1. Целевой раздел
1.1.
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по обучению игре футбол, разработана на основании программы
интегративного курса физического воспитания для дошкольников подготовительной группы на основе футбола под общей
редакцией Федченко Н.С. , которая расширяет возможности физического развития двигательных способностей детей на основе
спортивной игры – футбол, способствует повышению уровня здоровья дошкольников.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно - спортивной направленности для детей старшего
дошкольного возраста по обучению игре - футбол (далее Программа) разработана с учетом требований нормативных документов:
1.Закон «Об образовании» от 29 декабря 2012г №273-ФЗ;
2. Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018г №196«Об утверждении и Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
3.Письмо Министерство образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2015г.№09-3242 «Методические рекомендации по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разно уровневые программы);
4.Концепция развития дополнительного образования детей, утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 4
сентября 2014 года № 1726-р;
5.Приказ Министерства просвещения РФ от 3.09.2019 №467 «Об утверждении целевой модели развития региональных систем
дополнительного образования»;
3
6.СанПин 2.4.4.3172-14, утверждѐнный Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014г. №41;
7.Региональным проектом «Успех каждого ребенка»;
8.Устав МБУДОДДТ р.п. Башмаково
Актуальность
В детском организме заложены большие возможности для тренировок, а это дает возможность внедрять доступные детям элементы
спорта в систему физического воспитания ДОУ. Ведь освоение элементов спортивных игр в дошкольном возрасте составляет
основу для дальнейших занятий спортом. Наблюдая за многократным монотонным и однообразным повторением
действий детей с мячом, я пришла к выводу, что интерес у дошкольников к манипуляциям с мячом пропадает. Это привело меня к
необходимости поиска новых эффективных средств развития двигательной активности, развития интереса детей к достижению
потребности быть ловким, быстрым, сильным, смелым.
Во всем мире большой популярностью пользуется игра в футбол, как среди взрослых, так и среди детей. В настоящее время в нашей
стране охват детей дошкольного возраста занятиями футболом незначителен. Футбол как специфический вид двигательной
деятельности позволяет создать условия для нормального физиологического, психического и физического развития ребенка, а
также формирования социально значимых личностных качеств детей.
Эта игра сочетает ходьбу, бег, прыжки с одновременным использованием различных ударов, ведений, передач мяча, бросков, ловли и
т.д. Занятие футболом способствуют развитию ловкости, быстроты, координации движений, двигательной реакции, ориентации в
пространстве. Игры с мячом развивают соответствующие навыки поведения в коллективе, воспитывают товарищеские
взаимоотношения, основанные на сотрудничестве и взаимопомощи. Они требуют выдержки, решительности, смелости. Дети учатся
управлять своими движениями в разнообразных условиях, в различных игровых ситуациях.
4
Содержание программы направлено на формирование у детей основ здорового образа жизни, активное вовлечение в регулярные
занятия спортом и самостоятельную организацию своего досуга.
Отличительная особенность программы:
Данная Программа расширяет возможности физического развития двигательных способностей детей на основе спортивной игры
– футбол, построен по принципу изучения, углубления и повторения объема знаний, умений и навыков.
Отличительная особенность обучения игре в футбол - это ее эмоциональная направленность, позволяющая поддерживать у детей
интерес к физической культуре, мотивировать ребенка к здоровому образу жизни.
1.2.
Цели и задачи программы
Цель: Развивать двигательную активность, как источник здоровья детей через спортивную игру футбол.
Задачи:
Образовательные:
- сформировать культуру движений, обогащение двигательного опыта через многообразные действия с мячом;
- освоить знания о футболе, его истории, роли в формировании здорового образа жизни;
- обучить правильной технике выполнения элементов спортивной игры - футбол (удар, передача, ведение).
Развивающие:
- укрепить
здоровье,
развить
основные
физические
качества
дошкольников;
- развить выносливость, скоростные и силовые способности.
Воспитательные:
5
и
повысить
функциональные
возможности
организма
- воспитать морально - волевые качества;
- воспитать устойчивый интерес к занятиям физической культурой и спортом.
Все занятия составлены согласно педагогическим принципам:
принцип осознанности и активности – направлен на воспитание у ребенка осмысленного отношения к физическим упражнениям и
подвижным играм, предполагает в ребенке высокую степень самостоятельности, инициативы и творчества в процессе обучения
игре футбол;
принцип систематичности и последовательности - проявляется во взаимосвязи знаний, умений и навыков игры в футбол. Система
подготовительных и подводящих упражнений позволяет перейти к освоению нового движения и, опираясь на него, приступить к
познанию последующего, более сложного материала. Регулярность, планомерность, непрерывность в педагогическом процессе на
протяжении всего периода обучения элементам игры футбол;
принцип постепенности – предполагает преемственность ступеней обучения ребенка игре футбол;
принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей – является фундаментом для формирования знаний, умений, навыков,
развития функциональных возможностей организма в процессе обучения игре футбол;
принцип всестороннего и гармоничного развития - содействует развитию психофизический способностей, знаний, умений и навыков
игры футбол; принцип оздоровительной направленности – решает задачи укрепления здоровья ребенка, направлен на всестороннее
оздоровления организма, повышение его работоспособности, совершенствование психофизических качеств, поддержки
эмоционально - положительного состояния, жизнерадостности.
Значимые для разработки и реализации программы характеристики.
Возрастные особенности детей 6-7 лет.
На 6-7 году жизни двигательный аппарат у детей достаточно развит для того, чтобы они могли демонстрировать точные и
6
скоординированные движения с учетом возникающих условий и ситуаций, заинтересованы в качестве выполнения движений,
проявляют волю и прикладывают усилия, когда необходимо выполнить трудное задание.
В 6-7 лет старшие дошкольники способны осознанно совершать отдельные движения разными частями тела, тренируя ритмику,
ловкость и грацию. Многие из них с удовольствием соревнуются в умениях со сверстниками, развивая дух соперничества.
В 6-7 лет мышечная система детей достигает определенного уровня зрелости, что позволяет показывать высокие показатели быстроты
и активности в целом. Дети этого возраста хорошо справляются с теми заданиями, которые подразумевают комплексное
задействование мышечных групп, например игры с мячом.
Активное развитие показателей силы и выносливости позволяет постепенно повышать уровень физической подготовки. Дети
способны выдерживать определенные физические нагрузки, соблюдать правила игр, быть частью команды.
1.3.
Планируемые результаты освоения программы:
Воспитанники приобретают знания:
- о правилах поведения и техники безопасности на занятиях;
- об основных правилах игры футбол;
- о влиянии физических упражнений на организм.
У воспитанников формируются представления:
- об истории развития футбола, оборудовании, инвентаре;
- о значении занятий физическими упражнениями для укрепления здоровья.
У воспитанников развиваются умения:
- свободно ориентироваться в пространстве;
- выполнять различные действия с мячом: бросать и ловить, катать и выполнять удары по мячу;
7
- взаимодействовать друг с другом во время игры;
- выполнять основные приемы техники спортивной игры - футбол;
- подчинять свои интересы интересам команды.
1.4.
Календарный учебный график
Срок реализации: 1 учебный год (сентябрь - август)
Комплектование группы для занятий по обучению элементам игры футбол проводится с учетом общего функционального
состояния детей, возрастных особенностей детей. Занятия могут посещать как мальчики, так и девочки.
Занятия проводятся 2 раза в неделю 30 мин – 8 занятий в месяц во второй половине дня, когда дети не заняты на основных
программных занятиях.
Состав группы – 15 детей старшего дошкольного возраста(6-7 лет). На занятиях используются групповой, фронтальный, поточный и
индивидуальный способы организации. Способ организации детей на занятии зависит от поставленной цели и задач каждого
занятия.
Форма обучения: очная.
Место обучения: занятия проводятся в спортивном зале или на спортивной площадке, в зависимости от погодных условий на базе
МБДОУ ДС «Солнышко» р.п. Башмаково
Структура занятий:
1. Вводная часть (3 - 4 мин.) – разминка, целью которой является подготовка организма ребенка к более интенсивной работе в
основной части (различные виды ходьбы, бег, прыжки, подскоки, дыхательные упражнения и подвижные игры).
2. Основная часть (20 мин) - небольшой комплекс общеразвивающих упражнений обучение движениям с мячом, (подводящие
упражнения, сходные по структуре с главными элементами техники того или иного движения в игре футбол), дыхательное
8
упражнение.
3. Заключительная часть (4 -5 мин)
релаксация (ходьба с дыхательными упражнениями, спокойная игра).
Формы проведения итогов реализации Программы:
воспитанники будут принимать участие в спортивных праздниках, развлечениях в ДОУ, районных и областных мероприятиях и
фестивалях в рамках регионального проекта «Разработка и внедрение организационно - педагогической модели культурно досуговой деятельности на основе массовых видов спорта (направление «Футбол с детства»).
2. Учебно - тематический план
№
Наименование раздела, темы
Количество часов
Всего
Теоретическая подготовка
Теория
25
Практика
10
15
1.
Диагностическое обследование детей
4
5
2.
Техника безопасности
3
5
3.
История возникновения игры - футбол
3
5
10
27
Физическая подготовка
37
1.
Общефизическая подготовка
5
15
2.
Специальная физическая подготовка
5
12
20
20
20
20
10
15
Техническая и тактическая подготовка
1.
40
Основные навыки, умения игры в футбол
Подвижные и спортивные игры
25
9
1.
Подвижные игры
5
10
2.
Эстафеты, соревнования
5
5
Сдача нормативов
9
4
5
Двусторонние игры
8
4
4
Итого
144
10
3. Содержательный раздел
3.1. Описание образовательной деятельности
Процесс обучения элементам игры футбол проходит в три этапа:
Раздел 1. Этап начального обучения (сентябрь - ноябрь)
Теория: Дать детям представление об истории возникновения футбольного мяча.
Практика:
Рекомендуемые упражнения:
- различные виды бега (змейкой, со сменой ведущего, с препятствиями, обегая предметы, с прыжком в высоту);
- упражнения на координацию движения (касание носком центра мяча, лежащего неподвижно);
- перебрасывание мяча друг другу разными способами.
Игры с мячом: «Клоун с мячом», «У кого меньше мячей», «10 передач», «Горячая картошка».
Теория: Ознакомление с правилами безопасной работы в спортивном зале и на спортивной площадке.
Практика:
Рекомендуемые упражнения:
- различные виды ходьбы (с разным положением рук, на пятках, с высоким подниманием колен, широким шагом,
приставным шагом);
- упражнения для развития общей выносливости, ловкости, быстроты (бег змейкой, челночный бег, ускорение по
сигналу из различных исходных положений);
- подбрасывание и ловля мяча двумя руками, стоя на месте и с продвижением
11
вперед. Игры с мячом: «Передай мяч», «Охотники и зайцы», «К своим флажкам»,
«Вертись мячик» Теория: Спорт и здоровье. Соблюдение личной гигиены детей.
Практика:
Общая физическая подготовка (ОФП).
Рекомендуемые упражнения:
- перестроение в колонну по двое, трое, расчет на «первый – второй» и перестроение из одной шеренги в две, равнение в
колонне, размыкание и смыкание приставным шагом;
- ходьба в разных направлениях, в колонне по одному, по двое, трое, приставным шагом;
- бег обычный, на носках, высоко поднимая колено, в разных направлениях, с различными заданиями;
- прыжки на месте, через набивные мячи, влево, вправо;
- пролезание в обруч разными способами (под дугу, гимнастическую скамейку);
- лазанье по гимнастической лестнице с изменением темпа, с пролете на пролет;
- общеразвивающие упражнения для развития укрепления мышц плечевого пояса, спины, брюшного пресса и ног;
12
- статические упражнения
Техническая подготовка:
Рекомендуемые упражнения:
- подбрасывания и ловли мяча двумя руками с продвижением вперед, бросание из - за головы;
- перебрасывание мяча руками друг другу, стоя в паре (тройке) на расстоянии 2м (вратарская техника);
- касания носком центра мяча, лежащего неподвижно;
- имитационные удары по мячу внутренней стороной стопы;
- выполнение удара по неподвижному мячу правой и левой ногой в стену с расстояния от 2 м разными способами
(внутренней стороной стопы, носком);
Подвижные игры: «Быстро возьми, быстро положи», «Ловишки с мячом», «Догони свою пару», «Совушка», « Перелет
птиц»,
«Волк во рву», «Чье звено быстрее»;
Эстафеты: «Дорожка препятствий», «Пингвины»
Раздел 2 Этап углубленного разучивания упражнений – декабрь –
февраль Теория: Элементарные правила игры в футбол. Инвентарь и
оборудование.
Практика: ОФП (общая физическая подготовка)
Рекомендуемые упражнения:
- разновидности ходьбы (на носках, пятках, с перекатом с пятки на носок, в полуприсяде, приставным шагом);
13
- бег в различных направлениях, с изменением ширины шага, скорости, с остановкой на сигнал, змейкой, боком,
семенящим шагом;
- упражнения на координационной лесенке (прыжки на двух ногах, на одной ноге, ноги вместе - врозь);
- общеразвивающие упражнения с предметами и без;
- броски мяча друг другу двумя руками, разными способами;
- подбрасывание мяча вверх и ловля его стоя на месте, с поворотом кругом.
Техническая подготовка:
Рекомендуемые упражнения:
- передача мяча внутренней стороной стопы от водящего игрокам, стоящим по кругу, в шеренге;
- прокатывание мяча на месте правой и левой ногой;
- ведение мяча по прямой между ориентирами;
- остановка катящегося мяча подошвой, внутренней стороной стопы;
- ведение мяча в произвольном направлении на ограниченной площади.
Игровые упражнения: «Чей мяч дальше», «Не выпускай мяч из круга», «Передал - садись».
14
Подвижные игры: «Салки», «К своим флажкам», «Уголек»
Эстафеты: « Проведи мяч», « Мяч о стену»
Практика:
ОФП (общая физическая подготовка)
Рекомендуемы упражнения:
- ходьба с разными положениями рук, приставным шагом, скрестным шагом, в разных направлениях, с остановкой на
сигнал, с перекатами с пятки на носок;
- общеразвивающие упражнения с предметами и без них;
- прыжки на одной ноге, двух ногах, с продвижением;
- лазание по гимнастической стенке, переход с пролета на пролет, перелезание по гимнастической скамейке из разных
исходных положений
( на коленях, спине, животе);
- метание малого мяча в цель, на дальность;
- бросание друг другу из-за головы, снизу.
СФП (специальная физическая подготовка):
- различные виды бега (змейкой, боком, спиной);
- ускорение из разных исходных положений (стоя лицом, из приседа, седа);
Подвижные игры: «Ловишки с мячом», «Охотники и утки», «Во встречных колоннах»
Техническая подготовка:
- бег с изменением скорости и направления;
- повороты во время бега;
15
- остановка катящегося мяча подошвой ноги;
- передача мяча в парах, тройках;
- ведение произвольно по ограниченной площади внутренней стороной стопы, между стоек;
- удары правой и левой ногой по неподвижному мячу, с места с целью попасть в предмет;
- подбрасывание и ловля мяча двумя руками, стоя на месте и с продвижением
вперед. Игровые упражнения: «Мяч в кругу», «Ловкие ребята», «Будь
внимателен» Подвижные игры: «У кого меньше мячей», «Удочка», «Ловишки
в кругу»
Эстафеты с произвольным ведением мяча.
Практика:
Специальная физическая подготовка (СФП)
Рекомендуемые упражнения:
- различные виды бега на координационной лестнице,
-упражнения на координацию движений (ведение мяча по прямой, коридору, постепенно уменьшая его ширину, челночный
бег;
16
- упражнения для развития прыгучести, прыжки в длину и в высоту;
Игровые упражнения «Дотронься до колокольчика», «Кто дальше», «Боулинг».
Техническая подготовка
Рекомендуемые упражнения:
- ведение мяча по прямой, вокруг конусов;
- удары мяча с разбега внутренней стороной стопы с попаданием в цель;
-удары по мячу в стену с места внутренней стороной стопы через шнур (высота 20 см);
- отбивание мяча от пола рукой;
- удар по мячу носком ноги (расстояние до цели- 3-3,5 м):
- ловля мяча в прыжке (перебрасывание мяча друг другу);
Подвижные игры: «Салки с мячом», «Ловишки в кругу», «Пятнашка», «Перебеги с мячом на другую сторону площадки»,
«Мой веселый, звонкий мяч».
Практика: Комплексы общеразвивающих упражнений с предметом и без, упражнения парами.
Практика: Выполнение отбора мяча у соперника и вратарской технике.
Рекомендуемые упражнения:
Игровые упражнения «Ну-ка отними!», «Горячий мяч»;
- ловля мяча, стоя в паре (тройке) на расстоянии 2-3 м;
- бег с прыжком в высоту;
- ловля мяча через сетку, натянутую выше ребенка на 20 см;
- прием катящегося мяча (отбивать ладонями, с широко расставленными пальцами);
17
- броски и ловля мяча разными способами;
- ведение мяча известными способами с уходом в сторону от соперника.
Практика: Вбрасывание мяча и выполнение финтов.
Специальная физическая подготовка (СФП)
Рекомендуемые упражнения:
- ходьба скрестным шагом, по диагонали, высоко поднимая колени и ударяя по ним мячом;
- различные виды бега и прыжков на координационной лестнице;
- ускорение по сигналу из различных исходных положений (стоя лицом, из приседа, седа);
- броски мяча друг другу двумя руками от груди, из-за головы, снизу, подбрасывание мяча вверх и ловля его; то же с
поворотом кругом.
Техническая подготовка:
- ведение мяча внутренней стороной стопы: правой и левой ногой и поочередно;
18
- удары мяча правой и левой ногой по неподвижному и катящемуся мячу, о стену;
- остановка мяча подошвой ноги после передачи партнера;
- вбрасывание мяча из-за боковой линии с места из положения ноги вместе, одной рукой от правого и левого плеча;
- обманные движения (финты), уход в сторону от соперника.
Эстафеты: «Кто быстрее», « Пингвины», «А - ну отними!», « Во встречных колоннах», «По коридору».
Раздел 3. Этап закрепления и совершенствования – март - май.
Практика: Совершенствовать технику работы с мячом. Вратарская техника.
Рекомендуемые упражнения:
- ведение мяча известными детям способами;
- остановка мяча подошвой ноги;
- удары по мячу с места, с разбега, о стену по неподвижному мячу;
- передача мяча любыми способами;
- прием катящегося мяча, ловля низколетящего мяча;
Эстафеты: «Пингвины», «Полоса препятствий», «Футбольный слалом», «По прямой»
Подвижные игры: «Ловишки», «Пятнашки», «Заморожу», «Подвижная цель»
Игровые задания: «Кто быстрее», «Горячая картошка», «Дотронься до колокольчика». «Прыжок - шутка».
Практика: Отбор мяча, выполняя действия в паре. Изучение прав и обязанностей игроков. Игра в футбол по
упрощенным правилам (по 3 игрока).
Рекомендуемые упражнения:
19
-различные виды бега (змейкой, с изменением темпа, со сменой направляющего, с препятствиями);
- различные виды прыжков, подскоки;
- передача мяча от игрока к игроку;
- удар мяча по предмету с места, разбега с расстояния 3м-3,5м.;
- остановка мяча во время передачи друг другу;
- ловля и броски мяча руками;
- отбивание мяча в движении;
- ведение мяча по прямой, между стойками;
- обманные движения с места - движение влево, с уходом вправо и наоборот;
- вбрасывание мяча руками из- за боковой линии с места из положения ноги вместе.
20
Подвижные игры: «Быстро возьми, быстро положи», «У кого меньше мячей», «Не оставайся на земле», « Сделай
фигуру»,
«Передачи мяча по кругу через центр», «Мы веселые ребята», «Совушка», «Коршун и наседка», «Волк во рву», «Кого
назвали, тот ловит мяч», Перелет птиц»;
Эстафеты: «Прокати под веревкой», «Бревнышко», «Пингвины», «Попади в цель», «Кто быстрее», «Чья команда
забросит больше мячей»;
Игра в футбол по упрощенным правилам (в командах по 3 игрока, по 2 мин. каждая игра).
Теория: Игра в футбол по упрощенным правилам.
Практика: Проведение соревнований по ОФП и футболу между группами детей старшего дошкольного возраста,
праздников, развлечений. Муниципальный конкурс между дошкольными учреждениями: «Папа, мама, я – спортивная
семья». Участие в областных фестивалях и спортивных играх в рамках проекта по направлению «Футбол с детства».
3.2. Методическое указание реализации Программы:
Для решения поставленных задач используются следующие методы:
словесные - объяснения упражнений, указания, похвала, команда, рассказ, беседа, творческие задания в процессе
тренировки и соревнований;
наглядные – демонстрация, показ, участие инструктора по физической культуре в играх и упражнениях, звуковые и
зрительные ориентиры;
практические - упражнения (конкретные задания, игровые приемы, поддержка и помощь); применение исходных
положений, быстрая смена различных положений (сесть, лечь, встать); изменение скорости и темпа движений; смена
21
способов выполнения упражнений.
Основное внимание уделяется разносторонней физической подготовке с использованием средств ОФП, освоению
базовых элементов футбола. Задания выполняются при различных формах организации:
фронтальном, в
подгруппах, индивидуально. Необходимо обеспечить осознанное освоение детьми упражнений и не ограничивать их в
творчестве. Эмоции, возникающие при выполнении упражнений, активизируют многие функции организма. Каждый
ребенок выполняет задания вместе с другими детьми, реализуя при этом свои возможности.
Показ применяется, когда дети знакомятся с новыми движениями, которые демонстрируются несколько раз.
Зрительные ориентиры помогают детям уточнить направления движения.
Звуковые ориентиры применяются для освоения ритма и регулирования темпа движений, а также как сигнал для начала
и окончания действия. Индивидуальная помощь используется при подводящих упражнениях, создания уверенности, успеха.
Эффективность обучения элементам футбола будет достигнута при выполнении следующих методических
рекомендаций:
1. При
обучении
детей
делать
акцент
на
обучение
посредством
адаптированных для возможностей ребенка упражнений и игр.
22
игры
и
строить
процесс
на
основе
2. Мяч должен быть крупным, с покрышкой, изготовлен из кожи или другого пригодного для этих целей материала.
Окружность мяча 68-71 см. Если есть возможность дать мяч каждому ребенку, то это значительно повысит
эмоциональность занятий и будет способствовать более быстрому освоению предметов.
3. Упражнения дети выполняют как правой, так и левой ногой.
4. При обучении сложным действиям используются подводящие упражнения, которые помогают сформировать
предварительные двигательные представления, необходимые для освоения изучаемого сложного действия.
5. Обучение технике проводится постепенно путем усложнения условий выполнения движений.
6. Футбольные элементы совершенствуются в игровых упражнениях, эстафетах, подвижных играх и самой игре в
футбол. Применение разнообразных игровых действий позволит:
- расширить и обогатить запас двигательных умений и навыков;
-повысить уровень развития физических качеств и уровень физической подготовленности;
- успешно решать задачи начального обучения;
- обеспечить вариативность действий игроков;
- закреплять и совершенствовать элементы спортивной игры.
7. Используется упрощенный вариант игры в футбол (с меньшим числом игроков, на площадке меньших размеров).
Дети должны знать элементарные правила игры в футбол:
- перед началом игры проводится жеребьевка для выбора сторон или начального удара. Мяч ставится на землю в центре поля;
- игроки команды стремятся забить как можно больше голов в ворота соперника, а после потери мяча защищать свои,
соблюдая при этом правила игры;
- футбол - игра двух команд, и в каждой команде - до 5-7 игроков, один из которых капитан;
23
- соблюдение правил игры, и продолжительность матча контролирует судья;
-мяч считается забитым в ворота, если он полностью прошел линию ворот, а также во время игры были соблюдены все
правила;
- в футболе все действия с мячом игроки выполняют ногами;
- правом брать мяч в руки обладают вратарь и игрок, выполняющий вбрасывание;
- футбол - игра коллективная, и игроки относятся друг к другу с уважением, несмотря на дух соперничества и желание
победить.
3.3. Календарно - тематический план
Календарно - тематическое планирование занятий по обучению игре в футбол.
Сентябрь
Задачи:
1.Знакомить
детей
с
историей
возникновения
футбольного
2.Совершенчтвовать технику бега.
24
мяча.
3.Совершенствовать технику перебрасывания мяча друг
другу. 4.Учить касаться носком центра мяча, лежащего
неподвижно.
5. Учить технике выполнения удара по неподвижному мячу.
6. Воспитывать дружеские отношения между детьми.
Занятие 1
Занятие 2
Беседа: «История футбольного мяча» (Приложение 4)
Разминка:
Ходьба с разными командами (высоко поднимая колено, - ходьба с мячом в руках;
мяч за спиной, на носках, пятках).
- бег с заданиями
Бег с заданиями (змейкой, со сменой ведущего, с Дыхательные упражнения в ходьбе
препятствиями, с прыжком в высоту в упражнении).
ОРУ с мячом (тоже)
ОРУ с мячом (Приложение)
Упражнения в футбольной технике:
Упражнения в футбольной технике:
- удар носком ноги по неподвижному мячу;
- касание носком центра мяча, лежащего неподвижно);
- передача мяча друг другу в паре с расстояния 2м.
- удар носком ноги по неподвижному мячу в стену.
П/и «10 передач» (Приложение)
П/и «У кого меньше мячей» (Приложение)
Касание носком центра мяча по команде, лежащего неподвижно.
Игра - импровизация «Клоун с
мячом»
Дыхательные
упражнения в ходьбе
25
Занятие 3
Игра:
Занятие 4
«Передай
мяч»
Разминка:
(Приложение) ОРУ с мячом
- ходьба в колонне по одному с разными заданиями (с
Игровые упражнения:
высоким подниманием колена, змейкой, спиной);
- «Кто больше» (отбивание мяча от пола);
- бег
- « Попади» (удар носком ноги на точность);
направляющего). ОРУ с мячом (тоже)
(с
ускорением,
со
сменой
- «Горячая картошка» (перебрасывание мяча руками друг Упражнения в футбольной технике:
другу).
- удар носком ноги в уменьшенные ворота;
П/и «У кого меньше мячей» (Приложение)
- передача мяча руками разными способами друг другу с
Дыхательные упражнения в ходьбе.
расстояния 2м.
Передача мяча носком ноги друг другу.
П/и «Я знаю …» (Приложение)
Дыхательные упражнения в ходьбе
26
Октябрь
Задачи:
1.Техника безопасности в спортивном зале.
2.Закреплять технику передачи мяча друг
другу.
3. Закреплять технику касания носком центра мяча, выполнения удара с места по неподвижному мячу.
4. Развивать быстроту реакции и ловкости.
5. Вызывать и поддерживать интерес в двигательной деятельности.
Занятие 1
Занятие
Беседа: «Техника безопасности в спортивном
2
зале». Строевые упражнения, разминочный бег.
Разминка
ОРУ парами (Приложение)
:
Игровые упражнения:
- различные виды ходьбы;
- «Попади в ворота» (удар носком ноги по мячу с места);
- бег
(змейкой,
с
- «Горячая картошка» (передача мяча руками друг другу в ускорением) ОРУ парами
Упражнения в футбольной технике:
тройке);
- «Возьми мяч» (бег с ускорением)
- удар по неподвижному мячу в стену;
П/и
- передача мяча в паре с расстояния 2м.
«10
передач»
Дыхательные
Игровое упражнение: «Передай мяч» (передача мяча: один
упражнения.
игрок передает мяч одной рукой, другой возвращает ногой).
27
Ходьба с перекатами с пятки на носок, чередую с обычной
ходьбой.
Занятие 3
Занятие 4
Разминка
Игры: «Море волнуется», «Перебеги с мячом на другую
:
сторону». Дыхательные упражнения в ходьбе.
- ходьба в полуприседе, на носках, пятках, с перекатом с Эстафеты:
пятки на носок;
- бег
-
- боковой галоп до ориентира (мяч в руках);
игра
- отбивание мяча об пол с продвижением вперед;
«Ловишки». ОРУ в
- удар с места на точность в уменьшенные ворота;
парах
Упражнение: «Художник» (сидя на полу нарисовать в воздухе
Упражнения в футбольной технике:
круг мячом, зажатым между стопами)
- удар по неподвижному мчу о стену;
- передача мяча между ногами в колоннах;
- перебрасывание мяча друг другу в тройке.
П/и «К своим флажка»
28
Упражнение:
«Вертись
мячик»
(прокатывание
мяча
подошвой вперед- назад).
29
Ноябрь
Задачи:
1. Соблюдение личной гигиены.
2. Закреплять технику касания носком центра мяча, лежащего неподвижно.
3.Совершенствовать технику перебрасывания мяча друг другу в паре (тройке) - вратарская техника.
4. Учить имитационному удару по мячу внешней стороной стопы.
5. Учить выполнять удары внешней стороной стопы в стену или цель с места.
6. Побуждать к проявлению настойчивости при достижении конечного результата.
Занятие 1
Занятие
Строевые упражнения (перестроения, равнение,
Разминка:
размыкание, смыкание приставным шагом);
2
- ходьба с различными положениями рук;
Бег в разных направлениях.
бег - подвижная игра «Ловишки с лентами».
Игровое упражнение: «Замри».
Дыхательные упражнения в ходьбе.
ОРУ с гимнастическими палками (Приложение)
ОРУ с гимнастическими палками
Упражнения в футбольной технике:
Упражнения в футбольной технике:
- перебрасывание мяча в паре друг другу;
- имитационный удар внешней стороной стопы;
- имитационный удар по мячу внутренней стороной стопы;
- удар по неподвижному мячу внешней стороной стопы.
П/и «Быстро возьми, быстро положи»
- перебрасывание мяча друг другу в тройке.
Дыхательные упражнения в ходьбе.
П/и «Догони свою пару»
Упражнение: «Вертись мячик»
Упражнение: «Волна» (стоя на месте передача мяча с одной
30
ноги на другую).
Занятие 3
Занятие 4
П/и: «Море волнуется раз»
П/и «Перебеги с
ОРУ с мячом (Приложение)
мячом
ОРУ с мячом (тоже).
- удары внутренней стороной стопы в стену;
Эстафеты:
- удары по неподвижному мячу правой и левой ногой по цели
- добежать
и
ловля
другую
сторону
площадки» (Приложение).
Упражнения в футбольной технике:
- подбрасывание
на
мяча
двумя
руками
с
мячом
до
ориентира,
с внешней стороной стопы и вернуться обратно;
продвижением вперед.
- прыжки с зажатым между ног мячом;
П/и «Перелет птиц»
- проползти по - пластунски с мячом под
Упражнение: «Прокати мяч» (сидя на полу прокатывание дугой. Ходьба врассыпную с заданиями по
мяча вокруг себя)
ударить
сигналу.
31
по
мячу
Декабрь
Задачи:
1. Закреплять технику выполнения удара по мячу внутренней стороной стопы.
2. Учить технике выполнения передачи мяча от водящего игрокам, стоящим по кругу, останавливать мяч подошвой.
3. Учить технике ведения мяча в произвольном направлении.
4. Формировать элементарные умения самоорганизации в двигательной деятельности.
Занятие 1
Занятие
Разминка:
Разминка:
- ходьба,
высоко поднимая колени и ударяя по ним - ходьба, подскоки; ходьба, бег по гимнастической скамейке;
мячом, приставным шагом, полуприседе;
2
ходьба, бег с ускорением.
- упражнения на координационной лесенке (прыжки на двух Дыхательные упражнения в ходьбе
ногах, на одной ноге, ноги вместе, врозь).
ОРУ с малым мячом
ОРУ с малым мячом (Приложение)
Упражнения в футбольной технике:
Упражнения в футбольной технике:
- ведение мяча по прямой между ориентирами;
- прокатывание мяча на месте правой левой ногой;
- удар по мячу внутренней стороной стопы с попаданием в цель;
-удары по мячу с места внутренней стороной стопы;
- передача мяча друг другу внутренней стороной стопы,
- ведение мяча по залу правой и левой ногой.
остановка подошвой;
П/и «К своим флажкам»
- свободно передвигаясь по залу, останавливать мяч по сигналу.
Индивидуальные
«Школа мяча»)
игры
с
мячом
(футбольная
техника, П/и «Передал - садись» (Приложение)
Обычная ходьба с перекатом с пятки на
32
носок.
Занятие 3
Занятие 4
Разминка
Разминка
:
:
- ходьба обычная, на носках, на пятках, в полуприседе, с - выполнять прокатывание мяча вперед- назад правой и левой
перекатами с пятки на носок;
ногой;
- бег по диагонали, змейкой;
- ходьба по залу между мячами с перепрыгиванием их.
- прыжки
Эстафеты:
лесенке.
на
ОРУ
координационной
с
малым
мячом
1. «Проведи мяч»- ведение мяча между стойками
(Приложение)
2. «Мяч о стену» - ведение мяча по прямой с ударом о
Упражнения в футбольной технике:
стену, возвращаться бегом.
- удар мяча по стоящему в центре предмету;
3. « Не выпускай мяч из круга» - чья команда быстрее
33
- удар мяча с места внутренней стороной стопы сквозь дугу.
П/и
«Уголек»
(передача
мяча
от
водящего
пройдет круг, передавая мяч от водящего игрокам.
игрокам).
Дыхательные упражнения.
34
Январь
Задачи
:
1. Закреплять технику ведения мяча прямо, между стоек внутренней стороной стопы попеременно то правой, то левой ногой.
2. Закреплять технику удара по неподвижному мячу, с разбега.
3. Учить вратарской технике: передача мяча друг другу и ловля низколетящего
мяча. 4.Совершенствовать технику остановки мяча подошвой.
Занятие 1
Занятие 2
Разминка:
Разминка:
- ходьба в колонне по одному;
- ходьба обычная, спиной, в полуприседе, с ускорением и
- ходьба на прямых ногах, не сгибая колени;
замедлением на сигнал;
-бег со сменой темпа по сигналу;
- бег змейкой, с ускорением и замедлением;
- семенящий бег, переходящий в ходьбу.
- упражнения на координационной лесенке (прыжки, быстрый бег).
Дыхательные упражнения в ходьбе.
Упражнение: «Дотронься до колокольчика» ( прыжки в высоту).
П/и «Удочка»
Дыхательные упражнения в ходьбе.
Упражнения в футбольной технике:
Упражнения в футбольной технике:
- удар по неподвижному мячу о стену;
- удар по мячу с разбега с попаданием в цель;
- ведение мяча между стоек;
- ловля мяча в прыжке (вратарская техника);
- перемещаться боком по скамейке, отбивая ладонями брошенный - остановка мяча подошвой в парах.
мяч (расстояние до игрока 2м).
П/и «Перебеги с мячом на другую сторону площадки»
П/и «Ловишки в кругу» (Приложение)
Малоподвижна игра: «Фигуры»
35
Упражнения на расслабление, лежа по кругу на полу.
Февраль
Задачи:
1. Закреплять элементы вратарской техники: ловля низколетящего мяча, прием катящегося мяча, броски мяча вратарем.
2. Закреплять технику произвольного ведения мяча.
3. Учить выполнять финты.
4.Совершенствовать элементы вратарской техники: ловля низколетящего мяча.
Занятие 1
Занятие
2
Ведение мяча по залу попеременно то правой, то левой ногой. Разминка:
По сигналу остановка мяча и прокатывание его вперед- назад.
- ходьба на носках, пятках;
36
П/и «Во встречных колоннах» (Приложение)
- прыжки с ноги на ногу, продвигаясь вперед;
ОРУ с набивным мячом (Приложение)
- ходьба врассыпную. С подачей сигнала остановиться и
стоять на
Упражнения в футбольной технике:
- ловля и отбивание низколетящего мяча (парами);
одной ноге (правой, затем левой);
- ходьба по гимнастической скамейке приставным шагом, - тоже в беге.
отбивая ладонями брошенный мяч (расстояние 2,5 м);
Дыхательные упражнения в ходьбе.
Индивидуальное выполнение финтов каждым игроком в паре ОРУ с набивным мячом
с инструктором.
Упражнения в футбольной технике:
Ведение мяча по начерченной прямой, то правой, то левой ногой. - в паре кидать друг другу мяч и отбивать его ладонями;
- отработка отбора мяча у противника (финты).
Упражнения выполняются парами.
П/и «Кто быстрее» ( ведение мяча по прямой в колоннах).
Игровое упражнение: «Поза футболиста» (остановка
мяча подошвой ноги)
37
Занятие
3
Занятие 4
Разминка:
Игра: «Море волнуется раз»
- ходьба обычная, на носках, пятках в полуприседе;
Бег
в
колонне
Игра: «Прыжок - шутка» (дети встают на четвереньки и ускорением.
по
одному
с
Дыхательные
пробуют прыгать в сторону).
упражнения.
П/и « Не оставайся на полу»
Эстафеты:
Упражнения в футбольной технике:
1. «Пингвины» (прыжки с зажатым мячом)
- удар по мячу с разбега;
2. «По коридору» (ударить «щечкой» по мячу, прокатив его под
- ловля низколетящего мяча (ладони обращены навстречу веревкой, перепрыгнув через веревку, догнать мяч)
мячу: отбивать мяч, брошенный водящим);
- вбрасывание
Упражнение:
мяча
из-за
боковой
3. «Бревнышко» (лежа на спине, мяч в руках, выполнить
линии
с
места. перекат по гимнастическому мату, прокатить мяч под веревкой,
перепрыгнуть ее и догнать мяч).
«Ласточка».
38
Март
Задачи
:
1. Продолжать закреплять технику ведения мяча между предметами.
2. Совершенствовать технику выполнения передачи мяча от игрока к игроку.
3. Совершенствовать элементы вратарской техники: ловля летящего мяча на уровне груди.
4. Совершенствовать в игре технику: ведение мяча известными способами, финтов, отбора мяча у соперника.
Занятие 1
Занятие 2
Разминка
П/и «Сделай фигуру» (Приложение)
:
Дыхательные упражнения.
- ходьба
с
разными
положениями
рук,
спиной,
в ОРУ без предметов.
полуприседе, скрестным шагом;
Упражнения в футбольной технике:
- бег,
- ведение мяча между предметами поочередно правой и левой
прыжки
на
координационной
лесенке. Дыхательные упражнения.
ногой;
ОРУ без предметов (Приложение)
- удар с разбега мячом по предмету;
Упражнения в футбольной технике:
- подбрасывание мяча вверх и ловля его, обернувшись вокруг
- отработка техники удара по мячу в эстафете;
себя.
- удар по мячу с места, разбега;
П /и «Пятнашки» (Приложение)
- ловля летящего мяча на уровне
Дыхательные упражнения.
груди ( в парах).
Упражнение: «Игроки отдыхают» - самомассаж мышц ног, стоп.
39
П/и
«Пятнашки»
Упражнения
на
расслабление.
Занятие 3
Подвижная
Занятие 4
игра:
«Ловишки»
Подвижная игра: « Ловишки с мячом» (Приложение)
Дыхательные упражнения в ходьбе.
ОРУ с малым мячом
ОРУ с малым мячом (Приложение)
Упражнения в футбольной технике:
Упражнения в футбольной технике:
- остановка мяча при подошвой по сигналу;
- передача мяча в беге (то же, что и в ходьбе);
- отбивание мяча ладошкой- вратарская техника(парами);
- удар мячом по предмету.
Эстафета: «Кто быстрее» (передача мяча ногами друг
Эстафета: «Футбольный слалом»
другу в положении сидя по цепочке в конец шеренги)
- ведение мяча право, левой ногой между стоек;
П/и
- обратно бежать с мячом за спиной.
Дыхательные упражнения в ходьбе
П/и « Подвижная цель» (Приложение)
Упражнение: «Художник» (сидя
40
«
Мы
веселые
ребята»
на
полу,
Ходьба парами, ускоряя и замедляя темп.
нарисовать
фигуры, зажав мяч ногами).
41
геометрические
Апрель
Задачи
:
1.Продолжать учить технике выполнения отбора мяча, выполняя действия
парами. 2.Продолжатьучить технике владения мячом в эстафетах.
3. Учить игре в футбол по упрощенным правилам (по 3 игрока).
4. Совершенствовать технику выполнения точного удара с разбега мячом по предмету.
5. Совершенствовать технику выполнения передачи мяча от игрока игроку в ходьбе, беге.
6. Развивать быстроту, ловкость, выносливость, скоростно - силовые качества.
Занятие 1
Занятие 2
Разминка
Разминка
:
:
- ходьба с заданиями;
- различные виды ходьбы;
- бег с ускорением и прокатыванием мяча в чередовании с
- бег и прыжки на координационной
ходьбой. Дыхательные упражнения.
лесенке. ОРУ с футбольным мячом
ОРУ
Упражнения в футбольной технике:
с
футбольным
мячом
(Приложение)
Упражнения в футбольной технике:
- передача мяча в паре в беге;
- передача мяча в паре в ходьбе;
- удар с разбега по предмету с расстояния 3м;
- удар по мячу с разбега по предмету;
- отбор мяча, выполняя действия в паре;
Эстафета: «Прокати под веревкой» (удар по мячу, прокатив Эстафета:
42
под веревкой, перепрыгнуть ее, догнать мяч).
1. «Пингвины» - прыжки с зажатым мячом между ног.
«Мини - футбол» - игра по упрощенным правилам по 3 игрока.
Упражнение: «Вертись мячик» (правой и левой ногой)
Дыхательные упражнения, упражнения на расслабление рук,
ног, повороты туловища вправо - влево.
Занятие 3
Занятие
- ходьба в колонне по одному, с перекатами с пятки на носок;
4
- бег с захлестом голени
мячом»
назад.
упражнения.
Дыхательные
П/и
«Ловишки
с
Дыхательные
ОРУ
с
упражнения.
футбольным мячом
Упражнения в футбольной технике:
Упражнения в футбольной технике:
- попасть мячом в цель;
- остановка мяча подошвой или внутренней стороной стопы;
- передача мяча друг другу знакомыми детям способами.
- передача мяча в беге;
Эстафета: «Передача мяча разными способами» (над головой, Эстафета: «Попади в цель» - ударом ноги по мячу попасть в
между ног)
цель (расстояние до цели 2-3 м)
П/и «Удочка» (Приложение)
Дыхательные упражнения в ходьбе
43
Упражнение: «Клоун с мячом» (по сигналу дети изображают Ходьба парами , ускоряя и замедляя темп.
клоуна,
замерев на месте).
Май
Задачи:
1. Продолжать развивать скоростно - силовые качества в эстафетах и игровых упражнениях.
2. Совершенствовать технику отбивания мяча в движении.
3. Продолжать учить игре в футбол по упрощенным правилам (3 игрока).
4. Сдача контрольных нормативов.
Занятие 1
Занятие 2
Ходьба по залу врассыпную, перепрыгивая через футбольные Игра: «Передай мяч»
мячи. По сигналу сесть на мячи.
Дыхательные упражнения в ходьбе.
Дыхательные
ОРУ с обручами
ОРУ
упражнения.
с
обручами
Упражнения в футбольной технике:
(Приложение)
1. П/и «Уголек»
Упражнения в футбольной технике:
2. П/и «10 передач»
1. Эстафета: «Ловкий футболист»- ведение мяча «змейкой» 3. П/и «Во встречных колоннах»
между предметами.
«Мини - футбол» - футбол по упрощенным правилам по 5
44
2. Эстафета: « Гонка мячей» - присев, упор сзади.
игроков. Дыхательные упражнения в ходьбе.
Толкать футбольный мяч ногой вперед до ориентира, обратно Упражнение: «Прокати мяч»- сидя на полу, прокатывать мяч
бегом.
вокруг себя.
3. Отбивание мяча в движении
( игрок выполняет подачу другому игроку, чтобы отбить мяч,
нужно к нему добежать).
«Мини – футбол» (игра в футбол по упрощенным правилам).
Занятие3
Занятие 4
Спортивный праздник:
Участие в областном фестивале в рамках проекта
«Нас не догонишь!»
по направлению «Футбол с детства»
Участие в муниципальном конкурсе: «Папа, мама, я –
спортивная семья»
Июнь, Июль, Август
Задачи:
5. Продолжать развивать скоростно - силовые качества в эстафетах и игровых упражнениях.
6. Совершенствовать технику отбивания мяча в движении.
7. Продолжать учить игре в футбол по упрощенным правилам (3 игрока).
45
8. Сдача контрольных нормативов.
Занятие 1
Занятие 2
Ходьба по залу врассыпную, перепрыгивая через футбольные Игра: «Передай мяч»
мячи. По сигналу сесть на мячи.
Дыхательные упражнения в ходьбе.
Дыхательные
ОРУ с обручами
ОРУ
упражнения.
с
обручами
Упражнения в футбольной технике:
(Приложение)
4. П/и «Уголек»
Упражнения в футбольной технике:
5. П/и «10 передач»
4. Эстафета: «Ловкий футболист»- ведение мяча «змейкой» 6. П/и «Во встречных колоннах»
между предметами.
«Мини - футбол» - футбол по упрощенным правилам по 5
5. Эстафета: « Гонка мячей» - присев, упор сзади.
игроков. Дыхательные упражнения в ходьбе.
Толкать футбольный мяч ногой вперед до ориентира, обратно Упражнение: «Прокати мяч»- сидя на полу, прокатывать мяч
бегом.
вокруг себя.
6. Отбивание мяча в движении
( игрок выполняет подачу другому игроку, чтобы отбить мяч,
нужно к нему добежать).
«Мини – футбол» (игра в футбол по упрощенным правилам).
46
3.4. Календарно - тематический план работы с родителями
Месяц
Формы работы
Тема
Октябрь
Анкетирование
«Знаниевый уровень в области физического
воспитания в семье»
Ноябрь
Консультация
«Футбол как одно из средств физической
подготовленности дошкольников»
Декабрь
Фотовыставка
«Вот, что мы умеем»
Февраль
Консультация
« В какую секцию отдать ребенка»
Март
Анкетирование
«Анализ эффективности обучения детей игре в
футбол»
Апрель
Выставка детских рисунков
«Мы играем в футбол»
Май
Совместные мероприятия с
«Папа,
участием
«Футбольная елка», «Фестиваль футбола»
мама,
я
-
спортивная семья»,
родителей
Июнь
Совместные мероприятия с
«Мы ребята лучше всех, нас в футболе ждет успех»
участием
родителей
Июль
Совместные мероприятия с
Мама, папа, я - футбольная семья!
участием
47
родителей
Август
Совместные мероприятия с
«Все на футбол»
участием
родителей
4. Организационный раздел
4.1. Материально – техническое обеспечение.
Для занятий по обучению детей игре в футбол в детском саду имеется физкультурный зал, спортивная площадка,
необходимое оборудование и материалы.
Технические характеристики физкультурного зала
Общая площадь зала (кв. м)
75,8 кв. м
Освещение естественное
8 окна
Освещение искусственное
лампы
защитой Уровень освещенности
Наличие системы пожарной безопасности
дневного
света
норма
имеется
Наличие системы отопления
имеется
Возможность проветривания помещения
имеется
Поверхность пола (удобная для обработки)
имеется
48
с
№
Наименование оборудования
Количество
1.
Футболка детская
14
2.
Шорты детские
14
3.
Флажки разноцветные
80
4.
Мяч - футбол для гимнастики (диаметр не менее 50см)
10
5.
Коврики
20
6.
Мячи большие
25
7.
Мячи средние
20
8.
Мячи малые
20
9.
Мячи футбольные
18
10.
Ворота
2
11.
Кубики, скакалки, обручи, гимнастические палки, флажки,
по
количеству
детей
12.
Фишки
40
13.
Конусы
10
14.
Координационная лесенка
1
15.
Гимнастические лавки
2
16.
Гимнастические лестницы
4
15.
Спортивный комплекс
1
49
16.
Секундомер
1
17.
Мат гимнастический
4
18.
Музыкальный центр с 2 колонками
50
4.2. Информационные источники
1. Программа интегративного курса физического воспитания для дошкольников подготовительной группы на основе
футбола. Центр организационно-методического обеспечения физического воспитания Департамент образования города
Москвы. Москва- 2013г., Авторы-составители: В.А.Круглыхин, Е.В.Ломакина, Разова Е.В.
2. Аксенова Н. Повышение уровня двигательной активности и дозировка физической нагрузки на физкультурных
занятиях // Дошкольное воспитание, 2000. № 6. С. 37–48.
Вавилова Е. Н. Развивайте у дошкольников силу, ловкость, выносливость:
Пособие для воспитателя дет. сада. -
М.: Просвещение, 1981.
3. Вавилова Е. Н. Учите бегать, прыгать, лазать, метать: Пособие для воспитателя дет. сада. - М.: Просвещение,
1983. - 144 с. 5.Глазырина Л.Д. Физическая культура - дошкольникам: Ст. возраст. - М.: Владос, 2004 - 374c
6.Осокина Т. И. Физическая культура в детском саду. Пособие для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 1978. – 287
с. 7.Рунова М. Формирование оптимальной двигательной активности. Старший дошкольный возраст // Дошкольное
воспитание, 2000. № 6. С. 30–37.
8. Пензулаева, Л. И. Подвижные игры и игровые упражнения с детьми 3-5 лет. – М.: Владос, 2001. – 112 с.
9. Степаненкова Э. Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: Учеб. пособие для студ. высш.
пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 368 с.
51
10. Щербак А. К гармонии через движение! // Дошкольное воспитание, 1998. № 6. С. 56; № 8. С. 39
11. Николаева Н И. «Школа мяча»
12. Желобкович Е.Ф. «Футбол в детском саду» Москва 2009
13. // Дошкольное воспитание № 6 – 2005г. Л. Волошина, Г. Тиунова «Играем в футбол», стр. 46-52.
14. // Дошкольное воспитание № 6 – 2010г. Б. Куланин «Дошкольники и спортивные игры»
Картотека:
картотека дыхательных упражнений;
картотека ОРУ с мячом;
игры - эстафеты;
картотека подвижных и спортивных
игр;
упражнения для релаксации;
карточки - схемы упражнений с футбольным мячом.
Консультации
Материал
для
для
родителей
анкетирования
Интернет ресурсы
5. Мониторинг образовательных результатов.
Мониторинг осуществляется с целью эффективности применения данной технологии инструктором по физической
культуре, реализующим Программу в начале учебного года (сентябрь) и в конце учебного года (май).
Занятия по обучению детей игре в футбол направлены на укрепление здоровья и повышение уровня физических
52
качеств детей. Развитие физических качеств – одна из важных сторон физического воспитания дошкольника. Для
тестирования физических качеств используются контрольные упражнения, предлагаемые детям в игровой или
соревновательной форме.
Тестовые упражнения (нормативы)
Физическую подготовленность воспитанников определяю по следующим показателям:
- бег на 30 м
- прыжок в длину с места;
- челночный бег (3 по 10 метров);
- гибкость (наклон туловища вперед из положения сидя);
- подбрасывание и ловля мяча двумя руками.
Высокий уровень - 3
балла Средний уровень 2 балла Низкий уровень
- 1 балл
0 баллов — отказ от выполнения движения.
53
План – график распределения программного материала
Основные
сентяб
двигательные
рь
октябрь
ноябрь
декабрь
январь
февраль
март
апрель
май
3
4
5
6
7
8
9
10
действия
1
2
Ходьба
На носках
+
+
+
+
+
+
+
+
+
На пятках
+
+
+
+
+
+
+
+
+
Широким шагом
-
+
-
-
+
+
+
+
+
Скрёстным шагом
-
+
+
-
+
+
+
-
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
-
+
-
-
+
+
+
+
-
С
высоким
подниманием колен
Перекатом с пятки
на
носок
Полуприсидя
Бег
Обычный
+
+
+
+
+
+
+
+
+
Спиной вперед
-
-
+
+
+
-
-
+
-
54
Приставным шагом
+
-
-
+
+
+
-
+
-
С
+
+
+
-
-
-
+
+
-
-
-
-
+
+
-
-
-
+
захлестывание
м
голени
Семенящий
Прыжки
Прыжки
с
+
+
-
+
+
+
--
-
+
-
-
+
-
-
+
-
-
-
-
-
-
+
-
-
+
-
-
продвижением
вперед
Перепрыгивание
через предметы
Спрыгивание
с
высоты (40см)
ОРУ
С малым мячом
С
+
+
футбольным
+
+
мячом
Парами
+
55
+
С обручами
+
С набивным мячом
+
+
Без предметов
+
С
+
гимнастическо
й
палкой
Метание
Бросок мяча из-за
+
-
-
+
+
-
-
-
+
-
-
+
-
-
+
+
-
-
-
-
+
+
+
+
+
-
+
-
+
+
-
-
+
+
+
-
головы
Метание мяча
на
дальность
Броски
футбольного
мяча из-за
головы
(вбрасывание)
Броски
футбольного
56
мяча правой
левой рукой
Прокатывание мяча ногами
Внутренней
+
+
+
+
-
+
-
+
+
+
+
+
-
+
-
+
+
+
+
+
+
+
-
-
+
-
+
-
+
+
+
-
-
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
стороной стопы
Внутренней частью
подъем (удар)
Остановка
катящегося мяча
Остановка
мяча
внутренней
стороной стопы
Ведение мяча
Отбор мяча
Упражнения на координационной лесенке
В ходьбе
-
-
-
+
+
-
+
-
-
В беге
-
-
-
+
+
+
+
-
-
В прыжках
+
+
+
+
-
+
+
-
-
Подвижные игры
57
«Подвижная цель»
-
-
-
-
-
-
-
-
-
«Гонка мячей»
-
-
-
-
-
+
-
-
-
+
-
-
-
-
+
-
-
-
«10 передач»
+
+
-
-
-
-
-
-
-
«Уголек»
-
-
-
+
-
-
-
-
-
«Ловишки с мячом»
-
-
-
-
+
-
-
+
-
«Пятнашки»
-
-
-
+
-
-
+
-
-
--
+
+
-
-
-
+
-
-
-
-
-
+
-
-
-
-
-
-
-
-
-
+
-
-
-
-
-
-
-
+
-
-
-
-
+
+
+
«У
кого
больше
мячей»
«Во
встречных
колоннах»
«Кто быстрее»
«Мы
веселые
ребята»
« Кто быстрее»
«Удочка»
Самостоятельные игры с мячом, соревнования
Игры в футбол
-
-
-
-
по
упрощенным
58
-
-
правилам
Эстафеты
+
+
-
+
+
+
-
+
+
Сдача
+
-
-
-
-
-
-
-
+
контрольны
х
нормативов
59
Приложение
Коллективные подвижные игры и эстафеты с мячом
«Ловишка с мячом»
На земле чертят круг (диаметр 2м). Ловишка - в центре круга с мячом. После слов: «Раз, два, три – лови!» -дети бегут, а
ловишка
«осаливает» мячом убегающих детей.
«Поймай мяч»
В игре – трое играющих. Двое становятся на расстоянии не менее 3м друг от друга и перебрасывают мяч. Третий
находится между ними и старается поймать мяч, пролетающий над ним.
«Мяч водящему»
Нужно провести две линии. Расстояние между ними 2-3 м. Играющие становятся друг за другом за первую линию.
Напротив них, за другую линию, становится водящий. Он бросает мяч ребёнку, стоящему в колонне первым, а тот
возвращает его водящему и перебегает в конец колонны. В это время вся колонна играющих подвигается вперёд и к
исходной линии подходит следующий играющий.
«Сбей кеглю»
Играющий становится за линию, в 2-3 м от которой находится кегля. Надо сбить её мячом. Мяч можно прокатывать,
бросать или ударять ногой.
«Передай мяч»
Играющие распределяются на команды и выстраиваются в колонны. У игроков, стоящих первыми, в руках по одному
60
большому мячу (диаметр 20-25 см). По сигналу воспитателя начинается передача мяча назад двумя руками над головой
(за головой) стоящим сзади. Как только игрок, стоящий последним в колонне, получит мяч, он быстро бежит, станови-ся
впереди колонны и снова передаёт мяч. Побеждает та команда, дети которой быстро выполнили упражнения и ни разу
не уронили мяч.
второй ловишка.
«Школа мяча»
Играющие строятся в колонны, в руках у первых игроков по одному большому мячу. Перед каждой колонной положен
обруч (диаметром 50 см). По сигналу воспитателя первый игрок ударяет мячом в обруч, ловит его двумя руками и
передаёт следующему, а сам бежит в конец своей колонны. Когда первый в колонне окажется снова на своём месте, то,
получив мяч, он поднимает его над головой.
«Мяч в стену»
Команды строятся в колонны на расстоянии 3 м от стены лицом к ней. По сигналу первые игроки бросают мяч о стену,
ловят его после отскока от земли и передают следующим, а сами бегут каждый в конец своей колонны.
«Охотники и утки»
61
Играющие делятся на две команды охотников и уток. Утки становятся в середину круга, а охотники располагаются
снаружи круга. Охотники перебрасывают мяч и стараются оса-лить им уток. Когда треть уток поймана, игра
останавливается и дети меняются ролями.
«Не давай мяч водящему»
В центре круга находятся 2-3 водящих. Стоящие вне круга перебрасывают мяч друг другу во всех направлениях, а
водящие стараются до него дотронуться. Если кому-либо это удаётся, то он выходит из круга. А водящим становится
тот, при броске которого был осален мяч.
«Проведи мяч»
Играющие строятся в две колонны, у каждого в руках по одному мячу. Вдоль площадки параллельно друг другу,
ставятся кубики (5-6 шт.) на расстоянии 1.5 м. По сигналу воспитателя первые игроки начинают ведение мяча между
предметами. Как только они пройдут 2-3 предмета, в игру включаются следующие ребята. Каждый выполнивший
задание встаёт в конец своей колонны.
Подвижные и спортивные игры
(Программа интегративного курса физического воспитания для дошкольников подготовительной группы на основе футбола
В.А.Круглыхин, Е.В.Ломакина, Разова Е.В.)
№1. «Мяч ловцу»
Место и инвентарь. Площадка, зал, желательно размером не менее 6х12 м, футбольный мяч, контрастные манишки двух
цветов. Подготовка. В двух противоположных углах зала (площадки) очерчиваются два треугольника размером в 1,5
62
м. Параллельно основанию треугольника на расстоянии 1- 1,5 м проводится линия, образующая коридор с линией
треугольника,— «нейтральная зона». Посередине площадки очерчивается круг для начала игры.
Играющие делятся на две равные команды; в каждой выбирают капитана и ловца. Одна команда от другой отличается
разным цветом манишек. Ловцы команд становятся в углах зала в треугольниках. Команды размещаются на площадке
лицом к своим ловцам. У центрального круга становятся капитаны.
Описание игры. Руководитель, выйдя на середину площадки, бросает мяч вверх между капитанами. Каждый из них
старается отбить мяч своим игрокам. Завладев мячом, игроки каждой команды стремятся путем передач подвести мяч
возможно ближе к своему ловцу и бросить ему его так, чтобы он поймал мяч на лету. Противники стараются
перехватить мяч и, в свою очередь, подвести его и бросить своему ловцу. Играющие стремятся помешать, ловцу
поймать мяч, причем в нейтральную зону не имеют права заходить ни защитники, ни ловец. После того как ловец из
какой-нибудь команды поймает мяч на лету, игра начинается снова с центра площадки, а за ловлю мяча ловцом команда
получает очко.
Игра проходит в течение установленного времени, например 10 мин., после чего команды меняются сторонами и играют
вторую половину игры. В заключение выигрывает команда, получившая больше очков.
63
№ 2. «Коршун и наседка»
В группе играющих один избирается коршуном, другой — наседкой. Все остальные – «цыплята», они становятся за
наседкой, образуя колонну. Все держатся за друга, а стоящий впереди — за наседку.
Коршун становится в трех-четырех шагах от колонны. По сигналу учителя он старается схватить цыпленка, стоящего
последним. Для этого ему нужно обогнуть колонну и пристроиться сзади. Но сделать это нелегко, так как наседка все
время поворачивается лицом к нему и преграждает путь, вытянув в стороны руки, а вся колон-на отклоняется в
противоположную от него сторону.
Игра продолжается несколько минут. Если за это время коршуну не удастся схватить цыпленка, выбирают нового
коршуна, и игра повторяется.
№3. «Салки»
Простой вариант: играющие свободно располагаются в зале (на площадке). Один из участников — водящий. Ему дают
платочек, который он поднимает вверх и громко говорит: «Я — салка!» Салка старается догнать и коснуться рукой когонибудь из играющих. Осаленному передается платочек, он громко говорит: «Я - салка» — и игра продолжается.
Новому водящему не разрешается тотчас касаться рукой осалившего его игрока. Победителями считаются ребята,
которые не были осалены.
При проведении игры с большим числом участников лучше разделить площадку на три-четыре самостоятельных
участка. Тогда салка и группа играющих бегают только в пределах своего участка.
№ 4. «Невод» («Рыбаки и рыбки»)
Место. Площадка, зал.
Подготовка. Ограниченная площадка для игры представляет собой «море». Из играющих выбирают двух «рыбаков», все
64
остальные «рыбы». Рыбаки становятся на одной стороне за чертой площадки — «моря».
Описание игры. Рыбы «плавают» (бегают) в «море». Рыбаки, взявшись за руки, говорят: «Рыбаки выходят на ловлю»,
после чего начинают ловить рыб, окружая их сцепленными руками. Пойманный, становится между рыбаками, взявшись
с ними за руки. Все трое, сцепившись за руки, начинают ловить рыб, окружая их. Каждый пойманный становится между
рыбаками. Таким образом, образуется цепочка — «сеть». Рыбаки ловят рыб, окружая их сетью. Сеть становится все
больше и больше. Рыбаки все время остаются крайними в сети. Игра кончается, когда все рыбы переловлены. Две
последние пойманные рыбы при повторении игры становятся рыбаками.
Правила: 1. Рыбы могут бегать только в пределах ограниченной площадки. Если рыба зайдет за черту (на берег), то
считается пойманной.
2. Играющие, Образующие сеть, ловить руками не пойманных рыб не имеют права. Чтобы поймать рыбу, надо
замкнуть сеть, образовав кольцо.
3. Рыбы могут выскользнуть из сети, но только до тех пор, пока сеть не замкнулась. Силой вырваться из сети нельзя.
4. Рыбаки могут ловить рыб, только окружая их, а, не хватая их руками за костюм.
65
Педагогическое значение игры. В этой игре дети приучаются к совместным, согласованным действиям. Игра
содействует воспитанию решительности, ловкости, быстроты в действиях, выносливости, приучает детей
ориентироваться на площадке. Преимущественный вид движения - бег в различных направления.
№ 5. «К своим флажкам»
Место и инвентарь. Площадка, зал, коридор, разноцветные флажки.
Подготовка. Играющие, разделившись на несколько групп, становятся в кружки, располагаясь по всей площадке. В
центре каждого кружка дежурный с флажком, отличным по цвету от других флажков.
Описание игры. Все играющие по сигналу руководителя, кроме стоящих с флажками, разбегаются по площадке,
становятся лицом к стене и закрывают глаза. В это время дежурные с флажками тихо и быстро меняются местами по
указанию руководителя. Преподаватель дает сигнал: «Все к своим флажкам!». Играющие открывают глаза, ищут свой
флажок, быстро бегут к нему и опять образуют кружок. Побеждает та группа, которая соберется раньше других и
построится в кружок.
Можно в игре построить играющих в затылок дежурному в колонну по одному. В это положение они и должны
вернуться. Правила: 1. Играющим нельзя открывать глаза до тех пор, пока не будет дан сигнал «Все к своим
флажкам!». Если какой-либо игрок открыл глаза раньше, то группа, к которой он принадлежит, проигрывает.
2. Игроки с флажками должны обязательно изменить места. Если они этого не сделают, то победа их группе не
засчитывается. Педагогическое значение игры. Игра приучает детей быстро реагировать на сигнал и одновременно
включаться в действие, способствует воспитанию у детей творческой активности, умению согласовывать свои
действия с действиями товарищей, развивает слух и приучает ориентироваться в пространстве.
Преимущественные виды движения в игре — бег, подскоки и танцевальные шаги.
66
Комплекс упражнений с малым мячом
(Программа интегративного курса физического воспитания для дошкольников подготовительной группы на основе футбола
В.А.Круглыхин, Е.В.Ломакина, Разова Е.В.)
Упражнение 1.
И.п. – О.с., мяч в левой руке (рис. 1). 1–2 – руки через стороны вверх, потянуться и передать мяч в правую руку – вдох;
3–4 – опустить руки вниз – выдох. Повторить то же самое, передавая мяч из правой руки в левую. Поднимая голову,
следить за передачей мяча. Руки вверху должны быть точно над головой.
Упражнение 2.
И.п. – ноги врозь, мяч в левой руке (рис. 2). 1 – наклон вправо, руки за голову, передать мяч в правую руку; 2 –
выпрямиться, руки вниз; 3–4 – то же в другую сторону; передавая мяч в левую руку. При передаче мяча локти отведены
в стороны – назад. Вес тела все время на двух ногах. Наклон выполнять в одной плоскости. Дыхание произвольное, без
задержки.
Упражнение 3.
67
И.п. – ноги вместе, руки в стороны, мяч в правой руке (рис. 3). 1 – глубокий присед, колени вместе, руки вниз, передать
мяч в левую руку (у носков ног) – выдох; 2 – встать, руки в стороны – вдох; 3–4 – то же, передать мяч в правую руку.
Следить, чтобы вставая, дети расправляли плечи и поднимали руки точно в стороны.
Упражнение 4. И.п. – ноги врозь, мяч в руках внизу. 1–2 – поворот вправо, бросок мяча вверх (рис. 4); 3 – поймать мяч
двумя руками; 4 – И.п.; 5–8 – то же в другую сторону. Подбрасывать мяч двумя руками не высоко и строго вертикально,
не отрывая ступней от пола. Дыхание произвольное.
Упражнение 5.
И.п. – стоя на коленях, мяч на полу между ладонями. 1 – взять мяч правой рукой; 2–4 – сделать ею большой круг впередвверх (в боковой плоскости); 5 – положить мяч на место (рис. 5); 6 – то же левой рукой. Следить за движением мяча,
колени от пола не отрывать. Начало движения – вдох, окончание – выдох.
Упражнение 6.
И.п. – ноги врозь, руки на поясе, мяч на полу между спотами. 1 – прыжком левую ногу вперед, правую назад (в линию);
2 – прыжком ноги врозь; 3 – прыжком правую ногу вперед, левую назад; 4 – прыжком ноги врозь (рис. 6). Прыжки
выполнять мягко, на носках, туловище не наклонять. Следить, чтобы мяч оставался все время между стопами.
Упражнение 7. Ходьба. Дыхание произвольное.
Комплекс упражнений с футбольным
мячом Упражнение 1.
И.п. – О.с., мяч в руках внизу (рис. 1). 1 – мяч к груди; 2 – поднять мяч вверх, потянуться – вдох; 3 – мяч к груди; 4 – И.п.
– выдох. Выпрямляя руки вверх, смотреть на мяч. В дальнейшем упражнение можно выполнять с поворотом туловища
68
поочередно влево и вправо.
Упражнение 2.
И.п. – «Переложи мяч» (рис. 2). И.п. – ноги врозь, мяч на полу сбоку (слева или справа). 1 – наклон вперед вправо
(влево), взять мяч; 2 – выпрямиться, мяч в руках; 3 – наклон влево (вправо), положить мяч на пол - выдох; 4 – в И.п.,
вдох. Наклон выполнять с предварительным повтором туловища, колени не сгибать, пятки от пола не отрывать.
Упражнение 3.
И.п. – упор на коленях, грудью касаться мяча (рис. 3). 1–2 – потянуться вверх, мяч над головой, прогнуться, голову
назад – вдох; 3–4 – И.п. – выдох.
Упражнение 4.
И.п. – сидя на полу, мяч зажат между стопами (рис. 4). 1–2 сгибая колени, прижать мяч ближе к ягодицам; 3–4 –
вернуться в И.п. Упражнение выполняется только за счет движения ног, туловище остается прямым, руки в упоре не
сгибать. Дыхание произвольное.
69
Упражнение 5.
И.п. – ноги врось, мяч в руках внизу. 1 – подбросить мяч вверх; 2 – И.п. (рис. 5). Бросок выполнять строго вертикально
вверх. Для этого необходимо, подбрасывая мяч, выпускать его из рук в верхней точке (как бы тянуться за ним). Ловить
мяч надо также вверху, смягчая прием быстрым движением рук вниз. Дыхание произвольное.
Упражнение 6.
И.п. – лежа на груди, мяч перед собой на полу. 1–2 – сгибая руки, отвести мяч за голову, поднимая плечи, прогнуться –
выдох; 3– 4 – И.п. – вдох. Поднимая голову и плечи, ноги от пола не отрывать.
Упражнение 7.
И.п. – руки на поясе, мяч на полу справа (слева). Прыжки на двух ногах, вокруг мяча (рис. 7). Прыжки выполнять мягко,
на носках, сохраняя определенный темп. Прыгать по кругу левым боком к мячу, а затем правым поочередно, и в ту и
другую сторону, лицом в одном направлении. Дыхание произвольное.
Упражнение 8.
Ходьба на месте. Восстановить дыхание.
Виртуальный музей мяча
«История появления футбольного мяча»
Задачи:
- повысить уровень знаний детей об истории футбольного мяча;
- воспитывать положительное отношение к спорту и здоровому образу жизни;
Ход
70
Инструктор:
Слайд 1
- Ребята, поговорим о волшебном витамине, а о каком - попробуйте
отгадать! Знаю я секрет один:
Есть волшебный витамин.
Не едят его, не пьют,
А
кидают,
и
бросают, И ногами
сильно бьют.
- Что это за витамин?
Инструктор:
Правильно: футбольный мяч.
Вот он, какой прелестный и красивый!
71
Мой верный друг футбольный мяч
Быстрей меня несется вскачь.
Едва коснусь его ногой,
Летит до неба мячик мой.
Инструктор:
- А когда появился первый мяч? (предположения детей)
- А где можно познакомиться с историей появления мяча? (в музее)
Правильно, но в настоящий музей мы, к сожалению, попасть сейчас не сможем. И я приглашаю вас в виртуальный музей
– это музей на экране. Слайд 2
Слайд,3,4,5,6,7,8
1. Давным-давно это было, и не было у мяча такого названия «мяч», а просто наши предки очень любили забавы ради
играть в различные круглые предметы. Мяч (или что-то похожее на мяч) являл собой кожу животного, набитой перьями
и шерстью. Либо выбирался какой-либо круглый плод, удобный для игры.
2. Позднее мяч делали из чего угодно, лишь бы можно было наносить по нему удары. Для этой цели очень хорошо
подходили кожаные емкости для воды.
3. Самому старому футбольный мячу, сохранившемуся до наших дней, около 450 лет. Мяч был сделан из свиного
пузыря, закрытый в кожаную оболочку из серой кожи.
4. Появившиеся мячи из вулканизированной резины были прочнее кожаных и имели почти идеальную круглую форму.
5. Сегодня современные мячи изготавливают по новым технологиям с использованием сверхпрочных материалов.
6.Совсем недавно появился новый «умный» футбольный мяч Adidas, он снабжен микропроцессорной системой,
72
позволяющей определять точное местонахождение мяча на пол.
Слайд 9
А скажите, в какой самой популярной командной игре используется мяч, покрышка которого состоит из
водонепроницаемых панелей, пятиугольных и шестиугольных форм, сшитых между собой? (Футбол. )
Слайд 10
Футбол — бесспорно, самая популярная и самая массовая спортивная игра. В нее играют на всех континентах от
школьника до убеленных сединой мужей. Футбол — это скорость, сила, ловкость, быстрота реакции.
Футболу покорны все возрасты — от школьников до пенсионеров.
Слайд 11
Родина футбола — Англия. И само слово «футбол» английское, оно произошло от foot — нога и ball — мяч. Однако еще
две тысячи лет назад, задолго до того, как кожаный мяч появился в Англии, в него играли юноши в Древнем Китае. Игра
с мячом была широко распространена и в Древней Греции. У греков игру в мяч заимствовали римляне. Она стала
любимым развлечением
73
римских воинов, которые играли мячом из толстой воловьей кожи, набитой соломой. Благодаря Риму в 14 веке эта игра
стала известна на Британских островах.
Слайд 12
В средневековый английский футбол играли азартно, но очень грубо. Сама игра превращалась часто в дикую свалку на
улицах. Власти вели упорную войну с футболом; были изданы даже королевские указы о запрещении игры. Но
популярность футбола была настолько велика, что никакие указы не могли остановить ее. Именно тогда футбол получил
свое нынешнее название.
Слайд 13
У каждой спортивной игры, будь то баскетбол, волейбол, теннис, бадминтон и др., есть свои правила. В футболе тоже
есть правила, которые нужно знать.
Цель игры - забить как можно больше мячей в ворота соперника, а после потери мяча защищать свои, соблюдая при
этом правила игры.
Слайд 14
В команде может играть по 5 – 8 человек и несколько запасных игроков, которые могут заменить кого-либо из
основного состава в случае травмы. Одного из игроков команды, самого меткого, смелого, ловкого, выбирают
капитаном. Каждая команда должна придумать себе название (дети придумывают названия «Салют», «Спартак»,
«Динамо»). У игроков команд должна быть форма разного цвета (например, у одних – синие майки, у других - красные),
чтобы не расшибиться при передаче мяча. Можно использовать и повязки разного цвета.
Игра в футбол может длиться до 45 минут. Время игры делится на две половины, с 15-минутным перерывом. После
перерыва команды меняются сторонами поля, а вторую половину игры будет начинать другая команда – не та, которая
74
начинала игру. Выигрывает та команда, которая больше забьет голов в ворота противника. Игроки имеют право вести
мяч только ногами. Передавая мяч друг другу, вы должны забить его в ворота соперника. Задача игроков
противоположной команды – не пропустить противника к своим воротам и не дать ему забить мяч.
Слайд 15
В
футболе
только
вратарь
имеет
право
брать
мяч
в
руки
–
остальные
полевые
игроки
играют
ногами. В футбол любят играть не только мальчики, но и девочки. Сейчас во многих городах появляются женские
футбольные команды.
И снова мы спешим на стадион
– И никуда от этого не деться.
Кто магией футбола увлечен
Того не покидает детство.
В любую секунду дня на земном шаре в воздухе одновременно находятся пятьдесят таких мячей. И один из
них - наш! Смелее и все у вас получиться!!
75