях. Это практическое
занятие поможет обучающимся понять, как их действия могут влиять
на чистоту окружающей среды, и поощрит их заботу об окружающей
среде.

3. Посещение организаций, которые занимаются рециклингом и
переработкой отходов. Обучающиеся узнают, какое влияние оказывает
мусор на окружающую среду, и о том, как они могут осуществлять
переработку и утилизацию отходов на личном уровне.
4. Создание мини-сада или клумбы в школьном дворе или во
дворе дома. Обучающиеся смогут научиться посадке, уходу и защите
растений, а также понять, как важны зеленые насаждения для
сохранения окружающей среды.
Контроль: Беседа.
9. Заключительная оценка знаний.
Теория: Проведение тестов и заданий для оценки полученных
знаний, выдача сертификатов о прохождении программы, обсуждение
дальнейшего изучения биологии и карьерных возможностей в этой
области.
Практика: Репетиция защиты исследовательской работы. Ответы на
вопросы. Возможные проблемы при выступлении, их решение.
Контроль: Финальный проект по выбранной теме, связанный с
пройденным курсом биологии.
КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
УСЛОВИЙ
Календарный учебный график
Год
обучения

1

Всего

Количество

часов по годам

учебных

учебных дней

обучения

недель

368

39

Объем учебных

274

Режим работы

Пн - 13.00-14.45
Вт - 13.00-15.00
Ср - 13.00-14.45
Чт - 14.00-16.00

Пт - 14.00-16.00
Сб - выходной
Вс - выходной

Формы аттестации и система оценки результативности обучения по
программе
Формы аттестации: Наблюдение, сдача элементов танца, отчетный
концерт, рефлексия. Основными видами контроля на всех уровнях
обучения является концертная деятельность, конкурсы, фестивали и научно
– конференции.
Для

оценивания

результативности

обучения

по

программе

используются следующие показатели: теоретическая подготовка учащихся,
практическая подготовка, общеучебные умения и навыки (метапредметные
результаты),

личностное

развитие

учащихся

в

процессе

освоения

дополнительной образовательной программы.
Применяется 10 – бальная шкала (низкий уровень: 1–3 балла,
средний уровень: 4–7 баллов, высокий уровень: 8–10 баллов).
Оценивание

результативности

обучения

проводится:

входящая

аттестация 1–2 недели учебного года, промежуточная аттестация 15–16
недели и 34–35 недели учебного года. По итогам реализации программы
проводится аттестация по завершению программы.
Контрольно-измерительные материалы
1.

Критерии оценки

1 год обучения
Теория:

1. Знания и понимание: Оценивается общий уровень знаний и понимания
основных концепций и принципов, рассматриваемых в программе.
Может включать тесты, написание эссе или ответы на вопросы.
2. Анализ

и

критическое

мышление:

Оценивается

способность

анализировать и критически мыслить о различных аспектах изучаемых
тем. Может включать решение проблемных ситуаций, написание
рефлексивных отчетов или проведение исследований.
3. Коммуникация:

Оценивается

способность

четко

и

эффективно

выражать свои мысли и идеи, а также слушать и взаимодействовать с
другими. Может включать презентации, устные или письменные
отчеты, дискуссии и пр.
4. Творчество и применение знаний: Оценивается способность применять
полученные знания в новых и творческих контекстах. Может включать
создание проектов, исследования и т.д.
Практика:
1. Успешное усвоение основных понятий и терминов, связанных с
окружающим миром
2. Способность рассуждать о причинно-следственных связях и извлекать
выводы из происходящего в окружающем мире
3. Умение ориентироваться в пространстве и времени
4. Знание истории и исторических фактов, связанных с развитием нашей
планеты и человечества
2. Критерии оценки реализации программы
Наименование критерия

Предметные

Теория

1. Основные

природные

явления,

такие

как

сезоны, погода, климат,
геология и рельеф.
2. О разнообразии живых
организмов,

включая

растения, животных и
микроорганизмы.
3. О влиянии человеческой
деятельности

на

окружающую среду и
понимание
экологических проблем,
таких как загрязнение
воздуха и воды, потеря
биоразнообразия

и

изменение климата.
4. О

глобальных

пространственных
взаимосвязей

и

геополитических
вопросов.

Практика

1.

Идентифицировать
описывать

и

различные

аспекты

окружающего

мира,

такие

растительный
животный

как
и
мир,

физические явления и

процессы, география и
климат.
2. Объяснять

причинно-

следственные
между

связи

различными

элементами
окружающего мира.
3. Использовать

научный

подход для наблюдения,
измерения

и

данных

различных

о

сбора

аспектах окружающего
мира.
4. Распознавать
объяснять
между

и

взаимосвязи
людьми

окружающей
включая

и

средой,
влияние

человеческой
деятельности
окружающий
меры

на
мир

по

и
его

сохранению.
5. Применять полученные
знания и навыки для
решения

проблем,

связанных

с

окружающей средой.

Метапредметные

1.

Обучающиеся
развивают способность
и желание исследовать
окружающий

мир,

задавать

вопросы,

формулировать
гипотезы

и

искать

ответы.
2. Обучающиеся
развивают

навык

наблюдения,
способность замечать и
анализировать детали в
окружающей среде.
3. Обучающиеся познают
основы

научного

метода,

включая

формулирование
гипотез,

проведение

экспериментов, сбор и
анализ данных.
4. Обучение

в

рамках

программы "Мир вокруг
нас" помогает развивать
способность

видеть

связи и взаимодействия
в природе и обществе.
5. Обучающиеся

учатся

искать, анализировать и
использовать
информацию

из

различных источников,
включая

книги,

интернет и экспертов.
6. Программа
способствует развитию
способности

анализировать
информацию, оценивать
аргументы и принимать
обоснованные решения.
7. Обучение

в

области

экологии

и

охраны

природы

помогает

формировать
ответственное
отношение

к

окружающей

среде

и

понимание
экологических проблем.
8. Программа "Мир вокруг
нас"

может

способствовать
развитию

навыков

интеграции знаний из
разных

предметных

областей.
9. Обучение в рамках этой
программы

может

развивать

у

обучающихся
способность

к

самостоятельному
изучению новых тем и
проблем.
10. Обучающиеся

учатся

выражать свои мысли и
идеи устно и письменно,
обсуждать

темы,

аргументировать свою

точку зрения и вести
диалог с другими.
Личностные

Будут

сформированы

моральные

нормы

и

ценности,
доброжелательное
отношение к окружающим,
мотивация к обучению.

3. Оценочные материалы
Оценивание предметных результатов обучения по программе:
Показатели

Критерии

(оцениваемые

Методы

Степень выраженности

диагностики

оцениваемого качества

параметры)

Теоретические

Низкий

Средний

Высокий

уровень

уровень

уровень

(1-3

(4-7

(8-10

балла)

баллов)

баллов)

Обучаю

Объем
усвоений
знаний
составляет
более

Обучаю

Соответств

Наблюдение,

знания по

ие

тестирование,

щийся

основным

теоретическ

контрольный

овладел

разделам

их знаний

опрос и др.

менее чем

программы

обучающего

половино

ся

й знаний,

объем

программны

предусмо

знаний,

м

тренных

предусмот

требованиям

программ

ренный

ой

программ

12/

щийся
освоил
практичес
ки весь

ой за
конкретн
ый период

Практические
умения и навыки,

Соответств

Контрольное

Практич

ие

задание

еские

практическ

щийся

умения и

ими

овладел в

х умений и

навыки

умениями

полном

навыков

неустойчи

и

объеме

программны

вые,

навыками,

практичес

м

требуется

предусмотр

кими

требованиям

постоянна

енными

умениями

я помощь

программо

и

по их

й,

навыками,

использов

применяет

практичес

анию

их под

кие

руководств

работы

ом

выполняет

педагога

самостоят

предусмотренные практически
программой

Овладел

Обучаю

ельно,
качествен
но

Оценивание метапредметных результатов обучения по программе:
Показатели

Критерии

(оцениваемые

Методы

Степень выраженности оцениваемого

диагностики

качества

параметры)

Учебно-

Самостояте

Наблюдение

Низкий

Средний

Высокий

уровень

уровень

уровень

(1-3

(4-7

(8-10

балла)

баллов)

баллов)

Обучаю

Обучающ

Обучающийс

познавательные

льность в

щийся

ийся

я выполняет

умения

решении

испытыва

выполняет

работу

ет

работу с

самостоятельн

серьезные

помощью

о, не

затруднен

педагога

испытывает

познаватель
ных задач

ия в

особых

затруднений

работе,
нуждается
в
постоянно
й помощи
и
контроле
педагога
Учебно-

Умение

организационны планировать,

Наблюдение

Обучаю

Обучающ

Обучающийс

щийся

ийся

я делает

е умения и

контролиров

испытыва

испытывае

осознанный

навыки

ать и

ет

т

выбор

корректиров

серьезные

некоторые

направления

ать учебные

затруднен

затруднени

учебной

действия,

ия в

я в анализе

деятельности,

осуществлят

анализе

ь

правильно

ти

о планирует

самоконтрол

сти

выполнени

выполнение

ьи

выполнен

я учебной

учебной

самооценку

ия

задачи, не

задачи и

учебной

всегда

самостоятельн

задачи,

объективно

о

правильнос самостоятельн

собственн осуществля
ые

ет

возможно

самоконтро

сти

ль

оценивает
с
помощью
педагога

осуществляет
самоконтроль

Учебно-

Самостояте

Наблюдение

Обучаю

Обучающ

Обучающийс

коммуникативн

льность в

щийся

ийся

я не

ые умения и

решении

испытыва

выполняет

испытывает

коммуникат

ет

коммуника

трудностей в

ивных задач

серьезные

тивные

решении

затруднен

задачи с

коммуникатив

ия в

помощью

ных задач,

решении

педагога и

может

коммуник

родителей

организовать

навыки

ативных

учебное

задач,

сотрудничеств

нуждается

о

в
постоянно
й помощи
и
контроле
педагога
Личностные
качества

Сформиров

Наблюдение

Сформир

Сформир

анность

овано

ованы, но

ны в полном

моральных

знание на

не

объеме

норм и

уровне

достаточно

ценностей,

норм и

актуализир

доброжелате

правил,

ованы

льное

но не

отношение к

используе

окружающи

т на

м,

практике

мотивация к
обучению

Условия реализации программы

Сформирова

Учебное помещение по адресу: р.п. Башмаково ул. Плеханова,
д.24,соответствует требованиям санитарных норм и правил, установленных
Санитарными

правилам

(Постановление

Главного

государственного

санитарного врача РФ от 28.09.2020 N 28 "Об утверждении санитарных
правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи").
Кадровое обеспечение:
Педагог дополнительного образования - Рубцова Марина Сергеевна.
Материально-технические ресурсы.
№

Название

Количество

1

Учебная аудитория

1

(групповые занятия)
2

Стол письменный

1

3

Стулья

30

4

Шкаф

2

5

Ноутбук

1

6

Колонки

1

7

Магнитофон

1

Информационные ресурсы (оргтехника, интернет-ресурсы)
№

Название

Количество

1

Ноутбук

1 шт.

2

Флэш-накопитель (USB)

1 шт.

3

Диски СD

1 шт.

Методические ресурсы

№

Название

1

Учебные
пособия

1. Биология: Учебник" - авторы Поярков М.Н.,
Поляков Г.Г., Чернов А.В., Датинг (2020).
2. "Основы биологии" - авторы Сивоглазов В.И.,
Курбатов С.Г., Датинг (2019).
3. "Биология: Краткий справочник" - автор Чернов
А.В., Датинг (2018).
4. "Молекулярная биология клетки" - авторы Лодиш
Х., Берковиц В., Юансон Р., Леколь Д., Датинг
(2017).
5. "Физиология растений" - авторы Теплицкий И.Т.,
Шмыга Ю.А., Датинг (2016).
6. "Генетика: Учебное пособие" - авторы Смит Д.,
Джонс М., Датинг (2015).
7. "Экология: Практикум" - авторы Воробьев В.А.,
Зорич В.В., Датинг (2014).
8. "Зоология: Учебное пособие" - авторы Котс Л.,
Батлер А., Датинг (2013).

2

Художественная
литература

1. "Эволюция, биология и литература" - Андрей
Курпатов (2016).
2. "Человек и грибы. Мифы и реальность" - Николай
Федоров (2008).
3. "Огни Вселенной: биологическая революция" Игорь Дёмин (2019).
4. "Биология животных" - Александр Марцинкевич
(2001).
5. "Микробиология" - Людмила Алексеева (2005).
6. "Энциклопедия биоразнообразия и природных
ресурсов" - Петр Боев (2011).

3

Энциклопедии и
справочники

1. Энциклопедия животного мира" – автор: В.Г.
Георгиевский, Г.Д. Губанов, В.Е. Спиридонов,

А.П. Чернов, И.И. Шмидт-Нильсон; (2020).
2. "Энциклопедия природы России" – автор: А.Н.
Формозов и др. (2018).
3. "Энциклопедия биологии" – автор: В.К. Сарычев,
Ю.В. Сойфер, Л.С. Шифрин (2017) .
4. "Справочник по общей и молекулярной биологии"
– автор: Ж. Роберт; дата публикации: (2008).
4

Медиатека
Электронные

CD-диски, видеофильмы, презентации
http://ddut-penza.ru/forteachers/

образовательные
ресурсы
Методические

Интернет-ресурсы, учебные пособия

материалы
Дидактические
материалы

Интерактивные

таблицы,

биологии, презентации.

схемы,

плакаты

по


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».