Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Мир вокруг нас»
по содержанию является - естественнонаучной,
по уровню освоения – базовой,
по форме организации – очной, групповой,
по степени авторства – модифицированной.
Программа разработана в соответствии с действующими нормативно
- правовыми документами:
Федеральный Закон РФ от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в
РФ»;
Федеральный Закон от 31 июля 2020 года № 304-ФЗ «О внесении
изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской
Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении порядка организации и
осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным программам»;
"Санитарно-эпидемиологические
требования
к
организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи",
утвержденных постановлением Главного государственного санитарного
врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. N 28 «Об утверждении
санитарных правил СП 2.4.3648-20».
Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 № 678-р «Об
утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до
2030 г.»;
Национальный проект «Образование» (утвержден Президиумом
Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным
проектам (протокол от 24.12.2018 г. № 16);
Целевая модель развития региональной системы дополнительного
образования детей (приказ Министерства просвещения РФ от 3 сентября
2019 г. № 467);
Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих
программ
(включая
разноуровневые
программы)
(разработанные Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО «Московский
государственный педагогический университет», ФГАУ «Федеральный
институт развития образования», АНО ДПО «Открытое образование», 2015
г.) (Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 093242);
Устав МБОУ ДО ДДТ р.п. Башмаково;
«Положение
о
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программе МБОУ ДО ДДТ р.п. Башмаково.
Пояснительная записка
Актуальность
гармонично
развитой
программы:
личности,
заключается
способной
к
в
формировании
продуктивному
и
творческому труду. Программа способствует обеспечению активной
жизненной позиции учащихся в вопросах научного познания окружающей
среды.
Для детей:
1. Понимание окружающего мира: Для детей важно понимать, как
функционирует природа, какие виды живых существ существуют, и как
они взаимодействуют друг с другом. Это поможет им лучше
адаптироваться к окружающей среде.
2. Сохранение природы: Учить детей биологии и экологии может
способствовать более ответственному отношению к природе. Знание о
биоразнообразии и экосистемах может мотивировать детей заботиться
об окружающей среде.
3. Борьба с неверными представлениями: Программа может помочь
исправить неправильные представления и мифы о биологии, которые
могут возникнуть у детей из разных источников, включая интернет и
социальные сети.
4. Развитие критического мышления: Изучение биологии позволит детям
развивать навыки наблюдения, анализа и критического мышления. Эти
навыки могут быть полезными во многих аспектах жизни.
5. Подготовка к будущей профессии: Для детей, интересующихся наукой,
изучение биологии может быть первым шагом к будущей карьере в
этой области.
6. Практические навыки: Программа может включать в себя практические
занятия, такие как наблюдение за животными, выращивание растений
или экскурсии на природу, что помогает детям получить практический
опыт.
7. Актуальность исследований: Включение актуальных исследований и
открытий в области биологии может увлечь детей и показать им, какая
увлекательная и быстро развивающаяся область это.
Для родителей:
1. Понимание развития детей: Знание основ биологии поможет родителям
понимать, как развиваются и растут их дети.
2. Здоровье и безопасность: Понимание основ биологии позволит
родителям более эффективно заботиться о здоровье и безопасности
своих детей. Они смогут лучше понимать, какие факторы могут
повлиять на здоровье детей и как их предотвратить.
3. Поддержка
образования:
Знание
биологии
поможет
родителям
поддерживать образовательные усилия своих детей. Они смогут
оказывать помощь при выполнении домашних заданий, обсуждать
учебный материал и стимулировать интерес к биологии.
4. Защита окружающей среды: Понимание экологии и взаимосвязей в
природе поможет родителям и их детям стать более ответственными
гражданами и заботиться о сохранении окружающей среды.
5. Развитие критического мышления: Изучение биологии способствует
развитию критического мышления и аналитических навыков, что
может пригодиться как детям, так и родителям в разных сферах жизни.
6. Понимание изменяющегося мира: Биология помогает понять изменения
в мире, связанные с биологическими процессами, такие как эпидемии,
мутации и изменения в экосистемах. Это знание может быть полезным
при принятии важных решений и адаптации к переменам.
Для общества:
1. Понимание природы: Биология помогает людям понимать
мир
природы, включая животный и растительный мир, микроорганизмы и
экосистемы. Это позволяет людям более глубоко взаимодействовать с
окружающей средой и лучше заботиться о ней.
2. Здоровье и медицина: Биологические исследования важны для
медицины и здравоохранения. Они способствуют разработке лекарств,
вакцин и методов лечения различных болезней, что
критически важным для здоровья общества.
является
3. Экология и устойчивость: Биология также играет важную роль в
изучении экологических вопросов и в разработке методов устойчивого
управления
природными
ресурсами.
Это
помогает
бороться
с
изменением климата, охранять биоразнообразие и предотвращать
разрушительное воздействие человечества на окружающую среду.
4. Пищевая безопасность: Исследования в области биологии помогают
улучшать методы сельского хозяйства и пищевой промышленности,
обеспечивая население высококачественной и безопасной пищей.
5. Наука и образование: Программа "Мир вокруг нас" по биологии может
способствовать научному образованию и популяризации науки. Это
может вдохновить молодых людей на карьеру в биологии и других
научных областях.
6. Борьба с болезнями: Важно обсуждать актуальные проблемы в
медицине и здравоохранении, чтобы общество было информировано о
текущих методах профилактики и лечения заболеваний.
Для государства:
1. Образование и наука: Программа может способствовать повышению
образовательного уровня граждан, что, в свою очередь, может
способствовать развитию науки и технологий в стране. Понимание
биологических
процессов
и
принципов
помогает
формировать
квалифицированных специалистов в области медицины, биотехнологий
и экологии.
2. Здравоохранение: Знание основ биологии имеет критическое значение
для
обеспечения
качественного
здравоохранения.
Граждане,
осведомленные в биологии, могут принимать более информированные
решения о своем здоровье, профилактике болезней и применении
современных методов лечения.
3. Экология и окружающая среда: Понимание биологических процессов
помогает гражданам и правительству более эффективно управлять
ресурсами и охранять окружающую среду. Экологические проблемы,
такие как изменение климата и утрата биоразнообразия, требуют
обширных знаний в области биологии для разработки устойчивых
решений.
4. Инновации и экономика: Исследования в области биологии могут
способствовать созданию новых технологий и продуктов, что может
стимулировать экономический рост и конкурентоспособность страны.
5. Здоровое население: Понимание биологии и принципов здорового
образа жизни может способствовать снижению заболеваемости в
стране, что в свою очередь может улучшить качество жизни граждан и
снизить нагрузку на здравоохранение.
Педагогическая целесообразность программы «Мир вокруг нас»:
1. Комплексный подход: Программа предлагает изучение биологии и
окружающей природы с различных аспектов, что позволяет детям
получить полное и глубокое понимание предмета. Это развивает их
умение видеть взаимосвязи между разными явлениями и процессами в
природе.
2. Взаимодействие с реальным миром: Программа активно вовлекает детей
в практические занятия, эксперименты и исследования. Это помогает им
применять полученные знания в реальной жизни и развивать практические
навыки.
3. Развитие ключевых компетенций: Программа способствует развитию
таких важных навыков, как наблюдение, анализ, логическое мышление,
критическое мышление и коммуникация. Это помогает детям не только
получить знания, но и научиться применять их в различных ситуациях.
4. Интерес к предмету: Программа предлагает уникальные и интересные
темы для изучения, что помогает поддерживать интерес детей к предмету.
Это важно для их мотивации и активного участия в учебном процессе.
Педагогические особенности программы:
1. Изучение
окружающего
мира:
Программа
помогает
учащимся
понимать и ценить биологические аспекты окружающего мира, что
способствует формированию у них глубокого интереса к природе,
живым организмам, экосистемам и их взаимосвязям. Это помогает
развивать экологическое мышление и ответственное отношение к
окружающей среде.
2. Практическая направленность: Программа включает практические
занятия, наблюдения, опыты и эксперименты, что способствует
усвоению теоретических знаний через практическое применение. Это
помогает учащимся усвоить биологические принципы и явления на
практике, что чрезвычайно важно для их полноценного понимания
предмета.
3. Развитие критического мышления: Программа позволяет учащимся
развивать аналитические и критические навыки, а также умение
проводить наблюдения и анализировать полученные данные. Это
способствует развитию научного мышления и формированию умений
самостоятельно сопоставлять факты, делать выводы и формулировать
гипотезы.
4. Системный подход: Программа "Мир вокруг нас"
охватывает
различные аспекты биологии, позволяя учащимся увидеть цельность и
взаимосвязанность
живой
природы.
Этот
системный
подход
способствует лучшему усвоению учебного материала и пониманию
биологических процессов.
5. Пробуждение интереса к профессиональной деятельности: Программа
может
способствовать
формированию
интереса
у
учащихся
к
профессиональным областям связанным с биологией, таким как
медицина, экология, наука и исследования. Это может быть отправной
точкой для выбора профессионального пути в будущем.
Цель и задачи программы
Цель программы: ознакомление детей с разнообразием окружающего
мира путем формирования системы знаний о природе.
Задачи программы:
Образовательные задачи:
1. Познание мира: Помощь детям и взрослым в понимании различных
аспектов природы.
2. Научные знания: Предоставление информации о научных открытиях,
технологических новинках и исследованиях в различных областях
науки.
3. Экологическое образование: Обучение охране окружающей среды,
устойчивому развитию и проблемам экологии.
Воспитательные:
1. Поддержка
формирования
уважения
к
разным
культурам,
толерантности, человеческим ценностям и правам.
2. Содействие развитию навыков коммуникации, сотрудничества и
уважения к мнению других.
3. Обучение заботе о природе и обществе, поощрение активного участия в
решении проблем мира.
Развивающие:
1. Развитие способности анализировать информацию, выявлять основные
аспекты проблемы и формулировать свои мысли.
2. Поддержка развития умения выражать свои мысли, слушать других и
эффективно общаться в группе.
3. Поддержка увлечения детей природой, наукой, технологиями и
исследованиями окружающего мира.
4. Поощрение
развития
творческого
мышления,
воображения
и
способности находить нестандартные решения проблем.
5. Поддержка развития способности работать в группе, сотрудничать с
другими детьми, решать задачи вместе.
6. Обучение детей управлению своим поведением, эмоциями и временем
для более эффективного обучения и взаимодействия с окружающим
миром.
7. Поддержка развития умения наблюдать за природой, проводить
маленькие эксперименты и делать выводы на основе опыта.
Адресат программы: дети в возрасте от 7 до 15 лет.
Дети младшего школьного возраста (7-10 лет): могут приносить
множество плюсов для программы "Мир вокруг нас" по биологии. Вот
некоторые из них:
1. Увлеченность
природой:
Дети
этого
возраста
обычно
очень
интересуются природой и окружающим миром. Они могут быть легко
мотивированы изучать биологию, так как они часто восхищаются
животными, растениями и разными явлениями природы. Этот интерес
может служить отличным стимулом для учения.
2. Легкая адаптация к новой информации: Дети этого возраста обычно
быстро усваивают новые знания. Изучение основ биологии может быть
для них интересным и доступным способом расширить свой кругозор и
понимание мира.
3. Активное участие: Дети 7-10 лет обладают высокой активностью и
любопытством. Они готовы задавать много вопросов и участвовать в
практических занятиях, как экскурсии в природу, наблюдение за
живыми существами и эксперименты. Это делает их отличными
участниками в учебных занятиях по биологии.
4. Способствование развитию навыков наблюдения и анализа: Изучение
биологии может помочь детям развивать навыки наблюдения, анализа
данных и критического мышления. Эти навыки полезны не только в
биологии, но и в других областях.
5. Поддержка экологической осведомленности: Раннее введение детей в
биологию и изучение окружающей среды способствует формированию
экологической
осведомленности.
Дети,
узнавшие
о
важности
биоразнообразия и сохранении природы, могут стать будущими
сторонниками охраны окружающей среды.
Дети среднего школьного возраста (11-15 лет) обычно начинают
проявлять больший интерес к окружающей природе и биологии. Они
активны и готовы участвовать в исследованиях, экспериментах и
практических занятиях.
1. Усиленная способность к абстрактному мышлению: Дети этого
возраста становятся способными к более абстрактному и глубокому
пониманию биологических концепций и процессов.
2. Способность к самостоятельному исследованию: Они могут проводить
небольшие
исследовательские
проекты,
собирать
данные,
анализировать результаты и делать выводы. Это способствует развитию
навыков критического мышления.
3. Социальное взаимодействие: Дети этого возраста могут легко работать
в группах и обмениваться знаниями, что способствует развитию
коммуникативных навыков.
4. Сознательность и ответственность: Дети старшего школьного возраста
часто более ответственно относятся к заданиям и обязанностям, что
позволяет им более эффективно участвовать в учебном процессе.
5. Подготовка к будущей карьере: Участие в подобных программах может
посеять семена интереса к биологии и научным исследованиям, что
может вдохновить их на будущую карьеру в этой области.
Форма обучения:
В программе предусмотрено зачисление учащихся на первый год обучения
по результатам прохождения входящего тестирования.
Прием учащихся производится в сентябре. Однако, это не исключает
возможности приема и доукомплектования при наличии вакантных мест в
группах на протяжении календарного года.
Группы формируются разновозрастные, с учетом уровня подготовки
учащихся.
Срок и режим обучения
Данная программа рассчитана на 368 часов обучения. Срок обучения по
программе 1 год. Занятия проходят с одной группой 5 раз в неделю по 1-2
академическому часу, со второй группой 5 раз в неделю по 1-2
академическому часу.
Продолжительность одного учебного занятия – 1 академический час (45
минут), 2 академических часа (90 минут).
Количество воспитанников в группах: 15 человек.
Общее количество групп объединения – 2 группы.
Общее количество обучающихся: 30 человек.
Время реализации программы – 1 год обучения.
Продолжительность учебного года 39 недель. Начало учебных занятий – 1
сентября.
Год обучения
Кол-во
первый год
часов
в Кол-во занятий в Кол-во
неделю
неделю
часов в год
10
5
368
Форма реализации образовательной программы очная. Основной формой
обучения является занятие.
Использование
дистанционных
образовательных
технологий
при
реализации дополнительной общеобразовательной программы
Возможна реализации программы в дистанционном формате. Занятия
проходят на площадке социальной сети ВКонтакте в сообществах
объединений. При разработке дистанционного занятия принимается во
внимание
изолированность
сопровождаются
учащихся.
необходимыми
Учебные
пояснениями
и
материалы
инструкциями.
Предусмотрена консультационная зона, которая позволяет учащимся
задавать вопросы.
Режим занятий:
1-й год обучения: 7 раз в неделю по 1-2 академическому часу (1 учебный
час - 45 мин, 2 учебных часа - 90 мин).
Особенности организации образовательного процесса
Ожидаемые результаты по годам обучения
1 год обучения
Учащиеся будут знать:
1. Биологические взаимодействия и влияние на экосистемы.
2. Учащиеся будут изучать концепцию эволюции и естественного отбора,
их влияние на развитие живых существ и современную биологию.
3. Учащиеся будут знать о клеточной структуре, органах и системах
организмов, их функциях и взаимосвязях.
4. Учащиеся будут понимать основные принципы генетики, включая
наследственность,
мутации,
генетические
болезни
и
механизмы
передачи генов.
Учащиеся будут уметь:
1. Отличать основные биологические процессы и понятия.
2. Выявлять связи между биологическими процессами и окружающей
средой, понимая важность сохранения биологического разнообразия и
устойчивости экосистем.
3. Пользоваться основными методами исследования в биологии, включая
наблюдения, эксперименты и анализ данных.
4. Анализировать информацию, вырабатывать вопросы и разрабатывать
гипотезы в контексте биологии.
5. Понимать важность этического обращения с живыми организмами и
природными ресурсами.
Ожидаемые результаты освоения программы:
Предметные:
Теория (обучающийся будет знать):
1. Основные природные явления, такие как сезоны, погода, климат,
геология и рельеф.
2. О разнообразии живых организмов, включая растения, животных и
микроорганизмы.
3. О влиянии человеческой деятельности на окружающую среду и
понимание экологических проблем, таких как загрязнение воздуха и
воды, потеря биоразнообразия и изменение климата.
4. О глобальных пространственных взаимосвязей и геополитических
вопросов.
Практика (учащийся будет уметь):
1. Идентифицировать и описывать различные аспекты окружающего
мира, такие как растительный и животный мир, физические явления и
процессы, география и климат.
2. Объяснять
причинно-следственные
связи
между
различными
элементами окружающего мира.
3. Использовать научный подход для наблюдения, измерения и сбора
данных о различных аспектах окружающего мира.
4. Распознавать и объяснять взаимосвязи между людьми и окружающей
средой, включая влияние человеческой деятельности на окружающий
мир и меры по его сохранению.
5. Применять полученные знания и навыки для решения проблем,
связанных с окружающей средой.
Метапредметные:
Познавательные:
1. Обучающиеся
развивают
способность
и
желание
исследовать
окружающий мир, задавать вопросы, формулировать гипотезы и искать
ответы.
2. Обучающиеся развивают навык наблюдения, способность замечать и
анализировать детали в окружающей среде.
3. Обучающиеся
познают
основы
научного
метода,
включая
формулирование гипотез, проведение экспериментов, сбор и анализ
данных.
4. Обучение в рамках программы "Мир вокруг нас" помогает развивать
способность видеть связи и взаимодействия в природе и обществе.
5. Обучающиеся
учатся
искать,
анализировать
и
использовать
информацию из различных источников, включая книги, интернет и
экспертов.
6. Программа
способствует
развитию
способности
анализировать
информацию, оценивать аргументы и принимать обоснованные
решения.
7. Обучение в области экологии и охраны природы помогает формировать
ответственное
отношение
к
окружающей
среде
и
понимание
экологических проблем.
8. Программа "Мир вокруг нас" может способствовать развитию навыков
интеграции знаний из разных предметных областей.
9. Обучение в рамках этой программы может развивать у обучающихся
способность к самостоятельному изучению новых тем и проблем.
10.Обучающиеся учатся выражать свои мысли и идеи устно и письменно,
обсуждать темы, аргументировать свою точку зрения и вести диалог с
другими.
Регулятивные:
1. Навыки оценки и рефлексии: Обучающиеся могут оценивать свой
прогресс в изучении тем, а также осуществлять рефлексию над своими
успехами и трудностями.
2. Обучающиеся могут развивать навыки управления своими эмоциями и
мотивацией в процессе изучения тем, связанных с окружающим миром.
3. Обучающиеся могут учиться адаптировать свой подход к решению
задач и овладевать разными стратегиями обучения в зависимости от
ситуации.
4. Обучающиеся могут развивать способность критически оценивать свои
достижения и учиться ставить перед собой амбициозные цели.
Коммуникативные:
1. Навыки эффективного слушания и понимания информации. Это
включает в себя способность внимательно слушать и анализировать
сообщения, выделяя основные идеи и детали.
2. Умение работать в команде и взаимодействовать с другими людьми.
Это включает в себя способность эффективно сотрудничать, выражать
свои мысли и принимать мнение других участников команды.
3. Навыки использования средств коммуникации и информационных
технологий для передачи и получения информации.
Личностные:
Будут сформированы моральные нормы и ценности, доброжелательное
отношение к окружающим, мотивация к обучению.
Учебный план:
№ Наименование разделов
Всего
Количество часов
Теория
практика
1
Вводное занятие
20
20
2
Клетка и организм
50
50
3
Исследование
растительного мира
Исследование животного
мира
60
60
50
50
Экология
38
38
30
50
30
50
40
40
30
30
368
368
4
5
Эволюция
Защита природы и
окружающей среды
8 Практические занятия и
экскурсии
9 Заключительная оценка
знаний
10 Всего
6
7
Учебно-тематический план
№
п/п
Название раздела, тем
Количество часов
Всего
часов
1
2
3
4
5
Вводное занятие:
-Определение биологии и ее
основных
понятий.
-История развития биологических
наук.
-Основные методы исследования в
биологии.
Клетка и организм
- Строение и функции клетки.
- Организация организма на
клеточном уровне.
- Ткани, органы и системы органов.
- Отличия растительных и
животных клеток.
Исследование растительного мира
-Основные типы растений и их
особенности
-Процесс фотосинтеза и его роль в
жизни растений
-Растительный покров и его
функции
- Основные классификационные
группы растений
-Строение и функции растений.
- Взаимодействие растений и
животных в экосистеме.
Исследование животного мира:
-Основные типы животных и их
характеристики
-Система классификации животных
-Адаптация животных к среде
обитания
- Основные классификационные
группы животных.
- Строение и функции животных.
- Взаимодействие растений и
животных в экосистеме.
Экология
- Основные понятия экологии.
- Взаимодействие организмов в
экосистеме.
- Биологическое разнообразие и его
сохранение.
- Влияние человека на
окружающую среду.
Формы контроля,
аттестации
Теория
Практика
20
10
10
-
50
25
25
Тест
60
30
30
Практическая
работа
50
25
25
Ролевая игра
Практическая
работа
38
28
10
Тест
6
7
8
9
Эволюция
- Идеи Дарвина о происхождении
видов.
- Естественный отбор и адаптация.
- Примеры эволюционных
изменений.
- Важность изучения эволюции для
понимания биологического мира.
Защита природы и окружающей
среды
- Охраняемые природные
территории и их значение.
- Глобальные проблемы
окружающей среды.
- Энергосбережение и
использование возобновляемых
источников энергии.
- Волонтерское движение и участие
в экологических проекта
Практические занятия и экскурсии
- Проведение экспериментов по
темам, изученным в программе.
- Посещение ботанических садов,
зоопарков и других мест, где дети
могут увидеть и изучить живые
организмы.
- Участие в экологических
мероприятиях и акциях.
30
15
15
Викторина
50
25
25
Тематическая
беседа
40
20
20
Беседа
Заключительная оценка знаний и
сертификаты
- Проведение тестов и заданий для
оценки полученных знаний.
- Выдача сертификатов о
прохождении программы.
- Обсуждение дальнейшего
изучения биологии и карьерных
возможностей в этой области.
Всего
30
15
15
Финальный
проект
368
193
175
Содержание программы
1.Вводное занятие.
Теория: Знакомство с планом на учебный год. Организация
рабочего места, правила техники безопасности при работе с различными
инструментами и материалами, изучение биологии и ее основных понятий,
история развития биологических наук, основные методы исследования в
биологии.
Практика:
Формирование
групп.
Контроль:
Контроль
посещаемости, беседа по данной теме.
2. Клетка и организм.
Теория: Строение и функции клетки, организация организма на
клеточном
уровне,
ткани,
органы
и
системы
органов,
отличия
изучение
основы
растительных и животных клеток.
Практика:
Наблюдение
над
организмами,
анатомии и физиологии организмов, изучение взаимодействия между
организмами и окружающей средой, такие как питание, дыхание,
регулирование температуры и т.д.
Контроль: Тест по теме «Клетка и организм».
3. Исследование растительного мира
Теория: Основные типы растений и их особенности, процесс
фотосинтеза и его роль в жизни растений, растительный покров и его
функции, основные классификационные группы растений, строение и
функции растений, взаимодействие растений и животных в экосистеме.
Практика:
1. Сбор и определение растительных образцов: обучающиеся
могут учиться собирать и классифицировать растительные образцы,
обучаться использованию терминологии для описания особенностей
растений и научиться определять растения по их цвету, форме листьев,
наличию цветков.
2. Изучение анатомии растительных органов:
обучающиеся
могут изучать анатомию различных растительных органов, таких как
лист, стебель, корень, цветок.
3. Изучение морфологии и физиологии растений: обучающиеся
могут учиться описывать форму и структуру растительных тканей и
органов,
изучать
процессы
фотосинтеза
и
дыхания,
а
также
рассматривать приспособления растений к различным условиям
окружающей среды.
4. Изучение экосистем растительного мира: обучающиеся могут
изучать
экологические
взаимодействие
растений
особенности
с
другими
растительных
организмами,
сообществ,
включая
абиотические факторы, и связи между видами растений.
5. Проведение экспериментов по физиологии растительного
мира: обучающиеся могут проводить эксперименты, связанные с
фотосинтезом, дыханием и другими процессами жизнедеятельности
растений.
6. Изучение растительных болезней и вредителей: обучающиеся
могут изучать различные болезни растений и методы борьбы с
вредителями, а также применять полученные знания для разработки
новых методов защиты растений.
7. Применение знаний в сельском хозяйстве: обучающиеся могут
изучить методы повышения урожайности и качества растений, а также
разработать новые сорта растений, устойчивые к болезням и
неблагоприятным условиям окружающей среды.
Контроль:
Практическая работа по теме «Исследование растительного мира».
4. Исследование животного мира:
Теория: Основные типы животных и их характеристики, система
классификации животных, адаптация животных к среде обитания,
основные классификационные группы животных, строение и функции
животных, взаимодействие растений и животных в экосистеме.
Практика:
1. Наблюдение за животными в их естественной среде обитания:
обучающиеся могут совершать прогулки в заповедниках, парках или на
пляжах, чтобы изучать различные виды животных, их поведение, образ
жизни и место жительства.
2. Сбор и изучение образцов животных: обучающиеся могут
собирать и изучать образцы различных видов животных, включая
кости, шкуры, перья и зубы. Это поможет им понять анатомию и
физиологию животных, а также классификацию и систематику.
3. Изучение поведения животных в зоопарке: обучающиеся
могут посетить зоопарк и изучать поведение животных в неволе, а
также проводить исследования о влиянии окружающей среды и
условий содержания на их благополучие.
4. Изучение
биологических
карт:
обучающиеся
могут
осуществлять анализ данных, полученных от биологических карт,
чтобы понять миграцию животных, изменение их популяций и
распределения на определенной территории.
Контроль:
Ролевая
игра,
практическая
работа
по
теме
«Исследование животного мира».
5. Экология.
Теория: Основные понятия экологии, взаимодействие организмов в
экосистеме, биологическое разнообразие и его сохранение, влияние
человека на окружающую среду.
Практика:
1. Исследование
биоразнообразия:
обучающиеся
могут
совершать прогулки в лесах, парках или на других экосистемах, чтобы
изучать
различные
виды
живых
организмов,
особенности
их
жизненного цикла, место в пищевой цепи и другие экологические
аспекты.
2. Анализ качества воды: обучающиеся могут анализировать
качество воды в реках, озерах, прудах, используя химические и другие
методы. Это поможет им оценить влияние человеческой деятельности
на окружающую среду и здоровье живых организмов в этой среде.
3. Изучение взаимодействий между видами: обучающиеся могут
изучать, какие живые организмы взаимодействуют друг с другом в
своих естественных средах обитания. Например, они могут изучать
взаимодействия между растениями и насекомыми, между хищниками и
жертвами.
4. Исследование загрязнения окружающей среды: обучающиеся
могут собирать образцы грунта, воздуха или воды в индустриальных
или городских районах, а затем проанализировать их, чтобы выяснить,
насколько эти области загрязнены.
5. Моделирование экосистем: обучающиеся могут создавать
компьютерные модели экосистем, чтобы изучать различные аспекты
взаимодействия между живыми организмами и окружающей средой.
Например, они могут моделировать ситуации, связанные с изменением
климата или изменением использования земель.
Контроль: Тест по теме «Экология».
6. Эволюция.
Теория: Идеи Дарвина о происхождении видов, естественный отбор
и адаптация, примеры эволюционных изменений, важность изучения
эволюции для понимания биологического мира.
Практика:
1. Создание дерева жизни: обучающиеся могут создать свое
"дерево жизни", которое показывает разницу между различными
видами животных и растений, а также их связь с друг другом.
2. Один день из жизни: обучающиеся могут изучить какую-то
одну группу живых организмов (например, птицы или рыбы) и
придумать, каким образом их анатомия и поведение отражают их
способность выживать в своей среде обитания.
3. Флэш-карточки:
изображением
животных
создается
и
набор
растений.
флэш-карточек
Обучающиеся
с
могут
распределить карточки по группам, определить общие черты каждой
группы и объяснить, как эти черты помогают животным и растениям
выживать в своей среде.
4. Изучение черепах: черепахи являются прекрасным примером
живого организма, который выживает благодаря своей анатомии и
поведению. Обучающиеся могут изучить анатомию черепах, их
поведение и привычки, понять, как они защищают себя и что делают
для того, чтобы выжить.
5. Игра в «Камень-ножницы-бумага»: эта игра используется для
объяснения принципа естественного отбора. Различные виды животных
и растений адаптированы к своей среде обитания, и одни выживают, а
другие нет.
6. Создание скульптуры животного из глины: обучающиеся
могут создать скульптуру своего любимого животного и объяснить, как
те или иные черты анатомии помогают животному выживать в природе.
7. Мутации:
обучающиеся
могут
рассмотреть
различные
варианты «мутаций», то есть изменений внешнего вида живых
организмов, и объяснить, как такие изменения могут повлиять на
способность животного выживать в своей среде.
Контроль: Викторина по теме «Эволюция»
7. Защита природы и окружающей среды.
Теория: Охраняемые природные территории и их значение,
глобальные
проблемы
использование
окружающей
возобновляемых
среды,
источников
энергосбережение
энергии,
и
волонтерское
движение и участие в экологических проектах.
Практика:
1. Экологические прогулки и экскурсии. Эти занятия помогут
обучающимся увидеть, как на практике функционирует природа и как
она может быть защищена и сохранена. Во время экскурсий можно
обсуждать важность различных экосистем и биоразнообразия, а также
вызовы и проблемы, связанные с защитой окружающей среды.
2. Сбор и анализ данных. Обучающиеся могут проводить сбор
данных на территориях, связанных с окружающей средой, например, в
лесах или реках. Это может включать определение видов растений и
животных, сбор данных о качестве воды или воздуха, измерение
уровней шума и т. д. Эти данные могут использоваться для анализа
экосистемы и выявления проблем.
3. Работа с местными органами власти и общественностью.
Обучающиеся
могут
изучать,
как
местные
органы
власти
и
общественность могут участвовать в защите окружающей среды, и
проводить мероприятия, направленные на повышение осведомленности
населения о важности экологических вопросов.
4. Проектирование экологических проектов. Обучающиеся могут
разрабатывать экологические проекты, которые помогут улучшить
качество окружающей среды в их местности. Это может включать
проектирование и установку систем сбора дождевой воды, создание
мест для местных видов животных и растений, или проведение
кампаний по сбору отходов и утилизации мусора.
5. Проектирование и создание садов или цветочных клумб. Это
занятие может включать проектирование, создание и уход за
небольшими садами или цветочными клумбами на территории детского
учреждения, школы или дома. Обучающиеся могут узнать, какие
растения важны для экосистемы, и научиться ухаживать за ними.
Контроль: Тематическая беседа по теме «Защита природы и
окружающей среды».
8. Практические занятия и экскурсии.
Теория: Проведение экспериментов по темам, изученным в
программе, посещение ботанических садов, зоопарков и других мест, где
обучающиеся могут увидеть и изучить живые организмы, участие в
экологических мероприятиях и акциях.
Практика:
1. Организация экологической прогулки в парке или в лесу.
Обучающимся будет интересно наблюдать за местными животными,
растениями и экосистемами, а экскурсовод может рассказать им о том,
как поддерживать экологически чистое окружение.
2. Сбор мусора на прибрежных территориях. Это практическое
занятие поможет обучающимся понять, как их действия могут влиять
на чистоту окружающей среды, и поощрит их заботу об окружающей
среде.
3. Посещение организаций, которые занимаются рециклингом и
переработкой отходов. Обучающиеся узнают, какое влияние оказывает
мусор на окружающую среду, и о том, как они могут осуществлять
переработку и утилизацию отходов на личном уровне.
4. Создание мини-сада или клумбы в школьном дворе или во
дворе дома. Обучающиеся смогут научиться посадке, уходу и защите
растений, а также понять, как важны зеленые насаждения для
сохранения окружающей среды.
Контроль: Беседа.
9. Заключительная оценка знаний.
Теория: Проведение тестов и заданий для оценки полученных
знаний, выдача сертификатов о прохождении программы, обсуждение
дальнейшего изучения биологии и карьерных возможностей в этой
области.
Практика: Репетиция защиты исследовательской работы. Ответы на
вопросы. Возможные проблемы при выступлении, их решение.
Контроль: Финальный проект по выбранной теме, связанный с
пройденным курсом биологии.
КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
УСЛОВИЙ
Календарный учебный график
Год
обучения
1
Всего
Количество
часов по годам
учебных
учебных дней
обучения
недель
368
39
Объем учебных
274
Режим работы
Пн - 13.00-14.45
Вт - 13.00-15.00
Ср - 13.00-14.45
Чт - 14.00-16.00
Пт - 14.00-16.00
Сб - выходной
Вс - выходной
Формы аттестации и система оценки результативности обучения по
программе
Формы аттестации: Наблюдение, сдача элементов танца, отчетный
концерт, рефлексия. Основными видами контроля на всех уровнях
обучения является концертная деятельность, конкурсы, фестивали и научно
– конференции.
Для
оценивания
результативности
обучения
по
программе
используются следующие показатели: теоретическая подготовка учащихся,
практическая подготовка, общеучебные умения и навыки (метапредметные
результаты),
личностное
развитие
учащихся
в
процессе
освоения
дополнительной образовательной программы.
Применяется 10 – бальная шкала (низкий уровень: 1–3 балла,
средний уровень: 4–7 баллов, высокий уровень: 8–10 баллов).
Оценивание
результативности
обучения
проводится:
входящая
аттестация 1–2 недели учебного года, промежуточная аттестация 15–16
недели и 34–35 недели учебного года. По итогам реализации программы
проводится аттестация по завершению программы.
Контрольно-измерительные материалы
1.
Критерии оценки
1 год обучения
Теория:
1. Знания и понимание: Оценивается общий уровень знаний и понимания
основных концепций и принципов, рассматриваемых в программе.
Может включать тесты, написание эссе или ответы на вопросы.
2. Анализ
и
критическое
мышление:
Оценивается
способность
анализировать и критически мыслить о различных аспектах изучаемых
тем. Может включать решение проблемных ситуаций, написание
рефлексивных отчетов или проведение исследований.
3. Коммуникация:
Оценивается
способность
четко
и
эффективно
выражать свои мысли и идеи, а также слушать и взаимодействовать с
другими. Может включать презентации, устные или письменные
отчеты, дискуссии и пр.
4. Творчество и применение знаний: Оценивается способность применять
полученные знания в новых и творческих контекстах. Может включать
создание проектов, исследования и т.д.
Практика:
1. Успешное усвоение основных понятий и терминов, связанных с
окружающим миром
2. Способность рассуждать о причинно-следственных связях и извлекать
выводы из происходящего в окружающем мире
3. Умение ориентироваться в пространстве и времени
4. Знание истории и исторических фактов, связанных с развитием нашей
планеты и человечества
2. Критерии оценки реализации программы
Наименование критерия
Предметные
Теория
1. Основные
природные
явления,
такие
как
сезоны, погода, климат,
геология и рельеф.
2. О разнообразии живых
организмов,
включая
растения, животных и
микроорганизмы.
3. О влиянии человеческой
деятельности
на
окружающую среду и
понимание
экологических проблем,
таких как загрязнение
воздуха и воды, потеря
биоразнообразия
и
изменение климата.
4. О
глобальных
пространственных
взаимосвязей
и
геополитических
вопросов.
Практика
1.
Идентифицировать
описывать
и
различные
аспекты
окружающего
мира,
такие
растительный
животный
как
и
мир,
физические явления и
процессы, география и
климат.
2. Объяснять
причинно-
следственные
между
связи
различными
элементами
окружающего мира.
3. Использовать
научный
подход для наблюдения,
измерения
и
данных
различных
о
сбора
аспектах окружающего
мира.
4. Распознавать
объяснять
между
и
взаимосвязи
людьми
окружающей
включая
и
средой,
влияние
человеческой
деятельности
окружающий
меры
на
мир
по
и
его
сохранению.
5. Применять полученные
знания и навыки для
решения
проблем,
связанных
с
окружающей средой.
Метапредметные
1.
Обучающиеся
развивают способность
и желание исследовать
окружающий
мир,
задавать
вопросы,
формулировать
гипотезы
и
искать
ответы.
2. Обучающиеся
развивают
навык
наблюдения,
способность замечать и
анализировать детали в
окружающей среде.
3. Обучающиеся познают
основы
научного
метода,
включая
формулирование
гипотез,
проведение
экспериментов, сбор и
анализ данных.
4. Обучение
в
рамках
программы "Мир вокруг
нас" помогает развивать
способность
видеть
связи и взаимодействия
в природе и обществе.
5. Обучающиеся
учатся
искать, анализировать и
использовать
информацию
из
различных источников,
включая
книги,
интернет и экспертов.
6. Программа
способствует развитию
способности
анализировать
информацию, оценивать
аргументы и принимать
обоснованные решения.
7. Обучение
в
области
экологии
и
охраны
природы
помогает
формировать
ответственное
отношение
к
окружающей
среде
и
понимание
экологических проблем.
8. Программа "Мир вокруг
нас"
может
способствовать
развитию
навыков
интеграции знаний из
разных
предметных
областей.
9. Обучение в рамках этой
программы
может
развивать
у
обучающихся
способность
к
самостоятельному
изучению новых тем и
проблем.
10. Обучающиеся
учатся
выражать свои мысли и
идеи устно и письменно,
обсуждать
темы,
аргументировать свою
точку зрения и вести
диалог с другими.
Личностные
Будут
сформированы
моральные
нормы
и
ценности,
доброжелательное
отношение к окружающим,
мотивация к обучению.
3. Оценочные материалы
Оценивание предметных результатов обучения по программе:
Показатели
Критерии
(оцениваемые
Методы
Степень выраженности
диагностики
оцениваемого качества
параметры)
Теоретические
Низкий
Средний
Высокий
уровень
уровень
уровень
(1-3
(4-7
(8-10
балла)
баллов)
баллов)
Обучаю
Объем
усвоений
знаний
составляет
более
Обучаю
Соответств
Наблюдение,
знания по
ие
тестирование,
щийся
основным
теоретическ
контрольный
овладел
разделам
их знаний
опрос и др.
менее чем
программы
обучающего
половино
ся
й знаний,
объем
программны
предусмо
знаний,
м
тренных
предусмот
требованиям
программ
ренный
ой
программ
12/
щийся
освоил
практичес
ки весь
ой за
конкретн
ый период
Практические
умения и навыки,
Соответств
Контрольное
Практич
ие
задание
еские
практическ
щийся
умения и
ими
овладел в
х умений и
навыки
умениями
полном
навыков
неустойчи
и
объеме
программны
вые,
навыками,
практичес
м
требуется
предусмотр
кими
требованиям
постоянна
енными
умениями
я помощь
программо
и
по их
й,
навыками,
использов
применяет
практичес
анию
их под
кие
руководств
работы
ом
выполняет
педагога
самостоят
предусмотренные практически
программой
Овладел
Обучаю
ельно,
качествен
но
Оценивание метапредметных результатов обучения по программе:
Показатели
Критерии
(оцениваемые
Методы
Степень выраженности оцениваемого
диагностики
качества
параметры)
Учебно-
Самостояте
Наблюдение
Низкий
Средний
Высокий
уровень
уровень
уровень
(1-3
(4-7
(8-10
балла)
баллов)
баллов)
Обучаю
Обучающ
Обучающийс
познавательные
льность в
щийся
ийся
я выполняет
умения
решении
испытыва
выполняет
работу
ет
работу с
самостоятельн
серьезные
помощью
о, не
затруднен
педагога
испытывает
познаватель
ных задач
ия в
особых
затруднений
работе,
нуждается
в
постоянно
й помощи
и
контроле
педагога
Учебно-
Умение
организационны планировать,
Наблюдение
Обучаю
Обучающ
Обучающийс
щийся
ийся
я делает
е умения и
контролиров
испытыва
испытывае
осознанный
навыки
ать и
ет
т
выбор
корректиров
серьезные
некоторые
направления
ать учебные
затруднен
затруднени
учебной
действия,
ия в
я в анализе
деятельности,
осуществлят
анализе
ь
правильно
ти
о планирует
самоконтрол
сти
выполнени
выполнение
ьи
выполнен
я учебной
учебной
самооценку
ия
задачи, не
задачи и
учебной
всегда
самостоятельн
задачи,
объективно
о
правильнос самостоятельн
собственн осуществля
ые
ет
возможно
самоконтро
сти
ль
оценивает
с
помощью
педагога
осуществляет
самоконтроль
Учебно-
Самостояте
Наблюдение
Обучаю
Обучающ
Обучающийс
коммуникативн
льность в
щийся
ийся
я не
ые умения и
решении
испытыва
выполняет
испытывает
коммуникат
ет
коммуника
трудностей в
ивных задач
серьезные
тивные
решении
затруднен
задачи с
коммуникатив
ия в
помощью
ных задач,
решении
педагога и
может
коммуник
родителей
организовать
навыки
ативных
учебное
задач,
сотрудничеств
нуждается
о
в
постоянно
й помощи
и
контроле
педагога
Личностные
качества
Сформиров
Наблюдение
Сформир
Сформир
анность
овано
ованы, но
ны в полном
моральных
знание на
не
объеме
норм и
уровне
достаточно
ценностей,
норм и
актуализир
доброжелате
правил,
ованы
льное
но не
отношение к
используе
окружающи
т на
м,
практике
мотивация к
обучению
Условия реализации программы
Сформирова
Учебное помещение по адресу: р.п. Башмаково ул. Плеханова,
д.24,соответствует требованиям санитарных норм и правил, установленных
Санитарными
правилам
(Постановление
Главного
государственного
санитарного врача РФ от 28.09.2020 N 28 "Об утверждении санитарных
правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи").
Кадровое обеспечение:
Педагог дополнительного образования - Рубцова Марина Сергеевна.
Материально-технические ресурсы.
№
Название
Количество
1
Учебная аудитория
1
(групповые занятия)
2
Стол письменный
1
3
Стулья
30
4
Шкаф
2
5
Ноутбук
1
6
Колонки
1
7
Магнитофон
1
Информационные ресурсы (оргтехника, интернет-ресурсы)
№
Название
Количество
1
Ноутбук
1 шт.
2
Флэш-накопитель (USB)
1 шт.
3
Диски СD
1 шт.
Методические ресурсы
№
Название
1
Учебные
пособия
1. Биология: Учебник" - авторы Поярков М.Н.,
Поляков Г.Г., Чернов А.В., Датинг (2020).
2. "Основы биологии" - авторы Сивоглазов В.И.,
Курбатов С.Г., Датинг (2019).
3. "Биология: Краткий справочник" - автор Чернов
А.В., Датинг (2018).
4. "Молекулярная биология клетки" - авторы Лодиш
Х., Берковиц В., Юансон Р., Леколь Д., Датинг
(2017).
5. "Физиология растений" - авторы Теплицкий И.Т.,
Шмыга Ю.А., Датинг (2016).
6. "Генетика: Учебное пособие" - авторы Смит Д.,
Джонс М., Датинг (2015).
7. "Экология: Практикум" - авторы Воробьев В.А.,
Зорич В.В., Датинг (2014).
8. "Зоология: Учебное пособие" - авторы Котс Л.,
Батлер А., Датинг (2013).
2
Художественная
литература
1. "Эволюция, биология и литература" - Андрей
Курпатов (2016).
2. "Человек и грибы. Мифы и реальность" - Николай
Федоров (2008).
3. "Огни Вселенной: биологическая революция" Игорь Дёмин (2019).
4. "Биология животных" - Александр Марцинкевич
(2001).
5. "Микробиология" - Людмила Алексеева (2005).
6. "Энциклопедия биоразнообразия и природных
ресурсов" - Петр Боев (2011).
3
Энциклопедии и
справочники
1. Энциклопедия животного мира" – автор: В.Г.
Георгиевский, Г.Д. Губанов, В.Е. Спиридонов,
А.П. Чернов, И.И. Шмидт-Нильсон; (2020).
2. "Энциклопедия природы России" – автор: А.Н.
Формозов и др. (2018).
3. "Энциклопедия биологии" – автор: В.К. Сарычев,
Ю.В. Сойфер, Л.С. Шифрин (2017) .
4. "Справочник по общей и молекулярной биологии"
– автор: Ж. Роберт; дата публикации: (2008).
4
Медиатека
Электронные
CD-диски, видеофильмы, презентации
http://ddut-penza.ru/forteachers/
образовательные
ресурсы
Методические
Интернет-ресурсы, учебные пособия
материалы
Дидактические
материалы
Интерактивные
таблицы,
биологии, презентации.
схемы,
плакаты
по